18-е. Об А.С. Макаренко и близкому к этой теме от Зиновий Тененбойм.

Sep 11, 2012 16:14


Детские дома. Практика работы. По материалам ЛГОНО. Сборник. Составители. - 3. И. Лилина, В. А. Мичурин, А. Л. Меленевский, А. М. Рябцев и С. И. Якимюк. ГИЗ М.-Л. 1927 РНБ 24/415.

Из статьи З.И. Лилиной.

[...] Первым и основным недостатком является то, что дети детдомов, не взирая на поставленное трудовое воспитание, на проведение полного или частичного самообслуживания в детдоме, все же оказываются по выходе из детдома частенько совершенно неподготовленными, неприспособленными к самостоятельной трудовой жизни.

Нам удалось в истекшем 1925 году поместить на работу на Ленинградские фабрики и заводы свыше 3 000 подростков и переростков. Все сведения, собранные Губоно с фабрик и заводов, констатируют, что воспитанники детдомов на производстве, в коллективе взрослых, как производственники, как рабочая сила, себя вполне оправдали. Но в общежитии, в смысле самообслуживания они оказались, за небольшими исключениями, полными банкротами. Они не сумели наладить своего общежития, своей комнаты, своего угла. Не сумели сделать его чистым, уютным, не сумели наладить более или менее рационально своего питания. Чрезвычайно быстро сносили свое выходное платье (воспитанникам детдомов Ленинграда и губернии, при помещении их на работу, выдается специально для них приготовленное полное обмундирование). Правда, те же воспитанники впоследствии чрезвычайно бережно начали относиться к одежде и обуви, которую они покупали на деньги, ими самими заработанные.

Воспитанники детдомов, окончившие школу II ступени и направленные на предприятие, с недоумением спрашивали: "Для чего кончали мы школы II ступени, если нас направляют на завод?"

Все эти недочеты, как психологического свойства (окончивший школу II ступени не может, не должен быть рабочим, а рабочему знания в пределах школы II ступени не нужны!), так и неумение самостоятельно устроиться в жизни, должны быть приписаны исключительно недочетам в работе детдома.

Некоторые детдома все еще смотрят на производственный труд, как на кару небесную, которой должны подвергаться люди низшей формации - рабочие. К счастью таких домов и таких педагогов становится всё меньше и меньше.

Неумение самоорганизоваться, наладить свою жизнь вне детдома нужно приписать тому, что дети в детдоме всё ещё окружены персоналом, всё делающим за них: прачка им стирает белье, кастелянша им это белье чинит и штопает, уборщица производит уборку, а дети при них только помогают. Когда же воспитанникам детдомов приходится всю работу самим для себя проводить самостоятельно от начала до конца - тут умения и не хватает [...] (с.29-30).

--
ZT. Товарищ по былой / давней работе, слесарь высокой руки, опора семьи, рассказывает. Купил дыню, - большую, сладкую, всей семьей ели. Старшая дочь. "Папа, дай мне 5 тыс. [денежные масштабы 1996 г.] - На что тебе? - Я завтра задерживаюсь в техникуме, надо будет поесть". Достаю из правого кармана деньги, там 200 с чем-то. Даю 5. Утром жена просит: К., дай мне денег на то-то. Лезу в тот же карман того же пиджака, там 150 с чем-то. Ты не брала? - Ты что! Старшей: Ты не брала? - Папа, ты мне вчера дал 5 т., больше у меня нет. Значит младшая (она еще спит). Старшая: сейчас мы у ней поищем. Поискала, и верно, за отворотом обложки дневника 50 т. Ложу их в карман, младшая всё еще спокойно спит; не сказав ни слова, ухожу по делам. Старшей: ничего пока не говори.

Вечером притаскиваю огромный арбуз, собрались за столом, я о деньгах все еще - молчок.

Жена разрезала арбуз, - сочный, красный, - и тут обращается к младшей дочери: "Н., вот вчера папа купил нам сладкую дыню, и ты _в благодарность_ украла у него 50 т.; сегодня он всем нам купил сладкий арбуз, - что ты в благодарность сегодня у него украдешь?". Та в слезы, ревет навзрыд, убежала к себе. К. - Я чуть подождал, вхожу к ней, она ревет, прямо трясется. Я ей говорю: "Ладно, Н., перестань плакать, успокойся и иди со всеми есть арбуз. Но ты должна понять, что это не дело. Я для всех вас столько работаю, всё вам покупаю, _что вам действительно надо_, а ты так поступила. Сама должна понять: нельзя так делать...".

Пошла, всхлипывая, к столу. Да еще до этого весь день, небось, переживала за эти проклятые 50 т. ...

Больше пропаж денег ни разу у нас не было.

Я: А ты вообще строг к детям? Он: и добр, и строг. У меня и ремешок порой в дело шел. Я: И они не относятся к тебе отчужденно? - Что ты, - любят! Вот сейчас звонили: "Папа, мы тебе пирог вкусный спекли, приходи".

От себя. Строгим может не бояться быть только тот отец, который действительно опора семьи, и только та мать, которая действительно добрая и строгая фея: ангел-хранитель семьи. Не иначе. Только тогда и ремешок (по делу и по вине) не сделает детей врагами отца. И опять же только тогда чисто моральное воздействие на детей тоже будет иметь силу, результативность, значимость. Точно так же строгим в отношении ребят ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА может быть только тот её заведующий, про которого ребята знают, что он не покладая рук и не остывая души своей, которая, - неравнодушная, заботливая душа, - у него есть, но и простой реализм = здравый смысл тоже есть, который, говорю, всё делает, чтобы им (ребятам) (!_с их же помощью_!) обеспечить хорошее, сытное, не скучное, трудолюбивое, разнообразное, мажорное, достойное настоящее (сейчасное) И, по возможности, перспективное, достойное по выходе из учреждения будущее...

Вот только это и есть _макаренки_ в ШКОЛЕ-ХОЗЯЙСТВЕ, и только это и есть _макаренки_ же в семье.

Надя: "Если в 4 годика запретить ребенку подбирать ничье (забытые на площадке, валяющиеся игрушки), то потом он (она) тем более не будет брать чужое. "Не твое? Не бери!".

--

А.С. Макаренко т.1 М.1983 с.48-9 .. Несмотря на то, что колония почти еженедельно выпускает "стариков" и принимает новых, в ней совершенно отсутствуют разговоры о прошлом. Не сказавши ни одного слова, молчаливо и просто, воспитатели и воспитанники как бы согласились, что прошлого нет и оно не стоит воспоминаний. К новичку никто не обращается с вопросом "за что" или "почему". Зато с чисто деловым интересом поинтересуются "из какого он города, мать-отец живы?". Зато с чисто деловым интересом постараются проникнуть в тайны физиономии и мускулатуры, прощупать товарища и работника. Если новичок начнет хвастливо рассказывать о своих подвигах, его сурово остановят на третьем слове: "Брось чепуху молоть, здесь это никому не нужно!" Но новичок обычно и не начнет рассказывать. Общий хозяйственный рабочий тон, быстрый бег колонийской машины, общая занятость и общая гордость своей трудовой жизнью не позволят ему даже рта раскрыть. Фигурально выражаясь, ему предложат, без лишних речей, вскочить на какую-нибудь подножку и принять участие в общем движении. Большинство новичков с радостью хватаются за первую попавшуюся рукоятку и через месяц уже чувствуют себя колонистами. Некоторые же не находят в себе сил забыть городские рынки и кинематографы и на другой день по прибытии в колонию убегают.
Колония не только никому не препятствует уходить, а, напротив, сама объявляет: "Кто не хочет работать и быть колонистом - проваливай из колонии ..

А.С. Макаренко т.5 М.1985 с.313-14 .. Посетители иногда начинают расспрашивать мальчика или девочку о том, что с ними было до колонии, что делал он на улице, как добывал себе еду, а именно про это и не надо спрашивать у детей. Случается, что и сами педагоги в погоне за ошибочно научной постановкой дела со всей силой стараются выяснить прошлое ребенка и без конца напоминают ему об этом проклятом прошлом. А бывает и хуже. Иногда даже на торжественных заседаниях к детям обращаются с такими речами: "Вот вы, дети, были на улице, вы крали, дебоширили. Теперь вы не крадете. Как это хорошо! Старайтесь крепче держаться этой дороги!"
Все эти речи обижают детей, во всяком случае, вредят им. Наименее стойкие среди них даже начинают гордиться своим героическим прошлым и сами уже ждут, когда их начнут снова расспрашивать о беспризорных подвигах, и наврут полный мешок, чтобы казаться наиболее интересными ..

--

Есть общее неукоснительное макаренковское правило. - А.С. Макаренко в "Проблемы школьного советского воспитания", январь 1938, т.4 М.1984, Лекция первая : .. Никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, взятое уединенно от всей системы .. (с.128). Системы!

Система же должна преодолевать три рифа. -

1) Скука.

Из: Коменский Я.А. Избр. т.1 М.1982 (ZT. выписки не дословные) .. Не допускать скуки даже грудных детей. Движение колыбели, движение рук, пение, трещотки, ношение по двору, даже поцелуи, объятия. В 2 и 3 года - игра, беганье, преследования, зрелища, рисование (с.219) .. Позже нужно предпринимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать, как те муравьи, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, лишь бы всё, что происходит, происходило разумно .. (с.225).

2) Голодность.

"Народный учитель" октябрь 1928. С. Сумный .. Недостаточно позавтракать в 8 часов дня и пообедать в 2-3 часа дня - чрезвычайно тяжело ребенку в период его роста. Искать надо причины многих злых антипедагогических явлений в голодных желудках воспитанников детских интернатных учреждений (с.43).

3) Отсутствие карманных денег. Это невыносимо для взрослых. Но это невыносимо и для детей и подростков с 12 лет. Причем, подростки не любят выклянчивать деньги у родителей, они хотели бы себе деньги сами заработать.

--

Из: http://socionom.ru/fileadmin/docs1/Konferencija_2009_2_4.pdf Там : ГАГАНОВА Татьяна Ивановна, старший преподаватель Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы .. Предлагаемые тезисы являются обобщением личной многолетней работы с детьми из неблагополучных семей, то есть практическим опытом, а не результатом научного исследования .. Опыт собственных ошибок позволил мне прийти к убеждению, что оптимальной позицией в работе с детьми алкоголиков является позиция доброжелательного, компетентного, энергичного борца за права ребенка, а нежелательными позициями являются позиции няньки, временного родителя, соболезнующего беспомощного взрослого, подружки. Чтобы реально помочь ребенку вырасти с наименьшими потерями в неблагополучной семье, необходимо в общении с ним соблюдать некоторые принципы:

1. Избегать в общении с ребенком критических высказываний в адрес его родителей, даже если они этого заслуживают. Дети - прекрасные адвокаты своих родителей, и эта защита спасительна для их юных душ, полезнее, чем справедливое осуждение. Педагог-правдолюбец, неуважительно отозвавшийся о родителях ученика, особенно в присутствии посторонних, даже в случае выражения сочувствия к нему по поводу таких родителей, рискует утратить доверие и возможность влиять на ребенка.

2. Проявлять деликатность в ситуации оказания ребенку конкретной материальной помощи. Некоторые энергичные и добросердечные взрослые, добившись каких-то конкретных льгот для воспитанника, считают возможным публично попрекать ребенка этой заботой, если он не демонстрирует идеального поведения. Вообще тема оказания помощи часто излишне озвучивается и унижает ребенка, вызывая вместо благодарности озлобление.

3. Чтобы быть эффективным, специалисту необходимо постоянно повышать компетентность в вопросах защиты прав детей. Беспомощный взрослый, общающийся с ребенком по типу «вместе поплачем», убивает надежду на справедливость и вызывает у детей переживание обреченности.

4. Необходимо соблюдать дистанцию в отношениях с детьми. Дети, испытывающие дефицит родительской любви, бурно реагируют на любое проявление ласки, у взрослого возникает соблазн пожалеть «бедненького», эмоционально привязать к себе. Такое допустимо, только если Вы готовы на всю жизнь стать ребенку близким человеком. Любое временное эмоциональное сближение чревато глубокой душевной травмой, недопустимо своим поведением вызывать у ребенка напрасные надежды на отношения, которые Вам не по силам ..

--

У Самуила Яковлевича Маршака и прочих восхвалителей эпическое: -
выпускники Шкиды становились писателями, редакторами, режиссерами, агрономами...

ZT. Если из, скажем, 200-от выпускников N-учреждения - 3 стали писателями, 2 артистами, 4 инженерами, а 75 - прошли тюрьмы, 12 расстреляны за бандитизм, 44 истлели в ночлежках и под заборами, то всё равно про такое N-учреждение можно в духе С.Я. Маршака этак эпически утверждать: выпускники учреждения N становились писателями, артистами, инженерами... И действительно: 3 стали писателями, 2 артистами, 4 инженерами.

Павел Григорьевич Ольховский в своей "Последней гимназии" ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ) об этом писал так. -

[...] Выбились в люди единицы, а пропали десятки...
Шкида расчитывалась на отборных учеников, и для этого Викниксор бродил по всем распределителям города и отбирал для себя способных ребят. Но при полном отсутствии производственно-трудовой базы, при резко-противоположных устремлениях воспитателей и учеников ("тутеры и комсомол"), Шкида - эта последняя гимназия с "классическим" образованием, со всевозможными педагогическими ухищрениями - экзекуциями-штрафами, разрядами, изоляторами - неизбежно должна была крахнуть. [...]

ZT. Директор с завхозом когда надо - и добытчики (серьёзная задача, особенно в годы разрухи, в голодные годы), но более важное их (директора с завхозом) осуществление: они (директор с завхозом) - авторы бизнес-идеи, они (директор с завхозом) сплачиватели едино всех ребят и сотрудников вокруг усилий реализации / осуществления реалистической бизнес-идеи. Обе части (добытчество и бизнес-идейная деятельность) были у А.С. Макаренко, что отлично видно в "Педагогической поэме". Деятельность Викниксора как добытчика имела место быть, но бизнес-идеятельской деятельности у Викниксора не было ни черта, то бишь, у него не было ни черта чего-либо для мобилизации не книжных подростков. Пока Викниксор набирал к себе книжных подростков, это ещё как-то туда-сюда сходило, но потом...

Наталия> Викниксор. Я уверена в том, что мы сегодня не имеем права его судить, потому что мы не были в Шкиде, не знаем ..

ZT. Но тогда и расхваливать не имеем права, ибо "мы не были в Шкиде, не знаем".

Однако оказывается, что восхвалять до небес пошлую "Республику Шкид" и восхвалять же до небес Викниксора - можно, а вот доказательно критиковать, - на основе "Крокодила" и "Содом и Гоморра" (главы из "РШ") и на основе "Последней гимназии", - нельзя.

Это мне напоминает такое: восхвалять Коран по его русскому переводу Крачковского можно, а как начнешь критиковать, сразу слышишь в ответ: русский перевод не считается...

Про Шкид по Белых с Пантелеевым и по Ольховскому с Евстафьевым можно бы сказать строчкой из "Письмо .. Маяковского .. Горькому" : "Тут не поймёшь просто-напросто, в гимназии вы, в шинке ли?"

В 1920-е-30-е Горлит был постцезурой, но была еще цензуру преджурнальная / вообще предиздательская. Во взрослой литературе там "правил бал" человек с убогим вкусом - А.М. Горький, а в детской и юношеской литературе тоже человек с убогим вкусом - С.Я. Маршак.

Оба они объединились в восхвалении книжонки "Республика Шкид", а А.М. Горький практически запретил переиздание "Последней гимназии".

И тьма деятелей с такими же убогими вкусами как у Горького и Маршака десятки лет сознательно замалчивали изумительную = гениальную "Последнюю гимназию" П. Ольховского и К. Евстафьева, но зато бесконечно переиздавали книжонку Г. Белых и Л. Пантелеева.

Не-много-аспектное (куцее, уединенное) продумывание. Торговля в ларьке по отрасли: надо знать все реалии - коллизии отрасли, а не навалом закупать что ни попадя. Так и во всех "отраслевых" деятельностях. Скажем, в интернатном исправительном 100 (не менее) координат продумывания. А Викниксор опубликовал 2-3 ст. по 2м-3м координатам, и мнит: "Я крутой спец!", а в итоге - полный провал: http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc .

--

Егерман Филипп Иванович. Учебно-производственные мастерские при учреждениях соцвоса. М.1931.80. РНБ 31-10/1211. БАН 1931б/2669
http://zt1.narod.ru/winrar/Egerman-masterskie.zip.

На стр. 14-15 указанной брошюры : гимн чистоте заканчивается тезисом:

"Без чистоты нет и морали".

Такого настаивания вы, пожалуй, не найдете ни в Библии, ни в Коране.

Егерман Филипп Иванович. На путях к общественному воспитанию детей (практика работы саратовского Красного детского городка). Саратов 1930.78. РНБ 30.10/1991. БАН 1930б/2989 (http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc) (со стр.37) .. 14. В общении между собою учащиеся и учащие соблюдают полную вежливость и товарищеские отношения не только в стенах городка, но и вне стен последнего.

Повторю: http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc . Тут мудрое ..
(не лишь от Ф.И. Егермана) ..
Тут мудрое по организации вообще материальной среды в детских домах, и в частности - по организации в детских домах столовой.

--

А.С. Макаренко в "Пед. поэме" http://zt1.narod.ru/pp-03-1.htm: .. Проступок, самый плохой, если он никому неизвестен, в своем дальнейшем влиянии все равно умрет, задавленный новыми, общественными привычками и навыками. Но проступок обнаруженный должен был вызвать мое сопротивление, должен был приучить коллектив к сопротивлению, это тоже был мой педагогический хлеб ..

Из "Методика организации воспитательного процесса", т.1 М.1983 .. Очень важным качеством тона, который необходимо воспитывать в учреждении, является единство коллектива, дружеское единение его членов. Во внутренних отношениях, в будничной работе воспитанники могут сколько угодно "прижимать" друг друга, пробирать на общих собраниях, в совете, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия они должны отдавать должное каждому воспитаннику, прежде всего потому, что они члены одного коллектива, защищать его перед посторонними, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его, Это единство коллектива в особенности должно проявляться во время общих авральных работ, штурмов, общей большой борьбы. В эти моменты никогда не нужно вспоминать никаких грехов и проступков отдельных товарищей (с.318).

--

На наркотическо-тусовочных время- пре- провождениях подростки (обоего пола) больше всего втягиваются в алк, в курение и в химические наркотики. Образуется фатальное стремление- устремление вместо дела иметь / поиметь тусовку. Это (указанное) суть вариация лентяйничества неусидчивых натур. А.П. Чехов писал, что в революционеры выходят / входят разными путями. Одним из таких путей на рубеже 19-20 вв. был выход / вход в революционеры из нигилистических тусовок, а о них речь шла уже и в "Горе от ума" Александра Сергеевича Грибоедова 1790-1829.

Больше всего А.С. Макаренко не любил толпу. Толпа большая - это аморфность, это бессвязность, это - плохо. Толпа малая - это тусовка, и это - тоже плохо.

Чего же С.- Л.- Соловейчики и Игоря- Петровиче- Ивановцы хотели? - Они хотели тусовку вместо всего и вся, тусовку всегда, тусовочное вместо делового = тусовочное всяк, во всем, и повсеместно.

Вл. Высоцкий: "В этом доме большом / Раньше пьянка была / Много дней / Много дней / Никогда не сходило вино со стола / Для друзей / Для друзей .."

Тусовочное время- пре- провождение самым бездарным образом убивает время.

Тусовочное время- пре- провождение никак не может удовлетворить более-менее серьезного человека.

У Антона Павловича Чехова в "Марье Ивановне" есть формула: "Человек серьезный с жизнью серьезной".

Сам рай, - чи в представлении мусульман, чи в представлениях с-соловейчиков = вампиловцев (= сент-экзюперивцев?) и прочих адвокатов умиленного шалопайства, - так вот, сам рай в представлении этих кретинов, - это сплошная тусовка. Они уверены, что и в раю они будут проводить время "за пьянками, гулянками, за банками, полбанками" ( http://zt1.narod.ru/ray_jdet.htm ). Но и для этого, так сказать, света вся хитро-изощренность политики апологетов всесветного шалопайства (то есть, с-соловейчиков всех времен и народов) направляема лишь на одно: заменить (подменить) любое по имени как бы даже и деловое на реально-то: исключительно тусовочное.

Отсюда-то шло раздувание с-л-соловейчиками культа пресловутого Игоря Петровича Иванова и т.н. "коммунарской методики"...

--

Охваченность едиными идеями само-то по себе не всегда и плохо, - достаточно лишь, чтобы единые идеи и чувства, воодушевляющие совокупность индивидов, были из рода разумного, доброго и конструктивного. Хотя и совсем не обязательно вечного, так как: А.С. Макаренко - в отличие от религиозников - неусыпно стоял за историческую и социальную конкретность, а значит и возможную преходящность некоторых педагогических ориентиров.

--

90 или 95 % всего опубликованного П.Ф. Каптеревым - для макаренковца не интересно и не важно. Однако в текстах Каптерева встречаются фрагменты, аж на 100% созвучные макаренковскому. Например, по-макаренковски правильная мысль о дисциплине. Каптерев П.Ф. Избр. пед соч. М.1982 РНБ 82-5/3939 (ZT. выписки давние, черновые, требующие уточнения) .. [В основу школьного управления положить американизацию: организацию по образцу административного устройства США] Свободный, открытый и гласный разбор всех школьных дел, всех проступков, взысканий .. Дисциплина должна быть не априорным построением, предваряющим факты, а простым обобщением опыта, пережитых столкновений, раздоров, случаев, выводом из подробного обсуждения всех таких перипетий. Только тогда дисциплина и будет понятна всем .. (стр. примерно 612-614). ZT. В сущности тут Каптеревым сформулировано одно из доминирующих представлений в общей системе представлений А.С. Макаренко.

П.Ф. Каптерев же писал. - В школе [голой учебы] общественности мало; школьникам задают урок и всё - каждый в отдельности. Работа школьника постоянно является личной, характеризующей только школьника, но не класс. Общего классного дела нет. Напротив: школа возбуждает соревнование в учащихся, убеждает их обгонять друг друга, допускает соперничество за награду, за балы, разъединяет, а не объединяет, иногда как будто науськивает друг на друга: обгони, подкузьми своего товарища. При таких порядках невозможны никакая коллективная ответственность, потому что нет общих дел и соединения, а есть соперничество .. (стр. 615).

ZT. Но сформулировав это Каптерев не сделал следующего шага, не сказал, как Макаренко, Ионин и Мирандов: "Только организация школы как пригородного интерната-хозяйства сделает школу воспитывающей".

--

В.А. Сухомлинский (ВАС) : "Чем чаще в годы детства и отрочества человек был в роли подсудимого, тем равнодушнее он будет к суду людскому в зрелые годы" (Соч., т.1, К.1979, с.655).

ZT. А когда-то была модна фраза "Наказание воспитывает раба".

ZT. Об общей схеме, о путях, о социологии возникновения подобных штампов. -

ZT. Чем обосновывал ВАС свою математическую пропорцию? Может быть он пришел к ней исходя из реальных измерений? Тогда: как численно калькулировались в отношении биографически отслеживаемых ВАС-ом юных индивидов число коллизий пребывания их в роли подсудимого, и далее, в каких единицах измерялась их (повзрослевших индивидов) последующая равнодушность / неравнодушность к суду людскому?

ZT. Конкретно: где в бумагах покойного ВАС-а соответствующие табличные записи, обосновывающие декларируемую им пропорцию?

ZT. Или реально никаких измерений и отслеживаний ВАС-ом не проводилось, а было так:

в башку ВАС-а пришла некая изящная фраза, и чувствуя, что эта фраза понравится публике, ВАС её с апломбом и выдал на гора...

--

"Возлюби ближнего как самого себя".

Не ясно с термином "ближний". Стоящий рядом некто безымянный в аморфной толпе И соратник по общей работе, общему делу, общему славному учреждению - они в равной мере ближние или не в равной?

В семье как хозяйстве члены семьи более всего потому друг другу действительно близкие, что они, члены семьи, сплочены общими хозяйственными заботами.

В макаренковской школе-хозяйстве подопечные и педагоги более всего потому друг другу действительно близкие, что они, подопечные и педагоги, сплочены общими хозяйственными заботами.

До возлюбления "ближних" не требуется ли вначале, скажем, Куряжскую толпу в "Педагогической поэме" А.С. Макаренко превратить в коллектив соратников?

То есть, до (до!) выполнения "Возлюби ближнего" нужно их (ближних) еще ведь и произвести!

"Лингард и Гертруда" Песталоцци. Гл.4-61 (ZT. чуть авторизирую).
В нижеприведенном Песталоцци P> утверждает, что:

любовь - не категория субъективных лишь отношений, а категория объективных способностей и реальных действий.

P> ПОМЕЩИК-РЕФОРМАТОР АРНЕР. - .. Служение людям есть ничто, если твои действия не имеют гражданской обязательности, основательности, статусности, даже просто профессиональности, а основываются на одном только изменчивом чувстве добродушия, которое каждый ветер клонит, куда захочет (с.482, гл.4-61).

Станиславский Константин Сергеевич (1863-1938) в "Боритесь за крепкий коллектив": т.6, М.1959. - "Коллектив .. не может сплотиться, держаться и крепнуть только на основе личной взаимной любви и симпатии всех членов. Для этого люди слишком различны, а чувство симпатии неустойчиво и изменчиво. Чтобы спаять людей, нужны более ясные и крепкие основы .." (с. 369).

P> Кто не бывает всегда тем, чем он должен быть, не может делать то, в чем состоит его долг, и не пригоден к тому, что предстоит ему сделать, тому не достает главного качества .. в любви к ближнему ..

P> ВСЯКАЯ ЛЮБОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, КОТОРАЯ НЕ ИМЕЕТ СИЛЫ И НЕ ПРОИЗВОДИТ ДЕЙСТВИЯ, - НИЧТО.

P> Без житейской мудрости, без жизненной силы, без умения сдерживаться, без домашнего порядка, без осторожности и рассудительности, поддерживающих основы человеческого благосостояния, она (любовь) есть ничто ..

P> ОНА (ZT. идеалистическая любовь) НИКОМУ НЕ ПОМОГАЕТ И НИКОГО НЕ ПРИУЧАЕТ К ПОРЯДКУ.

P> Чего она (ZT. идеалистическая любовь) хочет, того не может; она не сдерживает своих обещаний; что она начинает, то ей не удается .. НАДЕЖДЫ, ЕЮ ПОДАВАЕМЫЕ, - ПУСТОЙ ПРИЗРАК.

P> Человек лишь настолько способен к настоящей деятельной любви, насколько он ... сделался по отношению к своему призванию и условиям своей жизни НАДЕЖЕН, РАБОТЯЩ, РАЗУМЕН, РАССУДИТЕЛЕН, ПРОВОРЕН, ОБРАЗОВАН ... (с.479-80, гл.4-61).

А.С. Макаренко в переписке с женой, т.2 М.1995. 1-2.11.1929 .. Для любви нужен какой-то особый талант, и этот талант должен заключаться прежде всего в умении организовывать вещи, много хороших вещей, без такого уменья люди любить, собственно говоря, не имеют права (с.15).

В файле http://zt1.narod.ru/01-03-39.htm. Макаренко. - .. Любовь также нужно организовывать, как и все дела ..

Переписка А.С. Макаренко с женой, т.1 М.1994. А.С.М. жене с 12-ти часов ночи с 4 на 5 октября 1928 г. .. Любовь, Солнышко, как и все на свете, мало чувствовать. В душе можно любить, как Ромео, но в жизни с такой великой любовью можно оказаться противной рохлей ..

А.С. Макаренко: "Я доказываю, что любовь - функция, а мне говорят - аргумент" (т.8, М.1986, с.74).

ZT, В молодоженстве ставка на половую любовь-аргумент есть потому слабая ставка, что в конце-то концов всё решит возникновение чи не возникновение любви-функции.

--

У субтилистов подмена: особо вредный тип для них просто особый, "индивидуальность", так что преследование его равно, де, "подавлению индивидуальности", то есть равно, де, покушению на "права человека".

Особо невыносимых членов команды моряки всех не столь уж давних веков не убивали, но без всякой жалости ссаживали на необитаемые острова:

РАЗ ТЫ ТАКОЙ ОСОБЫЙ-РАЗОСОБЫЙ, РАЗ ТЫ ТАКАЯ УЖ ОСОБАЯ "ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ" (А НА ДЕЛЕ ПРОСТО ПОРТИШЬ ЖИЗНЬ ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ), ТО ПОЖИВИ-КА ТОГДА ОДИН И САМ ПО СЕБЕ!

На обратном пути команда подбирала наказанного и привозила домой.

Должно стоять за исключения из ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА типиков, не дающих нормально жить остальным ребятам и/или фатально разлагающе влияющих на остальных ребят.

Не только антики Греции и Рима, но и деревенские сходы в России часто постановляли об остракировании из деревни, со ссылкой туда, куда Макар телят не гоняет, = в места "не столь отдаленные", особо вредных типиков, и при царизме власти неукоснительно исполняли такого рода приговоры деревенских сходов.

И вы все знаете, что сам Гамлет порою говаривал: "ИЗ ЖАЛОСТИ (ZT. к остальным ребятам и к самоё учреждению) - Я ДОЛЖЕН БЫТЬ СУРОВЫМ!".

--

Тема: Заповедь Фалеса внятней заповеди Иисуса Христа о "возлюби ближнего" http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=279420.0

А.С. Макаренко в лекции "Семья и воспитание детей" 22 июля 1938 г. (семитомник, т.4, М.1957 с. 459; 8-томник, т.4 М.1984 с.213-14): Мы должны создать настоящего человека, .. вовсе не "шляпу" и не человека, который все может раздать, без всего остаться и хвалиться - вот я какой добрый человек… / А.С. Макаренко, “Доклад в педагогическом училище” т.4 М.1984 .. Каждый человек стремится к лучшей жизни. Каждому хочется жить лучше, богаче, красивее и веселее. Совершенно естественное стремление. / Это стремление есть и в нашем советском обществе и в буржуазном обществе. Но как это желание и стремление удовлетворить? / […] / В буржуазном обществе говорят: "Ты свободен, т.е. ты можешь какими угодно способами бороться, ты можешь сталкивать своих противников, ты можешь добиваться такой силы, чтобы получить способность эксплуатировать других людей и за счет их труда улучшать свою жизнь, ты можешь сваливать в кучу и эксплуатировать десятки и сотни тысяч и наживаться на них, ты не имеешь никаких обязательств перед этими людьми, кроме самого необходимого приличия. Но ты имеешь право бороться не только с эксплуатируемыми, ты имеешь право валить на землю своих конкурентов, таких же буржуев, как и ты". / Вот закон капиталистического общества. Закон беспощадной борьбы за благополучие со всеми остальными людьми. / Надо сказать, что в нашей среде, в среде нашего юношества и детства, приходится наблюдать такие инстинкты - силой пробить дорогу себе. Если воспитать такую энергию - это значит воспитать пренебрежение к интересам другого человека, полное презрение к интересам коллектива, это значит, воспитать хитрого, сильно вооруженного эгоиста. Такого эгоиста, который мог бы всех побеждать, такого сверхчеловека, жадного, сильного животного мы воспитать не можем. Это не значит, что мы должны воспитывать слюнтяев, мягоньких, добреньких ангелочков, которые всем уступают и кланяются. Христианское воспитание тоже не в нашем духе .. (с.270-1) / А.С. Макаренко, Лекции о воспитании детей, из гл. Воспитание в труде т.4 М.1984 .. Борясь с ленью, нужно бороться и с другим недостатком. Есть дети, которые охотно выполняют любую работу, но делают ее без увлечения, без интереса, без мысли, без радости. Они работают только потому, что хотят избежать неприятностей, чтобы отделаться от упреков и т.д. Такая работа часто очень напоминает усилия рабочей лошади. Такие работники могут совершенно потерять контроль над своим трудом, приучаются относиться к нему некритически. Из них вырастают люди, которые очень легко поддаются эксплуатации, которые всегда, всю жизнь только и знают, что всех обслуживают, всем помогают, даже тем, которые сами ничего не делают .. Нельзя воспитывать такую лошадиную покорность .. (с.101).

--

Иисус Христос опрокидывает столы: Мф 21:12 и дале; Мк 11:15; Лк 19:45-46; Ин 2:15 и дале. ZT. Иисус мог бы сказать: "Господа хорошие: в храме и во дворе храма торговать не разрешается. Извольте собраться и покинуть территорию, ибо иначе мы, - к большому нашему сожалению, - вынуждены будем применить силовые меры". Но его громилы этого не сказали, а сразу стали хлестать людей плетьми и опрокидывать товары и деньги в пыль и грязь…

"Как на свете жить чтобы беду избыть, а добра нажить". Вл.Вл. Лермантов (1845-1919), Лаборант и Приват-Доцент при И. С.-П.Б. Университете. СПб 1907. РНБ 37.63.5.165. .. Посмотрим теперь, как с другими людьми общаются те, которые для себя _праздничную линию жизни выбрали_. Они почти все "добрые малые", зла они не мыслят, только и о других мало заботятся. Есть деньги: кутить, приятелей угощать, а то, так и всякого постороннего угостить - не прочь. При случае с приятелем последним рублем поделится, но о своих близких он не заботится: если бы стал заботиться, так _не до праздничной бы линии было_! .. Да, таких добрых, но не заботливых - куда как много на Руси! .. (с.15-16).

А.С. Макаренко в лекции “Семья и воспитание детей” 22 июля 1938 г. (семитомник, т.4, М.1957 с. 459; 8-томник, т.4 М.1984 с.213-14): Мы должны создать настоящего человека, .. вовсе не “шляпу” и не человека, который все может раздать, без всего остаться и хвалиться - вот я какой добрый человек…

"Лингард и Гертруда" Песталоцци. Гл.4-55. И стыд, и разум есть результат собственности и основывающего на ней (на собственности) прогресса в усовершенствовании нашей природы. (Гл. 4-55 суть вся - гимн собственности!).

Матф 19:21 и дале .. Пойди, продай имение твое и раздай нищим .. (и Лк 12:33).

Матф 5:42 Просящему у тебя дай И ОТ ХОТЯЩЕГО ЗАНЯТЬ У ТЕБЯ НЕ ОТКАЗЫВАЙСЯ. Лука 6:30 и дале .. И от взявшего твое не требуй назад .. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, то какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы .. ВЗАЙМЫ ДАВАЙТЕ, НЕ ОЖИДАЯ НИЧЕГО .. ZT. И плюс к тому - отдайте своих жен дядям, а сами идите к блядям.

В секте ап. Петра (Деян гл.4 и 5) продавали землю .. Продавали средство на десятилетия устойчивого существования = продавали средство производства = продавали постоянный на десятилетия источник дохода .. Да, в секте ап. Петра продавали землю и приносили деньги Петру. Для проедания. Это в 7 и 44 сотых раза дурнее физиократов. Но надо учесть, что дай волю Иисусу Христу, он бы, исходя хотя бы из его "теории о служении двум господам", плеткой выгнал бы торговцев не только лишь из храма (Мф 21:12 и дале; Мк 11:15; Лк 19:45-46; Ин 2:15 и дале), но и вообще с Земного шарика, и в этом Иисус Христос в те же 7 и 44 сотых раза дурнее даже предшественников физиократов - меркантилистов...

Г. Хиллиг. - В письме в Главсоцвос НКП УССР от 4 мая 1924 г. .. где Макаренко отстаивает необходимость наличия карманных денег у колонистов, можно прочесть следующее: "До тех пор, пока мы выпускаем воспитанника в общество, основанное на индивидуальном бюджете, мы не имеем права не давать воспитаннику соответствующих навыков. В то же время право личности на выбор в удовлетворении ближайших потребностей не оспаривается ни одним положением социализма и не противоречит общим принципам советской системы воспитания. Так или иначе переход воспитанника из колонии, где все его потребности удовлетворяются по коммунальному плану в условиях, где ни одна потребность таким способом не удовлетворяется, представляет значительную опасность"

МАКАРЕНКО - ГОРЬКОМУ Харьков, 24.11.1926 .. С организацией труда произошел казус. Для того чтобы поднять производительность труда в столярной мастерской, я предложил отряду (их 60 человек) установить премию за хорошую выработку с тем, чтобы эта премия не выдавалась на руки, а сберегалась до выхода воспитанника из колонии. К моему удивлению, хлопцы заявили, что они будут и так хорошо работать и никакой премии не нужно. Получается совершенно идеально, но непрактично - мы тоже не можем найти серединки между идеалом и жизнью.

Второе рождение. Харьков 1932  .. Получая на заводе зарплату, коммунар обязан вносить ежемесячно определенную часть ее за свое содержание в коммуне; половину остатка вносить в сберкассу на свое имя до окончания коммуны, а оставшиеся деньги, как карманные, он может расходовать по своему усмотрению, исключая покупку вина или покупку одежды, нарушающей коммунарскую форму (с.32).

Макаренко т.1М.1983 .. В то же время всегда было необходимо выдавать старшим воспитанникам, уже подготовленным к выпуску из колонии, небольшие карманные деньги. Они позволяют воспитанникам сделать некоторые сбережения перед выходом на самостоятельную работу, а самое главное - приучат их иметь у себя деньги, хотя бы и небольшие. До сего времени часто наблюдалось вредное влияние непривычки воспитанников к собственному бюджету (с.32).
Previous post Next post
Up