Реб Шмуэль Мункес и 9 Ава

Jul 19, 2010 18:39

Предупреждаю: пересказываю по памяти, источник - "Сихат аШавуа" которую читал N лет назад, их источник мне не ведом и посему искателей неувязок посылаю по адресу за базар не отвечаю.
Так вот, в какой-то год у Алтер Ребе гостил один из "хеврайя кадиша" - учеников Межеричского магида. В ночь на Девятое Ава, он пришел в бейс-мидраш и обнаружил, что молодые хасиды под чутким руководством Шмуэля Мункеса плюются в молящихся колючками, кидаются шишками и вообще всячески дурачатся. "Такие мОлодцы (в оригинале - аврехим) как Ваш Мункес, позорят хасидизм!" - рассердился гость. А между прочим, гость сам был Ребе и толк в хасидах понимал.
Хозяин, ничего ему не сказал. Правда, и замечания молодцам не сделал.
Но назавтра, когда народ чинно отчитал траурные кинот и к полудню разошелся по домам, Алтер Ребе попросил его следовать за собой. Они шли по местечку, потом вышли в поле, забрались в лес... гостю было неудобно задавать вопросы, а хозяин вдруг стал на редкость молчаливым....
И вот, на полянке в лесу, верхом на рассерженном муравейнике, сидел Реб Шмуэль Мункес и читал кинот. По щекам его катились слезы, то ли от траура, то ли от укусов муравьев, которые кажется облепили его всего.
Гость тихо сказал своему товарищу: такие молодцы как Ваш Мункес, строят хасидизм. А он, между прочим, сам был Ребе и толк в хасидах понимал.

Если честно, я далеко не все понял в этой майсе. Вообще непонятно, откуда взялся обычай дурачиться на 9 Ава в синагоге и что в нем хорошего? И кстати, куда он делся и почему? И неужели даже Р. Мункесу нужен был муравейник, чтобы почувствовать скорбь о Храме? Что же тогда можно сказать о нас, сирых?
В общем, выставляю майсу на обсуждение.
И очень надеюсь, что этот год - последний, когда вопрос траура на 9 Ава еще является практическим.

Спасибо всем кто откликнулись. Теперь подведем итоги.
Итак, обычай дурачиться в синагоге на 9 Ава предназначен для ослабления общественного траура. Поскольку люди находятся на разных уровнях, и некоторые могут впасть в меланхолию (ацвут) от полноформатного траура, что противопоказано!
А на индивидуальном уровне, каждый должен держать на 9 Ава как можно более глубокий траур - но ровно настолько, чтобы не скатиться в меланхолию. И если это идет вразрез с характером, возможно применение внешних факторов - усугубить страдания поста, чтобы усилить траур.
Поэтому понятно, почему в этих рассказах фигурируют или хасиды, или Рабеим но в детстве. В отличие от них, хасидский Ребе самодостаточен и управляет своим душевным настроем. Он может получать удовольствие от Шабата, справляемого в Петропавловской крепости, и быть погружен в траур, когда вокруг дурачатся хасиды.
Надеюсь что этот конспект нам более не понадобится, но что мы сумеем извлечь из него пользу и без поста!

Майсы, В ногу со временем

Previous post Next post
Up