Полная огромная моя (Зиновия Тененбойма, ZT) база
архив в rar.
00-zt.rar
на Яндекс.Диск
https://yadi.sk/d/h4zh6uRZZQYchОбщедоступен для скачивания.
архив в rar.
Более 410 mb
!! По мере моих работ регулярно обновляется !!
http://yadi.sk/d/hkKuNjcE4mI_VMarburg-tt-Makarenko-i-ne-tolyko.rar
Марбургские тома А.С. Макаренко, и не только
на Яндекс.Диске.
Примерно 357 mb.
Доступно для скачивания.
Там внутри:
tt-AS-Makarenko-Marburg-skanir.doc =
http://zt1.narod.ru/doc/tt-AS-Makarenko-Marburg-skanir.docОтсылочный файл по
АНТОН МАКАРЕНКО
Собрание сочинений Марбургское издание,
сканированные тома.
---------
"1-е сентября", 1995,61 (01.06.1995).
Письмо читательницы.
Я слабая интеллигентная 48-летняя мать-одиночка. Моему сыну почти 14. Он рос болезненным, маленьким, слабеньким... И вырос грубый, наглый, трусливый подросток, который мешает всему классу работать, хамит учителям, не жалеет 78-летнюю бабушку и исповедует только силу. ВЫПОРОТЬ БЫ ЕГО РАЗ-ДРУГОЙ
(Я БЫ ЗАПЛАТИЛА В ПРЕДЕЛАХ ЗАРПЛАТЫ ДОЦЕНТА)...
И вырос бы хороший человек.
МОЖЕТ БЫТЬ КАКАЯ-НИБУДЬ СТРУКТУРА, ГОТОВЯЩАЯ, НАПРИМЕР, ТЕЛОХРАНИТЕЛЕЙ, СТАЛА БЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО, НЕ КАЛЕЧА, ОКАЗЫВАТЬ ТАКУЮ ПОМОЩЬ МАТЕРЯМ-ОДИНОЧКАМ ?
А наши сыновья знали бы, что их матери и бабушки не лишены мужской защиты!
Я убедилась, что страх возмездия делает сына очень хорошим мальчиком, а вот как раз сознание безнаказанности уводит его с пути истинного.
С уважением Л.С. Ленинград.
PS. Я бы не хотела, чтобы мое имя печатали в газете, слишком много людей меня знают и не все поймут правильно, но я не знаю, что мне делать с сыном.
Из интернета - .. Лично мне тюрьма пошла на пользу, в том смысле, что она разорвала круг общения, и я перестала употреблять наркотики. Я не раскрою особой тайны, если скажу, что наркотиков полно и за решеткой, и кому надо, тот найдет, но я не была особо наркозависимой - употребляла лишь от случая к случаю, поэтому самое важное, что был разорван прежний круг общения и появилось время переосмыслить свою жизнь. В результате сегодня, когда я вернулась спустя четыре года в родные места, - иных уж нет, а те далече. Кто сидит, а кто и лежит на кладбище. В этом смысле тюрьма мне определенно пошла на пользу ..
"Учительская газета" (УГ) 1994,3.
От редакции. - Письма родителей, не справляющихся со своими детьми, всегда горьки.
Прошу принять моего сына в спецучилище.
Мой старший сын рос у меня культурным, воспитанным мальчиком, был веселым, добродушным, занимался спортом, увлекался шахматами и рисованием. Но с 10 лет вдруг стал замкнутым, перестал посещать школу. Дома стали пропадать вещи: серебряный перстень и серьги. Признался, что все это проиграл. В 6-7-м классах у учителей и учеников стали пропадать деньги. Говорили, что это берет Андрей, но за руку его никто ни разу не поймал. В 7-м классе он и еще один мальчик украли кошелек у одной учительницы, мне пришлось заплатить. В спортшколе тренер поймал его, когда в походе он украл 10 руб. Я выплатила и эти деньги. Забрала сына из спортшколы, потому что боялась, что он может совершить крупную кражу. Мои уговоры, просьбы, беседы с ним ни к чему не привели. Остался на 2-й год в 7-м классе из-за прогулов. После чего бродяжничал целую неделю, не показывался дома. Когда пришел домой, попросил прощения, пообещал учиться. Начался учебный год, я и учителя тащили его "за уши", чтобы перешел в 8-й класс. Снова из дома пропадали деньги. Я пробовала ходить в школу, просила учителей информировать меня, когда он прогуливает, но все было бесполезно. Классному руководителю нужно было устраивать свою личную жизнь, поэтому было не до Андрея. Его поставили на учет в детскую комнату милиции, но ни разу не пришли к нам домой, не проверили, как ребенок себя ведет, чем занимается, как учится в школе. Один знакомый сводил Андрея в спецучилище, ему там поправилось, он изъявил желание в нем учиться. Ему понравилась дисциплина, что все одинаковы: нет хороших и плохих, как это в школах. Я написала заявление на имя директора спецучилища в октябре, в ноябре была комиссия. Но на комиссии над моим ребенком просто посмеялись. Как это так, ребенок сам хочет в такое училище? Прокурор сказал, что надо orра6ить или, еще хуже, искалечить человека, только тогда его отправят в спецучилище. Я ходила в горисполком - в комиссию по делам несовершеннолетних, - но там мне только говорили, что я сама виновата, воспитав сына так. Обещали в комиссии устроить на работу, но все оказалось только обещанием. Мой сын сам ходил в комиссию несколько раз, но ему сказали, что сейчас безработица и устраивайся сам, как хочешь. Я видела, что ребенок пропадает, но ничего не могла сделать. Не помогла мне и детская комната милиции - и там меня упрекали, что жалуюсь на сына.
В конце концов сын унес все золото и ваучеры. В начале декабря пропала золотая цепочка, 10-15 декабря - 2 ваучера и орден, а 25-30 декабря пропадает серебряный перстень с рубином. Я его наказала, и он ушел из дома, с 16 января по сегодняшний день домой не является. Он звонил мне на работу, по-видимому, ему стыдно за то, что он сделал (а сделал он только под влиянием вымогателей), сказал, что домой не придет, чтобы я оформила его в спецучилище. И вот задаю вопрос обществу: "Неужели мы, родители, если ребенок запутался, не можем помочь ему, если он желает сам выбраться из этой грязи?! Неужели ему нужно пройти через все: бродяжничество, воровство, наркоманию, кражи, чтобы попасть в спецучилище?!
УГ 1994,25-26 .. Наш пятнадцатилетний сын приходит домой только ночевать. В школе бывает редко. Учителя жалуются, что Саша не учит уроки, грубит, дерется на переменах, приводит домой друзей, которые производят впечатление беспризорных. Когда мы с мужем начинаем требовать от мальчика не позорить нас, взяться за ум, не встречаться с ребятами, от общения с которыми он становится все хуже и хуже, Саша убегает из дома и приходит только ночью. Влияние улицы давно уже вытеснило наше, домашнее. Какими же мерами можно еще на него воздействовать? Людмила КОБЕНЦОВА
Письмо комментирует главный подростковый психиатр Москвы Борис ДРАБКИН .. Создать конкурирующие интересы .. Чтобы интерес к книге, музыке, спорту, рукоделию прививался дома, подросток был им захвачен .. ZT. Это и не реальный ответ таким родителям, и не реальная помощь таким родителям, а это - от самой редакции УГ и от развеликого психолога Москвы возмутительная отписка, пронизанная совершенным равнодушием к судьбам десятков если не сотен тысяч родителей и детей…
Из интернета. 14 октября 2008 г., 10:57 GMT 14:57 MCK. -
Американка из штата Мичиган проделала немалое расстояние на машине, чтобы оставить своего 13-летнего сына в Небраске - единственном месте, где американский закон позволяет родителям "подбрасывать" своих детей.
[...] "Я, конечно, понимаю и сочувствую родителям в нашем штате и по всей стране, которые мучаются с трудными детьми, однако эти проблемы должны решаться другими методами", - заявил глава отдела семьи и ребенка семьи при департаменте здравоохранения Небраски ..
ZT. Снова. Глава отдела семьи и ребенка семьи при департаменте здравоохранения [штата] Небраски (США) : эти проблемы должны решаться другими методами ..
ZT. Вот единственно реальный "другой метод". -
Пригородная интернатная школа-хозяйство как добавка к семейному
http://bolshoyforum.com/forum/index.php?topic=53199.0 ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.docМалая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич великий педагог.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !)
http://zt1.narod.ru/doc/UG-1994-3-M-Minykov.doc . Михаил Миньков (Адыгея). СпецПТУ - в макаренковское .
Индустриально-трудовая коммуна им. Коминтерна НКП .
Некоторые уверения, что это о ней в кинофильме "Путевка в жизнь" ,
http://zt1.narod.ru/doc/kommuna-im-Komintrn-1932.doc .
--
Учительская газета 1993,6. Новикова Наталья Сергеевна, специалист по охране детства Московского департамента образования. .. Школы-интернаты, по моему глубокому убеждению, себя отнюдь не изжили. Наряду с приютами, домами призрения и другими формами социальной защиты детей они будут развиваться и совершенствоваться. Никакие общественные организации при всех их усилиях не в состоянии заменить сеть государственных образовательно-воспитательных учреждений. Да это и ни к чему. Забота о детях - одна из важнейших функций любого государства.
--
Скверная обстановка, скверные ветры и скверные течения обстоятельств загнали в уркоганное. Если это долго - становится профи-уркоганом. Для исправления надо переместить в обстоятельства с концентрированными позитивными социальными ветрами и течениям.
--
Семья 1997,8 Достаточно было двух месяцев, - говорит директор учебно-воспитательного учреждения и Центра психолого-медико-педагогической реабилитации Тамара Коваленко, - чтобы убедиться, как изменились наши дети. Они немного оправились от стрессов, поздоровели. Нам говорят, что мы не имеем права держать в учреждении закрытого типа ребенка, еще не совершившего правонарушения, мол, этим мы ущемляем его права... Права на что? На прозябание по чердакам и подвалам? На гибель от передозировки клея? Ведь именно такой ребенок нуждается в присмотре, уходе и в воспитании. О каких правах ребенка идет речь, если он уже стоит на пороге гибели? Испытывая в какой-то миг сильную нарко- и токсикозависимость, а проще говоря, ломку, они просят забрать у них всю одежду, чтобы нельзя было сбежать и снова нанюхаться. Эти дети боятся самих себя. А мы должны выгнать их на улицу, потому что по закону им не место у нас? Должны распахнуть им двери только после того, как они совершат преступление, и сказать: пожалуйте, теперь вы наши? С таким подходом все попытки помочь страдающим детям - впустую..."
Двенадцатилетняя Оля, что-то рисующая за партой, на мой вопрос, нравится ли тебе здесь, очень серьезно ответила: "Да, нравится". Не так давно Оля курила, нюхала клей. Ей повезло, что она успела попасть в школу. Что будет с ее сверстниками, еще не переступившими черту и которым путь в школу заказан, неизвестно.
Тамара НОВИКОВА. УХТА, РЕСПУБЛИКА КОМИ.
--
Школы голой учебы не вооружены для решения, - вот и не решают, - проблемы воспитания. Но это ещё не всё. Они же, школы голой учебы, не вооружены для решения, - вот и не решают, - и проблемы предподготовки ребяток к учебе. Я спрашиваю учителя: когда вы начинаете утром учить детей, вы уверены, что все они нормально накормлены, не голодны? - Почему я должен об этом думать? Я, ZT.: а почему вы не должны об этом думать? Спасать души надо не для того, а для этого света, и не когда уж стали закоренелыми взрослыми, а в период детства, подростковости, отрочества, что и делали изумительные работники так называемого соцвоса у нас в 1920-е и 1930-е. Годы назад [ это было в Ленинграде в 1995-м в 91-й школе ] я приставал к Викт Фед Шаталову: вот Амонашвили, вы, Ильин, С.Н. Лысенкова и т.д. Вы учите и развиваете в школе тех, кого в нее (в школу) за ручку привели мамы, папы, бабушки. Это _их_ трудами, окруженный ласковой заботой и полноценным уходом, ребенок _предпосылочно_ подготовлен для вашей дальнейшей учительской работы как сферы обслуживания именно (и только вот) таких (ухоженных и подготовленных) детей. А как же быть с "цыганятами" (любых национальностей) ? Шаталов мне: я приходил к подросткам в тюрьмы, и по моей методе они прекрасно осваивали математику. Я, ZT., в ответ. - О нет, - не вы сами, а те, кто а) собрал этих подростков в тюрьмы и б) хорошенько (по Макаренко) поработал с ними, именно вот они создали вам возможность нормально заниматься с этими ребятами, и значит ваш довод моего вопроса о "цыганятах" не снял и не снимает. "Хороши" бы были литейщики, которые не заботились бы о предподготовке исходных материалов! Макаренко ходил со своими ребятами по вокзалам и собирал беспризорников. Почему? - Потому что у него (у Макаренко) болело сердце за этих "цыганят". Почему о тот же не болело и, кажись, и по сю не болит сердце у раздутых С-соловейчиком наших распрославленных учителей-новаторов 1980-х - 1990-х гг. ?
--
Берешь детдом из 15-ти (примерно) оболтусов, обворовывающих округу и само учреждение. А.С. Макаренко сдружился с ними и сделал из них актив для обработки последующих входящих - на почве работы по заготовке дров. Другие. - Вовлёк в поход и в нём сдружился с ними и сделал из них актив для обработки последующих входящих.
--
> Sep 06 95 Olga Nonova to ZT на мою (ZT) весьма объемную ст. "не христ, а мак" ON> Здравствуйте, Уважаемый Zinoviy! (skip) Пожалейте Христа, не надо его таким манером. Ведь он к Макаренко не пристает, а наоборот - вполне допускает... Ольга 20/457.
ZT. Христос был человеком, проповедником. В качестве средства избрал религиозную мистификацию. Вот мистификация исторична, а исторические эпохи в надстроечной структуре самобытны. Люди же все одинаковы, все из одного теста, все - такие же как и не мы. Я снимаю с Христа мистификационную (исторически конкретную) оболочку, и тогда остается Христос - публицист, ну вроде Януша Корчака. Кстати, и Корчак к Макаренко не пристает, но: ОТ МАКАРЕНКО УВОДИТ. Такова же "вина" и Христа. Конкурирующие фирмы. Заметьте, Корчак тоже был "распят на кресте" (удушен с детьми в газовой камере), но это не помешало мне написать статью "Против культа Януша Корчака". Но Христос-человек - из того же теста, что и Януш Корчак. Если я написал разгромную ст. против Корчака, то почему мне нельзя написать такую же ст. против Иисуса Христа? Я и написал. Да буде он и сам Бог, отношение к нему как к проповеднику должно оставаться критичным. Как к любым проповедникам. Бог в нем отдельно, а разглагольствующий тип - отдельно. И бытовым образом живущий тип - тоже отдельно (
http://zt1.narod.ru/doc/o-Petyke-i-Hriste.doc ). Могло случиться совмещение в одном феномене плохого=никакого "бога", но сильного социального теоретика и практика. С Христом, ИМХО, получилось как раз наоборот. Массовая двухтысячелетняя пылкая любовь к нему многих говорит о том, что это, наверное, был действительно навскидку так сказать "сходный" Бог. Но путаница с запретом развода, разглагольствования о птицах небесных и прочее, но главное: не понимание Христом природы морали и философии поведения говорит о том, что этот, может быть навскидку и "сходный" парнишка-Бог был во всяком случае никудышным проповедником. Главное и заглавное: отвлеченные моральные принципы, как бы плохи или хороши они ни были, малозначимы, ибо человек формируется не витающими в воздухе отвлеченными принципами, а (по А.С. Макаренко) конкретикой структуры ближайшего (! _ближайшего_ !) детского, пацаничьего, подросткового бытия, лишь включая там и моральные поучения.
--
АНКЕТА УЧАСТНИКА ВЫБОРОВ
ПРЕЗИДЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ И РОСССИЙСКОЙ МАКАРЕНКОВСКОЙ АССОЦИАЦИИ
Фамилия, имя, отчество - Тененбойм Зиновий Шойлович
Страна, город - РФ , СПб
Место работы Пенсионер.
Сфера интересов - А.С. Макаренко, но более: школы-хозяйства.
Атаки на:
1) христанутых (включая Соколовых, Невскую, Вифлеемского и т.д.)
и
2) исламонутых.
Какую форму голосования избираете - Очную Заочную (нужное выделить)
Ваши кандидатуры:
на пост Президента ММА - не определился
на пост Президента РМА - Кораблева Т.Ф.
Просим Вас отправить эту анкету до 12 июня с.г. включительно по адресу:
makarenko-museum@yandex.ru
museum_Makarenko@bk.ru .
------
Николо Сичилиано де Кумис. -
Владеет ли русским ?
Как у него с интернетом ?
Как у него со свободным временем ?
Легок ли в поездках в Москву ?
--
Чей-то афоризм. - Дисциплины не хватает там, где на неё нет спроса. ZT. То бишь. - Там, где в дисциплине нет сущей, очевидной, явной, зримой необходимости, там дисциплине с какого бы это чёрта появиться?
--
См.
http://zt1.narod.ru/doc/gorodskoe-primery.doc .
См.
http://zt1.narod.ru/doc/selyskoe-primery.doc .
См.
http://zt1.narod.ru/primery1.htm .
--
Частичная аналогия к истории учреждения Евгения Ивановича Седика,
http://chel.kp.ru/online/news/219573/ .
Учительская газета 1991,26.
Завершающийся суд вынес постановление об условно - досрочном освобождении (УДО) из воспитательно-трудовой колонии (ВТК) Виктора Сенькова, твердо вставшего на путь исправления. Ему бы радоваться да собираться домой, а он - вот чудак - вдруг расстроился и загрустил. Пришел к воспитателю и рассказал, что на последнее свидание к нему приезжал старший брат, в свое время прошедший через "взрослую" зону. В разговоре и предупредил: "Не валяй дурака: если освободишься по УДО, через актив, ты мне не брат. Тебя никто из корешей не поймет. Не позорь меня, ведь ты и без того сидел на "красной зоне". Виктору было, отчего задуматься. Вот неожиданное противоречие: чем лучше обстановка в ВТК, интереснее воспитательный процесс, ощутимее результаты работы с осужденными, тем хуже воспитанникам после освобождения. Правда, это относится не ко всем колониям, а только к тем, которые бывшие зеки, в основном из взрослых, окрестили "красными зонами".
Помню свой приезд в колонию, где отбывает срок Виктор, год назад. Колония эта, пожалуй, ближе всего к той модели учреждения для несовершеннолетних осужденных, которую разработали сотрудники Управления профилактической службы и ученые ВНИИ МВД СССР. Тогда в ходе эксперимента "обкатывались" отдельные элементы новой модели.
Поразила необычная обстановка в ВТК: отсутствие постовых вышек, колючей проволоки, служебных собак и решеток на окнах. Правда, хилый деревянный забор оставался. Но у воспитанников не было желания его преодолевать: выход за пределы ВТК был для ребят не призрачной идеей, а реальней возможностью. Так, незадолго до моего приезда все воспитанники побывали на концерте художественной самодеятельности в городском Доме культуры. В этой колонии ребятам дано право вместе с педагогами решать многие жизненные, бытовые проблемы: как организовать работу торгового ларька, какие нужно открыть секции и кружи; кого представить на УДО. А вышки и "колючку" снимали сами осужденные - своими руками.
[ ZT. Ничего не сказано о каком-либо производстве, которого, скорее всего, нет. Причём, нужно производство, дающее ребятам заработок на выход, но в то же время не отупляющее-скучное. А у Е.И. Седика было именно весьма скучное производство. ]
По поводу забора начальник колонии тогда пошутил: "Он чисто символический, скорее для истории. Когда будет создаваться музей ВТК, в качестве экспоната мы выставим звено забора. А если серьезно, то оставили его для того, чтобы каким-то образом отметить территорию учреждения. И - оградить ребят от иных назойливых посторонних, угрожающих спалить нашу "коммуну".
Вот так изменились времена: приходится защищать не только общество от преступников, но и преступников - от общества. Причем когда эта ВТК была заурядным местом для "отсидки" малолетних преступников, такой проблемы не возникало. Но стоило гуманизировать работу колонии, добились каких-то добрых перемен - тут ответная реакция криминальной среды.
[ ZT. Криминальная среда - важное теоретическо-практическое понятие. Криминальная среда окружала Колонию им. Горького в Куряже. ]
Забеспокоились "элементы" на свободе: "Как же так, детская зона становится "красной", рушатся воровские университеты? Не позволим! Любыми средствами".
Увы, слов на ветер они не бросают.
Бывало, группы местной молодежи встречали на улицах города воспитанников ВТК, находящихся в увольнении. Наши ребята спасались бегством от мальчиков со свободы, кричавших им вдогонку бранные слова.
[ ZT. Такое было и в Куряже. ]
Однажды такое случилось и с Виктором Сеньковым. Стоило ему чуточку отойти от матери, приехавшей на свидание (увольнение разрешается только в сопровождении взрослых), как его окружили "свободные молодые люди". Набросились с упреками: ты, мол, готовишься к честной жизни после освобождения? Не мечтай!!
Когда я поинтересовался, откуда же с внешней стороны забора знают о внутренних, колонийских делах, услышал: "Кому надо, тот знает о каждом из нас всё".
Криминальная среда побеждает ещё и потому, что наше общество вообще не принимает молодых людей, прошедших через колонию. Каждый из них остро переживает отчужденность и ненужность, искусственную изоляцию от мира: их редко призывают на службу в армию, под любым предлогом отказывают в трудоустройстве, особенно сейчас, в новых экономических условиях, не берут на учебу.
Вот возникает вопрос: кто же и как поможет Виктору Сенькову?
Думаю, что общество в современном его болезненном состоянии не способно это сделать. Здесь происходит воспитание наоборот. С первых минут на свободе бывший колонист чувствует безнравственность нашего общества. Рушатся те основы человеческого поведения, которые с неимоверным трудом, по крупицам прививались ему. Прививались, как это ни парадоксально, в местах лишения свободы.
Вот и получается, что Виктора Сенькова и подобных ему людей мы сами вынуждаем вернуться к старым друзьям. "Выходит, вхолостую работаем, - вздыхают сотрудники ВТК. - Придумали тоже: гуманизация, педагогизация. Нет уж лучше без них и бед ЧП тоже".
Такова философия уставшего, деформированного "зоной", сотрудника ВТК, многие годы привыкшего ждать ЧП.
Грустно, но факт: ощущая на себе груз неразрешимых социальных проблем, угасают и "красные зоны" - эти педагогические оазисы работы с несовершеннолетними осужденными.
Мучительно зарождаются, но быстро гаснут.
Так, примерно, произошло и с ВТК, о которой идет речь. Год спустя после моей командировки здесь произошли долгожданные ЧП. Один побег, потом другой.
Роковую роль в этом сыграли, на мой взгляд, два обстоятельства. Во-первых, сотрудники оказались не готовы работать в новых условиях. Во-вторых, скорая сменяемость осужденных. Освободились те, кто снимал вышки и "колючку", считая глоток свободы за великое благо. На смену им в "пионерский лагерь" пришли другие осужденные и восприняли это как должное. И поэтому не смогли оценить трудные шаги на пути к гуманизации.
В исправительно-трудовом законодательстве сказано, что целью деятельности ВТК является "обеспечение исполнения уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало..." С такой постановкой нельзя не согласиться, всё здесь сказано верно. Но... Если обеспечение исполнения уголовного наказания, изоляция осужденных от общества, организация режима и охраны в ВТК более или менее отработаны, то исправление и перевоспитание на практике выглядят довольно абстрактно. Из-за этого в ВТК происходят многие беды, а самая главная - безликое, формальное воспитание.
Если мы оставим всё без изменения, из ВТК будут по-прежнему выходить люди, привыкшие жить только в изоляции, не знающие свободного общества.
Всё-таки цель надо поставить и иную: не только перевоспитание, а и подготовка несовершеннолетних осужденных к жизни на свободе.
Для многих ВТК - это пока что нереально.
Пожалуй, только "красные зоны" могли бы справиться с такой задачей.
Да, они смогут вернуть обществу человека - доброго семьянина, хорошего работника, честного гражданина. Если общество не отвергнет его только лишь за то, что стать таким ему помогли в колонии.
Е. ДАНИЛИН, сотрудник ВНИИ МВД СССР, кандидат педагогических наук.
Данилин Евгений Михайлович. Использование системы Макаренко в деятельности ВТК. Изд МВД. 1991.45 РНБ 92-6/558 . / Данилин Е.М., Совершенствование воспитательной работы с осужденными в ВТК. Учеб. пособие - 1995 (Библиотека работника ИТУ) NLR Шифр 94-6/1357 . / Данилин Е. М., Права - свободы - законы. как их защищать, соблюдать и выполнять, или Как несовершеннолетнему осужденному подготовиться к жизни после освобождения из воспитательной колонии. (в помощь сотрудникам воспитательных колоний и несовершеннолетним осужденным) - 2008 NLR Шифр 2008-5/9819 . Ищи ещё на : Данилин Е. М., Права, свободы, законы. как их защищать ..
Советская культура 06.02.1988.
С. КУЗЬМИН, кандидат юридических наук, доцент кафедры управления органами, исполняющими наказания, Академии МВД СССР, Москва.
В период коллективизации в местах лишения свободы оказалось огромное число людей, проблему управления пытались решить военно-административным способом - ввели роты, фаланги. Но толку от этой военизации не вышло.
Тогда, как это ни парадоксально в подобной ситуации звучит, по инициативе "снизу" - заключенных Соловецкого лагеря особого назначения [СЛОН] - стали возникать так называемые "трудовые коллективы". Они объединили большинство осужденных и работали на принципах хозрасчета и самоокупаемости.
Просуществовали эти формы до 1938 года.
После 1953 года множество осужденных вышло на свободу, но в местах заключения осталась сложившаяся за долгие годы попустительства организованная преступность, объединявшая до десяти процентов заключенных.
Тогда-то и возник интерес к педагогическому наследию Макаренко у работников исправительно-трудовых учреждений.
Увидели - то, что использовалось им в работе с несовершеннолетними, может помочь и в работе со взрослыми правонарушителями.
Самым важным в системе Макаренко оказалась цель - цель, которую он ставил перед своими воспитанниками: человеку необходимо дать возможность увидеть свое будущее, не позволить ему застрять в дне сегодняшнем.
Стали работать над формированием коллективов. Когда они были созданы, когда заработало самоуправление - только тогда удалось справиться с организованной преступностью.
ВЕДУЩИЙ: Публикации последнего времени, которые приоткрыли завесу над некоторыми "тайнами" жизни заключенных, говорят всё же о том, что там ещё не всё так благополучно - уродливые формы унижения младших в тюрьмах, рецидивы - это, увы, факты. Приходится заключить, что не так широко распространены формы работы "по Макаренко"?
М. РЕЗВАНОВ, заместитель начальника по политико-воспитательной работе воспитательно-трудовой колонии: Я, естественно, не могу сказать обо всех детских колониях, могу только о нашей. Она была основана в 1959 году, первый её руководитель - С. Калмыков - был настоящим макаренковцем. Кстати, я уверен, что внедрить систему Макаренко директивно нельзя. Директивность всегда порождает извращения. Сергей Владимирович был предан духу Макаренко - не копировал его, но развивал в наших условиях.
Мы не могли уйти от охраны - у Макаренко, как известно, колонии были открытыми.
Со временем подмена разумных решений управленческими инструкциями коснулась и нас - налагались запреты за запретами, бесконечные проверки, вмешательство прокуратуры. Мы оказались со связанными руками - но работать по системе Макаренко, не имея права на самостоятельные решения, нельзя. Начальник наш вынужден был уйти. А ведь при нём было время, когда всю колонию мы выводили за зону купаться и не было никаких побегов.
Сейчас появились надежды на изменение положения. Впервые за многие годы спросили наше мнение. Мы послали свои предложения по гуманизации и демократизации жизни колоний, и большинство их приняли.
Мне кажется, главное, что создал Антон Семенович, - это подлинное самоуправление. Педагог должен суметь остаться в тени - пусть решения важнейших вопросов исходят от самих ребят. Я вижу в этом идеал работы педагога. Когда получается - значит есть коллектив, значит работает система Макаренко.
--
Нормальная семья не только 1) курирует детство = обеспечивает своим детям нормальное детство, но и что? - 2) ! завершает дело ! = курирует подростковость, юношество и, по возможности, даже и взрослость своих детей. Детский же дом во втором - и ни черта, и ни куда. Хороший детский дарит индивидику тепло и ласку местное и (во времени) локальное, но не делает полную судьбу своих подопечных.
--
Из Н.Ф. Остроменцкой
http://zt1.narod.ru/ostrmenc.htm .
.. Один из старших колонистов напивается пьяным, начинает буянить, а когда товарищи его связывают и укладывают в постель, у него делается рвота. Наволока, простыни измазаны. Ребята говорят: безобразие.
На другой день заведующий колонией приказывает ему срезать в лесу на себя палку. Провинившийся притаскивает огромную дубину и ставит ее в комнате совета командиров.
- Зачем ты такую дубинищу приволок? - спрашиваю я.
- Это его Антон Семенович бить будет, - хохочут ребята.
Провинившийся хитро прищуривается:
- Что я, дурак, что ли? Иванову раз сказал Антон Семенович “принеси палку”, так он, осёл, и принес прут. Ну, Антон Семенович его и отстегал, oгo! A этой дубинкой бить разве можно? Раз ударит - убьет. А кулаком не больно.
И сидит покорно, ждет с интересом, как будет реагировать Антон Семенович на его остроумную выдумку.
[ Советская Россия 13.03.1988 А. Ан, воспитанник колония имени М. Горького
Будучи заведующим одновременно двух учреждений: нашей колонии в Куряже и коммуны в Харькове, Антон Семенович через денъ-два вынужден был ездить в Харьков на дачном поезде за свой счет. Совет командиров колонии решил купить двух рысаков и тележку-линейку, чтобы сократить время его поездок и личные расходы на них. Но ни разу Антон Семенович не воспользовался этим транспортом и сделал строгий нагоняй за расточительство казенных денег. Вскоре бесполезных в хозяйстве рысаков продали.
Жизнь в колонии была демократичной. Существовал совет командиров. В него входили командиры трудовых отрядов, которые менялись через 3-6 месяцев. Решения этого совета неуклонно всеми выполнялись.
Совет командиров, например, принял трудное для того времени решение о содержании воспитанников, которые обучались на рабфаке и в высших учебных заведениях. Было также принято решение о выделении приданого вступающим в семейную жизнь - хотя такие решения превышали права Макаренко как заведующего коммуной им. Дзержинского, существовавшей на хозяйственном расчете.
Многие вопросы воспитания решались Антоном Семеновичем нестандартно, наказание не унижало воспитанника. Подрались мальчишки старшего возраста - Кирилл Козлов и Семен Головатый. Драчунов разняли и привели в канцелярию к Макаренко. При разборе выяснилось, что драку затеял Семен. Макаренко заключил всё таким образом:
- Был бы ты, Семен, моим сыном, выпорол бы тебя хворостиной, хотя это не в моих правилах. За драку лишаю тебя одной экскурсии в город, в театр.
Семен, повторив наказание, вышел. Через пять минут он ввалился в канцелярию, неся большой чурбан, что валялся около кухни для рубки дров. Удивленному Антону Семеновичу пояснил, что считает себя его сыном, но хворостину не нашел, попался вот этот "прутик". Шутка была оценена, и состоялось примирение. ]
--
Касательно Иисуса Христа. Да буде он и сам Бог, в любом случае он ведь не только = не лишь Бог.
Отношение к Иисусу Христу как к не Богу, а как к проповеднику должно быть каким? - критическим.
Как это за всю историю к любым проповедникам вообще.
Бог в Иисусе Христе отдельно, а разглагольствующий в нём же (в Иисусе Христе) тип - отдельно.
И бытовым образом живущий в нём же (в Иисусе Христе) тип - тоже отдельно
Могло случиться = получиться совмещение в одном феномене плохого = никакого "бога", но сильного социального теоретика и практика. С Христом, ИМХО, получилось как раз наоборот. Массовая двухтысячелетняя пылкая любовь к нему многих говорит о том, что это, наверное, или может быть, был действительно навскидку так сказать "сходный" Бог.
Но путаница с запретом развода, разглагольствования о птицах небесных и прочее, но главное: не понимание Христом природы и философии поведения - говорит нам о том, что этот,
может быть навскидку и "сходный" парнишка-Бог
был во всяком случае никудышным проповедником.
Главное и заглавное: отвлеченные моральные принципы, как бы плохи или хороши они не были, малозначимы.
Ибо человек формируется не витающими в воздухах отвлеченными принципами, а (по Антону Семёновичу Макаренко) конкретикой структуры ближайшего (! _ближайшего_ !) детского, пацаничьего, подросткового и юношеского бытия,
лишь включая там и моральные поучения.
Одними моральными поучениями - горю не помочь. Тем более, если моральные поучения носят такой сумбурный и одиозный характер как у Иисуса Иосифовича Христа, см.
http://zt1.narod.ru/doc/o-Petyke-i-Hriste.doc А.С. Макаренко 01.03.1939 .. Каждый может распоряжаться _своими_ щеками, но полная забывчивость о том, что есть негодяй, который ходит и лупит по щекам. - А мне наплевать, я подставлю, я совершенство. А что происходит в жизни, меня мало интересует. Коллектив, общество меня не интересует.
Хуже того: Блаженны /пропуск/, егда /пропуск/. Радуйтесь и веселитесь.
Переведем на советский язык: Будьте счастливы, если вас [ZT. в 1937-м и в соседние годы ] оклевещут, если о
Стенограмма, лл.44-46:
вас наговорят гадости, если [ZT. в 1937-м и в соседние годы ] взвалят на вас небывалое обвинение, - радуйтесь и веселитесь.
Ну, хорошо. А тот мерзавец, который вас оболгал и оклеветал, - он же живет в обществе и других может оклеветать! Нет, это меня не интересует, ибо "не судите, да не судимы будете".
Это - полное отрешение человека от коллектива.
Это - этика, совершенно противоположная нашей этике.
Никакого требования ни к себе, ни к другим!
Можно, конечно, упражняться, щеки подставлять…
Хуже того: посмотрите на птиц небесных ..