Ч1ир - кровная месть у чеченцев

Apr 22, 2013 06:49

А вот и давно обещанный мною пост об обычаях кровной мести (ч1ир) у нашего народа. Сразу скажу, что я, прожившая много лет не дома, могу не знать каких-то нюансов, поэтому за конструктивные дополнения буду благодарна.


О кровной мести существует большое количество мифов, которые я сейчас попытаюсь развеять. Во-первых, адаты о ч1ир часто путают с Шариатским правом. Во-вторых, кровную месть считают проявлениями какого-то беспредела, в стиле: кто-то убил моего брата, наверное, это сделал Магомед, пойду, убью брата Магомеда, и так без конца, пока оба рода не будут вырезаны.

На самом деле ч1ир - древний и очень продуманный механизм сохранения людских жизней, и это первое, что стоит понять. Убийство - тяжелейший грех, и страх кровной мести удерживает горячие головы от его совершения. Этот механизм действует до сих пор, хотя в наше время он сильно ослаб и постепенно заменяется частично Шариатом, частично волей Рамзана Кадырова.

АДАТ КРОВНОЙ МЕСТИ И ПРАВО НА ВОЗМЕЗДИЕ ПО ШАРИАТУ

Чеченцы любят говорить, что так легко и охотно приняли Ислам, потому что наши древние адаты практически во всем совпадают с Шариатом. Но это, мягко говоря, не всегда так. Отличия есть, и довольно серьезные. Поэтому, наверное, прежде чем подробно рассказывать об обычаях кровной мести, проще рассказать о том, что полагается за убийство по Шариату.

В Шариатском праве существуют три вида убийства: умышленное, неумышленное и подобное умышленному. С первыми двумя все ясно, а подобное умышленному - это когда убийца совершил с жертвой нечто, от чего обычно не умирают (допустим, ударил кулаком), а жертва умерла.
Происходит суд. Если вина установлена, хьаким (кадий) назначает наказание. Если убийство неумышленное или подобное умышленному, то это не может быть смерть - только двухмесячный пост и выкуп в пользу родственников жертвы (или прощение ими без выкупа).
При умышленном убийстве преступник либо будет убит тем же способом, каким он убил жертву (причем родственники жертвы имеют право умертвить его лично), либо он будет прощен потерпевшими - за выкуп или без выкупа. Причем для того, чтобы его убить, необходимо желание и согласие всех установленных законом наследников убитого.

Ни в одном случае по Шариату возмездие (смерть) не ожидает родственников преступника или других людей, которые непосредственно не убивали. На родственников ложится только обязанность платить выкуп. В этом главное отличие Шариатского принципа возмездия от кавказских обычаев кровной мести.

ЧТО ТАКОЕ Ч1ИР И КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ

Ч1ир - древнейший обычай, который включает в себя не только кровную месть, но и возможность прощения. Простить, когда была возможность не прощать, всегда считалось очень почетным и благородным.
Ч1ир - это практически всегда месть чеченца чеченцу, равного равному, осуществляемая с соблюдением целого кодекса неписаных правил. Обычно ее объявляют за убийство, но бывают и другие причины - чаще всего это серьезное оскорбление.

Есть и обычная месть - допустим, пьяные русские солдаты убили жену и детей чеченца. Если он сможет, он их убьет, но это не будет ч1ир.
Также не является кровной местью и вообще достойным поступком, если ты не отомстил своему кровнику самолично, а, допустим, настучал на него властям.

Согласно адату, если произошло убийство и виновник известен, собираются старейшины рода и тейпа и проводят разбирательство. Если приходят к выводу, что подозреваемый виновен в убийстве и вообще в случившемся, близкие родственники убитого получают право на кровную месть. Она вступает в силу после того, как кто-то из старейшин или дальних родственников убитого приходит в дом к родственникам убийцы и объявляет им ч1ир. Убийца и его ближайшие родственники-мужчины тут же, если не раньше, скрываются где-нибудь подальше, спасаясь от мести, иногда продавая дома и все имущество. Они могут через посредников попросить о примирении, но согласятся ли их простить - от них мало зависит.

Если подозреваемый считает себя невиновным, и прямых улик против него нет - он может поклясться на Коране, что никого не убивал. Эту клятву должны разделить с ним старики и другие уважаемые люди из его рода, иначе не поверят. Если с течением времени выяснится, что он обманул родственников, поклявшихся вместе с ним - они почти наверняка откажутся от него, и судьба его будет решена.

Кровная месть не имеет срока давности. Если чей-то кровник прятался всю жизнь, а потом умер своей смертью - отомстят его брату, сыну или внуку. Именно поэтому заиметь кровников так страшно, и это столетиями удерживает людей от совершения убийств.

УБИЙСТВО - ВСЕГДА УБИЙСТВО

Поскольку в старину у горцев обычно не было возможности провести полноценное следствие, объявить ч1ир могут за любое убийство, в том числе совершенное при самообороне или убийство вора, залезшего в твой дом. Это продиктовано тем, что не всегда можно точно узнать, действительно ли в дом залез вор или же хозяин дома заманил человека к себе и убил, выдав за вора.

Был даже ламкерст (устаревший горско-языческий адат, в наше время не применяемый), согласно которому, если человек украл коня, упал с него и убился, кровь его - на владельце коня.
На первый взгляд это чудовищная нелепость, но если подумать, становится очевидным: конокрадством обычно занимались лихие и умелые наездники, и слишком странное получается совпадение: украл чужого коня и тут же упал с него и умер. Головой ударился. И так семь раз.

В случае непредумышленного убийства (в наше время это может быть, например, ДТП или рикошет при стрельбе) виновного почти наверняка простят, но он должен заплатить пострадавшим определенную сумму, иногда - взять на содержание детей погибшего. Особым благородством считается в таких случаях простить, отказавшись от выкупа.

Но если водитель, сбивший насмерть человека, был пьян - родственники погибшего имеют полное право на кровную месть. Старейшины обязательно попытаются примирить кровников, но последнее слово - за родственниками убитого.

КТО И КОМУ ИМЕЕТ ПРАВО МСТИТЬ

Мстить имеет право только родственник жертвы. Если отомстит друг, то это будет обычным убийством. И правильно, потому что за друга можно выдать постороннего человека - например, нанятого хорошего стрелка.
Если в роду не осталось мужчин, способных отомстить, то это может сделать и женщина.

Женщинам, детям и старикам не мстят. Но за убийство женщины берут жизни двоих мужчин.

Кровная месть не означает, что убьют первого попавшегося представителя семьи убийцы. С понятием ч1ир неразрывно связано и понятие куьг бехке стаг (дословно: человек, чья рука виновна), т.е. непосредственный убийца. В старые времена разрешалось убивать только его, и до сегодняшнего дня он и является первоочередным объектом мести. После него идут его близкие родственники по мужской линии.

Почему же все-таки мстят и родственникам убийцы, а не только ему самому?

Во-первых, потому что мстит семья, род, а не государство, имеющее возможность писать запросы в Интерпол. Если бы адаты до сих пор позволяли мстить только непосредственному убийце, то этот человек уезжал бы навсегда куда-нибудь за границу, менял там имя и становился недосягаем. А родственники бы его прятали, помогали. А так - бывают случаи, когда родные братья выдают своего брата на расправу кровникам, чтобы самим не стать объектом их мести.

Во-вторых, если бы мстить можно было только самому куьг бехке - тогда некий род мог бы подговорить одного своего представителя - допустим, непутевого, бессемейного, или смертельно больного - совершить убийство влиятельного врага этого рода. Даже если убийца после этого не умер и не скрылся - родственники убитого могут посчитать, что его смерть не будет равноценной отплатой за гибель уважаемого человека, отца семейства, приносившего много добра.
В такой ситуации иногда случалось, что вместо убийцы убивали того из его родственников, чья смерть болезненнее и ощутимее для рода.

В-третьих, есть отморозки, которым жизни не жалко. Он будет грабить и убивать и в конце концов погибнет от руки кровника - а его близкие будут припеваючи жить на награбленные им деньги и смеяться над семьями жертв. Правила ч1ир лишают их такой возможности.

То есть, отомстить родственнику убийцы могут, если куьг бехке явно недосягаем, а родственники его покрывают или активно не содействуют выдаче, или же если убийца - какой-нибудь совершенно никчемный человек, а убил кого-то уважаемого (но такое случается очень редко).

Когда убивают кровника, мучить и пытать его нельзя.

Мстить за кровную месть, осуществленную по всем правилам, не положено. Но в реальной жизни такое иногда случалось и случается - если сторона, которой объявили ч1ир, не считает себя виновной.

КАК ПРОИСХОДИТ ПРИМИРЕНИЕ КРОВНИКОВ

Всякий, на ком "висит" кровная месть, пытается как-то решить эту проблему в своем поколении, чтобы не передавать ее потомкам. Естественно, он хочет получить прощение. Иногда на это уходит вся жизнь.

Старейшины (авторитетные люди, одинаково далекие от обеих сторон конфликта) выступают посредниками при переговорах, пытаются примирить кровников. Если успех достигнут, то, по старинному обычаю, конфликтующие стороны встречаются на какой-нибудь открытой местности, и ближайший родственник убитого публично бреет своего кровника. Этим он как бы говорит: если удержался от соблазна перерезать горло - значит, простил.

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Во время войны слабеет действие не только законов, но и традиций. Чеченцев стравили с чеченцами - в результате кровников стало на порядок больше, а мстить стало легче. Поэтому было много случаев нарушения обычаев кровной мести - проще говоря, беспредела.

С 2010 года Рамзан Кадыров в принудительном порядке замиряет враждующих, и, если верить официальной информации, на данный момент семей, родов и тейпов, находящихся в состоянии кровной вражды, на подвластной ему территории практически не осталось.

У самого Рамзана кровников чуть ли не пол-Чечении, но отомстить ему они не могут, потому что у него слишком много власти - если надо будет, он возьмет в заложники весь род своего кровника. Но, поскольку ч1ир не имеет срока давности, а нохчи берут свою кровь рано или поздно, живется ему наверняка не очень спокойно.

Веками обычай кровной мести сохранял жизни чеченцев и наш народ в целом. Останется ли он в будущем, зависит теперь только от того, сохранится ли и сохранит ли лицо чеченский народ.

чеченцы, Нохчийчоь, Чечения

Up