ВНИМАНИЕ! Пост не рекомендуется к прочтению людям, испытывающим расстройства при виде велосипеда в городе! Перед прочтением поконсультируйтесь с велосипедистами своего района.
Сегодня решил написать о велоинфраструктуре как рядовой велосипедист, крутящий педали в практических целях: работа, магазин, банк и т.п. Можно сколько угодно приводить графики и проценты в пользу или против велосипедного транспорта в крупном городе, но по-настоящему все проясняется тогда, когда просто садишься и едешь. И только тогда ты делаешь для себя правильный вывод. Ниже - самые правильные выводы, которые я когда либо делал для себя о велотранспорте.
1. Велосипедная дорожка - это хорошо, но только там, где она действительно нужна.
Основной мой маршрут пролегает по улице Каховка. На протяжении всей этой улицы сконцентрировано большинство важнейших учреждений, магазинов и других посещаемых объектов района (+- 500 м в сторону). Это наиболее людная улица, поэтому по ней и проезжает основная часть велосипедистов района, которых в этом году заметно прибавилось. Согласно ПДД велосипедист имеет право двигаться как по автодороге, так и по тротуару, если не создает помех пешеходам.
Транзитный характер улицы Каховки (соединение Профсоюзной и Варшавки), 6 полос, местами приличные перегоны между светофорами позволяют автомобилям двигаться со скоростью 80 км/ч без административно-правовых последствий. Есть и те, кто балует себя на этой дороге и 90-100 км/ч. Не желая быть намотанными на колесо "Лэнд Крузера", 90% велосипедистов едут по тротуарам, лавируя между пешеходами.
Но даже если бы все ехали положенные 60 км/ч, это все равно была бы небезопасная скорость для велосипедиста. Вывод только один: на Каховке нужна веложорожка. Варианты ее реализации обсуждаемы: это может быть и велополоса, и велодорожка, соседствующая с тротуаром. Я склоняюсь к полноценной велодорожке на одной стороне улицы, т.к. велополоса будет мешать троллейбсам и парковкам.
Иная ситуация на более тихих улицах: Перекопской, Херсонской, Керченской, Одесской, М.Юшуньской. Значительная часть автомобилистов двигаются здесь с меньшей скоростью, где-то стоят ограничения 40 км/ч, а тротуары не так многолюдны. Таким образом, велосипедист будет комфортно передвигаться, никому не мешая как на автодороге, так и на тротуаре. Поэтому велодорожки на этих улицах, используя глоссарий зюзинской Управы, нецелесообразны.
Таким образом, грамотные предложения о развитии велоинфраструктуры сводятся не к закатыванию всех улиц в велодорожки, а к разумному планированию дорожек там, где необходимо выделение индивидуальных зон для всех участников движения: пешеходов, велосипедистов, автомобилистов и общественного транспорта.
2. Наиболее удобен велосипед для маршрутов с дневным пробегом не более 10 км (5 туда - 5 обратно)
Не берем в расчет тех героев, которые каждый день наматывают десятки километров и чувствуют на себе даже перепады погоды севера и юга Москвы... Мы говорим о расстояниях, которые позволили бы сесть на велосипед домохозяйкам, клеркам, студентам, школьникам. Лично мне в рабочий день приходится преодолевать около 6 км. Именно в отношении таких поездок велосипед и является допустимой альтернативой общественному транспорту - там, где на велосипеде действительно быстрее (из-за пробок, например) и экономичнее. Поэтому не поддавайтесь на провокационные споры некоторых урбанистов, которые пытаются заставить вас сравнивать зеленое и квадратное: от того, что самолет в разы быстрее поезда, ни одна страна еще не принялась массово демонтировать рельсы.
3. Велосипед - это действительно заряд бодрости.
Хотя в офисах бывает еще та движуха, в основном бумажная работа предполагает малоподвижный рабочий день. Трудно поверить, но под конец рабочего дня мне порой не терпится сесть на велосипед, потому что после поездки на нем я прихожу домой значительно менее уставшим, нежели после троллейбуса или машины. Что касается выхлопных газов: так получилось, что Зюзино - район с благоприятной по московским меркам экологией. Последнее время я выбираю тихие и зеленые улицы вдоль Каховки, хотя и саму Каховку совсем уж загазованной я бы не назвал.
4. На велосипеде можно ездить, не потея.
Главное - не торопиться. Примерно на 4-5 -й раз повседневного пережвижения вырабатывается абсолютно неспортивный стиль: вы словно идете пешком.
5. Для велосипеда не нужна специальная одежда.
Большинство поездок я совершал в брюках и ботинках. Ничего не порвалось, не покарябалось. Тут, конечно, и велосипед нужен соответствующий, городской (широкое сиденье, низкая рама, педали без шипов, защита на цепи и т.п.).
6. Городской велопрокат удобен.
Как только в моем районе появился велопрокат, я перестал пользоваться своим велосипедом и увез его на дачу.
Нужно признаться, что городской велопрокат Velobike в целом удобен: как процедура регистрации/авторизации, так и сами велосипеды.
Регистрация на сайте занимает несколько минут, после чего вы можете выбрать нужный абонемент и оплатить онлайн.
Первый раз я брал месячный абонемент за 600 р. + у меня заморозили 1000 р. (возвращают прямо в последний день абонемента). Весь месяц продолжительность моих поездок не превышала 30 мин, поэтому дополнительно я ничего больше не платил. Между тем, за поездки свыше 30 мин предусмотрены прогрессирующие тарифы (чем дольше, тем дороже), а невозврат в течение, по-моему, 48 часов считается кражей. Таким образом, стоимость аренды велосипеда складывается так: абонентская плата + тариф свыше 30 мин. по каждой поездке (последний вычитается из замороженных 1000 р).
Кстати, если берете абонемент на сезон (до 31 октября) за 1200 р., резерв 1000 р. не взыскивается.
Есть и дневной билет, который стоит что-то около 150 р.: катаетесь весь день (больше подойдет для туристов, наверное).
Все уже знают, что представляет из себя типичная станция велопроката.
Все операции с регистрацией и платежами можно выполнить как в интернете, так и с использованием уличного терминала. Еще можно посмотреть на карте остальные станции велопроката, их заполненность.
Если вы зарегистрировались предварительно на сайте и оплатили абонемент, вам в дороге понадобятся только логин и пароль. Можно также пользоваться прокатом посредством карты "Тройка". Оба варианта заполучить велосипед реализуются через консоль самого велосипеда - забудьте про башню терминала скраю.
Перед выбором велосипеда не лишним будет пощупать давление в шинах (иногда попадались мягенькие) и понажимать тормоза.
Извините за нечеткую картинку. На всякий перевожу: "1" - прокат с использованием карты "тройка" (прикладываем вверху слева); "2" - прокат с использованием логина и пароля.
После прикладывания карты или ввода логина и пароля (нажав ОК), услышав протяжный писк, можно забирать велосипед.
Велосипед оборудован подножкой. Высота сиденья легко регулируется (откидываем вверх рычаг под ним).
В корзниу помещалось все, что мне нужно.
Кроме того, в элегантном руле спрятан замок, который "выстреливает" из правой рукоятки, если нажмете "пимпочку" на торце левой рукоятки.
В отличие от прошлогодних велосипедов, нынешние оборудованы 3-хскоростным переключателем скоростей, который довольно удачно отрегулирован: на 3 передаче можно нормально ехать по ровной дороге, а 1-ая позволяет терпимо преодолевать крутые подъемы.
Кожух надежно защищает вашу одежду от цепи.
Чтобы вернуть велосипед, нужно вкатить его в свободный слот на вашей конечной станции велопроката: система распознает "возвращение домой" и заблокирует велосипед: после писка нужно нажать кнопочку "ОК" на консоли велосипеда. Через минуту вам придет СМСка о завршении прокатной сессии (будет указано время и израсходованная сумма, если не уложились в 30 мин).
В заключении хочу сказать следующее. По Каховке много людей ходят пешком на приличные расстояния. Многие проходят мимо проката, задерживая взгляд на сверкающие велосипеды. Когда я проезжаю в костюме мимо таких пешеходов, многие провожают меня взглядом. Возможно, они думают: "Вот, идиот, в костюме да на велосипед! Дома расскажу, вот умора будет!" А, может быть, наоборот, думают: "Если даже в костюмах ездят уже, значит я на неделе тоже попробую...".
И тут я пришел к главному выводу:
7. Не бойтесь выглядеть идиотами!
Штаб Зюзино и сотни, тысячи велосипедистов Зюзино очень хотят сделать свой район пригодным для комфортного передвижения велосипедистов, наряду с другими участниками движения. Велодорожка на Каховке по обращению муниципального депутата Зюзино Константина Янкаускаса
включена в схему развития велоинфраструктуры до 2020 года.
Это лишь первые шаги на пути к нашей мечте. Следующие шаги мы рассчитываем делать вместе с тобой, читатель!
Почтовый ящик velouzao@gmail.com по-прежнему ждет ваших писем.