http://zt1.narod.ru/doc/LG-11-08-1951-o-Makarenko.doc"Литературная газета" 11.08.1951.
"О педагогическом наследии А.С. Макаренко".
--
Лебедев А.А., Мыслящий пролетариат Писарева (ZT. о "Что делать" Чернышевского). Очерк. [Для ст. возраста] - 1977 NLR Шифр 77-3/10305 ZT. не видел.
Школа и производство 1990,10 В целях воспитания потребности в труде, подготовки учащихся к жизни Д. И. Писарев предлагал создавать при школах учебно-производственные (подчеркнуто мною - А. П.) столярные и слесарные мастерские. При этом уточнял, что готовить к труду, воспитывать потребность в нем как одно из важнейших нравственных качеств возможно только в процессе рационально организованного труда. Труд в учебно-производственных мастерских рассматривался им прежде всего как средство приобщения детей к историческому опыту людей, обеспечивающее выработку трудовых умений и навыков, необходимых в жизни; как средство формирования убеждения в жизненной значимости личного труда, наконец, как средство воспитания интереса к нему.
Трудовое обучение станет педагогически эффективным, если оно будет эффективным экономически. А пока в школах господствует потребительский подход к нему, пока оно существует вне непосредственного участия школьников в производительном труде, трудовое обучение не сможет стать фактором успешного формирования личности. В этом плане небезынтересна мысль Д. И. Писарева о самоокупаемости школьных мастерских. Он считал, что на третий или на четвертый год своего существования мастерская будет содержаться за счет своих собственных средств. При рациональной организации труд может стать эффективным как в экономическом, так и в педагогическом отношении. Для этого требуется, чтобы дети не играли в труд, не тренировались в выработке "чистых" умений, а учились бы труду, создавая необходимую обществу продукцию, чтобы школьная мастерская была производственной.
Писарев полагал возможным и полезным во всех отношениях ежедневный труд учащихся в мастерских по 3-4 ч. во второй половине дня. Причем управлять мастерской должен совет учащихся. Жизнь подтверждает, что 2 ч. в неделю, выделяемых сегодня на трудовое обучение, явно недостаточно. В самом деле, чему могут научиться дети за это время? Какие необходимые в жизни трудовые навыки могут приобрести?
К тому же труд в мастерских далеко не всегда прививает школьникам качества рачительного хозяина, деловую инициативу, творческий подход. Нередко они лишены ощущения его полезности, радости от участия в общем и нужном деле.
Д. И. Писарев обратил внимание на то, что заниматься с любовью материальным трудом немыслимо при наличии "допотопных приемов и орудий труда". Подобное оснащение мастерских не только не содействует воспитанию трудолюбия, а, напротив, отталкивает от физического труда, вызывает к нему отвращение.
Педагогически же правильно организованный труд в хорошо оборудованных мастерских служит важным средством, способствующим выявлению наклонностей и способностей школьников. "Легко может быть и даже правдоподобно, - указывал Писарев, - что многие молодые люди, очень мало расположенные к научным занятиям, окажутся превосходными ремесленниками и найдут себе свое настоящее место за токарным станком или за верстаком столяра" (т. 4, с. 582). Ведь вовсе не обязательно каждому кончать вуз, гораздо похвальнее и разумнее быть хорошим столяром без диплома, чем плохим инженером с высшим образованием. "Пусть молодой человек,- советует Писарев,- выбирает себе то, что ему всего приятнее. Тогда, и именно только тогда, он, наслаждаясь процессом своего труда, принесет обществу такое количество пользы, которое вполне соответствует размерам его личных способностей" (т. 4, с. 67).
Само собой разумеется, что профессиональное самоопределение - это не простое дело, где главный арбитр - сам ученик, его интересы, способности и возможности. И суть вопроса не в том, кем он станет, а в том, каким он будет специалистом, в какой мере овладеет ремеслом и, значит, в какой степени будет полезным членом общества, наконец, насколько он будет счастлив в труде и через труд.
Выступив против профессионализации общеобразовательной школы, Писарев в то же время полагал целесообразным иметь специальные классы или отделения для тех, кто хотел бы получить ремесло.
Для своего времени теория воспитания мыслящих реалистов была шагом вперед. Сегодня школе нужны новые идеи, но нельзя забывать истоки. Общеобразовательная школа в любой ее организационной форме должна по своей сути быть непременно трудовой. Конечно, уровень и направленность трудовой подготовки в ней могут и должны быть различными. Важно, чтобы идея соединения обучения с производительным трудом, волнующая многие поколения, получила практическое воплощение.
А. В. ПЛЕХАНОВ
Д-р пед. наук, проф.
Владимирского пединститута
Спасибо, дорогой Гётц, за присланное : Гётц Хиллиг. Макаренко в год «Большого террора». Марбург, 1998 (OPUSCULA MAKARENKIANA Nr. 21), стр.34-36 : [1937 год] .
1) Часть из присланного я опубликовал в моём
http://ztmak.livejournal.com/6182.html , там это увидит каждый кто зашёл, пока сам это мой ЖЖ руководство ЖЖ не прихлопнет.
Руководство ЖЖ из-за жалоб широкой массы хрюстанутых и исламонутых трудящихся прихлопнуло как-то моё разветвлённое ЖЖ-ztnen.
2) Часть из присланного я опубликовал и в
http://matveychev-oleg.livejournal.com/388642.html , но опять же из-за жалоб широкой массы хрюстанутых и исламонутых трудящихся ЖЖ метит мои постинги-комментарии : "подозрительный". И если matveychev-oleg мой комментарий не откроет, то его остальные посетители не увидят.
3) Мои атаки на широкие массы христанутых и исламонутых трудящихся сосредоточены у меня в
http://vk.com/tenenи в
http://ztrelig.livejournal.com .
--
Александр Алексеевич Абаринов в феврале 2013 г. в разговоре со мною по телефону бросил фразу: "Из макаренковских учреждений не вышло ни одного выдающегося".
Это из наскоков на А.С. Макаренко в духе былых Юрия Азарова, Евгения Ильина и т.д.
Интеллектуалы и рабочие суть два крыла общества. Не один, а оба эти крыла требуют развития и воспитания. АСМ занимался "вторым крылом".
1) Общепринятое кем? - обывателями - понимание того, а) для чего в обществе служит, б) для в обществе устроена, в) на что в обществе нацелена огромная так называемая система образования (система школ и т.д.).
Обывателями общепринято: вся эта громадина а) служит, б) устроена и в) нацелена на обслуживание интересов и запросов родителей (сфера обслуживания).
2) Понимание того, для чего в обществе служит, для в обществе устроена, на что в обществе нацелена огромная так называемая система образования.
Понимание этого кем? - не обывателями.
Понимание этого вот кем: Григорием Федоровичем Гринько (1890-1938) и Антоном Семеновичем Макаренко (1888-1939). -
Громада системы образования а) должна служить, б) должна быть устроена и в) должна быть нацелена в первую очередь на обслуживание макро- государственных = макро- социальных ЗАДАЧ ЭПОХИ,
и лишь попутно - на обслуживание интересов и запросов родителей.
Интеллектуалов пыжатся готовить сосредоточенно и специально. Мы же продекларируем. - М. ЛЕПЕЛЕТЬЕ, Г.Ф. ГРИНЬКО, А.С. МАКАРЕНКО И НЕКОТРЫЕ ДРУГИЕ ПОНИМАЛИ, ЧТО И К "ПРОЗАИЧЕСКОЙ" ЖИЗНИ "ПРОЗАИЧЕСКИЕ" МИЛЛИОННЫЕ МАССЫ НАДО ТОЖЕ ГОТОВИТЬ СОСРЕДОТОЧЕННО И СПЕЦИАЛЬНО.
--
Первое неукоснительное условие успеха. Из отзыва А.С. Макаренко об Александре Ивановиче Остапченко, "Народное образование" 1963,2 с.96 : .. Из многих заведующих детскими учреждениями Остапченко выделяется своей энергией, способностями и преданностью делу .. Совершенно исключительные работоспособность и принципиальность Остапченко зажигают детский коллектив такой же страстью к труду ..
ZT. То есть, директор (руководитель детдома-хозяйства) суть ключевая фигура = неукоснительное условие успеха. Где был директор a la Макаренко - a la Остапченко, там был успех, где этого не было, там успеха не только не было, но и никак не могло быть.
"Детский дом". Журнал Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР по организации и руководству педагогической практикой детских учреждений Охраны детства. М. Гос. изд-во 1928-1930. РНБ П28/104. / Продолжен: "Охрана детства". Журнал Сектора массовых мероприятий НКП. М. Гос. учебно-педагогич. изд-во 1931 РНБ П28/104.
Б. Тулинов где-то в журнале "Детский дом". - .. Разумеется, решающее влияние на результаты во всей педагогической работе окажет степень вдумчивого и серьезного отношения к делу со стороны педагогического коллектива.
ZT. Но и одного лишь этого - мало. Обзор успешных детдомов-хозяйств "от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей" чётко и неукоснительно показывает: успех был только там, где применялись абсолютно все структурные составляющие Антона Семеновича Макаренко. Даже при руководителях a la Макаренко - a la Остапченко если что-то из структурных составляющих А.С. Макаренко не (не!) применялось, то там неукоснительно успех был с некоторым и часто с весьма весомым изъяном.
--
Пригородная интернатная школа-хозяйство как добавка к семейному. В
http://zt1.narod.ru/doc/koloniya-v-dobavku.doc .
ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.docМалая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич великий педагог.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !)
Есть ещё моё же:
http://ztrelig.livejournal.com . По теме религий и мистики.
ZT. Проблема написания руководства для практиков по поэтапному основанию и ведению школ-хозяйств.
Поэтапный (для идущих в практику) учебник (глава за главой) не написан ни Антоном Семеновичем Макаренко, ни Александром Федоровичем Мирандовым, ни кем-либо другим. Это связано с тем, что Антон Семенович, Александр Федорович и т.д. не имели компьютера, а без такой техники указанный учебник не напишешь.
Я (ZT) взялся бы, но страшно отвлекают другие темы, особенно атеизм, не могу удержаться ..
Есть огромная черновая библиографическая база для будущих попыток написания поэтапного (в выпусках) учебника по вариантам основания и последующего ведения школ-хозяйств :
http://zt1.narod.ru/winrar/0rnb.zip (довольно часто вношу туда какие-то дополнения).
Чтобы по этой базе плюс по : ..
..
http://zt1.narod.ru/winrar/temnik.rar и по
http://zt1.narod.ru/winrar/0bibl.rar (оба они ежедневно меняются/пополняются) ..
Чтобы по указанной базе взяться за составление указанного учебника, надо бы с ноутбуком прямо-таки как бы поселиться в библиотеке уровня Российской национальной (РНБ в СПб), на что лично у меня (ZT), увы, нет ни прыти, ни времени ..
Есть ещё моё же
http://ztuchob.livejournal.com Проблемы учебные.
Есть ещё моё же
http://ztpolit.livejournal.com Политика.
Есть ещё моё же
http://ztrazn.livejournal.com : Дополнительные / случайные записи к ..
1) Всё будет постоянно пополняться.
2) Всё упаковывается в
http://zt1.narod.ru/winrar/-zt-v-lj.rar (естественно, тоже будет постоянно изменяться).
Посмотрите:
http://www.ssolski-muzej.si/slo/symposium2013.php .
--
Зильберштейн Андрей Ильич (1897-1984). Во время Великой Отечественной войны комиссар госпиталя, капитан в отставке, профессор, более 30 лет зав. кафедрами педагогики и психологии в Харьковском государственном университете и Харьковском пединституте. / "Учительская газету" 11.03.1978. А. ЗИЛЬБЕРШТЕЙН. Встреча в Куряже. Заметки из дневника. / Это было 18 марта 1927 года, в день Парижской коммуны. Я вместе со студентами Харьковского института народного образования шел в Куряж, чтобы познакомиться с работой колонии имени М. Горького. / В педагогических кругах А.С. Макаренко тогда был еще мало известен. К нам доходили разные слухи о его деятельности. По одним он был представителем педагогики муштры, по другим - замечательным мастером воспитания, владеющим секретом переделки запущенных беспризорников в дисциплинированных и трудолюбивых людей. / По пути нас нагнала группа молодежи, которая тоже шла в колонию. Это были бывшие воспитанники Антона Семеновича, поступившие учиться на рабфак. Каждый выходной они приходили в колонию, как в отчий дом... Антон Семенович встретил нac приветливо, хотя говорили, что при появлении у него людей, имеющих отношение к педагогическому миру, он держит себя настороженно. Но опасения оказались напрасными. Начал Макаренко с рассказа об отдельных событиях из жизни колонии. Мы и не заметили, как он ввел нас в круг почти всех своих педагогических идей. Поведал о том, как формирует коллектив, как организует труд колонистов. / Раздались призывные звуки горна, и через пять минут началось совещание совета командиров. Меня поразило умение Антона Семеновича руководить заседанием так, что у всех членов совета создавалось впечатление полной самостоятельности и независимости. Он показал, как может воспитатель, сохраняя руководящею роль в деятельности коллектива, не быть опекуном. / На повестке дня стояло несколько вопросов. Первый - о постройке свинарника. Командир отряда свинарей настаивал на необходимости возможно скорее построить свинарник. Командир отряда строителей заявлял, что силами только его ребят выполнить в срок это задание нельзя. Антон Семенович, наблюдая за спорами, будто невзначай ронял короткие реплики, направляющие решение в правильное, по его мнению, русло. В результате проголосовали за создание сводного отряда, в силе и работоспособности которого были уверены все. / Затем обсуждали воспитанника, самовольно ушедшего из колонии и приславшего Антону Семеновичу через некоторое время письмо с просьбой принять его обратно. Все присутствующие готовы были отказать: “Сам ушел, так пусть теперь не просится обратно”. / - Он пекарь хороший, а пекари нам нужны, - как бы ненароком сказал Антон Семенович. / Настроение коллектива изменилось. Было разрешено колонисту вернуться, но чтобы он “больше не убегал”. / Хорошо запомнилось мне и обсуждение еще одного, не совсем обычного вопроса. Утверждалась новая форма для колонистов. До этого времени мальчики носили брюки “клеш”. Для бывших беспризорников они были очень привлекательны. В дальнейшем, по мере развития вкусов колонистов, Макаренко решил заменить эту форму на другую, которая в большей мере соответствовала бы нашему представлению о красивом костюме. Были введены брюки “галифе”. / Портниха торжественно принесла костюм, сшитый по этому новому фасону. Командиры приняли самое живое участие в утверждении новой формы. Антон Семенович надел второе пенсне и придирчиво рассматривал извилистую линию брюк, надетых на мальчика. Командиры обходили со всех сторон стоявшую на возвышении “модель”, и каждый делал какое-либо замечание. / Нас несколько удивило такое серьезное отношение к костюму. Только потом, когда мы глубже вникли в принципы воспитательной работы А.С. Макаренко, поняли значение его утверждений, что настоящий советский коллектив должен быть и внешне красивым. Поэтому Антон Семенович придавал такое большое значение цветам, картинам, красивому костюму и всему тому, что способствует эстетике быта. / С особенной гордостью Макаренко говорил о нравственных качествах своих воспитанников. В колонии, где жили бывшие жулики и воры, почти не было замков. Кожа, гвозди, инструмент и другие ценные вещи хранились в ящиках, ключи от которых были у кого-нибудь из мальчишек. / Начало темнеть, а мы все не могли закончить нашей беседы. Возвращались домой поздно вечером. Никто уже не сомневался в правильности и жизненности исходных положений педагогики А.С. Макаренко. Мы только хотели глубже понять ее сущность. / А. ЗИЛЬБЕРШТЕЙН, профессор. / MAKARENKO-DISKUSSIONEN INTERNATIONAL. Protokoll des 2. Marburger Gesprachs (1. - 4. Mai 1986) Munchen : Minerva-Publ. 1989 .. / Ф.И. Науменко. К ВОПРОСУ ОБ АВТОРСТВЕ БРОШЮРЫ "БЕСПРИЗОРНОСТЬ И БОРЬБА С НЕЙ". ZT. Тут есть об Зильберштейне А. И.
--
Повтор. -
Из путей решений макросоциальных проблем. Межнациональные отношения в мире стратегически можно / возможно / нужно решать по : Пригородная интернатная школа-хозяйство как добавка к семейному.
http://bolshoyforum.com/forum/index.php?topic=53199.0 А именно. - В мире, а в частности и в РФ, в местах проживания народности А. среди народности Б. не должно быть интернат- школ- хозяйств чисто А-шных или чисто Б-шных, но только совместные. Но не фифти-фифти, а 1. А-шные, но лишь по преимуществу: 75% А-ребят и 25% Б-ребят, язык преподавания в школе и язык в труде и в быту - А-шный. 2. Б-шные, но лишь по преимуществу: 75% Б-ребят и 25% А-ребят, язык преподавания в школе и язык в труде и в быту - Б-шный. Эти учреждения обязательно должны быть чисто светскими = без каких-либо конфессиональных составляющих.
ZT. НО !!!!!
http://zt1.narod.ru/doc/Godin-P-G-ne-prigorodn-ne-internat.docМалая библиография к теме : Годин Павел Григорьевич великий педагог.
Оттуда.
Годин Павел Григорьевич .. Новопавловск - типичный агрогород, районный центр. Здесь в ту пору было свыше двух десятков больших и малых промышленных, строительных и транспортных предприятий, организаций и учреждений культуры, две средние общеобразовательные школы, школа искусств, среднее профессионально-техническое училище.
(ZT. то есть не "пригородный")
.. Ребенок должен просто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.
(ZT. то есть ! не интернат !)
--
Тем или иным образом ведёт себя натура. Изменять поведения - значит изменять натуры. На это (на изменения натур) не очень-то способны одни (голые) "поливания на мозги". На это (на изменения натур) весьма способны макакренковские тренинговые системы; в плюс к тому - с локальным уж "поливанием на мозги" узкому или средне-широкому кругу подопечных. Локальное поливание на мозги в макаренковском сочетании с проработкой натур подопечных чем? - макаренковски поставленной тренинговой системой.
--
Прошу зайти на
http://zt1.narod.ru/doc/Makarenko-i-Ionin-v-1932-g.docА.С. Макаренко и И.В. Ионин в 1932 г.
От Зиновий Тененбойм.
--
1) Накопляемые недовольства выливаются в кажется бесповодное бузовое = в эксцессное, мало или вообще не связанное с "поводом", потому что вся предобстановка вообще "достала". В этой коллизии надо "возиться" не с конкретикой бузы чи буз , не с конкретикой эксцесса чи эксцессов, а с коренным изменением той "доставшей" ребят "предобстановкой", с коренным, повторяю, её изменением в сторону "чем лучше - тем лучше".
2) Р. ДОМБРОБСКИЙ СОЦСОРЕВНОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ ИЗ ОПЫТА БРАДАКАЛМАКСКОЙ С.-Х. КОММУНЫ БЫВШИХ БЕСПРИЗОРНИКОВ НА УРАЛЕ НАРКОМПРОС РСФСР - УЧПЕДГИЗ МОСКВА 1931 - ЛЕНИНГРАД РНБ 32-8/425 [...] 1922 г. Организуется детский дом. Первый дни - тяжелые дни. У руководства стояли случайные люди, менявшееся с кинематографической быстротой. Ребята обрастали грязью и вшами. Питались до крайности безобразно. Бездельничали. В детском доме проживали люди, которые назывались воспитателями, хотя никакой воспитательной работы не вели. В бесконечных склоках проходило ценное время [...]
ZT. То есть. - До прихода бескорыстных, и не рутинных, и не убогих взрослых ребятам приходилось иметь дело с меняющимися разнообразными некачественными взрослыми = с "халдеями" = со взрослыми : корыстными, рутинными, убогими. В итоге : ребята натренировались / натренинговались в издевательствах над взрослыми. И так они (ребята) по привычке = по вкоренившейся в них установке = по вкоренившейся в них рутине - встречают любых новых взрослых.
--
1. Аспекты и координаты "лирического" (кстати, весьма не (не!) симпатичного) героя (главного персонажа) "4-х Евангелий" (Иисуса Иосифовича Христа).
2. Аспекты и координаты лирического героя поэмы "Про это" Владимира Владимировича Маяковского.
3. Аспекты и координаты лирического героя "Педагогической поэмы" Антона Семеновича Макаренко.
4. Аспекты и координаты лирического героя "Коротких встреч" Киры Георгиевны Муратовой.
Соотношения.
Тема для литературоведческо-социологической диссертации.
--
ZT. Не раз отмечалось при СССР: активный тимуровец: дома ничего не делает, а вот вне семьи - активно волонтёрит.
Игоря-Петровича-Ивановщина (пресловутое "Коммунарское движение", модификация тимуровщины) - это создание кадров волонтёрства.
Типичный волонтер - это активно не (не!) сектантский человек (как идеал "Про это" Маяковского?).
Игоря-Петровича-Ивановец (выпускник) - не ориентирован на сектантские семейные заботы, а они (сектантские семейные заботы) в "ширпотребе" макрообществу пожалуй нужнее чем расхожие хобби разудалого волонтёрства.
Значит, я, ZT, в отличие от Вл. Вл. Маяковского как автора поэмы "Про это", к обывателям с сектантскими семейными заботами отношусь с огромным почтением.
В любом случае, семья - это коллектив нижнего уровня, и значит, адепт сектантских семейных забот - это не эгоист (не эго (эго!) ист), а коллективист,
пусть и нижнего уровня.
А коллективист - это хорошо.
Но были позитивные сектантские коллективисты так сказать второго этажа, - это активисты, о которых в
http://zt1.narod.ru/doc/drapkina.doc рассказывала Драпкина Изабелла Марковна (О педагогах-самородках). К таким позитивным сектантским коллективистам так сказать второго этажа относился и Калабалин Семен Афанасьевич 1904-1972.
Но вот что писал А.С. Макаренко 25.10.1938 П.П. Архангельскому о Семене Калабалине: "При всей своей богатой натуре он все-таки засох на скучном детдомовском подвиге .." (т.8 М.1986 с.105).
ZT. Из переписки А.С. Макаренко с женой (Г.С. Салько) видно, что Антон Семенович сам страшно скучал на своём выдающемся детдомовском подвиге.
ZT. Повод для размышления.
--
О практиках, перещеголявших А.С. Макаренко.
А.С. Макаренко. Восьмитомник, т.4 М.1984 с.25. Из "Чудо, созданное советской жизнью", июль 1936 .. Я видел много чудес в детских колониях, перед которыми поблекнет опыт горьковской коммуны ..
ZT. Нижеследующее А.С. Макаренко вряд ли видел.
http://zt1.narod.ru/doc/s-h-kommuna-yunyh-na-Urale.docР. ДОМБРОБСКИЙ
СОЦСОРЕВНОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ
ИЗ ОПЫТА БРАДАКАЛМАКСКОЙ С.-Х. КОММУНЫ БЫВШИХ БЕСПРИЗОРНИКОВ НА УРАЛЕ
НАРКОМПРОС РСФСР - УЧПЕДГИЗ МОСКВА 1931 - ЛЕНИНГРАД
РНБ 32-8/425
ZT. Многому научающее !!
Тут помимо школо-хозяйственно- педагогического и про : коллективизацию с/х тех годов.
Там -
Вставка от ZT. Школы-хозяйства из беспризорников и вообще из подростков и юношей, до и вне "школы-хозяйства",
как их нынешним альма-матер,
"висевших в социальном воздухе",
то есть из подростков и юношей, не (не!) обремененных личным семейным хозяйством.
Так вот, успешность таких / таковых колхозов ..
(а школа-хозяйство - это колхоз) ..
Так вот, успешность таких / таковых колхозов не есть ни иллюстрация, ни пример, ни доказательства принципиальной возможности успеха колхозов из взрослых. Ибо контингент наполнения колхозов из взрослых совсем другой, чем в школе-хозяйстве из .. (см. выше).
Это не всегда чётко понималось даже А.С. Макаренко, не говоря уж о ..
--
http://zt1.narod.ru/doc/S-Sumnyi-1963-2.docОт: Зиновий Тененбойм
ZT. Это - повествование об Александре Ивановиче Остапченко.
Журнал "Народное образование" 1963,2 с.96-98 (Семен Сумный).
--
http://zt1.narod.ru/doc/Pravda-24-03-1955.doc . Об этой истории отчасти и в файле
http://zt1.narod.ru/shk_293p.htm . "Повесть о том", как Евгений Рысс воспевал школьную бузу, как эта самая школьная буза упоённо же воспевалась и в пресловутой "Республике Шкид". О пресловутой Шкид см. в
http://zt1.narod.ru/doc/shkid-uh.doc (там и отсылки).
http://zt1.narod.ru/winrar/shkid.rarнабор, много файлов по Шкид.
Могут быть вносимые мною изменения.
ZT. Расхожее понимание в советской педагогике : "Правда" 24.03.1955. А. Демина. Кандидат педагогических наук, директор московской средней школы № 96 .. Подлинным коллективизмом, основанным на принципе общественно-полезных дел .. (Игоре- Петровиче- Ивановщине) .. Партия требует, чтобы школа воспитывала их [школьников] на примерах .. На этой основе и воспитывается школьный коллектив .. ZT. Представление о сути воспитания совершенно не макаренковское = совершенно убогое.
Без понятия "проработка натур" (
http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc ) нет истинного = действительного представления об истинном = действительном воспитании.
--
"Учительская газета" 11.03.1978.
31 января 1939 года Макаренко был награжден орденом Трудового Красного Знамени "за выдающиеся заслуги области литературы".
Очень благодарен Вам за поздравление, - пишет он Татьяне Васильевне
[ Турчаниновой; Волков на этой стр. УГ сообщал, что всего Т.В.Т. от Макаренко было 10 писем ]
17 февраля 1939 года. - Для меня орден имеет большое значение, и притом двойное. Легче становится самочувствие в педагогическом отношении, а то начинало заедать меня какое-то странное одиночество.
...Сейчас у меня время трудное. Ничего не пишу, кроме писем, а больше разговариваю. В Москве 608 школ, и каждая требует, чтобы я принял меленькое участие в ее жизни. Я понимаю, что из разговоров ничего хорошего быть не может, а все-таки разговариваю. Правда к одной школе подошел ближе, устроилось нечто вроде шефства, но хватит ли у коллектива сил вытянуть дело по моим требованиям, не вполне уверен.
Хоть Антон Семенович и утешал себя афоризмом собственного сочинения - "всякий писатель всегда педагог", его постоянно тянуло в школу. Даже на лечении в Кисловодске совершал он свои школьные походы, возвращаясь потом пешком по крутым тропам Крестовой горы.
Известно точно, что в последний год своей жизни он посетил 1-е московское педагогическое училище, Дом учителя Фрунзенского района, 23-ю, 60-ю, 91-ю средние школы, 1-ю школу Ярославской железной дороги. В самом начале последней своей весны Макаренко договорился с Ростокинским районо о назначении его директором одной из школ.
"Он весь развернулся во весь свой рост, во всю ширь, - пишет учительница 60-й школы В. Н. Васса (ее воспоминания хранятся в архиве рядом с письмами Т. В. Турчаниновой) - ...Нет, не мог он себя беречь, слишком щедро он делился своими мыслями и чувствами..."
А ко всему еще беспрерывный стрекот пишущей машинки в его квартире на Лаврушинском. "Вся квартира - так почудилось мне, - рассказывал К. И. Чуковский, - была наполнена творческими замыслами Антона Семеновича. Он говорил, что напишет такую-то пьесу, такой-то сценарий, такой-то роман, говорил о своих будущих лекциях, кинокартинах, газетных статьях".
Очень уж похоже на этот рассказ письмо к Татьяне Васильевне от 13 марта 1939 года:
Мне нужно написать сценарий, пьесу, роман, второй том книги для родителей, черт знает сколько нужно сделать. Все же я мечтал о том, что приеду в Сталино и увижу Вас...
Письмо оказалось последним. Когда Татьяна Васильевна отвечала на него, по радио передали сообщение о скоропостижной смерти большого, чудесного, на редкость цельного человека. Того, кто был и остался для нее навсегда самой настоящей Педагогической поэмой.
Вот, собственно, и все. Что можно добавить к этому рассказу о старых письмах? Только глубокое восхищение перед личностью Макаренко, - педагога и Макаренко - писателя. Перед его поэтической мечтой - научить человека умению быть счастливым.
Б. ВОЛКОВ.
(Спец. корр.).
Евпатория - Москва.
--
http://zt1.narod.ru/doc/Krivinskaya-o-Kommune-Djerjinskogo.docЕлизавета Кривинская о Коммуне им. Дзержинского.
--
Разные районы имеют разную степень сейсмичности: там, где в подоснове стабильное основание, там не сейсмично, а в иных случаях - сейсмично. Так и со структурой жизни детей / подростков: у одних несейсмичная база бытия, и тем самым им повезло, а у других сейсмичная база бытия, и тем самым им роково не повезло. В задаче общей педагогической системы - обеспечить всем детям / подросткам несейсмичное бытие.
--
Воспитатель должен быть добрым = уступчивым (черта важная), но одновременно и: не терять своё достоинство ни перед хамством иного подопечного, ни перед глупостью бюрократического начальства.
Жандармерия "воспитателей" - частая = типичная ситуация в интернатых учреждениях. И тут действительно возникает требование - желание : не жандармерия, а (!) сотрудничество. Но только в интернатной школе-хозяйстве возникает реальная возможность не жандармерии, а сотрудничества, в школе же голой учебы нет реальной базы для реального сотрудничества взрослых и подопечных.
--
Об обычных ленинградских школах давних советских времен.
http://zt1.narod.ru/doc/shkolovedenie-1947-ot-Lyalina.doc от Натана Александровича Лялина (1902-1992).
ZT. Учком, класском, комсомольский комитет и т.д. это всё же потуги так сказать ленинского структуирования частной плоти социального, а не пускание аморфности на самотёк. Но "обжёгшись" на "молоке" сталинистической структуризации толерантщики пришли к пусканию многого в плоти социального на аморфный самотек, что не есть хорошо.
http://zt1.narod.ru/doc/uchkomy-1947.doc от Н.А. Лялина.
http://zt1.narod.ru/doc/klasskomy.doc от Н.А. Лялина.
--
Гётц Хиллиг. Макаренко в год «Большого террора». Марбург, 1998 (OPUSCULA MAKARENKIANA Nr. 21), стр.34-36 : [1937 год] [...] Макаренко решил уехать в деревню: 2 июня он покинул Москву81, в Киеве встретился с друзьями Захаржевскими, вместе с которыми и семьей провел три недели в селе Верхняя Дубечня на Десне. По рассказам его спутниц О.В. Макаренко и Е.В. Захаржевской82, ему удалось тогда поработать собранно и успешно. Они вспоминали, что на даче Макаренко часами сидел под деревом и на портативной машинке печатал «Книгу для родителей». По возвращении в Москву он отметил в дневнике: „8-29 июня. Дубечня. Написал от 6 до 12 листа включительно - 7 печатных листов КДР. Работалось хорошо. Никто не мешал”.83 И спустя год в одном из писем на Украину он заметил: „... вспоминаю этот месяц, как очень большое счастье”.84 В то время, когда Макаренко жил в украинской деревне, как в раю, в Москве вновь разверзается бездна ада. Идет закрытый процесс против Тухачевского, Якира и других крупных военачальников, обвиненных в шпионаже. В день процесса (11 июня) Сталин отдал распоряжение край- и облпарткомитетам организовать митинги рабочих и крестьян с требованием приговорить обвиняемых к высшей мере наказания.85 В тот же день в коллективном „письме” 44-х - преимущественно московских - писателей, опубликованном 15 июня в «Литературной газете», также выражалось требование немедленно расстрелять всех обвиняемых (что и было приведено в исполнение 12 июня). В подписях под этим документом - 34-ым - значится и Макаренко, которого, как свидетельствуют факты, в то время не могло быть в столице, - вдали от событий, в деревне, он страдал от „отсутствия газет”86, и связаться с ним по телефону было также невозможно87. Как же это тогда могла появиться подпись Макаренко? 81 Дневник А.С. Макаренко. - РГАЛИ, 332-5-15, л.5 об. 82 В беседах с автором (1992 г.). 83 РГАЛИ, 332-5-15, л.5 об. 84 Письмо к А.Е. Коломийченко от 6 октября 1938 г. // ПС, т.8, с.102-103 (здесь - с.102). 85 См.: История Отечества в документах 1917-1993 гг. Ч. 2-я. Составитель Л.И. Ларина. - М., 1994, с.154. 86 Письмо А.С. Макаренко Н.В. Петрову от 17.06.1937 г. // ПС, т.8, с.71-72 (здесь - с.71). 87 См.: Хиллиг Г. Нелегкий путь к коммунизму. Как А.С. Макаренко стал „беспартийным большевиком”. // Патаки Ф., Хиллиг Г. Самоутверждение или конформизм? К вопросу идейно-политического становления А.С. Макаренко. С предисловием Ф. Науменко. - Марбург, 1987, с.23-74 (здесь - с.54). - В данной публикации впервые сформулирован вывод автора о том, что в селе Верхняя Дубечня невозможно было с Макаренко связаться по телефону; позже это подтвердили Е.В. Захаржевская и О.В. Макаренко. Имеется достоверное свидетельство о том, что член правления ССП Б. Пастернак отказался поставить свою подпись под вышеупомянутым откликом писателей, однако составители письма все же внесли его фамилию в список подписавшихся.88 Имя Пастернака стоит на 31 месте, т.е. немного выше, чем Макаренко. Из этого можно сделать следующий, сам собой напрашивающийся вывод: отдельные фамилии были просто добавлены к этому списку - в некоторых случаях помимо (в том числе Макаренко) или даже против воли писателей (Пастернак). Для полного понимания данного вопроса следует обратить внимание и на существовавшую в СССР порочную практику сбора подписей под открытыми письмами, где произвольное дописывание фамилий стало обычным явлением. Так, после публикации в «Литературной газете» некролога правления Союза писателей А. Малышкину (4 августа 1938 г.) Макаренко отметил в записной книжке: „Почему не поставили мою подпись под некрологом Малышкина?”89 Как свидетельствует дарственная запись последнего в его книге «Люди из захолустья» (М., 1938) из личной библиотеки педагога-писателя, между ними были доброжелательные отношения.90 Однако можно предположить, что будь Макаренко в Москве, он не мог бы не подписать такого „документа” как „письмо писателей”.
--
http://zt1.narod.ru/doc/G-Kulagin-o-trude.doc . 1971 г. Тема. Никто не хочет в рабочие. "Беда в том, что часть людей чувствует призвание (или думает, что чувствует) к тем видам труда, общественная потребность в которых весьма ограничена". / Песня "Комбайнёры", автор музыки и слов питерец Игорь Растеряев. В интернете.
--
http://zt1.narod.ru/doc/Mih-Izotov-o-mastersk-shkol.doc "Школа и производство" NLR Шифр П29/402 , 1991,3 с.11-14. ZT. Развёрнутая, содержательная статья. "Похвала школьным мастерским". Михаил Иванович Изотов, учитель технического труда. ZT. Там (лишь в частности). - [...] Хозрасчет в школе не должен быть самоцелью. Ему полагается прежде всего педагогическая, воспитательная роль. Поэтому и допускать его в школьную практику надо осторожно, каждый раз проверяя, не принесет ли он какой-либо вред. Известен случай, когда в одной из школ, где получали от производительного труда довольно большие деньги, ученики стали тайком портить оборудование и инструмент, чтобы избавиться от экономически эффективной, выгодной для школы (да и ребята неплохо зарабатывали), но скучной, однообразной, надоевшей работы. В этой школе явно переборщили с хозрасчетом. Такая опасность всегда реальна .. [...] / Есть также. - Изотов М.И., Дидактические условия формирования трудовых умений в производительном труде школьников. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. (13.00.01) - 1988 NLR Шифр А88/6454 (ZT. намечаю посмотреть).