Я Пишу. Подтверждаю!
Итак, позанимаюсь-ка я рекламой. Книжки.
А если честно - это просто ма-а-а-а-аленький кусочек моего диплома, который, как я надеюсь, сегодня ночью станет еще немножко больше. Сейчас это почти черновик. Если вы поделитесь со мной эмоциями и красивыми словами - буду бесконечно благодарна и рада. Итак.
«История картины» Пьеретт Флетьо - необычная книга о том, как женщина попадает под чарующее действие картины, которая переворачивает ее жизнь.
Главная героиня - ревностная приверженка рациональности, организованности и порядка. Она даже преподает грамматику, которую иногда называет "логикой языка". Однако с самого начала видно, что с героиней не все так просто. Она склонна к одиночеству, постоянным размышлениям, аскетизму, и у нее маниакальная неприязнь к обладанию вещами. А когда в ее мир попадает картина, так в ее жизни вообще начинают происходить очень странные и иррациональные события..
Тем не менее, по жизни она идет по проторенной дороге, пока на одной вечеринке она не встречается с художником-абстракционистом, который привлек ее внимание тем, что бросает вызов обществу и полагает, будто истинное творчество основано на разрушении. Затем она попадает в его мастерскую в одном из неблагополучных районов города и становится свидетелем создания картины, захватившей ее целиком. Героиня переживает изменения цвета художником на картине почти физически, в ночных кошмарах и дневном возбуждении. Когда картина завершена, она совершает безумство, купив ее за огромные для ее семьи деньги. Так сильно она жаждет обладать "своей" абстракцией, которая уже начала подчинять себе женщину, заставляя ее владеть вещами, необходимыми для существования картины, и забросить семью и даже свои интересы.
Абстрактная и полная различных цветов картина художника опрокидывается в реальность главной героини и захлестывает ее своим наполнением, начиная с черных полос, которые для героини оборачиваются социальной клеткой жизни, и заканчивая оттенками и чистыми цветами, которые наполнили жизнь героини и превратились в ее смысл жизни. Она видит в каждом своем шаге - картину. Сначала, только обретя для себя картину, она пыталась вписать этот шедевр в ткань своей жизни:
«Вскоре я сообразила, отчего такой дискомфорт. Если стена, где картина висела, была достаточных размеров, чтобы оставался еще фон, на котором она могла вольно демонстрировать свои пропорции, то комната, расположенная перед ней, выглядела, напротив, чересчур заставленной, ее пространство слишком дробилось. (…) Я мечтала об огромном пустом пространстве для картины, чтобы она, одинокая как королева, властно требовала взглядов, красуясь на парадной стене, отодвинутой в глубь зала. Не в силах больше сдерживаться, я преисполнилась отваги, и, засучив рукава, принялась за работу.»
С каждым шагом героини, новым этапом восхищения картины, та вживалась в жизнь женщины все сильнее и сильнее. Картина все сильнее и сильнее воздействует на психологическое состояние героини, и уже не просто вписывается в действия романа, а буквально опрокидывается в него. Женщина покупает платье, напоминающее ей цветами картину, т.е. физически примеряет на себя разрисованную ткань, пытаясь оживить все те эмоции и чувства, которые испытывает при взгляде на картину, и воплотить их в себе, отождествить с собой. Этот шаг позволяет ей перейти дальше - к поиску цвета, блуждая по миру и по своему сознанию. Ее мировосприятие меняется и уже не подчиняется законам социума и общества - тем самым черным полосам, которые она увидела на картине при необычном ночном освещении фонариком. Ее муж видит в поведении женщины психическое расстройство, на самом же деле для самой героини это просто этап осознания, для всех кажущийся депрессией и болезнью. Ее сверхчувствительность на протяжении всего романа перемежается с оцепенением, что есть свидетельство перемещения по картине - от одной линии к другой.
Женщина оживляет для себя картину посредством синестезии - однако для женщины это просто необходимость и естественность изучения себя посредством картины. Оттенки на картине, а затем и чистые цвета не дают ей покоя, то пленяя, то раня, то показывая истинность мира, то заставляя слепнуть от красоты или страха.
В определенный момент женщина уходит от картины:
«Ее краски поблекли, ей не хватало динамичности. Искусство обман, как и все прочее, говорила я себе, а когда кругом неправда, жить проще простого. (…) Думая о муже и детях, я убеждала себя, что, разумеется, люблю их, но вместе с тем это ничего не значит. Часто, проходя по улице и глядя на встречных, я подозревала, что они тоже окаменели изнутри, и тогда они внушали мне ледяное восхищение.»
Картина становится ей не нужна как таковая, она уже выплеснула на героиню свои краски, осталось лишь разобраться и найти точки опоры и смыслы цветов. Она сливается с жизнью, сознанием и миром. Когда во время дождя женщина посмотрела картину, то увидела следующее:
«Краски между полосами рисованного переплета подтаяли, будто их размыло слезами. Они словно стекали с перекрестий, оставляя широкие, постепенно бледнеющие следы. Холст задрожал у меня перед глазами, словно мерцающая поверхность воды, быстро впитывающейся в песок, или колеблемые ветерком заросли тростника. Из глаз хлынули слезы, казалось, они уже никогда не иссякнут. Я подошла к картине, провела пальцами по жесткому полотну, мне хотелось прислониться к нему щекой, ощутить в нем живую нежность кожи, услышать глухое биение сердца.»
Для героини картина - уже часть ее, потому что все вокруг есть часть всего. Необходимо лишь это увидеть и почувствовать. Она действительно больше не возвращалась к этому полотну - она просто рисовала свою картину - картину жизни, посредством ощущений, полученных с помощью этого абстрактного произведения.
Женщина начинает видеть цвета, ощущать краски, физически понимать Розовый, Желтый, Зеленый, Синий. Она бросает все и уходит из социума, а затем окунается в работу, она ведет образ жизни, отвергнутый обществом, и постоянно разочаровывается в доминирующем на определенном этапе ее жизни цвете. Пройдя через все муки цветов, оттенков и полос, она обретает всю палитру своей жизни в целом. Абстрактная картина опрокинулась в жизнь женщины, подчинила ее себе, заставила заняться жизнетворчеством и открыла глаза на тот мир, которого никто не видит, но который, как боялась героиня в самом начале истории, доступен истинным ценителям искусства, но неуловим для нее.
В этом романе картина взрывает спокойный ход вещей жизни, оживает через цвета и через действие, позволяю просто изучить свой собственный мир. В современном мире доминирует уже не античный миф об оживающих богах, а величии собственного разума, посредством которого можно понять и осознать все. В искусстве интересным становятся не старые классические техники рисования посредством копирования реальности, а абстракционизм, представители которого стремятся не к действительности изображению жизни, а к воздействию на созерцателя посредством создания на картине или в скульптуре определенного цветового сочетания и геометрических форм. Поэтому и оживление картины, перевод ее в действие жизни и в реальность происходит не простым магическим жестом, а самим созерцателем. Творцом самого себя становится мозг человека, на изучение которого брошены все силы науки и искусства. Картина оживает - цель абстракционизма достигнута - человек меняется, осознавая свои собственные силы и безграничность могущества своего сознания.
Здесь можно по-другому взглянуть уже на традиционные мифы об оживающих статуях и картинах. Пьеретт Флетьо бросает вызов богам - не сам ли человек является богом, творящим оживление статуи и картины, если он может пропустить через себя совсем невообразимое сочетание красок и форм на картине абстракциониста? Французская литература следует своим традициям, пытаясь оставаться на гребне волны животрепещущих тем. Рациональность, в которой обвинял французских творцов Жерар де Нерваль, и желании объять все разумом оборачиваются в данном случае одновременно и великим умом, и безграничным безумием. Пьеретт ни на секунду не ввела в повествовательный контент своего произведения чего-то сверхъестественного, с одной стороны, и полностью мистическим сделала внутренний и внешний мир героини за счет ее мировосприятия сознанием, с другой.
На те же темы рефлексирует и другой современный французский писатель Ив Бонфуа. Текст романа Пьеретт Флетьо и стихотворений Ива Бонфуа имеют много соприкасающихся моментов. Они оба - представители современной французской литература и искусства, при этом они исследуют в области экфразиса одни и те же темы. Ива Бонфуа также волнует вплетение картины в ткань бытия и ее оживление. Однако в качестве оживление автор использует несколько другой прием - реальность картины для птиц, желающих склевать с нее виноград. В своем стихотворении «Последний виноград Зевксиса» подлинность картина обретает именно тогда, когда ее автор «переворачивает пространство»...
Но это уже совсем другая история. Всем бесконечно благодарная уже за попытку нажать на кнопку "Читать дальше.." ;))
P.S. Мне ни один из моих аватарок внезапно не нравится.. Все уже не мое.