Умер Мельников. Один из величайших русских кинорежиссёров.
Это не текст скорби. Это текст восхищения и радости, что Виталий Вячеславович прожил долгую, а главное для нас, долгую жизнь Творца.
Его «Отпуск в сентябре» не просто мой настольный фильм. Это фильм, который я проживаю каждый октябрь вот уже 600 лет. Мне 632 года. Я ровестник Зилова. Меня всякий раз тошнит от вида осеннего Петрозаводска. Мне всякий раз кажется, что будущее, как и прошлое можно изменить, немного подковырнув его.
Теперь все актёры, кто играет Зилова, пытаются копировать манеру Даля, именно из фильма Мельникова.
В искусстве не бывает эталонов, но Мельников создал, что-то странно фантастическое и неповторимое.
А «Здравствуй и прощай»? Или «Ксения любимая жена Фёдора». Как ему удавалось снимать совершенно не советские фильмы в болотной закисшей стране?
Про «Старшего сына» можно и не упоминать. Все и так его знают и любят. Без сомнений Мельников лучший постановщик Вампилова.
Но интересно вспомнить детство. С самых древних времён, когда у меня были ещё белёсые кошачьи веки, я помню «Начальника Чукотки» и «Семь невест ефрейтора Збруева», и, конечно «Выйти замуж за капитана».
25 миллиардов просмотров.
Но на что я подсел в последние годы, это на «Женитьбу». Он стал для меня почище самого мощного Герасима.
Я в самом деле, считаю «Женитьбу» одной из самых главных, смешных и немыслимых комедий на русском языке. Даже Балабановские «Жмурки» и Ефремовский «Старый новый год» несколько померкли в сравнении с экранизацией Гоголя Мельниковым.
Как же меня трясёт, когда я смотрю этот фильм. И фразе про «бабёночек» я обязан исключительно ему.
Спасибо, Виталий Мельников. И Вас не отнять у русской культуры. Даже если на главной площади, как это водится у подобных режимов, начнут жечь книги и другие творения искусства.