Блеф, лестницы и ультиматумы.

Jul 08, 2024 21:58


Друзья, делюсь впечатлениями после чтения документов связанных с оценкой действий НАТО - Россия.

Это публикации:«Использование и полезность ультиматов в принудительной дипломатии», Тим Свейс от 14 июня 2023 г

Escalation Scenarios and Risk Reduction Measures for Russia and NATO following the War in Ukraine Daan Sanders, Tim Sweijs and Paul van Hooft от September 2022

тексты Rand corp на тему эскалации

плюс избранные места из Доктрины Герасимова впервые опубликованные Марком Галеотти в его блоге и «Дебаты об Украинском военном командовании» Института глобальной государственной политики (GPPI) от 24 июня 2024 года

итак, бегу



Первоначально хочу вспомнить определение.

Дипломатия - принятый метод влияния на решения и поведение иностранных правительств и народов посредством диалога, переговоров и других мер, не предусматривающих войну и насилие. источник - Britannica

По мнению Тима Свейса - Ультиматы представляют собой сильные принудительные угрозы, состоящие из конкретного требования противника, срока выполнения и обещания жестокого наказания в случае невыполнения. В книге приведены 87 ультиматумов, опубличенных с 1920 по 2020 годы, автор раскрывает новый взгляд на эффективность и результаты ультиматумов.

Например ультиматум выдвинутый Малой Антантой в Центральной Европе в 1920-х годах, японский ультиматум против Китая в 1930-х годах, оценка действий во время знаменитых берлинских кризисов в 1930-е годы, а также в 1950-е и 1960-е годы, ультиматумы США Ираку в 1990-е и 2000 годы, ультиматум возглавляемой Саудовской Аравией коалиции против Катара в 2017 году и многие другие.



Доктор Тим Свейс - директор по исследованиям Гаагского центра стратегических исследований, сотрудник Нидерландского исследовательского центра военных исследований. Советник по технологиям, конфликтам и национальным интересам правительства Великобритании, сотрудник Центра международной стратегии, технологий и политики Школы международных отношений Сэма Нанна Технологического института Джорджии.

Свейс излагает четырехкомпонентную типологию, которая освещает разнообразные цели и последствия ультиматумов:

1) диктат,

2) условное объявление войны,

3) блеф и

4) ультиматум о балансировании на грани войны.

«Ультиматы, согласно которым противникам грозит суровое наказание, если они не выполнят требования, являются одной из чистейших форм принудительной дипломатии. В этом уникальном и тщательном исследовании Свейс демонстрирует, что ультиматумы могут принимать различные формы, каждая из которых имеет свои собственные условия, определяющие их эффективность».

Сэр Лоуренс Фридман, почетный профессор военных исследований Королевского колледжа Великобритании

Заявления Путина, а именно Мюнхенская речь от 2008 г. к какой категории отнести? Если исходить их событий которые произошли значительно позже, это пункт 2 или 4.

Для Украины, Стамбульский договор 2022 г. был категорией №1, как бы мы его не оценивали похабным миром или выгодным договорняком,так как украинская элита готова была принять условия РФ.

Итак двигаемся дальше, что такое эскалация?!

В докладе по эскалационным сценариям авторы расшифровывают понятие как -  «Эскалация - это «увеличение интенсивности или масштабов конфликта, которое переходит порог (пороги) которые один или несколько участников считают значительными».

Оценим схемы эскалации и последствий приведенные в вышеуказанных публикациях. Прежде всего это текст Тима Свейса и его коллег от 2022 года.

Авторы предлагают три сценария преднамеренной эскалации:

(1) диверсионная (кибер) кампания против Запада, которая может нанести широкомасштабный ущерб;

(2) российский удар обычными вооружениями по линиям поставок НАТО в Украину или по активам НАТО;

и (3) применение Россией низкоэнергетического, так называемого ТЯО в Украине. Видео ТЯО

Кремль может пойти на такие эскалационные шаги, чтобы удержать Запад от дальнейшей помощи Украине и санкций против России. НАТО окажется перед выбором из двух зол - сократить сократить поддержку Украины или пойти на эскалацию с риском масштабных разрушений.

Во-вторых, есть три сценария непреднамеренной эскалации между Россией и НАТО

(1)российская атакой на основе ошибочных разведданных;

(2) случайный удар по объектам НАТО;

и (3) атака Запада или России на системы командования и разведки с двойным потенциалом (ядерным и обычным) другой стороны и обычные) системы командования и разведки.



Мало того, следует еще и оценивать Э. в вертикальном  и горизонтальном измерении.

Для вертикальной эскалации полезно использовать метафору лестницы: нижние ступени включают в себя ненасильственные инструменты в конфликте, такие как экономические санкции; выше - небольшие кибератаки, и, опять же выше, обычные стычки. По мере того как противники поднимаются по лестнице, они вступают в крупномасштабные обычные военные действия, а верхние ступени лестницы занимают занимают ядерные войны, если один или несколько противников обладают таким оружием.

При горизонтальной эскалации противники не идут на эскалацию по принципу «один к одному»: на кибератаку могут быть ответными санкциями или обычной контратакой. Государства могут самостоятельно решать, как они осуществляют эскалацию; однако они не контролируют, как противник интерпретирует их эскалацию. Государства, идущие на эскалацию, могут потерять контроль или непреднамеренно перейти границы.

И тут мы вспоминаем Дмитрия Анатольевича Медведева



Авторы разжевывают нам

«Противники могут манипулировать временем и способом эскалации для достижения своих политических и военных целей, они также манипулируют порогами, так называемыми «красными линиями», которые они устанавливают для того, что считается - по их мнению - эскалацией. Можно сообщить порог, но если противник не верит, что пересечение этого порога приведет к значительным негативным последствиям, он все равно сможет его преодолеть. Таким образом, порог должен быть четким, а угроза возмездия за его пересечение - столь же четкой и подкрепленной реальными возможностями».

Авторы предлагают шесть сценариев эскалации

( № 1-3, преднамеренная Э. и № 4-6 непреднамеренная Э. ):

  1. Подрывная кампания против НАТО
  2. Нанести удар по объектам НАТО вблизи Украина
  3. Ограниченный ядерный удар по Украине
  4. Атака основанная на ошибочных данных разведки
  5. Случайное нанесение ударов по объектам НАТО
  6. Атака на системы с двойной поддержкой C3I




Продолжим дайджест



Предыдущие исследователи RAND определяли эскалацию как увеличение интенсивности или масштабов военного конфликта, «которое превышает пороговые значения, которые один или несколько участников считают значительными» (Forrest E. Morgan, Karl P. Mueller, Evan S. Medeiros, Kevin L. Pollpeter, and Roger Cliff, Dangerous Thresholds: Managing Escalation in the 21st Century, RAND Corporation, MG-614-AF, 2008, p. xi.).

Эскалация может быть вертикальной (т.е. изменения интенсивности конфликта) или горизонтальный (т.е. изменение географических масштабов конфликта). Эскалация может быть преднамеренной, непреднамеренной или случайной (см. таблицу 1).



Тип эскалации

Преднамеренный - одна сторона целенаправленно ведет к эскалации, чтобы предотвратить поражение или получить оперативное преимущество

Непреднамеренный - Одна из сторон предпринимает действия, которые она не воспринимает как эскалацию, но ее противник интерпретирует их как таковые

Случайный - Непреднамеренное действие или ошибка



Оценка RAND подчеркивает последствия для США и НАТО policemakers

•Поддержание сплоченности североатлантического союза НАТО имеет решающее значение для продолжения поддержки Украина и сдерживание эскалации со стороны России.

•Постоянный поэтапный подход к оказанию большей поддержки Украины мог бы ограничить риски эскалации, но это может сработать против Украины, если Россия быстро введет новые силы и потери украинцев возрастут.

•Путин может оказаться политически неспособным снизить свои военные цели, что даст ему меньше возможностей для маневра.

•Более разрушительные атаки против гражданского населения Украины могут стать следствием маховика эскалации при усилении ударов Украиной вглубь территории РФ.

• Внутренняя нестабильность в России, вероятно, повлияет на расчеты Путина, но направление ее последствий пока неясно.

• Способность США контролировать будущую эскалацию может ослабнуть. Политики США и стран-союзников должны планировать реакцию на эскалацию со стороны России, стремясь при этом поддерживать дипломатические и военные каналы связи с Россией, которые могли бы остановить эскалацию.

Варианты преднамеренной эскалации, которые коренным образом изменили бы динамику конфликта

  1. Ограниченная российская атака войск НАТО в Европе
  2. Россия провоцирует кризис за пределами региона
  3. Россия проводит широкомасштабную воздушную и ракетную кампанию против Украины
  4. Россия инициирует широкомасштабное применение химического оружия против Украины
  5. Применения ядерного оружия внутри Украины 
  6. Украина расширяет свои удары вглубь России

Я бы рассмотрел два - три сценария в докладе ренд

№2 Россия провоцирует кризис за пределами  региона с целью отвлечь внимание США и союзников поддерживать этот регион.

Сдерживающим фактором будет

•Нежелание России идти на дальнейший риск

•Потенциал усиления международной оппозиции России

№4М Применение хим оружия РФ.  Сам сценарий вероятно шаблон для медиа со времен (5 февраля 2003 г) пробирок гос.секретаря США



№1 Ограниченная российская атака войск НАТО в Европе, с целью вынудить НАТО ограничить или прекратить поддержку Украине

Не грешно также выслушать и других членов НАТО, прям таки свежайшее



Так Никлас Бальбон из Института глобальной государственной политики пишет

«Военные аналитики полагают, что украинские оборонительные позиции на севере Харькова были плохо подготовлены к нападению России. Однако, правда в том, что нападение могло состояться еще и потому, что Германия и США долгое время сопротивлялись разрешению Украине использовать западное оружие против российских целей за границей. Многие украинцы поплатились жизнью за то время, которое нам потребовалось, чтобы сломить это внутреннее сопротивление. Эта нерешительность продолжает хорошо известную модель политики Германии в отношении Украины: мы подробно обсуждаем предполагаемую опасность большей поддержки только для того, чтобы в конечном итоге ее предоставить. Это поднимает вопрос о том, почему мы постоянно соглашаемся на человеческую цену нашей осторожности только для того, чтобы в конце концов сдаться.

Честный ответ на этот вопрос предполагает утверждение, что на самом деле нам не приходится выбирать между противодействием эскалации и усилением поддержки Украины. Вместе со своими партнерами по НАТО Германия могла бы, например, защищать части воздушного пространства западной Украины без необходимости размещения ПВО НАТО на Украине. Украина уже использует собственную систему противовоздушной обороны, чтобы не допустить проникновения российских самолетов в воздушное пространство западной Украины. НАТО останется только сбивать российские ракеты и беспилотные летательные аппараты - соответственно, риск эскалации невелик. Все, что потребуется от правительства Германии, - это смелость протолкнуть это предложение через Бундестаг и провести его в жизнь, несмотря на ожидаемое там сопротивление. Однако такой подход позволил бы Украине переместить собственную ПВО на юг и восток страны, чтобы лучше защитить там свое население. Это внесет значительный вклад в обороноспособность страны.

Пример показывает, что возможны упреждающие решения, которые не заведут нас в неконтролируемую спираль эскалации. Однако федеральное правительство и его западные партнеры должны, наконец, смело заняться этой проблемой, вместо того, чтобы тратить время на бесконечные дебаты о предполагаемых красных линиях. Потому что как бы мы это ни крутили: за наши колебания украинцы расплачиваются жизнью - и не только в Харькове.

далее схема из Доктрины Валерия Герасимова



Рекомендации накануне саммита нато от ренд корп:

Наша оценка того, как заканчиваются войны и что способствует их окончанию, дает основу для следующих рекомендации европейским политикам.

Цель состоит в том, чтобы положить конец нынешнюю войну на условиях, приемлемых для Украины, избежать эскалации в более значимый конфликт и заложить основы для прочного мира между Россией и Украиной в дальнейшем:

1. Продолжать оказывать Украине существенную военную и гуманитарную помощь, чтобы дать возможность Украина прекратит войну на приемлемых условиях, включая сохранение своего суверенитета и предотвратить дальнейшие человеческие страдания.

2. Продолжайте оказывать давление на Россию. Готовьтесь к краткосрочным и долгосрочным мерам. Найти альтернативные источники энергии, которые могут заменить российский газ для дальнейшего увеличения давление на экономику России. Стимулировать не-западные страны политическими или экономическими средствами для объединения усилий по оказанию давления на Россию.

3. Осложнить перевооружение России, еще больше активизировав усилия по прекращению поставок военные технологии, в которых она зависит от внешних поставщиков, включая полупроводниковые  проводники, компьютеры и телекоммуникационные технологии.

4. Тщательно управляйте источниками эскалации. Следите за потенциальной эскалацией конфликта  за пределами Украины. Подтвердить единство НАТО, включая приверженность НАТО статье 5 на основе, на прочной позиции сдерживания. Не позволяйте союзникам заниматься поведением, которое может спровоцировать дальнейшую эскалацию. Поддерживайте открытыми линии связи с Москвой.

5. Начните думать и готовиться к «плотному» мирному соглашению, включающему формальные и подробные соглашения о миротворческих контингентах, демилитаризованных зонах и совместных комиссиях для разрешения споров в контексте более крупного послевоенного порядка безопасности. Включать позитивные стимулы для обеих сторон найти выход из этого кризиса, как только конфликт созреет. Рассмотрите способы, с помощью которых мирное соглашение может быть подкреплено внешними гарантиями.

Оценит ли эти рекомендации российская сторона как блеф?



По мнению Юрия Баранчика (заместитель директора Института РУССТРАТ)  «Нынешняя обстановка в чём-то напоминает лето-осень 2022 года, когда нас расслабляли разговорами о переговорах, и мы расслабились, а сами подготовили неожиданный удар. В результате это закончилось «перегруппировкой» в Харьковской области и оставлением Херсона,в результате чего мы сегодня имеем ежедневные обстрелы нашей территории.

Значимую роль в запудривании мозгов Москве тогда, в 2022 году, сыграл директор ЦРУ Уильям Бёрнс, имеющий разветвлённые связи в российской элите и умело сыгравший на настроении значительной её части, не готовой к борьбе за суверенитет России».

По мнению Марка Галеоти «внесение собственного мирного предложения накануне швейцарского саммита можно понимать как запугивание и предупреждение: соглашайтесь на наши требования сейчас или соглашайтесь на худшие условия позже».

Июльский саммит НАТО в Вашингтоне, округ Колумбия, попадает в примечательную последовательность недавних мероприятий высокого уровня - от 22-й встречи Контактной группы по обороне Украины (также известной как формат Рамштайн) 20 мая до диалога Шангри-Ла в Сингапуре 31 мая - 2 июня, 80-й годовщины высадки десанта 6 июня, Берлинской конференции по восстановлению (совместно организованной Германией и Украиной) 11-12 июня, 13 июня президент Байден и президент Зеленский подписали Двустороннее соглашение о безопасности между США и Украиной, саммит G7 в Апулии, Италия, 13-15 июня и затем, наконец, Мирный саммит в Украине, 15-16 июня.

Далее мне показалась интересной и важной мысль о перспективах 2024 г. «Напряженный и значимый октябрь в Черноморском регионе выглядит вероятным. 24 октября Молдова проведет референдум по ЕС, а 26 октября в Грузии пройдут парламентские выборы. Если прошлое - это пролог, то в Молдове ФСБ и/или ГРУ России попытаются совершить переворот в Молдове (как они сделали соответственно в 2022 и 2023 годах). В Грузии нынешнее правительство под риторикой и тенью российского «оборонительного реактивного» вмешательства откажется передать власть, объявит военное положение и обвинит оппозицию в организации поддерживаемой Западом («англосаксонской» и «ЦРУ-Соросом») «цветной революции».

В этих контекстах «горизонтальная эскалация» имперской агрессии России становится более определенной. Вашингтонский саммит НАТО, по крайней мере, будет знать о таких непредвиденных обстоятельствах. Тень будущего и прогностическое мышление теперь формируют стратегическую мысль».

А какова ситуация в настоящий момент на земле, на какой ступеньке эскалации мы находимся? Здесь «лестница эскалации», где можно посмотреть и самому сделать вывод на какой ступеньке мы находимся.



А ступеней всего 17.

1. Обострение обстановки, включающее в себя активизацию информационного противоборства, в том числе информационные операции по дестабилизации внутриполитического положения противоположной стороны, экономические санкции и др.

17. Война с массированным применением ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, в том числе по крупным городским агломерациям.

Прогноз

«Эскалация горизонтальная» - вероятность на 80%.

Вертикальная Э. - возможны удары по Румынии и Польше. Украина не прекратит удары вглубь России, будут нанесены удары по морским коммуникациям и объектам портовой инфраструктуры.

daan sanders, rand, paul van hooft, эскалация, саммит НАТО, гибридная война, дипломатия, ультиматумы, tim sweijs

Previous post Next post
Up