Секвестируем Роскосмос

Feb 01, 2015 13:21


Недавно все СМИ заявили, что бюджет космической отрасли РФ будет секвестирован на 10%. Параллельно начался второй этап реформы ракетно-космической промышленности (РКП). Каким образом все это отразится на космических планах страны пока не знает никто, но мы же можем поанализировать и предположить в духе: а что бы я сделал на месте Комарова.

Для начала заметим, что Игорь Анатольевич Комаров имеет прежде всего опыт управления крупным коммерческим предприятием - АвтоВАЗом. Он далек от "космических кораблей, бороздящих просторы Вселенной", это человек конкретных дебетов, кредитов, конкурентных преимуществ и бизнес-стратегий. И я думаю, что для всей РКП, сформировавшейся в СССР в условиях идеологического противостояния и отсутствия каких-либо лимитов на средства, он станет очень полезной встряской. Но будут и некоторые нежелательные последствия.

Что можно ожидать от нового главы будущей Госкорпорации Роскосмос. В реальном бизнесе никто не любит суперпроекты. Тем более, рассчитанные на 30-50 лет. Нет, если надо, напишут любую программу. Хоть на 30 лет, хоть на 300. Но каждый инвестиционный цикл, я думаю, он в любом случае постарается загнать в рамки не более 3-5 лет. Т.е. от долгостроев типа Ангары, я ожидаю, будут избавляться. В свою очередь, избавление от долгостроев потребует консолидации финансовых усилий, а это означает сокращение количества параллельных программ, а также более тесная кооперация. Например, ситуация, когда одновременно разрабатываются Ангара и Русь двумя разными предприятиями, вряд ли повторится. Скорее сейчас бы делали одну ракету, но оба предприятия совместно. И уложились бы в те же 5 лет.

Это общие рассуждения. Сейчас давайте пробежимся по перспективам конкретных проектов. Очевидно, что начатые проекты он постарается завершить, а от новых будет пока что отказываться под предлогом именно отсутствия средств.

1. Восточный. Уверен, что через год в каком-то виде он заработает. Но вот пилотируемые полеты с Восточного могут быть сдвинуты в будущее. Просто никто космонавтов с Байконура не прогоняет. Платить за него в любом случае придется. А сэкономить на дублировании можно заметно. Единственное почему пилотируемая инфраструктура нужна нужна будет на Восточном - это для нового корабля ПТК НП. Но он пока не готов и еще долго не будет готов в пилотируемом варианте. Пилотируемую инфраструктуру можно притормозить еще и из-за отсутствия средств спасения в Тихом океане, которые необходимы при запуске к МКС.
Грузовые полеты скорее будут только ускорять для замены "неэкологичным" Протонам на Байконуре.

2. Ангара крайне нужна как можно скорее. Во-первых, вывода Протонов с Байконура требует Казахстан. Во-вторых, при серийном производстве она должна оказаться дешевле Протона. В-третьих, Ангара позволит увеличить пусковые возможности РФ на рынке. В общем, я думаю, что проект по перевозу Ангарных мощностей Хруничева из Москвы в Омск будет форсироваться.

3. Модули МКС. Полагаю, будет большая встряска. То, что МЛМ не могут запустить с 2012, а до этого его строительство шло с 2004 - это показатель неэффективности. Будут повышать. Каким-нибудь внедрением европейских систем управления и контроля качества. Запуск на МКС состоится более-менее вовремя. Концепция высокоширотной станции благополучно уйдет в небытие.
При этом я ожидаю попытки монетизировать пребывание космонавтов на МКС. Это будет и расширение космического туризма, а также всякие передачи и шоу с участием космонавтов.

4. Ядерный буксир. Полагаю, работа над ним будет идти по плану или даже ускорена. Ведь он позволит значительно снизить расходы на довыведение спутников на геостационарную орбиту, а также на Луну и в дальний космос. По всей видимости, планируемые 1 МВт электрической мощности достигнут не будет в первых версиях, но надеюсь, что первый запуск состоится вовремя.

5. Частично многоразовые системы. Маск дал прикурить всему миру своей частично неуспешной посадкой первой ступени. Говорят, ее правильное спасение может снизить стоимость вывода в 2 раза. Если так, то вызов всей РКП очень серьезный. Скорее всего, его без ответа не оставят, ведь он чреват потерей рынка. В РФ наиболее проработана концепция возвращаемых ракетных блоков (ВРБ), которые бывший Байкал. Это крылатые первые ступени. Работа идет давно, но как-то сильно неторопливо. Раз в год приходит новость типа "мы еще живы", но никаких серьезных результатов не видно. Полагаю, Комаров захочет разбудить это сонное царство. Есть еще концепция ракеты "Россиянка", но вряд ли ради возвращения ступени кто-то даст денег на новую ракету. Уж скорее стоит ожидать модернизацию УРМ-1 Ангары с целью возврата.

6. Сверхтяжелая ракета, мне кажется, будет снята с повестки, либо по ней будут вестись недорогие предварительные работы. Серьезной работы до завершения пунктов выше, скорее всего, не будет. Ну а кто не согласен, может подкинуть на нее денег. "Жалкие" 214 млрд. рублей.

7. Луна. Полагаю, до завершения перечисленных вверху пунктов серьезных подвижек по Луне не будет по той же причине. Скорее всего, будут работы по Лунам-25-27. Будут заканчивать работы по Экзо-Марсу и прочим начатым проектам. Все-таки вряд ли стоит от Комарова ожидать рвения в космос. Скорее стоит ожидать рвения заставить приносить РКП прибыль. Если и будет движение в сторону Луны, то я бы ожидал попыток с его стороны переложить финансовую ответственность на кого-то другого. Например, деньги на Луны-25-27 будут трясти с РАН. При этом постараются за счет РАН и других фондов проспонсировать свои внутренние разработки того же ядерного буксира.

В общем, я думаю, что в следующие лет 5 серьезных подвижек в российской космонавтике не будет. Скорее будут старые доделки, реформы, формирование новых планов и т.д.

Космос

Previous post Next post
Up