Велодорожки в Вене: краткий обзор

Aug 25, 2014 22:08

Наша велосипедная тема находится в режиме ожидания. Мы ждем от городских властей ответа на наше предложение проложить велодорожку по Каховке, на которой велосипедисты лавируют между пешеходами. Наконец, нас продолжает волновать так надоевшая всем тема велодорожки на Балаклавском проспекте: в настоящее время Депатранс и Депстрой соревнуются в изящности спрыгивания с вопроса.
Ну, а пока мы неблагодарно ожидаем, самое время посмотреть, по каким дорожкам катаются австрийские велосипедисты - иными словами, по каким дорожкам будут ездить будущие зюзинцы.


Тут надо сделать небольшое отступление. С превеликим сожалением я последнее время обнаруживаю, что существуют в нашем обществе индивиды, которые вполне искренне вопрошают: "А зачем вообще нужны эти велодорожки? Почему велосипедисты не могут ехать просто по дороге? Ой, хватит уже этой профанацией заниматься - это все придумала сама власть, чтобы быдло пересаживать на велики, не чинить троллейбусы, а самим продолжать ездить на джипах с климат-контролем!". Как правило, это говорят невелосипедисты, но встречаются и велосипедисты с таким же мнением: "А чё, мне и так нормально". Правда, это часто отдельная категория людей, которым нормально и отсутствие велодорожки, и опаздывающий автобус, и пожар в лесу, и куча говна в подъезде. Те, кто понимает, зачем нужна велодорожка, могут пропустить следующий абзац.
Вам не кажется ненужным то, что на шоссе быстрые машины едут по левой полосе, а медленные - по правой? Или не удивляет ли вас, что большегрузному транспорту запрещено выезжать на крайнюю левую полосу, кроме как на поворот? А то, что питьевая вода и техническая бежит в отдельных трубах? А зачем нам тротуары? В деревне Жоповка, например, машины и люди передвигаются по единому пространству. Как бы объяснить, транспортным средствам с различным скоростным режимом принято выделять самостоятельные полосы движения. Но дело не только в скорости, но и в уязвимости:
- автомобиль быстрый и неуязвимый относительно пешехода и велосипедиста;
- велосипедист небыстрый, неуязвимый по отношению к пешеходу, но уязвимый по отношению к авто;
- пешеход медленный, уязвимый по отношению к велосипедисту и автомобилю.
Как видим, у перечисленных трех видов передвижения свой индивидуальны набор "скоростей" и "уязвимостей", что наглядно показывает: им не место на общей дороге. Это очевидно, и ни в одной европейской стране, кроме России, никто не пытается оспорить эту очень простую логику.
Теперь, когда мы постигли тайну необходиомсти велодорожек, можно поглядеть, как венские "дикари" колесят по "ненужным" велодорожкам.

1. Собственно велодорожки
Конечно, идеально, когда дорожка обособлена от пешеходов и дороги, - это рай для велосипедиста. Но встречается такое не очень часто. А между тем, именно легенды о "вездесущей обособленности" европейских велодорожек и ходят.


Конечно, это не так. В Вене не так уж много пространства, чтобы так упрощать жизнь велосипедистам.
Дорожки встречаются вдоль автомобильных дорог.


Вдоль тротуаров.




Встречаются и велопешеходные дорожки, которые этой весной у нас тоже приобрели легальное положение.


2. Перекрестки с велодорожками
В Москве пока так и не научились нормально обозначать пересечение велодорожками автомобильных дорог. Все подрядчики, у которых в компплексную реконструкцию включена велодорожка, действуют по принципу: "дорожку разметим, а перекрестки - уж как получится". А все утвержденные великими мужами проекты велодорожек деликатно обходят эти вопросы и ограничиваются лишь абстрактными маршрутами.

Вот типичный австрийский перекресток. Обозначить на нем велодорожку является чем-то очевидным и обязательным.


Сразу видно, что велосипедист - это не "лошарик, который даже на гнилую нексию не накопил", а полноправный участник движения. Красным выделены не все перекрестки, а только те, которые представляют наибольшую опасность и требуют повышенного внимания как от водителей, так и от велосипедистов.


Островок безопасности. Обратите внимание: никаких бордюров на пути велосипеда.


Понятно, куда можно ехать.


3. Парковки
Велопарковки самые разные. Чего нам не хватает, так это крытых парковок.



Но и в случае нехватки парковок не заморачиваются.

А вот так обозначают конец велодорожки.
Нашли, что показать! - воскликнете вы. Однако, у нас этот знак практически не встретишь, хотя он был бы весьма полезен при многочисленных обрывах наших дорожек.


Пост специально сделал ненапряжным: скорее, чтобы показать, что велоинфраструктура не стоит дорого. Она стоит ровно столько, сколько стоит реконструировать улицу.
Но в Москве пока даже при включении велодорожки в реконструкцию не учитывают элементарных вещей. Посмотрите, например, на эту свежую дорожку, проложенную по Пятницкой улице, недавно открывшейся после реконструкции, и ставшей объектом конструктивной критики Ильи Варламова. Дорожка действительна будет занята пешеходами, которые вновь будут мешать велосипедистам, а значит - для обоих на этой улице ничего не изменится...


Как видно из картинок, в Вене не назвать велотрафик каким-то насыщенным: люди пользуются велосипедом по необходимости. Однако, созданные условия сами по себе словно манят к велосипеду: как не удержаться и не съездить в магазин/на работу на велике?
Спасибо за внимание.


велодорожки, велосипед, Дептранс, Штаб Зюзино, Штаб гражданских действий в Зюзино, транспорт, благоустройство

Previous post Next post
Up