http://zt1.narod.ru/doc/ne-smotrennoe.doc --
Добрый день, Зиновий Шойлович!
Благодарю за ссылки.
А что если обратиться к Людмиле Вербицкой (президенту РАО) по этому поводу?
В её биографии, кстати, написано, что в детстве она попала в дет. дом во Львовской области (как дочь репрессированного Бубнова) (ZT. это питерский, а не московский Бубнов) и сохранила некоторые положительные воспоминания о его заместительнице по уч. работе, разрешившей ей посещать "обычную" школу. Видимо, всё познаётся в сравнении...
--
Всего доброго!
Д.Г. (Гончар Дмитрий Русланович - Учёный секретарь Российской макаренковской ассоциации
Makarenko-museum@ya.ru )
4 дек 2014
From Zinoviy Tenenboim To
mail@raop.ru ,
press@raop.ruОх, создать бы 3 документальных фильма 1) о Павле Григорьевиче Године
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc , 2) о Мусе Синаевиче Ванцаеве (
http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc ) , 3) О Сахновской «школе-толоке» Захаренко Александра Антоновича.
Прокрученные по ТВ и помещенные в Ютубе эти работы имели бы огромное просветительское значение и может быть кого-то воодушевили бы на макаренковские крупные практические замыслы.
Необязательное дополнение из моего (ZT) давнего :
http://zt1.narod.ru/kartinka.jpg . Я когда-то давно приносил эту картинку на бумаге ректору (тогда) ЛГУ Людмиле Вербицкой как выпускнице детдома в её кабинет. Не знаю дошла ли эта картинка тогда до неё.
Но это не важно, а важно, повторяю, следующее. Не поможет ли РАО своими возможностями создать выше указанные 3 документальных фильма? Прокрученные по ТВ и помещенные в Ютубе эти работы имели бы огромное просветительское значение и может быть кого-то воодушевили бы на макаренковские крупные практические замыслы.
--
Ох, создать бы 3 документальных фильма 1) о Павле Григорьевиче Године
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc , 2) о Мусе Синаевиче Ванцаеве (
http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc ) , 3) О Сахновской «школе-толоке» Захаренко Александра Антоновича.
Прокрученные по ТВ и помещенные в Ютубе эти работы имели бы огромное просветительское значение и может быть кого-то воодушевили бы на макаренковские крупные практические замыслы.
По финансированию снятия док-фильма о Ванцаеве Мусе Синаевиче - к Кадырову Рамзану Ахматовичу ?
Вот бы уговорить Р. А. Кадырова помимо фильма о Ванцаеве от широты его (Р. А. Кадырова) души помочь и с фильмами о Павле Григорьевиче Године и о Сахновской «школе-толоке» Захаренко Александра Антоновича.
Надо помнить, что Р. А. Кадырова своё учебное детство (подростковость) провёл в изумительном же макаренковском по духу и сути учреждении.
А) 336316 Чечено-Ингушская АССР, Шалинский р-н, с. Бачи-Юрта, УПК, Калиев Шахид Тохаевич, его ст. "Грозненский рабочий" 27.12.1988. Эта ст. у меня есть, и письмо мне от Ш.Т. Калиева. В интернатной школе-хозяйстве Ш.Т. Калиева подростками учились Ахмат Кадыров, потом Рамзан Кадыров, - задайте в интернет-поисковиках : "Калиев Шахид Тохаевич" и найдёте об этом.
Б) Остроменцкая Надежда Феликсовна (1893-1968) [ О. ] .. ZT 20.10.2002. [ О. ], - очевидно за 3 месяца лета 1926-го по уши заговоренная А.С. Макаренко, - очень интересно развивает тему : личность (подросток) и здоровое подростковое учреждение. Кстати, Антон Семенович был, как кажется, лично увлечен молодой, умной и, как кажется, красивой [ О. ], и, не смотря на то, что [ О. ] была буквально влюблена в Макаренко как в великого педагога и изумительного человека (это она определила сразу), в него как в мужчину она не влюбилась, и на этой почве летом 1926-го у Макаренко была, как кажется, какая-то душевная драма. Был там и еще один сюжет. В колонию поступила совсем маленькая девочка, оставшаяся без родителей, и Макаренко советовал [ О. ] удочерить ее, но [ О. ] на это не решилась, а потом об этом жалела. По сути, о работе Макаренко никто умнее и подробнее чем [ О. ] - так и не написал. Годами позже 1926-го [ О. ] работала в детско-подростковой колонии в Чечне, стараясь там воплотить принципы Макаренко, и за годы жизни в Чечне [ О. ] хорошо узнала быт и нравы чеченцев, и очень благожелательно относилась к этому народу. Свою вторую работу о колонии им. Горького ("Повесть о Решиде и Мишке") [ О. ] посвятила чеченцу Заурбеку Шерипову. Последние свои годы [ О. ] прожила в Москве.
--
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc Малая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич великий педагог.
Коллектив колхоза как фактор общественного воспитания подрастающего поколения : Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук (13.00.01) Годин Павел Григорьевич 1974 РНБ Доступно в РКФ Дальнее хранение (74-4/31934 )
Колхоз и подготовка молодежи к труду : [Ученические бригады колхоза им. XX съезда КПСС, г. Новопавловск Ставроп. края] Годин Павел Григорьевич 1985 РНБ (Моск. пр.) (86-2/1993 )
http://shkola3000.ru/NEW_Vospitatelnaja-sistema-PG-Godina-podgotovka-molodeji-k-trudu.htmlОттуда (! в пользу позиции Кушнира Алексея Михайловича !) .. Когда-то нам казалось: достаточно дать ребятам землю и технику, и дело пойдет. Жизнь показала, что непременным условием педагогически целесообразной деятельности ученической производственной бригады является научное ведение хозяйства. Необходимы высокая культура земледелия, животноводства, мелиорации и химизации, использование достижений аграрной науки и передовой сельскохозяйственной практики. ..
Очерки из истории города Новопавловска : Документы и воспоминания Годин, П.Г. (Павел Григорьевич) 1995 (Моск. пр.) (95-3/9017 ) Кировская Райнонная Тип. Ставропольского Комитета по Печати, 1995
Из
http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=4&ved=0CCcQFjAD&url=http%3A%2F%2Fakmrsk.ru%2Fdocs%2Fdoc%2Fdoc_16_03_2010_n137.doc&ei=kYF0VP6GH4rjywOxuYGgCg&usg=AFQjCNHzDzA9iO5L0NdwiwY9v02245quTg&sig2=Tn9VajHWGpqBUpOcnxhKXg&bvm=bv.80185997,d.bGQ&cad=rjt.. Истоки парламентаризма в Кировском районе, документально изложил в своей книге <Очерки из истории города Новопавловска. Документы и воспоминания> Павел Григорьевич Годин, бывший председатель колхоза им.20 съезда КПСС ..
Из
http://www.dumask.ru/istoriya/1-yj-sozyv/item/2929-news1168Дума Ставропольского края Официальный сайт . СТАРОЖУКОВ Михаил Филиппович .. У самого Михаила Филипповича учителей было немало. Хорошим наставником стал покойный председатель Павел Григорьевич Годин, 30 лет руководивший колхозом, толковый хозяйственник, ученый-агроном, кандидат педагогических наук...
----------
Кушнеру Алексею Михайловичу, Кораблёвой Татьяне Фёдоровне, Гончару Дмитрию Руслановичу и всем-всем-всем. Второй уж день читаю:
http://shkola3000.ru/NEW_Vospitatelnaja-sistema-PG-Godina-podgotovka-molodeji-k-trudu.html ,
и этот замечательный материал - поразил моё воображение. Речь по сути идёт о деятельности гениального (на уровне Антона Семеновича Макаренко) человека.
Для Макаренковской ассоциации вопрос чести - снять полномасштабный документальный фильм о великих макаренковских по духу достижениях великого макаренковского по духу педагога - Година Павла Григорьевича.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !)
--
http://zt1.narod.ru/winrar/0rnb.zip (корректируется, пополняется) Файл там: Отдельные конкретные школы.doc список Замечательные школы . Подвиги педагогические в духе А.С. Макаренко .
--
Раскрытие структуры педагогического инструментария в ..
2014 год 12 дек. в 0:12
Дорогой Гётц. Существует подборка текстов Семёна и Галины Калабалиных от Владимира Васильевича Морозова
http://makarenko-museum.ru/lib/Kalab/Kalabaliny_Slovo_ob_Uchitele_i_o_sebe.htm . Там, по моему представлению, весьма рутинное предисловие от составителя В.В. Морозова (рутинное восхваление пресловутого Игоря Петровича Иванова), но сама подборка текстов С. и Г. Калабалиных, на мой взгляд, весьма интересная. Помню, у Вас, Гётц, есть работы по теме: "Раскрытие структуры педагогического инструментария в учреждениях и в действиях Антона Семёновича Макаренко". В связи с этим в указанной подборке хочу обратить Ваше внимание на статью Семёна Афанасьевича Калабалина "ВПЕРЁД ВМЕСТЕ С МАКАРЕНКО!". Мне представляется и мне кажется, что тематика этой статьи С. А. Калабалина та же, что и у Вас: "Раскрытие структуры педагогического инструментария в учреждениях и в действиях АСМ".
Вот ещё из Калабалина ..
http://makarenko-museum.ru/lib/Kalab/Kalabaliny_From_first_face.htm#_Toc265954028 Калабалин Семен Афанасьевич 1904-1972 .. Вопит сидящий в карцере воспитанник М., водворённый туда за неоднократные побеги из колонии. В помещении изолятора передо мною предстал подросток лет 16. Лицо в крови, грудь исцарапана стёклами.
- Зарежусь! Всё одно зарежусь! - вопил он.
- Ты чего тут истерику закатываешь?
- А что меня держат? Не хочу я жить в колонии!
- Так ты не хочешь жить здесь? А почему же ты в колонии?
- Забрали меня...
- Значит, пришли к тебе домой, ты сидел, читал книгу, а тебя забрали?
- Нет у меня дома. На базаре это было.
- Ты что же, работаешь на базаре?
- Я просто был на базаре...
- Значит, у тебя дома нет, и ты, такой большой и красивый парень, ещё не работаешь, а паразитничаешь? Выгоните его вон! Иди, хороший мальчик, куда хочешь. Ты не имеешь права даже на эту яму. Недостоин. Марш!
- Куда идти, в спальню или из колонии?
- Куда хочешь, туда и иди, истеричка!
Я был уверен, что он пойдёт в спальню и будет рассказывать, как новый замнач приказал ликвидировать карцер, а охраннику заняться более полезным делом. М. не ушёл из колонии. Сначала не ушёл потому, что ему был интересен странный начальник. Затем мне пришлось изрядно поработать над его характером. А спустя полтора года М., как хорошего ученика и производственника, приняли в комсомол.
На второй день я пришёл в спальню в 6 часов утра. Излишне описывать жуткое состояние спален, способное возмутить самого нетребовательного воспитателя. Я заглянул в лицо каждому спящему. Не было ни одного такого, кого можно было бы назвать дегенератом, идиотом, садистом. То были нормальные детские лица, но с тенями тревоги. А проснутся - и будет толпа, идеал которой «хватай» и «сопротивляйся», девиз которой - «каждый за себя, а прав тот, кто сильнее».
Организация коллектива! Самая решительная и немедленная организация коллектива нужна им более, чем еда, чем всё остальное!..
В самоотверженной борьбе за каждую человеческую личность, большой и грамотной педагогической работой, взрывами справедливого педагогического гнева, человеческой радостью побед, протестующим страданием происходит процесс становления, рождения и воспитания будущего детского коллектива.
- Рыбы в море идут косяками - есть вожак. Самолёты летят в воздухе - есть ведущий. На 12 тысяч пчелиного семейства есть матка в улье. В семье есть отец, на заводе - директор. Везде, тем паче в людской среде, есть назначенные, или по опыту и разуму определившиеся, руководители. Первым вашим руководителем буду я. Но этого мало, мне нужны помощники. Есть среди вас командиры?
- А мы все командиры!..
- Хорошо. Тогда вы и командуйте, а я буду рядовым. Ведите меня, организуйте мою жизнь так, чтобы она мне нравилась. Но если она будет похожа на ту, которой вы живёте сейчас, я взбунтуюсь.
Я говорил долго, вырывал куски из личной жизни, из жизни колонии имени Горького, коммуны имени Дзержинского. К стогу подползали из дальних углов. Ужинали поздно, а после ужина снова потащили меня в спальню. Опять говорили задушевно. Говорили мне, что будут делать всё, но только без командиров, потому, что командирам всегда блат в жратве и в барахле.
- Это не командиры, - говорил я им, - а жулики. Командир, как я понимаю его, - это старший, вами же уполномоченный товарищ. Он не съест, пока не накормит вас, он не наденет штанов, пока все его подчинённые не будут в штанах...
В коллективе предусматриваются органы, целый институт органов, которые создаются для организационного удобства, и они, органы, отличают коллектив от толпы и случайного объединения людей ..
ZT. Из того же файла. - А. С. Макаренко учил: как бы ни было хорошо в благополучно обустроенной колонии, где быт и дисциплина налажены, не бойтесь расстаться со всем этим. Поезжайте туда, где всё гибнет в бездействии. Берите штурмом новое место и всё начинайте сначала.
--
1) Пожалуй первое по значимости понятие у А.С. Макаренко (АСМ) - коллектив.
2) У АСМ важный, если вообще не главный, образ - гимнастический зал. В ПП, в гл. На педагогических ухабах : .. Создание нужного типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть наш советский коллектив
(ZT. вообще воспитательно-образовательное учреждение - школа-хозяйство),
наполненный такими трапециями и параллельными брусьями, которые нам сейчас нужны ..
"Наш путь единственный - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики .." (т.2 М.1983 с.128).
ZT. Вообще говоря, и представление о важности коллектива, и представление о важности упражнений в поведении - существовали и до АСМ, о чём бесконечно, скажем, у В.В. Кумарина.
Но тут я хочу обратить внимание на следующий тезис/подход АСМ:
А.С. Макаренко т.5 М.1985 с. 76 .. В семье просто недостаточно физических элементов коллектива ..
ZT. АСМ мог бы сказать и такое: .. В семье просто недостаточно физических элементов нужных тренингов ..
ZT. Вот эта а) оценка от АСМ той или иной структуры на "количество" нужных по роду "физических элементов" коллективности и тренинга, и б) вот ПРАКТИЧЕСКИЕ шаги по достраиванию подведомственной АСМ структуры большим количество нужных по роду "физических элементов" коллективности и тренинга,
это вот и отличает АСМ от тех пред-макренковских "великих педагогов", которых так обожал В.В. Кумарин.
У бесконечно упоминаемых Кумариным "великих педагогов" были правильные мысли о важности коллектива и важности упражнения в поведении,
но они даже и не предлагали ПРАКТИЧЕСКИЕ шаги по достраиванию педагогических структур большим количество нужных по роду "физических элементов" а) коллективности и б) тренинга.
ZT. У АСМ в ПП : "К весне двадцать третьего года мы подошли к очень важному усложнению системы отрядов. Это усложнение, собственно говоря, было самым важным изобретением нашего коллектива за все тринадцать лет нашей истории. Только оно позволило нашим отрядам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу, но в котором не образовалось аристократии - командной касты. / Это изобретение было - сводный отряд".
ZT. У бесконечно упоминаемых Кумариным "великих - развеликих педагогов" (до Макаренко) таких представлений и такого подхода - не было. Они (бесконечно, то есть, упоминаемые Кумариным "великие - развеликие педагоги") а) не практиковали оценки той или иной педагогической структуры на "количество" для воспитания нужных бы там по роду "физических элементов" коллективности и тренинга. Они же б) не предлагали, не проектировали ПРАКТИЧЕСКИЕ шаги по достраиванию педагогических структур большим количество нужных бы там по роду "физических элементов" коллективности и тренинга ..
--
Макаренковцы с особым путём. -
http://shkola3000.ru/NEW_Vospitatelnaja-sistema-PG-Godina-podgotovka-molodeji-k-trudu.html Годин Павел Григорьевич (! в высшей степени замечательное !)
http://intellect-invest.org.ua/rus/pedagog_personalias_zaharenko_oa/ Захаренко Александр Антонович (02.02.1937 г. - 30.04.2002 г.), Черкасская обл., Сахновская ср. школа.
http://makarenko-museum.ru/lib/Eriom/Eriomin_V_Desperate_Pedagogics.pdf Ерёмин Виталий Аркадьевич.
ZT. Из: стихи Вадима Николаевича Коростылева (1923-1997) для кинофильма «Айболит-66» ZT. Корректирую: Глупцы героев строят / Бросаются вперед, / Нормальные педагоги - часто идут в обход / Что и правильно ..
ZT. Что у А.С. Макаренко "до времени смотреть сквозь пальцы", то в народе "если плетью конкретный обух не перебьёшь, то надо обух обойти". В военной тактике: "Если взять высоту с налёту нельзя - надо её обойти".
ZT. По поводу чтения
http://makarenko-museum.ru/lib/Eriom/Eriomin_V_Desperate_Pedagogics.pdf.. Ерёмин Виталий Аркадьевич .. Договорились придерживаться одних принципов. Например, не проявлять педагогическую мелочность. Не обыскивать и не изымать сигареты. Когда нет сигарет или когда запрещается курение, «трудные» подростки становятся раздражительными и вредными. А когда курево есть, они покладистые. Разрешать курение, хотя и с условием - только в установленном мест .. Договорились с воспитателями: если кто-то из подростков плохо заправил постель, терпеливо приучать к порядку, не устраивать по утрам скандалы, которые только взвинчивают ребят и объединяют их против воспитателей. Договорились также вводить строевую подготовку и другие не очень любимые занятия небольшими дозами. Давать больше времени на купание, рыбную ловлю .. (ZT. У меня - вечерние танцы).
Из моей, ZT, давней и случайной педагогической практики. Я, ZT, помнится, с 1966-го на 1967, Новый год, возглавлял группу из 30-ти ребят от 10-ти до 15 лет. Мы жили в Петрозаводской (Карелия) гостинице, катались на лыжах, ели в хорошем ресторане, посещали музеи и т.д. Ребята были веселы и довольны. Но при обмене постельного администраторша гостиницы объявила мне: не хватает одной простыни. Я собрал ребят и сказал: мне больше не хочется с вами кататься на лыжах, мы не выходим. Ребята отошли. Через 20 минут простынь была найдена. Вообще, при всяких конфликтах и коллизиях я не устраивал никаких разборок, не проводил обыски на предмет изъятия алкогольного, и однажды некие мои ребятки ("отпетые", таких в любой группе школьников на 30 человек - 3-4 или 5) мне предложили водку в пол стакана, но я отказался. Всего было, не помню точно, 4 или 5 или 6 таких групп, все жили в едином доме, но моей группе места в нём не хватило, и мы жили отдельно в гостинице. Неделя или 10 дней (не помню) до Нового года и столько же после. Те группы возглавляли профессиональные педагоги, я же к тому времени не прочел ни единой педагогической чи психологической строчки. Тем не менее, у профессионалов были скандалы за скандалами, и их ребят мы в обратном поезде увидели нервными и злыми, а у меня было всё отлично, мои подопечные ехали домой в Ленинград очень довольными и удивлялись состоянию ребят других групп. После мне звонил какой-то мужчина: "Не согласитесь ли вы перейти к нам на постоянную работу групповодом с подростками". Я напрасно тогда отказался.
Но вот ещё один там случай. Мальчики и девочки у меня разбрелись по симпатиям. Какому-то мальчику нравилась именно такая-то девочка, а не иная. Идём мы в парке на лыжах. Одна девочка отстаёт. Поручаю одному мальчику шефство над этой девочкой чтобы она совсем не отстала и не заблудилась. Но у этого мальчика в пассиях была другая девочка, он не выполнил моё задание, и когда мы все дошли до гостиницы (базы), где мы жили, я отстававшую девочку не обнаружил. Обругав того мальчика и отправив всех в столовую, сам не поев, я стал метаться на лыжах по парку в поисках девочки. Уже совсем в темноте вернулся на базу. Девочки нет. Работники столовой стали меня кормить оставшейся кашей. Минут через 20-30 появилась в воротах та девочка, еле на лыжах плетётся. Вывод. - При выходе на лыжах или вообще в поход у каждого из подопечных должна быть в кармане бумажка (картонка, или что-то вроде) с : имя, отчество, фамилия, откуда, куда, адрес базы проживания, телефон базы (ныне и мобильник ответственного).
--
Дмитрий Гончар 28 дек. в 20:56
Педагогический музей А.С.Макаренко
makarenko-museum@yandex.ruсделал рассылку, и в ней. - .. Фильм "Блеф" .. и сайт по теме
http://film-blef.ru/.
ZT. Из фильма видно: работают люди с новорожденными и вообще с младенцами, брошенными матерями или отобранными у матерей. Нормально работают, но, как и в любой сложной работе, в указанной нормальной работе с новорожденными и вообще с младенцами, брошенными матерями или отобранными у матерей, есть проблемы.
И что делают авторы фильма? Они практически ничего не предлагают, а только ахают: ах!, ах!, ах!
Переселились бы они на машине времени во эпоху Кати Второй, когда 95% брошенных новорожденных умирало "как мухи", и почти так было - до конца 19-го века.
Есть выражение “Мой стакан мал, но я пью из своего стакана” = “Стакан мал, но это стакан реалистический, а не блефовый".
Антон Семенович Макаренко (АСМ) выступал за реальные, а не за блефовые = не за фанфаронские так сказать замахи и претензии и в воспитательном, и в моральном.
1) В школе-хозяйстве школа учебы - обязательнейшая составляющая, но АСМ разрабатывал лишь вопросы воспитания, а вопросами собственно учебной дидактики он не занимался, в собственно классно-учебном он применял общепринятое: его (АСМ) тематический "стакан" был "мал", но это был его реалистический, а не фанфаронный "стакан-замах". Бо: необъятное не может никто решительно объять ..
2) Что АСМ не ведал об огромной проблеме детей-инвалидов? Ведал, но занимался только подростками трудными, но всё-таки физически, биологически и психиатрически - не инвалидами. Почему он (АСМ) такими не занимался? - Потому что: необъятное не может никто решительно объять. Стакан АСМ был мал, но это был стакан реалистический, а не необъятно фанфаронский.
3) Что АСМ не знал о проблеме новорожденных и вообще младенцев, брошенных матерями или отобранных у матерей? АСМ знал об этой огромной проблеме, но этим не занимался. Потому что: необъятное не может никто решительно объять. Стакан АСМ был мал, но это был стакан реалистический, а не необъятно фанфаронский.
По примеру АСМ нам, макаренковцам, тоже надо быть поскромнее: ограничиваться "мало-стаканностью" тематических претензий АСМ, а не корчить из себя "мудрецов" по всем дето-ведческим вопросам.
Обратите внимание: самые мощные работники на стезе АСМ, -
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.doc Годин Павел Григорьевич
и
http://makarenko-museum.ru/lib/Eriom/Eriomin_V_Desperate_Pedagogics.pdf Ерёмин Виталий Аркадьевич
- тоже ни младенцами в домах ребёнка (и близкому к этому), ни детьми инвалидами, как и АСМ, не занимались. Что а) АСМ, б) Годин и в) Ерёмин были равнодушниками? Нет. Просто: необъятное не может никто решительно объять.
Тематический стакан АСМ, Година и Ерёмина мал, но это стакан реалистический, а не необъятно фанфаронский.
А Дмитрий Русланович Гончар и Михаил Викторович Богуславский всё пыжатся и пыжатся вплесть макаренковское во все детоведческие и во все вообще социальные проблемы: от времён Очакова до времён возвращения to РФ В.В. Путиным Крыма.
Макаренковцам не надо вплетаться во всё-привсё дето-ведческое.
Надо быть поскромнее.
--
К моему постингу об очаровавшем Дмитрия Гончара film-blef.
1) Биографически (мне скоро 75) случилось так, что малые годы я прожил в детдоме. Воспоминания о детдоме очень слабые, но точно то, что воспитательницу я звал мамой. По авторам фильма я должен был вырасти умственно и физически убогим, но реально я потом всегда был по интеллекту первым в классе, первым в техникуме, первым в вузе (ЛИТМО). Здоровье всю жизнь (и сейчас) - просто отменное. Не курю и не пью, здоровеньким умру, что и хорошо.
Вообще: в фильме не всё правильно. Хотя есть и правильное. Причём, безусловно, больше неправильного, чем правильного. Вообще дома ребёнков и детдома - социальная неизбывность, и только восклицать: ах!, ах!, ах! - некрасиво и даже не морально.
Вообще, я всю жизнь пересекался с детьми разного возраста, пересекался с выпускниками детдомов, усыновил Леонида, сейчас ему без малого 45, он мне по настоящему сын, а я ему по настоящему папа. И я настаиваю: в фильме не всё правильно. Хотя есть и правильное. Причём, безусловно, больше неправильного, чем правильного.
2) Из
http://www.detikakdeti.ru/blog/topic/111 .. Здравствуйте! Мы дети - Наталья Лавринович и Ирина Любимова из Рассказовского детского дома. Наш детский дом хороший, один из лучших по Тамбовской области. Он был образован в начале XX века после Гражданской войны. Сейчас в нашем детском доме 70 детей разного возраста. Живём мы семьями по 10 и 12 человек. В нашем детском доме есть чем заняться в свободное время: у нас есть музыкальный зал, кабинет информатики, мастерская для девочек и мальчиков, библиотека. В том году нам построили прекрасный спортзал. Там можно заниматься в секциях: гимнастики, баскетбола, волейбола, велосипеда и спортивного ориентирования. В спортзале есть тренажёрный зал. У нашего детского дома установились тесные связи с итальянской организацией <Алаир>. Некоторые воспитанники ездят на отдых в Италию. У нас замечательные педагоги, которые нас окружают своей теплотой, своим вниманием. Они помогают нам выйти в жизнь людьми, научиться доброте, трудолюбию. Помогают нам как надо себе выбирать профессию, чтоб в жизни пригодилось, да и самой было интересно. Директор наша - Людмила Викторовна отдаёт все свои силы, чтобы мы чувствовали себя уютно и по-семейному. Не зря у нас дети живут по-семейному, где мы сможем почувствовать себя в домашней обстановке, сможем порадоваться и позабавиться. Наш детский дом - это дом, дарящий надежду: Где есть забота о детях, качественная подготовка к самостоятельной жизни и труду - всё это делают для наших детей наши педагоги, все работники детского дома! Наталья Лавринович и Ирина Любимова, 393250, Тамбовская обл., г. Рассказово, ул. М. Горького, д. 74. Детский дом им. А.В. Луначарского.
ZT. Как макаренковец, я коллекционирую такое, то есть: у меня на диске много такого ..
Марина Кудасова > И как фильм может быть не правильным??? ZT. Да так. Из интернета 2014. - [ZT © не я ] .. по многим причинам детские дома сегодня в России необходимы, а призывы их ликвидировать - безответственны .. [ZT © не я ] ZT. Вы, Марина, зациклились на словечке "система". Не "система", а вот что: есть и всегда были кошмарные дома ребёнков (особенно-то - при Кате Второй) и детдома, где "работают" дураки и шкурники. А есть и века были замечательные дома ребёнков и детдома, где работали Макаренко-образные мастера. Повторяю: так было во все века, и так и сейчас. Почитайте:
http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc агрошкола-интернат Адрес учреждения: 152430, Ярославская область, Первомайский район, п. Пречистое, д. Багряники, ул. Школьная д.5 Администрация учреждения: - Ванцаев Муса Синаевич - директор ШИ, - Фардзинова Татьяна Юрьевна - заместитель директора по учебно - воспитательной работе. Оттуда. -
И.Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H.Э.Ч. -
Pstl> ... Экономное ведение сельского хозяйства, сельские многосемейные хозяйства, умеющие честно пробиваться через все заботы и трудности, являются истинными школами для постановки воспитания, действительно соответствующими нуждам бедных детей...
Pstl> Я всегда считал приют для бедных чрезвычайно важным для воспитания сирот... Главная задача такого учреждения - развитие в детях тех умений, которые на месте их жительства могут в будущем явиться важнейшим источником их существования. Должно заботиться о том, чтобы при воспитании детей трудности низших видов труда не были им чужды, тягостны, противны.
Pstl> Должно также живо осознавать, что весь успех воспитания зависит от бережливого отношения к доходу от труда, от умения ограничиваться во всех жизненных потребностях. Послушание, податливая скромность, гибкая приспособляемость, навыки в спокойном и умелом исчислении доходов от различных видов заработка - вот важнейшие знания, которые должны быть даны ребенку. Эти знания или, вернее, умения возместят ему возможную бедность. Его гибкая приспособляемость, его подготовленность к различным видам труда будут его преимуществом перед ВОСПИТАННЫМИ В ПРАЗДHОСТИ при добывании заработка. Учреждение должно явиться местом для развития умений и навыков, соответствующих будущему положению воспитываемых детей.
Pstl> ДА ЗДРАСТВУЕТ ТОТ ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК
[ Ванцаев Муса Синаевич ],
КОТОРЫЙ ПРИЛОЖИТ СВОИ СИЛЫ К СПАСЕHИЮ САМОГО ПРЕКРАСHОГО УЧРЕЖДЕHИЯ ИМЕЮЩЕГОСЯ У ЛЮДЕЙ, - ОБЩЕСТВЕННОГО СИРОТСКОГО ДОМА!
--
Из
http://makarenko-museum.ru/lib/Eriom/Eriomin_V_Desperate_Pedagogics.pdf Ерёмин Виталий Аркадьевич .. Санитарный порядок в малых городах в плачевном состоянии. Коммунальщики с этой проблемой не справляются. Но справятся, если им поможет подростковая организация. Отчасти на энтузиастских началах, отчасти - за плату. Сегодня подростки соответствуют той роли, которая им отведена - роли шалопаев. Но если передать на их ответственность некоторые стороны нашей жизни и таким образом изменить их социальную роль, они начнут соответствовать этой роли. Вопрос. Здесь мы переходим к трудовой деятельности организации на благо города. Какой ты ее видишь? Ответ. Вовлечение подростков в обслуживающий труд, диктуется сегодня демографической ситуацией. Есть много видов простых работ, которые пенсионерам не по силам. Отдавать их, как это уже делается, мигрантам? А может, все-таки внушить подросткам, что предаваться праздности сегодня непатриотично? В администрациях некоторых малых городов уже существуют центры занятости подростков. Нужно только изменить их работу. Специально назначенный чиновник должен находить ребятам работу и обеспечивать доплату из местного бюджета за те виды работ, которые оплачиваются какими-то работодателями недостаточно высоко. Подростки могут работать почтальонами, дворниками, озеленителями, малярами, охранниками, консьержами, курьерами, медбратами, а самые сильные - даже грузчиками. Могут ремонтировать подъезды и скамейки, утеплять окна, сажать деревья, убирать мусор в лесу и на берегах водоемов, собирать металлолом, макулатуру и стеклотару, красить весной деревья и бордюры, производить ямочный ремонт дорог. Могут выполнять несложное сервисное обслуживание (например, мойку) автомашин в автомастерской, которую можно разместить рядом со штаб-квартирой. По соседству с летним лагерем можно поставить теплицы, выращивать там овощи и ягоды и продавать на местном рынке. Можно организовать обучение подростков разным профессиям, привлекая к этому делу пенсионеров. Один старик, первоклассный мастер кладки печей и каминов, жаловался мне, что его профессия исчезает. Он обратился в администрацию малого города, предложил свои услуги в качестве наставника, но ему сказали, что дети у нас танцуют, пляшут, играют, а обучение их кладке печей и каминов программой воспитания не предусмотрено. Работающих членов организации должно быть видно издалека. Нужна специальная униформа .. И совершенно обязательно, чтобы труд хорошо оплачивался ..
--
Из Дмитрия Руслановича Гончара. -
".. В Педагогическом музее А.С. Макаренко уделяется внимание .. сбору сведений о жизни и опыте последователей Антона Семёновича , а также представлению этого опыта в сети как на странице Музея, так и, на основе этого, в Википедии .. С 2009 г. удалось подготовить ряд «Википортретов», которые включают в себя краткий очерк о жизни, воспитательной и педагогической деятельности человека, фотографии, а при возможности - и ссылки на его произведения. Одним из первых героев таких очерков с тал Семён Афанасьевич Калабалин, перевести в электронный вид ряд произведений которого (в том числе совм. с Г. К. Калабалиной) .."
ZT. Очень благодарен Дмитрию Руслановичу Гончару за его публикации на сайте Музея АСМ .. Я больше месяца иду по соответствующим отсылкам .. С большущей пользой проштудировал - проконспектировал С.А. и Г.К. Калабалиных ..
Година Павла Григорьевича и Ерёмина Виталия Аркадьевича я тоже нашёл именно по отсылкам на сайте Музея АСМ.
Я себе сказал: вот, оказывается, можно идти не классикой школ-хозяйств по Макаренко и Калабалину, а идти путями
а) Година
и
б) Ерёмина.
Намётки "пути Ерёмина" отчасти в разбросе есть у АСМ, но у Ерёмина Виталия Аркадьевича всё зрелее, чем у АСМ.
Ерёмина Виталия Аркадьевича (
http://makarenko-museum.ru/lib/Eriom/Eriomin_V_Desperate_Pedagogics.pdf ) должен проштудировать каждый идущий в макаренки. На первый случай это и есть уже готовый учебник. Правда, не по школам-хозяйствам, а по "уличной педагогике".
--
http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.docНе краткий не учебный не курс, но всё же макаренковца. Материалы о проработке натур.
--
Из
http://zt1.narod.ru/-ASM-DOC-HTM/vystupleniya-1936-39/ASM-Publichnye-vastuplen.doc А. С. Макаренко. Публичные выступления (1936-1939 гг.), г. Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012 А. С. Макаренко .. Где-то в моей книге сказано, что самые лучшие мальчики в условиях плохо организованного коллектива очень быстро становятся дикими зверушками. Это так и есть. Соберите самых лучших детей, поставьте около них плохих педагогов, и через месяц они разнесут и колонию, и детдом, и школу, и этих педагогов. ..
А.С. Макаренко т.5 М.1985 с.314 .. Мы [не - ZT. явная опечатка] можем найти на территории нашего Союза самые разнообразные виды и типы детских домов, начиная от небольшого дома, где живут 40-50 воспитанников, которые пользуются какой-нибудь соседней школой и ничего общего, кроме общежития, не имеют. И есть большущие и сравнительно богатые детские городки, где численность детей достигает до 2500 человек, они имеют чудесные собственные школы, даже целые концерны школ, прекрасно оснащенные мастерские или богатые полевые и животноводческие хозяйства. / Так же отличаются детские дома и в качестве своей работы. Тут мы наталкиваемся на целую цепь учреждений, начиная от наиболее четких и интересных и кончая "приютами", где полно тех же уличных беспризорных, где настоящий преступно-анархический быт и не менее распущенный персонал ..
А.С. Макаренко. Восьмитомник, т.4 М.1984 с.25. Из "Чудо, созданное советской жизнью", июль 1936 .. Посчастливилось мне больше, чем многим другим, посчастливилось потому, что я 8 лет был в колонии им. Горького несменяемым заведующим и 8 лет у меня была в руках коммуна им. Дзержинского, коммуна, созданная не мной, а чекистами. Кроме этих двух коммун очень много таких же учреждений, не менее удачных. Я могу назвать Болшевскую коммуну, Люберецкую коммуну, Томскую - коммуны Наркомвнудела. Я видел много чудес в детских колониях, перед которыми поблекнет опыт горьковской коммуны ..
http://zt1.narod.ru/doc/detdoma-protivorechivo-o-nih.doc Файл пополняемый, в работе.
http://zt1.narod.ru/doc/za-i-protiv-detdoma.doc . С большущей библиографией по подготовке к бытовому.
--
Добавления будут.