Корни демократии и тоталитаризма

Feb 03, 2010 12:54

На сегодня бОльшая часть мира уже является в той или иной мере демократической. Однако, демократия лишь в около 30 стран мира является относительно развитой. Также, свободные рыночные отношения доминируют сегодня практически во всем мире за несущественными исключениями, но лишь в горстке стран они привели к развитым экономикам.
Почему так получается? Я утверждаю, что дело тут в самой культуре народов и далее я продемонстрирую свою точку зрения в полной красе. Хочу договориться на берегу, что я против рассмотрения культур с точки зрения "плохая"-"хорошая". Я предлагаю смотреть на них как на национальные особенности со своими достоинствами и недостатками.

Все мы родом из детства и именно детские годы формируют наш характер, отношение к миру и всю нашу дальнейшую жизнь. Вот я и предлагаю рассмотреть два крайних случая - "тоталитарное" и "демократическое" воспитание, которые еще можно образно назвать, соответственно, восточным и западным. Понятно, что в чистом виде они не могут быть реализованы никогда, а в реальных культурах они сосуществуют. Но нам пока важно понять что они из себя представляют и как влияют на нашу жизнь.
Итак, рассмотрим типичную ситуацию: двухлетний ребенок идет с мамой и вдруг заинтересовывается лужей - хочет в нее залезть, поковыряться, поплескаться. Типичная реакция мамы в странах с развитой демократией: стоит, ждет пока ребенок наплескается, пока ему надоест, после этого спокойно идут дальше. Типичная реакция восточной мамы (экс-СССР, в том числе): не допустить ребенка к луже, часто путем ссор и истерик.

Почему западная мама позволяет ребенку ковыряться в луже - она просто уважает желания ребенка и позволяет ему ошибаться самостоятельно. Да, ему будет неудобно и холодно идти в мокрых сандалях. Возможно он даже будет капризничать. Зато он увидит последствия своей свободы - он познает ответственность. Именно привычка отвечать за свои дейтвия или бездействие позволяет уже повзрослевшему гражданину принимать взвешенные решения и умело пользоваться правом выбора. Еще один момент - чувство интереса к луже у ребенка полностью удовлетворяется, энергия, отведенная организмом на это, получает выход и ребенок остается спокоен.

Почему же тогда восточная мама не позволяет ребенку играть в луже? Нам это предельно ясно: она оберегает его от ошибок. Для предотвращения таких ошибок, родители используют универсальное средство - наказание. В результате, чувству интереса ребенка противопоставляется чувство страха перед наказанием. Т.е. интерес ребенка никуда не делся, он лишь законсервирован под огромным слоем комплексов. Отсюда и появляется понятие "запретного плода". Кроме того, ребенок не получил урока о последствиях за свои действия. Вместо этого, оно получил урок превосходства родителя, мощи его власти и необходимости слепого и беспрекословного ему подчинения.
Психологическое состояние тоталитарно воспитанного человека можно охарактеризовать как невротичное. Т.е. каждый раз, когда он будет видеть лужу, в его сердце будут биться два чувства: интерес и страх. Каждый раз на это организмом будет выделяться энергия, которая должна будет получать выход. Пока она не выйдет, она будет разрушать психику человека изнутри. Но природа давно уже научила человека справляться с этим. Энергию он може потратить на ссоры, склоки, драки, войны или более позитивно: творчество, работу, созидание. Таким образом, тоталитарно воспитанный человек характеризуется импульсивностью, вспыльчивостью, особенной остротой чувств, огромным рвением. Однако, для него же могут быть характерны и лень, депрессивность, когда противоречивые чувства не находят выход. Именно из-за тоталитарной культуры произрастает наш национальный абсолютизм: любить - так до безумия, ненавидеть - так до боли, работать - так до полного итощения, изобретать - так гениально.
Еще одним качеством тоталитарного человека является сила его воли. Всю жизнь находясь под гнетом невроза, будучи сдерживать свои противоречивые чувства, он как никто другой учится их контролировать. Именно тоталитарный человек способен на великие подвиги.

Если говорить о физическом здоровье, то наиболее здоровым будет несомненно демократический человек. Он с детства учится чувствовать свое тело, его желания, потребности и вовремя удовлетворяет их. В тоталитарном обществе потребности тела часто игнорируются. Человек устал, но ему еще нужно работать и он не может отдохнуть. Человек хочет есть, но время обеда еще не настало и ему приходится игнорировать чувство голода. Поэтому он привыкает безалаберно относиться к собственному телу. Когда он болен, ему бы отдохнуть, много пить, но он вместо этого работает. В результате, здоровье тоталитарного человека очень рано начинает разрушаться и стареть. Т.е. это одна из причин ранней смертности в странах с доминирующей тоталитарной культурой.

Если обобщить особенности людей двух типов, то получается, что демократический человек - просто гармоничный, счастливый, здоровый, независимый; тогда как тоталитарный человек - яркий, волевой, но несамостоятельный и нездоровый.

Сейчас давайте обсудим почему в некоторых странах появился демократичный тип воспитания, а в других - тоталитарный. Вернемся к тому же примеру с лужей. Почему западная женщина может себе позволить разрешить ребеку быть мокрым? Наверное потому, что на улице +18 и ничего страшного с ним при этом произойти не может. Представьте себе, что на улице +1 или даже 0, а лужа покрыта коркой льда. Понятно, что в таких условиях уважение к желаниям ребенка может оберуться непоправимыми последствиями. Таким образом, главная предпосылка возникновения демократичной культуры у народа - это относительная безопасность. Так же определенная доля самостоятельности у детей может появиться не в результате уважения к их чувствам, а просто потому, что взрослым они либо безразличны и они ими не занимаются, либо родители чрезмерно заняты и не имеют возможности заниматься детьми.
С другой стороны, опасность (точнее ощущение опасности) рано или поздно приводит к определенной тоталитаризации общества. И этот фактор является мощным средством повышения безопасности. Действительно, как только появляется опасность, возникает тоталитарное мышление в обществе, после чего общество консолидируется под единой жесткой властью и способно выстоять перед опасностями. Когда проблема безопасности решена, тогда постепенно происходит переход к демократическому мышлению.

Сейчас попробуем поместить тоталитарную и демократичную личности в противоположные условия.
Демократичная личность в условиях тоталитаризма скорее всего будет вести себя довольно независимо и постоянно нарыватья на неприятности. Тем не менее, если какие-то действия властей с его точки зрения оправданы (например направлены на защиту от угрозы), то демократичный человек, понимая всю ответственность, будет даже поддерживать их. Но если тоталитарный режим находится в стадии упадка и каждый начальник гребет все под себя, от демократичного человека можно дождаться только проблем. Но в целом, навязать демократичному обществу тоталитаризм - это вполне решаемая задача. Достаточно обмануть с помощью пропаганды.

Тоталитарный человек в условиях свободы - это большая для него проблема. Привыкший, что за него всегда решает кто-то другой, он теряется перед выбором, мир сободного выбора для него чужд. Свобода вызывает у него лишь страх. Поэтому он готов прибиться к любому политику, который уверит его, что знает куда нужно идти. Кроме того, получив свободу, человек начинает реализовывать все свои желания, которые он сдерживал долгие годы. Он тут же начинает потреблять все запретные плоды: заниматься авантюризмом (лазить по горам, ездить по заграницам), пить спиртное, потреблять наркотики и совершать преступления. Проблема наркомании и пьянства усугубляется еще тем, что дает ему возможность забыться, уйти из пугающего его мира. Проблема высокого уровня коррупции тоже является стремлением получить запретный плод.
В целом, тоталитарный человек гораздо более несчастен в свободном мире, чем демократичный в тоталитарном.

Сейчас поговорим о современном воспитании в России.
В России традиционно было сильно тоталитарное воспитание из-за суровых климатических условий. Однако, в 20-м веке в народ активно стало проникать западное мировоззрение, но при этом сильно трансформироваться под действием нашей культуры и, я бы даже сказал, извращаться. В результате, в народе возникло трепетное отношение к детям, но сам тоталитарный тип воспитания никуда не делся. Тоталитарные родители сейчас так же как и раньше во многом стараются ограничивать детей и навязать им свою волю. Это усугубляется снижением рождаемости, которая позволяет им уделять больше внимания своим чадам. Но при этом они уже не могут настоять на своем. Т.е. строгость родительских запретов компенсируется необязательностью их соблюдения.
В воспитании очень велика роль отношения между родителем и ребенком, поскольку именно она формирует модель поведения начальник-подчиненный и власть-гражданин. Если на Западе родитель - это партнер и друг, в дореволюционной России - царь и бог, то в современной России он скорее чудаковатая нянька, которая носится за ребенком и пытается каждый раз "спасти" его, а в промежутках между спасениями - побаловать. Естественно, что это выражается в нахлебническом отношении к власти у народа. Опусы вроде: '"власть" для того и сидит в кабинетах или в залах собрания, чтобы решать наши проблемы ,по крайней мере должны этим заниматься!!' - возможны лишь в современной России. Ни на Западе, ни на Востоке такие изречения просто не поймут.
Т.е. в современных детях зачастую нет ни самостоятельности, ни уважения перед старшими. Они в равной степени ни тоталитарны, ни демократичны. К чему это приведет? Уж точно ни к чему хорошему.

Демография, Политика

Previous post Next post
Up