Огромная черная птица хрипло кричала на верхушке разваливающейся колокольни. Лишенные стекол окна слепо смотрели в низкое, затянутое тяжелыми тучами небо. Ветер трепал растущую внутри разрушенной церкви траву. Без острой, рвущейся в небо крыши мощные контрфорсы выглядели бесполезными. Кирпич стен потемнел и покрылся патиной. Наши шаги спугнули небольшое стадо коз, пасшееся внутри заброшенной церкви. Испуганные животные пронеслись мимо, чудом не спотыкаясь о выбоины в когда-то мощенном дворе, окружающем церковь.
Нет, это не записки о поездке по романтическим руинам Германии. Это начало путешествия во времени и пространстве по местам поселения немцев в нашей области.
Экскурсию проводил Максим Музалевский, чьи работы я использую вместе со своими и с фото, сделанными другими участниками поездки.
Началось наше путешествие с заброшенной лютеранской церкви в селе Липовка.
Здание красивое, выстроено с использованием элементов готического стиля, но к сожалению, стоит оно только за счет добровольцев-энтузиастов, защитивших церковь от сноса. Денег на восстановление этого красивого, величественного сооружения нет.
Окна и сейчас восхищают, представляю, насколько волшебным всё выглядело, когда были целы витражи.
В некоторых местах остались фрагменты мощеного пола.
В советское время в церкви находилась мастерская по ремонту техники. Чтобы была возможность загонять внутрь трактора и другие крупные машины, дверной проем со стороны апсиды расширили.
В общем, зрелище грустное и печальное.
А это дом, в котором когда-то жил пастор. Такая вот красно-белая кладка весьма распространена в бывших немецких колониях, как и четырехскатная крыша. Теперь мне наконец-то стало понятно, почему четырехскатки практически не встречаются в поселениях выше по Волге.
Появление немцев на территории нашей области связано непосредственно с Екатериной II. Немка по происхождению, Екатерина радела за развитие России и защиту рубежей от кочевников, которые проживали вдоль границ Саратовской губернии и частенько совершали набеги на российские поселения. Чтобы "застолбить" место и дать импульс к развитию территории, Екатерина особым постановлением разрешила немцам переезжать в Россию, основывать поселения и осваивать степи. Специальные вызыватели ездили по городам и селам Германии и как могли заманивали народ в Россию. За каждого переехавшего вызыватель получал гонорар. Одним из таких деятелей был авантюрист барон Кано де Борегард (хотя насколько он вообще барон - большой вопрос). Человек определенно талантливый и умеющий работать людьми. Сегодня он стал бы выдающимся менеджером по продажам, наверняка вел бы семинары и писал книги по технике продаж.
Так вот, этот товарищ заманивал народ тем, что во-первых, обещал людям, что в новых поселениях будут не только школы, но и высшие учебные заведения. А во-вторых, в колониях будет возможность самоуправления по тому же типу, что и в Швейцарии (по меркам 18 века эта страна была впереди планеты всей в плане демократических свобод). С легкой руки барона одно из поселений так и назвали Цюрихом (ныне Зоркино).
Конечно ни о какой демократии и университетах на практике и речи не было. Зато была сорокаградусная жара, степные ветра, несущие тучи пыли, и набеги калмыков, которые уводили в плен врачей, учителей и вообще тех специалистов, в которых испытывали нужду. В общем, романтика.
Но немцы ехали и выживали. Причём, в какой-то момент переселение приняло такие масштабы, что в Германии были предприняты попытки остановить этот поток переселенцев. Тех, кто переезжал, всячески высмеивали, на вызывателей рисовали карикатуры. Но немцы ехали.
И вот вдоль Волги возникла череда небольших немецких городков. По сравнению с русскими деревнями здесь всё было выстроено по единой четкой схеме: 2--3 главные улицы, а их пересекают под прямым углом более узкие.
В немецких поселениях обязательно были аптеки, больницы и поликлиники, школы и, конечно, церкви.
75% немцев исповедовали лютеранство, 25% были католиками.
Поликлиника (амбулатория)
Школа
Аптека
В 1941 году большая часть немцев была выслана из Саратовской области. Потомки некоторых из этих семей вернулись обратно. Например, одна из католических монахинь, проживающая в маленькой обители рядом с католическим собором в Марксе. Семью ее деда сослали в Казахстан, где его потомки и проживают до сих пор. А эта девушка вернулась на историческую родину и стала монахиней.
Еще один потомок сосланных немцев - Карл Карлович Лоор.
Этот удивительный человек, владелец собственной строительной компании в Старом Осколе, однажды решил посмотреть, из какого села происходит его род. Карл Карлович приехал в Зоркино, увидел руины старинной церкви и загорелся идеей ее восстановления. В течение нескольких лет здание реставрировали в соответствии с сохранившимися чертежами.
А это фрагмент ворот, найденный при проведении реставрационных работ.
И еще несколько деталей, которые хранятся в маленьком музее при церкви
Грязь, десятилетиями въедавшуюся в кирпич, отчистили с помощью пескоструйных машин. В результате церковь обрела вот такой вид.
Колокола и электронный орган заказывали в Германии.
Один из колоколов звонит каждые полчаса. Я успела вовремя выбраться из-под него, когда подошло время удара, но уши все равно заложило:)
Из Зоркино мы проехали через Маркс. Там сфотографировались на фоне памятника Екатерине (установлен вместо убранного в советское время, сделан по тому же рисунку, что и изначальный)
и увидели католический храм. Церковь выстроена в современном стиле, сочетающем в себе черты конструктивизма и готики.
Во дворе церкви есть два старинных немецких надгробия, видимо, со старого кладбища, которое когда-то здесь находилось.
И уже в Энгельсе бонусом к поездке стала мельница Штоля. Судя по всему, сейчас ее ремонтируют и, наверное, будут и дальше использовать по прямому назначению.
Представила, как смотрелись такие вот башенки с Волги 200--300 лет назад. Фантастическое было зрелище: осколок Европы в Диком Поле.