Моя предыдущая запись "
Атомный взрыв нефтяных цен" вызвал ажиотажную дискуссию. Отвечать всем я не имею никакой возможности, но выделил ряд интересных и наиболее часто задаваемых вопросов. На них я и отвечу сегодня.
Но прежде всего, одно общее замечание. Сейчас многие ругают правительство за падающий рубль, считая, что это плохо для российской экономики, что это ее болезнь.
Так вот, то, что сейчас происходит в России - это наоборот выздоровление экономики.
Да, это больно, неприятно, но выздоровление еще никогда не было приятным. Россия с 2005 года была больна голландской болезнью. Т.е. из-за высоких цен на нефть в Россию шли нефтяные сверхдоходы, которые на деле не были обеспечены реальным производством, а только отражали дефицит этого ресурса в мире. Посмотрите на графики ниже. В 2005 году нефть стала расти, а темпы роста промышленности стали падать по сравнению с темпами роста ВВП. И это на фоне того гигантского роста, который был вызван девальвацией рубля после дефолта 1998 года.
Надо просто признать, что дорогая нефть - это безусловное зло для России. Те халявные нефтедоллары, что сыпались все это время на Россию из-за дефицита энергоносителей, лишь убивали внутреннее производство, наводняя наш рынок дешевым импортом. За последние несколько лет дорогой нефти, темпы роста ВВП в России оставались неприлично низкими. И это понятно. При инфляции 6-10% курс доллара несколько лет держался на уровне около 30 рублей, падая порой до 24. А это говорит об эффективном укреплении рубля. Крепкий рубль душит внутреннего производителя. А производители - это те, кто дает деньги всей российской экономике. И даже если вы - офисный работник, все ваши клиенты, дающие вам работу и доходы, являются внутренним производителем прямо или косвенно. Каждый из нас без исключений зависит от этого самого внутреннего производителя как напрямую, так и через пенсии, дороги, школы и ВУЗы. И именно дорогая нефть производителя душила.
Практически все это время правительство занималось тем, что разными способами выдавливало лишние доллары из экономики, стараясь снизить дорогой рубль. Все эти фонды будящих поколений - это именно попытка избавиться от лишней валюты. Да и Китай делает то же самое. И даже Япония. А после кризиса 2008 года вообще началась война девальваций по всему миру.
А сейчас после этого вступления, я отвечу на вопросы комментаторов.
1. Почему вы называете российскую экономику рублевой, если кругом один импорт.
Потому, что подавляющее большинство граждан получать зарплату в рублях, хранит деньги в рублях, тратит тоже рубли. Импорта конечно много, но это временное явление. Уже производится огромное количество отечественных товаров, а по мере удешевления нефти их количество будет только расти.
2. Где вы видите рост промышленности?
Вот смотрите, стоило летом ввести санкции Западу против России и обрушить курс рубля, как пошли вот такие данные.
http://expert.ru/2014/12/8/osvobozhdenie-ot-importa/По данным Росстата, в январе-октябре 2014 года по сравнению с январем-октябрем 2013 года промпроизводство в стране выросло почти на 2%, в октябре 2014-го рост по сравнению с октябрем 2013-го почти на 3%, а по сравнению с сентябрем 2014 года - на 5%.
...
Так, 21% респондентов сообщили об увеличении в ноябре объемов отгруженной продукции, 18% опрошенных констатировали рост спроса на продукцию своих предприятий, 13% руководителей предприятий заявили об улучшении ситуации с собственными финансовыми ресурсами и 16% - с прибылью.
...
Улучшение ситуации в промышленности также зафиксирует исследование, проведенное компанией Markit по заказу HSBC. Согласно ему, деловая активность в российской обрабатывающей промышленности ускорила рост в ноябре 2014 года на фоне увеличения выпуска продукции и улучшения спроса, но инфляционное давление в отрасли повысилось из-за ослабления рубля.
Индекс менеджеров по закупкам (PMI) достиг в ноябре 51,7 пункта по сравнению с 50,3 пункта в октябре. Значение индекса выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, ниже - на спад. Значение индекса является максимальным с ноября 2013 года.
Но я бы сказал больше. Этот рост качественно иной. Нефтянка обладает низким мультипликатором производства, а перечисленные обрабатывающие производства - высоким. Т.е., грубо говоря, нефтяник вытащил нефть из земли и продал. Работу дал только себе. Для производства автомобиля нужно наоборот тысячи работников в самых разных отраслях промышленности. И все эти работники получают доходы, все они платят налоги, все они тратят деньги. В сумме обрабатывающие промышленности гораздо более экономически эффективны. Япония живет на одной обработке, практически не имея собственного сырья. При этом она гораздо богаче и развитей разных там нефтяных республик.
3. Каким это образом вырастет благосостояние при девальвации рубля?
Все очень просто. При девальвации растет обрабатывающее производство, которое дает работу большему числу людей. Спрос на работников повысится, поэтому повысятся и зарплаты.
В общем, нефтяная экономика - это импортная рыбка. А обрабатывающая экономика (т.е. при дешевой нефти) - это удочка. И это выбор каждого как он распорядится удочкой: продаст ее ради рыбки или пойдет ловить рыбку сам. Кто выберет второй путь, тот заработает и выиграет от нынешнего кризиса.
Безусловно, девальвация рубля вызовет рост цен, т.е. всплеск инфляции, но она же приведет и к росту доходов. Из-за инфляции я бы рекомендовал не держать деньги, а вкладывать их либо в необходимые товары, либо инвестировать в акции отечественных предприятий. Переводить деньги в доллары и евро я не рекомендую из-за высокой волатильности (резких изменений) курсов валют. Если вы не профессиональный спекулянт, то не стоит играть в эту азартную игру. Казино все равно вас обчистит.
4. Для роста нет свободных производственных мощностей.
Неправда, они есть. В советское время завод в нашем городе работал в три смены (24 часа в сутки) и практически без выходных. Сейчас он работает в одну смену, а в сложные времена и по 4 дня в неделю.
5. И где же взять кадры для экономического роста?
Кадры тоже есть. ВУЗы выпускают специалистов технических специальностей даже в больших объемах чем в СССР. Просто они после выпуска не идут по специальности, а идут в торговлю импортными товарами. Сейчас эта отрасль будет сжиматься в пользу производства и у этих специалистов появится шанс применить свое образование на практике.
Весь вопрос лишь в зарплате. Если предприятие предложит нормальную зарплату своим работникам, то и недостатка в персонале не будет.
6. Все производство завязано на импорт, станков нет.
Да, частично российская промышленность завязана на импорт и в этом нет ничего плохого. Тот же Боинг строит свои самолеты из комплектующих всего мира, в том числе и России (в Верхней Салде изготавливают титановые стойки шасси). Почему-то никаких комплексов у американцев это не вызывает. Почему такая трагедия у наших соотечественников - не понимаю.
Кроме того, любой акт импортозамещения приводит к удешевлению производства и снижения зависимости от импорта. Именно это выгодно. Не обязательно тут же строить аналог Боинга, полностью локализованного в России. Достаточно начать строительство отечественной продукции, постепенно увеличивая локализацию. Именно по этой схеме построен Суперджет, по этой же схеме строятся отечественные иномарки.
По тому же пути сейчас идут и отечественные станкостроители. И они как раз очень много получили пользы от введенных санкций и девальвированного рубля. Если раньше просто никто не хотел с ними работать из неких репутационных соображений, то сейчас отечественные производители приперты обстановкой к свои коллегам-станкостроителям.
Вот интересная статья в Эксперте:
http://expert.ru/2014/10/3/opk-poshel-za-rossijskim-stankom/А раз приперты, то вполне сможет возникнуть такая же кооперация как у ОАК с Аэрофлотом при создании Суперджета. А именно, станкостроители смогут продать предприятиям станки на условиях тестирования с последующим обязательством замены или доработки оборудования.
7. Нефть подешевела, а в России бензин дорожает. Злой Путин пьет из нас кровь.
Не забывайте, что нефть подешевела в долларах, а рубль девальвировался вместе с ней. Кроме того, кризис нас застал в состоянии реконструкции нескольких нефтеперерабатывающих заводов. Поэтому есть определенный дефицит мощностей, который покрывается частично нашими соседями - Белоруссией и Казахстаном.
Еще один фактор - это повышение акцизов на топливо государством. Оно стремится восполнить свои дыры в бюджете, вызванные неожиданными расходами, возникшими на фоне кризиса (присоединение Крыма, санкции, учения, спасения банков, снижение налоговых доходов из-за кризиса и пр.).
Я бы предложил отнестись к этому философски. Постарайтесь повысить свою энергоэффективность. Если возможно, установите газобаллонное оборудование.
8. Вот! Из-за Крыма мы сейчас все страдаем.
Да ничего с нами не случится. Все эти санкции и кризисы - это явление временное, а Крым будет тысячи лет приносить пользу нам и нашим детям.
Да и если бы мы не присоединили Крым, сейчас кризис был бы нисколько не меньше, а скорее всего еще более сильный. Только по другим причинам.
9. Нам уже давно обещают, что Запад развалится, а он все загнивает и никак не развалится.
Во-первых, никто не заинтересован в развале Запада. Западные страны являются технологическими лидерами и нашими взаимовыгодными торговыми партнерами. Позиция Путина, которую он неоднократно высказывал, не в том, чтобы уничтожить Запад, а в том, чтобы мир был многополярным и интересы всех стран уважались и учитывались. Конфликт из-за Украины возник не из-за маниакальной склонности Путина оккупировать разные страны, а из-за того, что инициаторы украинского переворота проигнорировали интересы самой Украины (как впрочем и России тоже). А ее интересы - это экономическое сотрудничество с Россией.
Во-вторых, надо смотреть не на то, что Запад все никак загнить не может, а на объективную ситуацию. И я лишь объективно постарался описать эту ситуацию в той статье.
В-третьих, в мире постоянно возникают и исчезают страны. Не так давно исчез СССР. Никто не ждал, что он развалится. Почему такая вера в Запад? Лишь 60 лет назад Европа и Япония были полностью разрушены.
В-четвертых, я никогда не утверждал, что США развалятся. Я лишь обращал внимание на угрозу доллару в качестве мировой валюты и вообще на угрозу экономике США.