"Камера наезжает..."

Oct 28, 2011 16:57

Сумбурно о разном. Три в одном.

1. В моём основном блоге один из читателей уличил меня в попытке изобретения велосипеда. Мол, всем и так всё ясно, есть хорошие учебники, есть в конце концов "Поэтика". Всё так, только есть ещё бардак, есть какие-то витающие в воздухе фантазии и есть схемы, которые не работают. То есть, они работают, но не являются истиной в последней инстанции и применимы не ко всем сценариям. В общем-то, прихожу к мысли, что собственными сомнениями и фантазиями необходимо делиться. Больше пока на эту тему не скажу.

2. Пару недель назад решил помочь одному студенту с режиссёрского факультета ВКСР. Взялись разминать маленькую, но вполне себе изящную историю. И вот дошло до того, что мне приходится писать "камера наезжает", "это крупным планом", а "вот этой детали вообще не должно быть в кадре". С одной стороны, все эти ремарки сценаристу строго-настрого запрещены, с другой стороны, "сценарист должен писать так, чтобы у режиссёра не было свободы выбора". Свобода-то она всегда остаётся. Только вот не думал, что в самом коротком этюде для решения одной сцены есть столько вариантов (знал, разумеется, но как-то близко к сердцу не принимал). И вот по дружбе взял на себя режиссёрские функции и думаю... не о том, как устроить офигенный пролёт камеры по трассе, а как сделать так, чтобы этих технических наворотов зритель не заметил. Увлекательное и утомительное занятие. Если у автора есть некая сверхзадача, есть нечто, что нельзя донести одним только сценарием (без игры и съёмок), тогда и возникают единственно возможные органичные решения сцен. Это же касается и сценария. Если цель удивить или заквасить капусты, то - к примеру - сюжетных поворотов может быть ровно три. А может и сто пятьдесят три. Персонажей может быть только два, но при желании их можно поделить и на сто пятьдесят два (и наоборот). При удержании в голове (и/или в сердце) идеи, которая двигает историю и создаёт мир, количество поворотов, персонажей и деталей будет ровно столько, сколько требуется. Стоп. Мой месседж не касается быстрописания сериалов. Одним словом, отвлёкся на короткометражку и завис с отделкой. За это время можно было бы сварить пару кусков ядрёного мыла.

3. А теперь просто три ссылки. Первые две статьи интересно сопоставить, а третья - полезная для нас работа:

Карта мыльного неба.
Без любви ничего не получится.

Синтез сюжетов.

Ну, как-то так.
Previous post Next post
Up