Читаю рубку, происходящую в комментариях...
С одной стороны - наши кодексы чести с такими понятиями, как Яхь, Сий, Оьздангалла, Собар, наше умение ценить Машар (мир), Барт (согласие), Къинхьегам (труд), с другой - бесконечные обвинения в жестокости, склонности к беспределу и насилию.
С одной стороны, запредельная храбрость и благородство, проявляемые не книжными героями, а людьми, которых я лично знаю, братьями моими. С другой - если враги сказали, что земля круглая - плоская она и баста! )
Вспоминаю красивое стихотворение Кайсына Кулиева:
ДВА ГОЛОСА В ГОРАХ
- Твердят, что здесь погрязло все во зле,
Издревле здесь жестокость почиталась!
- Неправда, здесь, как на любой земле,
Ценили сострадание и жалость.
- Что ж было свято в давние года
Для этих гор, для здешнего народа?
- Здесь было и осталось навсегда:
Священны хлеб, работа и свобода!
- Здесь, говорят, сражались племена,
Чем кровь врага, вода была дороже!
- Здесь знали: кровь людей у всех красна,
Хоть разны боги их и цвет их кожи!
- Чужую жизнь никто здесь не ценил,
Здесь кровь текла, как в половодье реки!
- Неправда, тот, кто кровь чужую лил,
Презренен был и проклят был навеки!
- Не здесь ли Прометея Зевс карал,
Цепями к скалам приковав когда-то?
- Быть может, здесь, но ни одна из скал
В жестокости богов не виновата!
КАЙСЫН КУЛИЕВ
Перевод Н. Гребнева
Штука в том, что правда и то, и другое. Великий дуализм бытия, уж простите за пафос. Иногда не вполне понятно, как это возможно объединить, но без этого дуализма получается неправда. Получается лубок с аляповатым изображением кавказских гор и джигита в папахе, танцующего лезгинку.
Я люблю мой народ, люблю лучших в мире вайнах - а не этот лубок. (Хотела написать - нарисованный с подачи России, но это было бы неправдой, мы и сами прекрасно справляемся с рисованием этих лубков ))
P.S. Навела немножко в тэгах порядок. Тэга "поэзия" больше нет, разделила на
"мои стихи" и
"не мои стихи". Рассказики, как и раньше, по тэгу
"проза".