Oct 15, 2014 14:14
На фоне подорожания бензина в России в последние дни контрастом выглядит падение цен на него в США. Сейчас стоимость галлона топлива марки Regular (87 октановое число) доходит до $2.90, тогда как еще три месяца наза он стоил до $3.50, а 2 года назад более $4.00.
Разница в ценовом поведении заправщиков кроется в их бизнес стратегиях.
В России такие факторы как спрос, предложение, конкуренция работают мало. Все дело в отсутствии линих мощностей производства бензина. Остановка даже одного НПЗ приводит к заметному дефициту бензина. Поэтому особую роль занимает Белоруссия, которая закупает нефть, перерабатывает ее в бензин и продает в Россию. Таким образом, единственное, чего боятся нефтепереработчики - это антимонопольные ведомства, т.е. государство. Если они поднимают цены, то у них должна быть мотивировка. И вот сейчас такое объяснение для них - это падение курса рубля. Хотя их понять тоже можно: они закредитовались долларами в свое время, а сейчас западные долговые рынки для них закрыты. Вот они и взвинчивают цены внутри России, чтобы купить доллары, которыми можно будет расплатиться по долгам.
В США кардинально противоположная бизнес стратегия. Там мощностей НПЗ хватает слихвой. Конкуренция у них тоже не пустой звук, заправочных сетей полно. Поэтому они больше руководствуются минимальным доходом. Т.е. заправка должна дать владельцу, скажем, 10-20% годовых дохода. Считайте, что эта сумма для него фиксирована. Будет наглеть - придут конкуренты и сильно отобьют желание жадничать. Поэтому, когда спрос на бензин возрастает, обороты увеличиваются, прибыль должна бы расти, но владелец предпочитает снизить цену, поскольку может себе позволить в борьбе с конкурентами. А если спрос падает, он наоборот повышает, чтобы влезть в эти самые 10-20%. Так действуют все заправщики, так что можно считать такую модель неким "картельным" сговором. Никто за него не наказывает, поскольку он логичен и вполне удовлетворяет потребителей.
Углеводороды,
Экономика