Несколько дней подряд не выходит один фильм из головы. А ведь подумал тогда, после просмотра - обычное, простое кино. Значит и не такое уж обычное.
Шахназаров не снимает обычных фильмов. Может быть простые, но точно не обычные.
Снимать «массовое кино» на свой авторский, тонкий манер в России умеют еденицы. Шаханазаров один из них. «Курьер», который растаскан на цитаты; удивительный «город Зеро»; «День полнолуния», как откровение; сложный и страшноватый «Цареубийца»; ужасно интересные «Яды» в конце концов! Шахназаров мастер, который просто не может опуститься ниже определённой планки.
Вот теперь «Исчезнувшая империя». Фильм директора Мосфильма прошёл как-то стороной и не замеченный. Вот тебе бабушка и кино в советской России! Всякое барахло «гремит» в пепсикольно попкорновых залах. Настоящее кино умалчивается. Впрочем, о причинах сказано уже не мало.
Название «Исчезнувшая империя» звучит уж слишком глобально по БИГМАКбедовски. Но всё совсем по-другому. Да, этот фильм отчасти игра Шахназарова в 70-е, думаю, любимые его поколения годы. Но за этой игрой человеческие жизни. И не смотря на всю скрупулезность художников фильма от старинных светофоров, пивных лакрьков, зачехлённых машин, причёсках, одежде, бабульках-барабульках, не это акцентирует внимание.
Да исчезнувшая империя - это огромная страна, частью которой были герои, и которая в финале оказывается лишь пылью и словами из памяти. Однако не только это. Исчезнувшая империя - это жизнь и семья главного героя. «Ты вчера был хозяин империи - а теперь сирота». Смерть матери, уход любимой женщины. Самая простенькая, без «закруток» история. Она и заканчивается просто. Совсем просто. Голосом главного героя через тридцать лет. Мы даже не видим его лица. Этот герой - ты сам. Шахназаров мастер мастеров. Люблю его фильмы.
Правда. По началу мне показался слабоватым сценарий. Некоторые эпизоды слишком наивны и притянуты за уши. Почему-то не Бородянский, главный партнёр Шахназарова писал сценарий. Но теперь мне почему-то кажется всё на своих местах. Да.