Африка, така Африка

Mar 20, 2012 19:03



Цікавенний репортаж із фотками в Известиях. І хоча краси із тарілками в губах, висячими грудьми та нібито прекрасними шрамами на жіночих спинах, я не розумію, але почитати цікаво. Оригінал тут

Убил льва и стал мужчиной
В Кении мы с оператором Сашей Дмитриевым оказались случайно. Перед самым вылетом в Танзанию мне прислали наводку на уникальную кенийскую деревню племени масаи в 160 километрах от Найроби и координаты проверенного гида родом оттуда. Так экспромтом изменились планы и страна. Масаи - один из туристических символов Кении и Танзании, но иностранцам показывают исключительно потемкинские деревни, не имеющие отношения к традициям, а живут в них актеры. Но если с позиции туриста смотреть, то такие места нужны: цирковые поселения удобно расположены, масаи там наряжены даже ярче, чем в реальных племенах, да и сувениры «не отходя от кассы» можно купить. Туристу, который хочет привезти из отпуска пару фотографий себя любимого в обнимку с вождем, большего в принципе и не нужно. Но нас интересовало, как живется в веке ХХІ настоящим воинам-кочевникам, не обзавелись ли они еще смартфонами? В саваннах Кении и Танзиии насчитывается порядка миллиона масаи, приблизительно поровну в обеих странах. У масаи до сих пор нет паспортов, далеко не каждый из них знает свой возраст, а правительство сделало для племени исключение и разрешило жить на территории национальных парков, рядом с дикими животными.

Правда, с одним условием - охотиться нельзя. Для масаи это проблема, ведь по традиции даже чтобы мужчиной стать, раньше мальчик должен был сперва убить льва. Но львов пересчитали и уничтожать запретили. Хотя бывают случаи, когда, несмотря риск заплатить огромный штраф или переместиться из саванны в тюрьму, особо рисковые масаи все-таки применяют копье по назначению, удовлетворяя притупленные цивилизацией чувства воинов.


Мы приехали туда, где посреди комплекса масайских мазанок есть современная деревня, в которой зажиточные люди-дикари за вырученные с продажи скота деньги изменили традициям и построили кирпичные дома. Рестораны, где можно выпить немасайского пива и сыграть на немасайском бильярде под немасайскую музыку. Школа, где можно научиться читать и писать. И даже церковь - масаи называют себя христианами.
Именно сюда воины со всей округи приходят зарядить мобильные телефоны. Этот атрибут цивилизации в свою жизнь пустили даже те, кто в остальном живет по первобытным законам. Мобильник для масаи сегодня, похоже, важнее копья. Копье дома могут забыть, а без телефона никуда. Поэтому в деревне есть киоск, внутри которого хитросплетения проводов и сотни удлинителей и тройников, зарядные устройства на все основные модели телефонов. А пока масайская мобильная гордость заряжается, можно выпить пива и пообщаться с братьями-воинами.
Вместе с кенийскими масаи мы провели несколько дней, встретили с ними новый год и даже научили делать оливье прямо посреди саванны. Особенно будут помнить елку из Коломыи, которую мы поставили в саванне в новогоднюю ночь, и, конечно же, украсили. К нам за запахом карпатской «тайги» приходили целые масайские делегации со всех концов саванны.

Бьют розгами - значит, любят
В соседней Танзании, в знаменитом кратере-заповеднике Нгоронгоро - тысячи туристов и бутафорских масаи. Но стоит арендовать джип и отъехать от трассы вглубь саванны всего километров на 15 - и попадаешь в другой мир, где появление иностранца вызывает шок, восторг и ажиотаж. Дети прячутся, боятся белых больше гиен, спокойно разгуливающих по масайским огородам.

Мы едем в гости с подарками: конфетами, водой, игрушками, часами, фирменными наклейками нашей программы. Не сомневались, что наклеят их на забор. Но масаи прилепили их на свои лбы. Спрашиваешь: почему? Потому что красиво! Тут украшением может стать все, что под руку попадет.

Еще одно племя и страна. Эфиопия, долина реки Омо, где живут знаменитые мурси и хаммер - главные цели 80% туристов. Но мы нашли способ быть от бутафории подальше. Съемкам в племени хаммер предпочли работу в 40 километрах от него, в племени бенна. От знаменитых хаммеров его отличает два момента: первый - название, второй - отсутствие туристов. В остальном народности идентичны во всем: от мельчайших деталей нарядов до традиций. Самая необычная из них, яркая и на европейский взгляд жесткая - обряд, когда один и мальчиков племени становится мужчиной. Его задача - перед сотнями гостей нагишом пробежать по выставленным в ряд быкам. Но это вечером. А сначала ритуальные женские танцы с автоматами Калашникова.

После них бенна и хаммер воплощают в жизнь поговорку: бьет - значит, любит. Женщин из своей семьи, а семьи там насчитывают по нескольку сотен родственников, мужчины бьют по спине розгами. В танце, но очень сильно. Бьют, пока исполосованная спина не начинает истекать кровью. Чтобы раззадорить своих мужиков, племенные барышни могут все в том же танце их провоцировать оскорблениями - чтоб били сильнее, а шрам на спине становился красивее. Шрамы украшают, но в случае с племенами долины реки Омо не мужчин, а женщин.

Уже лет пять вместо сережек эти люди носят в ушах карточки пополнения счета одного из местных мобильных операторов. Плоские пластиковые полосы - последний писк племенной моды региона. Причем не от нужды - просто это красиво.
Когда-то, во времена работорговли эфиопское племя мурси придумало, как сделать своих женщин непривлекательными для торговцев людьми. Им стали прокалывать нижнюю губу и растягивать ее, вставлять глиняные диски, постепенно увеличивая их диаметр. Чтобы нижние зубы не мешали тарелке, частично их выбивали. В итоге работорговля ушла в историю, а тарелки в губах остались - мурси привыкли и решили, что это красиво.

Традиция жива и сегодня. Считается: чем тарелка больше, тем женщина красивее, и выкуп за нее на свадьбу дадут больше. Выкуп, естественно, в главной племенной валюте Африки - в коровах. Тут все крупные сделки измеряются именно в скоте, а не долларах, евро или местной валюте. За красивую и молодую невесту с большой тарелкой выкуп может составить даже сотню или полторы коров. Для сравнения, автомат Калашникова - это три коровы, и забирай. Мурси поголовно вооружены советским автоматическим оружием. Вождя без «калаша» вообще встретить невозможно. Для них этот атрибут - мужская игрушка и гордость, что-то вроде автомобиля для наших мужчин.

Поэтому турист в гости к мурси может явиться только с охраной, тоже вооруженной. Мурси - племя пьющее. Крепкие напитки на африканской жаре они начинают употреблять уже в полдень. Поэтому всех туристов в час дня отсюда вывозят, мотивируя суперопасностью. Мы, естественно, остались. Заночевали. Провели в племени целые сутки. Сделали это против воли водителя и гида. Им ничего не оставалось, как назвать нас сумасшедшими и уехать. Ночевать вместе с мурси боятся даже сами эфиопы, часто произнося фразу «это не люди - это дикие животные». Вот что значит слава и слухи о кровожадных и опасных - именно так позиционируют это племя турагентства, путеводители и интернет. Но, как мы и подозревали, страшилки оказались отчасти мифом. Да, мурси действительно пьют- но нельзя сказать, чтобы буянили. Прожив с ними сутки, описать их стиль жизни хочется фразой: «Живут, как овощи». Утром ждут туриста. Если тот приехал - берут у него деньги за фотографии, причем очень агрессивно. Один щелчок затвора - и давай по одной купюре каждому, кто предположительно мог попасть в кадр. Купюры, какие есть - сдачи здесь не дают. Мелкими нужно запастись заранее. Шансов не заплатить нет. В полдень, если туристов уже или еще нет, мурси покупают любимый кукурузный самогон и до наступления темноты лежат под деревьями.

Кто-то спит, кто-то играет в незатейливые детские игры, кто-то собирает и разбирает автомат Калашникова, кто-то просто смотрит в небо или ковыряется в носу. Они целый день ничего не делают, лишь меняя место возлежания под деревом, перемещаясь вслед за тенью от кроны. По другим деревом женщины. Свои знаменитые тарелки днем снимают, нижние губы петлями свисают вниз.

Сейчас их выделяет только обнаженная грудь и шрамы. Здесь они считаются украшением. Их наносятся лезвием двумя способами: первый - просто сделать на теле рисунок небольшими, но глубокими надрезами. Второй - приподнять кожу иголкой, и только потом надрезать, форма шрама получается округлой. Существует миф, что внутри каждого шрама есть еще и инородный предмет для придания объема, но это неправда. Просто в условиях пыльной саванны и антисанитарии раны заживают долго, гноятся и в итоге образуются наросты, бугорки. У меня даже обычная царапина о колючку в тамошнем климате не заживала две недели, а зажив, стала объемной. Что и говорить про глубокую работу бритвенным лезвием.

Шрамированные полуобнаженные женщины либо делают кукурузную муку, растирая зерна камнями, либо, как их воины - просто сидят под деревьми вместе с детьми. И только ночью, когда сумасшедшая жара спадает, мужчины и женщины объединяются в своих хижинах. Так каждый день. Правительство косо поглядывает на мурси и их паразитирующий и абсолютно бессмысленный образ жизни. Даже подумывает о том, чтобы чем-то занять племена, заставить их работать. Хотя с другой стороны именно мурси заманивают в Эфиопию туристов. Поэтому власти идут на уступки племени - разрешают бездельничать и не отбирают автоматы Калашникова. Лишь периодически их пронумеровывают и пересчитывают - для учета.

Мы специально жили у мурси, которые сравнительно с остальными поселились далеко и неудобно. Туристы к ним приезжают редко и избаловали еще не сильно. Вовсе нетуристических и не испорченных долларом мурси в долине реки Омо уже не осталось. А вот в племенах возле дороги, если снова вернуться к разговору о красоте и неожиданных украшениях, творится настоящий цирк. Тарелка в губах - это константа. Но в дополнение каждая женщина старается придумать как самовыразиться и выделить себя из толпы. А следовательно пробудить у туриста желание сфотографироваться именно с ней. Рассмотрите женщину, с которой я сфотографирован - она даже рога какого-то животного вместе с остатками черепа себе на голову прикрутила. Хотя в традициях мурси такого головного убора нет и никогда не было.

Да и полностью обмазывать себя сажей обычаи не велят. Зато турист внимание обращает и платит. Глядя на пример своих мам и бабушек, малышня с ранних лет тоже осваивает основы племенных эталонов красоты и импровизирует. Это значит, что все найденное в саванне полагается прикрутить себе на голову. Будь то хоть арматура, как у малыша мурси на фотографии.

От мурси уезжаешь в смешанных чувствах. Интересно, но грустно. Народность превратилось в туристических паразитов, ведет себя достаточно агрессивно. И если простой турист может взять с собой пачку мелких купюр и фотографировать, то коллегам-журналистам я бы советовал десять раз подумать, прежде чем отправляться в гости, особенно с видеокамерой. Тарифы за то, что вас пустят на свою территорию, просто ошеломляющие. И сколько бы вы не заплатили - через несколько часов обязательно объявят, что нужно платить еще, а ссориться с вооруженными людьми как то не хочется. Сутки с мурси мы провели очень интересно, нашли контакт, они даже сумели забыть про деньги и перестали обращать внимание на видеокамеру. Мы просто жили, играли в их игры, я обучал нашим, общались. Было интересно, весело и очень позитивно.

Я даже подумал, на них немного наговаривают, представляя в худшем свете. Но когда на следующий день за нами приехала машина, у мурси в головах все-таки включилось: «Деньги уезжают». Забыв про позитивное общение предыдущих 24 часов и дружеские прощания, они стали бросаться под колеса, размахивать автоматами, кричать и блокировать выезд, требуя доплаты. Хотя мы их, мягко говоря, не обидели. За право прикоснуться к их жизни рассчитались и отблагодарили - корову ни одну подарили, если пересчитать на племенную валюту. Но в отношении денег у мурси девиз из одного слова: «мало», всегда мало и впечатление от поездки это портит.

Обычному туристу, чтобы вкусить эфиопской экзотики и увидеть знаменитые племена долины реки Омо, понадобится джип, пара недель времени и немаленькая сумма. Плюс климат очень сложный: жаркая африканская степь, кондиционеров в джипах на этом маршруте чаще нет, чем есть. В общем, путешествие тяжелое, а отдых специфический - для настоящих фанатов. Если вы не фотограф и не этнограф, а просто в свой отпуск и за свои деньги хотите вкусить африканский колорит, то разумнее, безопаснее, комфортнее и дешевле сделать это в Танзании. Про нее - в следующих репортажах.
Дмитрий Комаров

цікаве

Previous post Next post
Up