May 04, 2014 16:41
насчет кризисов... множество разночтений по поводу возрастных кризисов происходит в основном из-за низкой квалификации некоторых психологов, которые отрицают то, что уже в общем в доказательствах не нуждается. Т.н. эффект Данинга-Крюгера - люди с низкой квалификацией неспособны замечать своих ошибок, из за низкой квалификации в своей области.
С детскими возрастными кризисами психология и нейропсихология уже в целом разобралась. Кризис - это изменение у ребенка картины мира, изменение восприятия. У взрослых - тоже, но у взрослых все сложнее и многомерней из за большого количества контекстов. У детей проще - происходит количественный набор опыта, потом мозг набранный опыт интегрирует и начинает на него опираться. И ребенок начинает воспринимать мир иначе. Поведенческие сложности в виде истерик, агрессии и т.п. зависят не от кризисов а от темперамента, особенностей нервной системы и еще сотни вещей.
В принципе, и для кризиса года, и для кризиса трех или семи лет и для яркого подросткового кризиса характерна временная фрустрация у ребенка. Пока он сориентируется в новых реалиях, должно пройти какое-то время. Но в целом - далеко не истерики это "классический" кризис. Классический кризис - это изменение реакции ребенка на привычные вещи. А так как реакции у всех детей сами по себе - разные, то и изменения тоже будут - разные.
К сепарации возрастные кризисы вообще не имеют прямого отношения. Только опосредованное, так как сепарация в принципе - это личностное становление. Таким образом "мягче кризис - хуже сепарация" - вообще бред, бред, бред. Грудь только помогает мозгу ребенка работать, т.к. сосание - первый уровень сенсорной интеграции. Соответственно, чем больше груди, тем лучше и интегрированней работает мозг ребенка, а значит процессы личностного становления будут прекрасно идти, психика опирается на физиологию, и никак иначе. невозможно угнетать физиологические потребности и благодаря этому получить здоровую психику у ребенка. Все ровно наоборот. Взрослые люди пытаются конечно достигать просветления через самоограничения , а бывает и самоистязания, но это уже другие совсем механизмы, не формирования личности, а скорее стрессового выживания. Это тоже доказанный нейропсихологами процесс - мозг человека в тупиковой ситуации, в ситуации выживания работает лучше. Однако он так работает засчет износа нервной , эндокринной, сердечно-сосудистой систем. Короче платить за такое просветление придется дорогой ценой.
Кризис