Что я думаю о Пусси Райот

Aug 16, 2012 20:04


Дольше молчать о том, что Pussy Riot сделали в храме Христа Спасителя (дальше для краткости - ПР) сложно, а послезавтра будет сложно что-то сказать, поэтому скажу сейчас.

Когда я впервые увидела запись с ПР, она не произвела на меня особого впечатления. В остросоциальном тексте никаких следов богохульства не было, то, что они делали, было странно, ( Read more... )

Leave a comment

zuid_west August 21 2012, 14:47:00 UTC
как-бы миленько, но совсем бессодержательно. Пытается "и нашим и вашим", но в итоге не помогает никому. Потому что "В наших храмах танцуют безумные люди..." - то есть прямо и откровенно лжет.
Потому что "[мы] готовы лишь друг друга постоянно обличать, сжигать чужие портреты, выгонять из кафе людей, у которых на майках написано то, что нам не нравится." -то есть констатирует факт антихристианского поведения и никак конкретно его не комментирует.
Потому что "А разве сейчас не времена, когда нас уже гонят" - то есть сам откровенно гонит.
Тасует, передергивает... есть сильное ощущение, что не просто не обличает грех, а оправдывает его. или гордится им :(
"А я в такой ситуации лучше буду с плохими, а не с чистенькими воротничками" - это что вообще!? к чему!?
а по поводу "уходящих" могу сказать три вещи.
1. Невозможно в духовном смысле выйти из РПЦ, потому что в духовном мире нет не только институтов, но даже деноминаций. Есть только поместная церковь и Вселенская Церковь. все прочее - нелепые человечьи придумки.
2. Вовремя оставить что-то/кого-то, следуя Божьему призыву - крайне важно - и об этом много в Библии - от Аврама (который послушал), до Ионафана (который не послушал).
3. Есть, например, в Писании и такие слова: "И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам."

Если я что достойное по теме и читала в последнее время, так это http://www.orthodox-christian-icons.com/writing/pussy_riot_as_an_antidote.htm

Reply

adedov August 21 2012, 18:23:51 UTC
Что-то расспросила меня своим напором :( Меня лично статья вдохновила, можно сказать она отражает мое видение.

Reply

zuid_west August 22 2012, 04:05:31 UTC
расстроила? Прости! Просто меня эта статья реально расстроила. Ничего не дает, кроме ощещения "я хороший, потому что своих в беде не бросаю!" Кого "своих"? В какой "беде"? А-а, пофиг! Главное - приятное самоощущение.
Ну ладно, и на ПравМир бывает проруха (обычно он меня очень радует, правда, я его читаю только по твоим ссылкам).

Reply

adedov August 22 2012, 14:44:09 UTC
так бы сразу и сказала. я имею ввиду иногда лучше говорить о своих чувствах, вместо того чтобы вынимать веский аргумент :)

Reply

zuid_west August 25 2012, 06:02:39 UTC
а мне кажется, что такие эмоции вторичны, и гораздо честнее попытаться осознать, чем же они вызваны и рассказать об этом, чем просто вручить собеседнику клубок чувств - "рассторена" - и не ясно или правда статья плохая, или просто сайт долго грузился, или вообще несварение желудка. Как говорит один мой знакомый - "коллапс коммуникации". :)

Reply

adedov August 25 2012, 06:41:53 UTC
Тут я с тобой не согласен. Можно сказать меня не торкает Битлз, но сказать, что Битлз ни очем - это взять на себя слишком много. То что тебе показалось совсем ни о чем, кому-то могло оказаться созвучным его внутреннему вопросу и пусть даже не дало ответ прямо, а скорее на уровне скрытого диалога, оказало какую-то поддержку.

Семя падает в почву и дает всход, но не мгновенно вырастает. Порой ростку нужно удобрение, а порою просто немного тепла.

Reply

zuid_west August 25 2012, 15:01:34 UTC
Я понимаю - очень хочется, но не надо. Эта влажная рыхлая почва отравлена ложью, и ничего хорошего семя там не ждет. Потому что, кто отец лжи - известно. Походя назвать одних из самых осознанных людей в стране "безумцами" и как ни в чем не бывало продолжить заниматься самолюбованием, не пытаясь даже вникнуть в смысл их поступка. Они не случайно извинились перед верующими - чтобы даже тени бессмысленности не пало на эту акцию.
"А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему:
"рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. (Матф.5:22) Интересно, к чему Господь это помянул...
И, если уж на то пошло, в своих псалмах (которые сейчас поют под сводами храмов) Давид вопиёт к Богу не стесняясь в выражениях...
Битлз - это творчество, а в словах пастыря людям нужно обличение, мудрое наставление и утешение. И если вместо этого там... ну я уже писала..., я не знаю как более мягко это определить!
Все мое тепло, все мои ресурсы - для любого ростка веры на почве отношений с Богом!

Reply

zuid_west August 28 2012, 15:21:37 UTC
я просто хочу сказать, что дело не во мне и не в моей холодности и жесткости. Я не потому так резко отзываюсь об этом тексте, что просто не разобралась со своими чувствами. Просто есть вещи объективно дурные (в смысле богопротивные), и ложь - одна из них. не может из одного источника течь сладкая и горькая вода. если человек не брезгует ложью, все прочее, что он говорит едва ли может быть полезно хоть для чего-то хорошего.

Reply

adedov August 28 2012, 15:42:46 UTC
мне не нравится, что ты только себя считаешь правой и для доказательства правоты закидываешь цитатами, после которых спорить совсем не хочется.

я не хочу сказать, что ты не права. я хочу сказать, что ложь и заблуждение - это не одно и тоже.

статья, написанная девушкой хороша, но полна горечи и обвинений, направленной вовне. вот я по прошествии недель думаю - ведь у меня со ХXС связаны довольно хорошие воспоминания и что? я теперь должен все зачеркнуть, потому что там все "неправда"? не думаю. ты тоже, во всей этой ситуации, стремишься кого-то уличить во лжи. да еще так страсно... это как-то пугает.

меня же статья прот. Умнинского тронула тем, что созвучно мне. мы, в Церкви, в лепрозории, в гнойном отделении и прочее. это как раз про меня, потому что во мне лично "праведного" гнева столько, что я порой сам им захлебываюсь. а ведь я еще и бегу лечения... это было очень точно. следуя твоей логике - это я тоже должен выбросить? верить тебе, а не себе? ну может быть... внешних врагов сейчас всем хватает, но вот спасаться как-то далеко не все спешат.

Reply

zuid_west August 31 2012, 15:09:42 UTC
То, что ложь и заблуждение - это не одно и то же, я полностью согласна. Но вот то, что нет в том тексте никакого вдохновления на лечение - вот это пугает. Да, мы такие… и точка. Понимаешь? Отсюда и мое неприятие, что это - гимн бесславию и вечной болезни, а Врач со Своим целительным Словом как бы и не при чем… Какой бы ни был - сознательный или несознательный - но это - обман, так однобоко представлять славную Невесту.
Кроме как «остаться с плохими» я не заметила ни одного призыва/признания/увещевления на тему «стать лучше». Наверное, если затыкать уши и закрывать глаза при приближении Врача, это выглядит вполне.
Кстати, метафору из виноделия он придумал, видимо, сам, потому что никаких параллелей с Писанием у нее нет (несмотря на обилие притч с виноградом и вином). Процесс брожения для описания жизни церкви - страшно даже представить… Откуда это? Бедные Апостолы Петр и Павел - кажется, ведь совсем иначе все видели.
И еще, он пишет «Он с ними - с блудниками и грешниками, просто с непорядочными людьми. Он их терпит, и мы должны терпеть.» и молчит про то, как Христос относился к лицемерам. А ведь именно об этом весь шум-гам.
И (ни к чему конкретно, просто, думаю, это важно) я не думаю, что можно серьезные решения принимать исходя исключительно из «ощущений». Маньяки часто кажутся своим будущим жертвам чрезвычайно милыми. Возможно, за эти минуты приятного общения до, можно многое им простить из того, что бывает после… но не уверена.
Внешних врагов я не ищу и даже праведного гнева не испытываю. Чувствую возмущение извращением Слова Божьего, и, где могу - пытаюсь восстановить Его. Стыжусь за «волков в овечьих шкурах», именем Христовым творящих беззакония, и лжепастырей, уводящих к погибели, и где могу - борюсь с ними за их «добычу».
И вообще это все - не про меня, правда. Если Слово обличает, при чем здесь я? Если нет, тем более? Я потому и цитирую Его, что меня убивает вопиющее Им пренебреженее, но если ты не видишь никаких противоречий, значит все прекрасно, а если видшь - только между тобой и Богом можно решить - какие твои ощущения от Него, а какие нет. Я могу стереть цитаты, но Бог-то не замолчит.
ПС.Снова перечитала тот текст, и увидела, как много там еще спекуляций и передергиваний, аж волосы зашевелились :(

Reply

adedov September 1 2012, 09:22:23 UTC
Статья, которую я показал тебе была не про то как стать лучше, а про выбор остаться или уйти. Появившиеся заявления об уходе из РПЦ московской патриархии поставили людей перед неким выбором: а не должен ли честный человек сделать то же самое? Я понимаю, что по твоим убеждениям "уйти из Церкви" нельзя, но вера православной церкви отличается. Там где есть Евхаристическое общение, слова о выходе действительно абсурдны, но тем и страшнее, потому что говорят о том, что человек запутался в собственных же умственных построениях - а где же он собственно находился до своего решения?

Как-то на светском рауте Феофана Затворника спросили спасутся ли католики. На что он сказал, что точно знает ли только то, что если станет католиком, то погибнет. Для меня статья как раз о том, что люди выбирают себе общество по принципу фарисейской чистоты, забывая, что оскверняются они изнутри, а не внешним.

Что касается метафоры виноделия, то объясни пожалуйста, чем она хуже метафоры закваски и теста?

Что же меня больше всего расстраивает в цитатной войне (любой), что Слово превращается в тот самый закон, которым фарисеи как молотом давили любое проявление жизни. Не знаю, я возможно скорее всего не прав, но не чуствую себя достойным сказать от себя, что мною Слово говорит.

Reply

zuid_west September 7 2012, 16:12:47 UTC
Согласна, что православным в России тяжело из-за наличия такого явления, как РПЦ со всеми ее атрибутами социального, политического, экономического и пр. института. И поэтому каждый как-то должен решить для себя, как все это соотносится с библейской моделью Тела Христова и откуда нужно бежать ради спасения, а где остаться ради того же. Ну, тут уж только к Иакову - «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему» :)
Не хочу никого обидеть, но Феофан Затворник, по-моему, сказал, мягко говоря… неумность. То есть я понимаю, хотел за счет вопроса попиарить идею верности, но отвечать на такие бессмысленные вопросы - только подливать дьяволу масла в огонь. Не сомневаюсь, что ответ этот не раз послужил для разжигания гордыни, осуждения и прочих грехов, и только редкостные искатели, вроде тебя, разглядели его истинный смысл. Вот только... кто такие католики? Кто такие православные? Ну вот хоть кто-то честно ответил на вопрос (http://www.pravmir.ru/opyt-prorochestva/). Спасутся ли строители? А программисты? Тема для теологической дискуссии. Или в рай пускают по графе «Религиозные взгляды» в фейсбуке?
Ну вообще то метафора закваски (библейская) - как раз о грехе, который даже маленький оскверняет все. «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы БЕСКВАСНЫ…». То есть смысл у нее прямо скажем, полностью противоположный.
Цитатная война - это смешное словосочетание :) Я-то как раз напротив верю, что Слово как отвес - для проверки всякой кривизны, как врач для всякой болезни ума и души, как поводырь для всякого слабого глазами или слепого. То есть живое и помогает :)
Кстати, в начале статьи Сурожского (http://www.pravmir.ru/mitropolit-antonij-surozhskij-pochemu-ya-vybral-cerkov/), которую ты мне скинул (я пока начала читать) сказано все, что требуется: от Церкви можно отойти только, если она проповедует ересь. Опять же ни добавить ни убавить.
Но меня очень радует, что ты умудрился тем текстом вдохновиться на глубокие размышления. Что для меня, правда, лишь признак твоих интенсивных раздумий, ничего не говорящие в пользу текста.

Reply

adedov September 7 2012, 18:03:34 UTC
Спасибо за ответ и за многие незаслуженные похвалы :)

Я в прошлый раз вообще хотел предложить перенести этот разговор лет этак на 10 вперед. Так как скорее не готов к обстоятельной беседе... Сейчас слушаю лекции о. Георгия Чистякова и получаю довольно много знаков о том, что уж очень рано возомнил, что хоть что-то понимаю :)

Reply

adedov August 22 2012, 14:53:28 UTC
ну и кстати, хорошая статья. опять же жалко, что ты ее противопоставляешь. но не важно :)

Reply

zuid_west August 25 2012, 06:06:14 UTC
да я противопоставляю только содержание, а не позицию. Понятно, что люди православные и боголюбивые. Просто один говорит осмысленно, хорошо и о важном, а другой - невнятно и ни о чем, но наверное и правда неважно. и так уже слишком много чести. :)
И я рада, что тебе понравилось! :)

Reply


Leave a comment

Up