Японские выходные. Часть 2.

Mar 20, 2018 22:13

Дело было в ноябре. Легкий морозец, солнышко, первый снежок... Погода располагала к путешествиям и созерцанию. Хотелось одновременно ярких впечатлений и покоя. Решением стало посещение чаепития в японском стиле в рамках трэвел-проекта «Йога-уикенд».

Конечно, это не каноническая чайная церемония, но для меня была важна не столько внешняя сторона этого процесса, сколько его внутреннее содержание, сам дух чайной церемонии. Думаю, Марине Дьяковой, с которой мы уже встречались на фотосессии в кимоно, в полной мере удалось организовать эту встречу так, чтобы все прочувствовали настроение и дух настоящей чайной церемонии.

В Японии чайная церемония проводится в отдельном строении - чайном домике тясицу, расположенном в глубине огороженного высоким забором сада - тянива.



Сад организован таким образом, чтобы создавалась иллюзия нахождения в дикой природе. Дорожка вымощена камнями и имитирует горную тропинку. Весь путь через тянива должен настроить гостей на спокойный лад, заставить отрешиться от суеты внешнего мира и полностью погрузиться в созерцательное, умиротворенное состояние. Подобное отношение к чаепитию связано с историей возникновения самой церемонии.

Чай был завезен в Японию буддистскими монахами из Китая еще в 8 веке. В монастырях чаепитие стало одним из способов погрузиться в медитацию, что нашло свое отражение и при формировании традиций светского чаепития.



Основы чайной церемонии сформулировал Сен-но Рикю, человек талантливый и весьма интересный, проводивший в жизнь и популяризировавший философию ваби-саби (грубо говоря, этот взгляд на мир основан на придании ценности простым по форме предметам, любовании несовершенством мира, внимании к красоте мелких, с первого взгляда невзрачных элементов и предметов; в общем, довольно сложная философская система, в полной мере осознаваемая, наверное, только самими японцами) в противовес царившей в то время моде на всё яркое и броское, пришедшей из Китая.



Сен-но Рикю был придворным Тоётоми Хидэёси (тот еще деятель, завоевавший всю Японию и оттеснивший императора от реальной власти), активно принимал участие в политической жизни Японии 16 века (а политическая жизнь в то время была еще та), что закончилось весьма предсказуемо: мастер чайной церемонии что-то не поделил с Хидэёси и получил приказ покончить жизнь самоубийством.

У Сэн-но Рикю осталось немало учеников, которые развили идеи мастера, и со временем в Японии образовалось три школы чайной церемонии, каждая из которых в знак уважения к основателю традиции включила имя мастера в свое название: Сансенке, Урасенке и Омотесенке. В каждой школе существуют свои нюансы проведения церемонии, но основы, заложенные Сен-но Рикю, все же пока остаются общими.

Итак, путь к чайному домику в Японии начинается в чайном саду по извилистой тропинке. В условиях нашей реальности роль портала между суетой и шумом внешнего мира и покоем студии, где проходило чаепитие, выполнил старый саратовский дворик. Думаю, японцы смогли бы оценить всю прелесть этого дворика с позиции философии ваби-саби.

Потом был подъем по старой деревянной лестнице и уют небольшого и теплого помещения.



В Японии мы бы прошли в маленькое строение, наполненное рассеянным светом, льющимся из окон, расположенных под самым потолком.



В некоторых тясицу есть раздвижные двери, ведущие в сад, сквозь которые гости могут любоваться окружающей их природой.



В условиях российской реальности наша группа расположилась на полу светлой уютной студии. Циновка и мягкие подушки позволяли расслабиться и погрузиться в атмосферу покоя и тишины.



При проведении классической чайной церемонии в специальной нише токонома ставится цветочная композиция, на стену вешается список с высказыванием, которое задает тему встречи, и зажигаются благовония.



В нашем случае на стене висело изображение ветки камелии. Эта картина полна символизма. Камелия - цветок самураев, ее цветы облетают не по одному лепестку, а сразу целым бутоном, как голова самурая в бою, так что в определенной степени камелия ассоциируется со смертью и быстротечностью жизни. Но еще это и цветок богини солнца Аматэрасу, которая считается прародительницей японского императорского дома, а после прихода в Страну восходящего солнца христианских миссионеров, камелия стала и символом Христа. Когда ношение креста было запрещено, вместо него японские христиане стали использовать изображение камелии. Кроме того, этот цветок, распускающийся зимой и хорошо переносящий заморозки, - символ долголетия и стойкости.



После любования свитком и цветочной композицией гости обычно рассаживаются по кругу, им приносят небольшой перекус - кайсэки, основное предназначение которого - заморить червячка, чтобы голод не мешал получать наслаждение от общения и самой церемонии.

После перекуса гости выходят из домика, а хозяин меняет композицию в токонома и подготавливает утварь для приготовления первой порции чая.



Размявшиеся гости возвращаются в помещение, и начинается сам процесс чаепития.

Первая часть проходит в полном молчании. Гости наблюдают за тем, как хозяин ставит на очаг чайник, слушают звук закипающей воды, любуются выверенными и точными движениями чайного мастера, который в общей чаше заваривает густой, крепкий чай.



В нашем случае роль очага выполнял симпатичный красный термос с кипятком, из которого Марина наполнила небольшой чайник, украшенный изображениями драконов -- символами мужского начала и императорской власти. В полном молчании мы наблюдали, как Марина заваривает в большой пиале густой зеленый чай и взбивает его венчиком, доводя до нужной консистенции.



Затем, как и требует обычай, Марина передала чашу сидящей рядом с ней участнице церемонии.



Девушка сделала небольшой глоток, отерла край пиалы салфеткой и передала ее следующей участнице.



Распитие из общей чаши - древний обычай, который есть практически у всех народов. Это символ единения и доверия между людьми.

Вкус и консистенция чая (кстати, самый настоящий чай для чайной церемонии, привезенный из Японии) очень необычные. Фактура шелковистая, обволакивающая язык (если кто умудрился в детстве хлебнуть воды, в которой размешано изрядное количество порошковой косметической глины, то вот это очень похоже, только горячее; и да, в детстве чудила я нехило). Вкус сначала горчит, а после себя оставляет сладкое послевкусие. Как фанат чая, я бы с удовольствием заимела у себя такой сорт.

Полагались к чаю и настоящие японские вкусняшки.



После того, как чаша опустела, Марина, как и положено в таком случае, снова пустила ее по кругу, чтобы мы могли полюбоваться пиалой. Судя по рисункам на ее стенках, чаша предназначена для использования в течение всего года.

После распития первой порции Марина заварила более жидкий чай (это был уже другой сорт), который мы пили из персональных чашек.



На этом этапе, как и положено по традиции, мы рассуждали на темы, интересующие собравшихся: о связях между Японией и Россией (без политики, на чайной церемонии такие разговоры неприемлемы), о духовной общности наших наций, о смысле жизни и о путях духовного развития.

По окончании чайной церемонии я до конца дня находилась в состоянии спокойной созерцательности. Так что своей цели наше чаепитие достигло: дух японской чайной церемонии был соблюден, несмотря на неизбежную невозможность точно следовать ее форме.

Previous post Next post
Up