Автор этого аналитического материала - доктор искусствоведения Дмитрий Швидковский.
"В истории искусства рубежа тысячелетий в России и мире творчество Зураба Константиновича Церетели занимает видное место благодаря неординарности его личности и неповторимым особенностям его творческого метода. Последний можно назвать «бинарным», двойственным по своей структуре, сочетающим академическую школу, с одной стороны, и многие формы авангарда - с другой. Произведения мастера выделяются тем, что в них органично соединяются естественно присущая художнику тяга к новому, страстный интерес к эксперименту с уважением к традициям и мастерством классической школы. В таком объединении художественных времен и подходов, сплавленных в многоплановое и неразрывное единство мощной индивидуальностью и неукротимым темпераментом Зураба Церетели, заключена, как представляется, главная особенность его творческого метода.
В произведениях Церетели с особой остротой ощущается дыхание современной истории России. Он отчетливо и образно выражает новую эпоху, наступившую в жизни страны,
фиксирует стремительные изменения, происходящие в мире. В то же время в искусстве мастера концентрируются оставшиеся от прежней нашей жизни существенные черты отечественной художественной культуры ХХ столетия, входящие в мир нового века.
Творческий метод художника - плоть от плоти его судьбы. Жизнь Зураба Церетели сложилась так, что в его сознании всегда присутствовал опыт одаренных и разносторонних художников. Он часто вспоминает своих учителей - сосланных на Кавказ в сталинские годы петербургских мастеров Академии художеств, особенно великого рисовальщика Василия Шухаева. Художник часто говорит и о людях иных профессий - этнографах и археологах, историках, палеографах, вместе с которыми он обошел чуть ли не весь Кавказ, работая в Академии наук Грузии и изучая народное искусство. Это рождает последовательные наслоения, формирующие особенности его творческого метода.
Во-первых, академическая школа, обретшая изящество в интерпретациях мастеров Серебряного века, утонченность отблесков наследия византийского Востока, а также веяния художественной моды, привезенной из Парижа 1920-х годов, в середине ХХ века в грузинской культуре в творчестве местных мастеров, отличающихся восприимчивостью к новшествам и одновременно стойкостью в сохранении традиций, достигли синтеза черт, пришедших из искусства России, Запада и Востока. В такой среде и возникло дарование З.К. Церетели.
Во-вторых, творческий метод художника неразрывно связан с еще одной великой школой, может быть, единственной сопоставимой со школой академической. Произведения З.К. Церетели отличает глубокое знание, и не только знание, но и наполненность образами и мифологией народного искусства, в его различных формах от древнейших символов до городского фольклора позапрошлого столетия.
Ему повезло еще в одном. Церетели раньше и в большей степени, чем многие советские художники, по-настоящему ощутил художественную жизнь Франции. Благодаря супруге, принадлежавшей к знатному роду, восходящему к последней ветви византийских императоров, он сблизился с выдающимися представителями послереволюционной эмиграции. Близкие ему люди занимали столь видное положение среди парижской элиты, что смогли поспособствовать его встрече с великими мастерами ХХ века. Тогда еще были живы Марк Шагал и Пабло Пикассо. Беседы с ними, их мастерские, да и сам Париж поразили молодого Зураба Церетели. Они научили его в первую очередь тому, что художнику нужно выразить себя до конца, не жалея сил и ничего не боясь. Эти встречи внесли еще одну особенность в построение творческого метода художника - стремление к новому.
Творчество Зураба Церетели открыто миру, а он сам вплоть до сего дня со страстью отдается самым разнообразным творческим увлечениям, свободным от какой-либо догматики. Он почувствовал необходимость борьбы за собственную индивидуальность и возможность опоры одновременно на классику, народное творчество и на открытия современного искусства. Причем для понимания его творческого метода очень важно еще раз подчеркнуть естественность и гармоничность соединения этих начал, в каждом новом произведении З.К. Церетели сплавляющихся по-разному.
З.К. Церетели окончил академию как живописец. В 1960-1980 годы мастеру принесли поистине оглушительный успех монументальные работы - его произведения в Пицунде, Адлере, Тбилиси, затем в Москве. Как драгоценные камни, засверкали его мозаики, выгнулись, будто живые существа, чеканные панно и монументы и, не прекращаясь ни на минуту, полился поток яркой и необыкновенно гармоничной живописи, рождающей значительные, крупные, монументальные образы. Монументализм стал ведущей чертой его творческого метода.
Перед зданием Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке Церетели был поставлен памятник «Добро побеждает Зло», созданный из фрагментов демонтированных ракет «Першинг-2» и СС-20. В Лондоне он воздвиг монумент «Разрушить стену недоверия», отмечающий падение «железного занавеса».
В столице Уругвая Монтевидео мастер создал ансамбль площади со скульптурами Льва Толстого и Юрия Гагарина. В Риме, в садах виллы Боргезе, им был открыт памятник Гоголю, в Бари, перед старинным собором, в котором покоятся мощи святого Николая, чудотворца Мирликийского, - его бронзовое изваяние. В Париже, во дворе здания ЮНЕСКО, установлена скульптура З.К. Церетели, признанная одним из лучших достижений пластики ХХ века.
В дни 300-летия Санкт-Петербурга в Круглом дворе старинного здания Академии художеств был торжественно открыт монумент основателю академии Ивану Ивановичу Шувалову. Во Франции, в городе Агда, мастер создал монумент Оноре де Бальзаку. Он украсил своими работами Фундаментальную библиотеку Московского университета. А на площади, носящей имя Шарля де Голля, в дни празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне была воздвигнута на высоком гранитном постаменте бронзовая фигура великого француза.
Многочисленные произведения мастера, установленные по всему миру, отличаются с позиций развития его творческого метода стремлением к тому, что я бы назвал реалистическим аллегоризмом. В основе образов лежат узнаваемость персонажей, ясная и емкая повествовательность и одновременная своего рода афористичность содержания, концентрация на сути художественных приемов и тем.
Творческий метод художника предполагает необычайную темпераментность, реактивность. З.К. Церетели исключительно быстро реагирует на важнейшие события последних десятилетий. Первым из художников на нашей планете З.К. Церетели откликнулся на трагедию 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Он немедленно выступил с инициативой создания мемориала в память о жертвах террора. В сентябре Президент Российской Федерации В.В. Путин открыл закладной камень на месте, где вскоре появился тридцатиметровый монумент «Слеза скорби». Высокий прямоугольный массив памятника из темной бронзы трагически разорван посередине, и внутри, словно сердце, находится одиннадцатиметровая гигантская слеза из светлого металла - олицетворение скорби художника и всего человечества о жертвах террора, унесшего тысячи жизней. Здесь мастер проявил еще один из применяемых им методов - абстрактную монументальность в сочетании с силой слова - на постаменте памятника начертаны имена погибших.
Иным характером обладает цикл круглых фигур и рельефов, посвященных обитателям Тбилиси времен юности художника. Здесь проявляется любовь к персонажам, наполнявшим узкие, кривые улочки и дворы, сказывается привычка к этнографической точности, а также добродушный юмор, свойственный Церетели. В этих произведениях встречаются те же темы, что и в графике. Зураба Церетели давно интересует возможность выражения одних сюжетов в различных видах искусств, художественных техниках. Его увлекают превращения, которые испытывают предметы, фигуры или жизненные сцены, когда они создаются в различных материалах, рождаются принципиально иными творческими способами. Графические листы, созданные им, оживают в рельефах, рисунок становится пластикой. Говоря об этих произведениях, отметим еще одну непременную черту творческого метода мастера - юмор, доходящий до гротеска и проявляющийся во всех взаимосвязанных жанрах его творчества.
В последнее время скульптор увлечен темами российской истории. Среди героев его скульптур святые иноки - Пересвет, погибший в Куликовской битве, и Иеринарх, благословивший ополчение князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина на освобождение Москвы в годы Смутного времени: царские особы Александр II и Екатерина II. Стало традиционным для творчества мастера создание образов Петра Великого в разные периоды его жизни: Петр-ребенок, основатель Петербурга, герой Полтавской битвы. Особенно привлекают Зураба Церетели трагические сюжеты, которые стали символами исторических эпох. Значительные, крупные композиции он посвятил жертвенному подвигу жен декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь, и расстрелу семьи последнего царя. Среди образов современной российской истории выделяется монументальная фигура новопреставленного патриарха Алексия II, исполненная достоинства, спокойствия и внутренней силы.
Однако монументализм как творческий метод и история как важная тема не исчерпывают сферу интересов Церетели. Многообразие его творчества поражает: мозаика, чеканка, скульптура, эмали, живопись, графика, гобелены, дизайн… Он любит осваивать новые и возрождать утраченные технологии, постигать выразительные возможности традиционных и необычных материалов. Многожанровость, художественный универсализм - определяющие черты его творчества.
Нельзя не назвать еще одну сторону таланта художника, без которой многие другие его качества вряд ли бы осуществились. Я имею в виду необыкновенную работоспособность и организаторский дар. З.К. Церетели удалось объединить вокруг академии практически все художественные силы России. И он последовательно проводит это в жизнь, с редким тактом внося в административную деятельность черты своего творческого метода - умение найти равновесие между традицией и новаторством, классикой и современностью.
Существенным для российской культуры стало создание усилиями З.К. Церетели целой системы музеев и галерей современного искусства. Одновременно особое внимание З.К. Церетели уделяет сохранению академической художественной школы, тем более что именно в России эта система выжила в более полной форме, чем во всех остальных странах мира. Непременной частью его деятельности в последние годы стала потребность в воспитании, которая проявляется в ходе многочисленных и регулярных мастер-классах.
Успешное завершение еще одного крупнейшего дела президента и всей Академии художеств - восстановление храма Христа Спасителя в Москве стало важнейшей частью творческой жизни мастера. Трудно найти аналогию этому грандиозному предприятию в мировой практике XX века. Руководство З.К. Церетели всеми художественными работами в храме Христа Спасителя и непосредственное участие во многих из них, координация деятельности почти четырех сотен художников - шедевр организации художественной работы столь грандиозного масштаба. Сегодня очевидно, что эти усилия имели принципиальное значение для развития художественной культуры нашей страны, а в личном смысле стали одной из самых высоких творческих побед З.К. Церетели.
Зураб Константинович Церетели не только монументалист, создающий произведения грандиозного масштаба. С ранней юности и вплоть до сегодняшнего дня, несмотря на постоянную занятость, он не прекращает заниматься живописью, а в последние годы особенно увлекается графикой. Живопись и графика для него - способ существования, внутреннее содержание жизни.
З.К. Церетели жадно впитывает всевозможные впечатления: изучает людей и страны, ходит во множество музеев по всему миру, постоянно пополняет свою огромную библиотеку. Однако различные и многочисленные впечатления не довлеют над ним, не побуждают мастера к работе в каком-либо ином стиле, направлении или концептуальном подходе. Все новое он органично претворяет в собственной манере. В стилистическом отношении его нельзя, на мой взгляд, назвать академистом, модернистом или постмодернистом, применить к его творчеству какое-то другое искусствоведческое определение, свойственное мастерам рубежа XX и XXI веков.
Слишком своеобразно его видение цвета и чувство пластики, чтобы художник мог поддаться какому-либо влиянию. Он постоянно экспериментирует в своих полотнах, пробует различные приемы, но все они неизбежно растворяются под воздействием его могучей творческой и человеческой индивидуальности. Основным в живописном творчестве мастера остается выражение оптимистического взгляда на жизнь, желание выделить и передать в красках мажорное восприятие конкретного момента.
Можно с уверенностью сказать, что З.К. Церетели постоянен в своем отношении к жизни. Праздничность колорита большинства его картин, превращающая их в драгоценное переплетение сверкающих цветовых пятен, определяется, однако, не только художественными задачами. Такая черта непосредственно вытекает из восприятия натуры, свойственного мастеру. Естественным образом связана с этой особенностью и та исключительная роль, которую играет цвет в творчестве З.К. Церетели. Его краски могут сверкать, но могут быть сдержанными и утонченными. Характерно, что З.К. Церетели предпочитает открытые, яркие, звонкие напряженные соотношения цвета, но не боится и глухого черного цвета. И эти свойства колорита - окрашенность в оптимистические тона -особенность его творческого метода.
В течение последних пятнадцати лет графика стала для З.К. Церетели одним из излюбленных видов творчества. Нельзя сказать, что это совершенно новое явление в его художественной практике. Не меньшее значение она имела для мастера в ранний период его творческого пути, когда он часто работал в этнографических и археологических экспедициях. Сейчас, через много лет, давние, запомнившиеся полвека назад образы вновь возвращаются к нему, но уже на новом уровне художественного осмысления, соединяясь с более поздними впечатлениями, теперешними мыслями и ощущениями и, главное, иным отношением к форме и образу. В его творческом методе зазвучала ностальгия, впрочем, негрустная и вызывающая к жизни светлые воспоминания.
В своей графике мастер всегда создает композиции, собранные в плотную, насыщенную, крепко сбитую массу штрихов и линий, с четкими и выразительными контурами. Можно сказать, что он лепит графические изображения, как скульптуру. Это происходит и тогда, когда он рисует отдельные фигуры и когда создает сложные, многоплановые, иногда налагающиеся друг на друга изображения. В графике З.К. Церетели уже существует целый мир - с собственными героями, особым пространством и своими художественными законами. Это прежде всего мир людей, населенный многочисленными героями - играющими и молящимися, торгующими и пьющими вино, ведущими мирную беседу и любящими друг друга. В графике Церетели возникла и разрастается огромная фантастическая «страна», в которой художник обретает успокоение, находит в ней источник юмора, движением пера создает формы реальные и романтические, жизненные и гротескные.
Одной из существенных черт творческого метода З.К. Церетели, безусловно, стал интерес к технологическим экспериментам, что особенно ярко проявилось в возрождении техники перегородчатой эмали. Над этой проблемой он работал в течение многих лет, нашел способы применения эмалей в монументальном масштабе, а это, в свою очередь, потребовало дальнейших технологических экспериментов. Исполняет Церетели и традиционные эмалевые миниатюры, и новаторские крупные эмалевые картины.
Художник опирается на традиции византийских эмалей, распространившихся из Константинополя по всему православному миру. Эмалевые произведения обладают качествами подлинной драгоценности и необычайно долговечны, потому они ценились на протяжении многих веков. Эмальерное искусство сегодня привлекательно также тем, что в нем художник неизбежно вступает в диалог с древними мастерами, переносит в современность эстетические и духовные ценности далеких эпох.
Творчество Церетели созвучно современности даже тогда, когда он обращается к вечным, классическим темам. Е го искусство пронизано ощущением радости, уверенностью в том, что счастье делается собственными руками, неиссякаемым оптимизмом. Оно утверждает чувственное и яркое, красочное и насыщенное до предела бытие, как дар. Именно это более всего привлекает в работах Зураба Константиновича Церетели. В них есть то, что так нужно сегодня, - безоговорочная, искренняя уверенность в ценности совершаемых человеком дел, уверенность в побеждающей силе жизни.
Творчество Зураба Константиновича Церетели прочно вошло в жизнь и в историю искусства новой России, стало ярким и мощным его явлением. В нем осуществляется синтез художественного опыта ХХ века, новых тем и экспериментов нашего времени и выражается стремление мастера создавать свое «искусство для искусства», которое и сегодня остается темпераментным, а сам он, отметивший свой 75-летний юбилей, таким же неустанным, как всегда."