Не столь уж новое.
26.02.2019 Кому-то
Прошу прощения, здравствуйте, я интересуюсь опытом Макаренко, и нашёл Вас в интернете. В основном, меня интересует практическая сторона вопроса. Возможно, Вы знаете тех, кто хотя бы частично воплощает методику Макаренко в жизни, и даже не обязательно для детей, возможно для молодёжи или взрослых?
ZT (Зиновий Тененбойм). попробуйте вникнуть в :
http://zt1.narod.ru/winrar/0rnb.zip (извиняюсь за сложно-сумбурность сего)
БУДУЩИМ ОСНОВАТЕЛЯМ ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ - ПОЛНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ (ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ) ПРЕД-ОБЕСПЕЧЕНИЕ !
Мои (ZT) весьма обширные, но хаотические библиографические накопления для потенциальной "ЛАБОРАТОРИИ РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ ИМ. А.С. МАКАРЕНКО" вы, пожалуйста, можете скачать:
http://zt1.narod.ru/winrar/temnik.rar Черновые тематические (рубрикаторные) ZT-файлы в DOS-кодировке. Легко глядятся в FAR через F8. В связи с изменениями и дополнениями чуть ли не каждодневно обновляется.
http://zt1.narod.ru/winrar/0bibl.rar Черновые библиографические ZT-файлы в DOS-кодировке. Легко глядятся в FAR через F8. В связи с изменениями и дополнениями чуть ли не каждодневно обновляется.
http://zt1.narod.ru/winrar/0rnb.zip; порой вношу и сюда какие-то дополнения.
Доминирующая тема стратегических разработок указанной лаборатории: выискивание, сбор, систематизация по координатам избранных (наиболее научающих) материалов по такой, - исторически многократно успешнейше опробованной, - форме исто воспитательных учреждений как ШКОЛЫ-ХОЗЯЙСТВА.
С тем, чтобы на этой основе создать мощный и разветвлённый электронный учебник для всех, готовящих себя к школо-хозяйственной практике.
Предпочёл бы предложения о сотрудничестве именно, нет - только от санкт-петербургцев, особенно не от очень старых пенсионеров Питера, имеющих ноутбуки и прочие причендалы, лёгких на поездки в Российскую национальную библиотеку (и на Садовую, и на Московский пр.), и так далее.
--
http://zt1.narod.ru/doc/Kolomoyceva-E-o-Kolonii-Makarenko.doc Из: Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания. Фролов А.А. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 9. (есть в интернете)
Коломойцева Е. «Правонарушители» (Полтавская трудовая колония им. М. Горького // газ. «Коммунист», орган ЦК и Харьковского окрисполкома КП(б)У, 27 мая 1926 г.: «Колония существует 6 лет. В начале - Макаренко и 2 воспитательницы. Полуразрушенные здания. Одна пара сапог и один тулуп на троих. Через несколько дней прибыло 5 несовершеннолетних, достаточно опытных воров. На просьбу отмести от дома снег один из них сказал: «Такой чепухой не привык заниматься».
Сейчас это огромное поместье: поля, огороды, парники, фруктовый сад, хорошо расчищенный парк, мельница, лошади, коровы, свиньи йоркширской породы. Мастерские рассчитаны на 125 человек, а их в колонии 150, преимущественно мальчики. Трудовые отряды по 10 - 12 человек. К концу дня все сообщают заведующему колонией о положении дел в своих отрядах.
В каждом уголке, под каждым навесом, как муравьи, трудятся члены колонии. У всех бодрые и приветливые лица. Один не отстает от другого. Тут же шутки, остроты, весёлые возгласы.
Спальни большие, чистые, светлые. Постельное бельё - чистое, хоть и довольно бедное. Большая удобная столовая.
12 час. - обед: мясной суп с картошкой. После обеда опять работа. В определённые дни - военный строй. В клубе вечером отдыхают, веселятся, пляшут гопака, играют на рояли, в шахматы, в футбол, занимаются гимнастическими упражнениями. Любят читать, в библиотеке 2 тыс. книг. В библиотеке всегда полно...
Большой авторитет среди соседских селян: образцовое колонийское хозяйство, селяне охотно покупают скотину для развода, пожарная команда обслуживает нужды села. Крестьянская молодежь охотно посещает колонийские спектакли.
За 6 лет выработалось своя, крайне любопытная обрядность: День первого снопа, своя традиция в проведении революционных праздников и др. Особенно торжественно отмечается День рождения Горького, существует живая дружеская связь с ним. В клубе - портрет Горького, в кабинете - полка с его книгами - подарок писателя. Там же альбомы с видами Неаполя и Сорренто, присланные колонистам. Письма его полны трогательного участия, теплоты и какой-то огромной человеческой любви к «правонарушителям». Там же - и признательность Макаренко.
Действительно, об этом человеке, педагоге можно сказать бесконечно много хорошего. Антон Семенович - строгий, взыскательный, он всё знает, всё видит, никому ничего не спускает. Он ввёл почти военную дисциплину, и, тем не менее, редко можно встретить более дружеские, сердечные отношения между младшими и старшими, учащимися и педагогом, между детьми и родителями, какие наблюдаются между Антоном Семеновичем и колонистами. Бывшие правонарушители - откровенны, правдивы и преданы своему учителю.
Воспитатели не надзирают, они наравне с воспитанниками работают. Имеется комсомольская ячейка, с ними ведёт занятия специальный политрук».
--
Как вспомню, что 1-5 апреля соберутся христанутые на голову, так вздрогну.
http://zt1.narod.ru/doc/bulat-o-religii.doc .
--
http://zt1.narod.ru/png/skrinshot-2019-03-26-22_12_41.png/ Кикоть Мария. Исповедь бывшей послушницы
https://www.litmir.me/br/?b=554506&p=1 / и подобное.
--
Про херовые составляющие бывшего СССР-ского социализма.
Оля Лютова > он в начале склонялся к эсерам
Склоняться туда сюда - это не фундаментально. Страну закабалил большевизм. Закабалил фундаментально. Макаренко принял установленное большевизмом как фундаментальный факт. В отличие от таких, как Солженицын, Макаренко не стал в позицию "бодания с дубом". Он (Макаренко) в принципе был не прочь: пусть будет социализм, но: тягостно думал и думал: как бы это нормальный (а не херовый) социализм может стратегически быть реально (реально) построен: как де- бы- и вот- реально был бы построен социализм нормальный, а не херовый (! НОРМАЛЬНЫЙ, А НЕ ХЕРОВЫЙ !). Про херовые составляющие бывшего СССР-ского социализма - в моих файлах:
http://zt1.narod.ru/doc/koshmary-v-SSSR-promyshlennosti.doc Газета "Советская Россия" 21.08.1981 (и в советском колхозном).
http://zt1.narod.ru/doc/bezdelye-na-rabote-.doc Подборка о: СССР: безделье на работе как массовое явление.
Помимо массового ИТР-безделья меня в былом СССР шокировало и массовость в пром-магазинах изделий явно бракованных.
В обобщении см.
http://zt1.narod.ru/doc/Logich-neuvyazki-ot-Marksa-i-Lenina.dochttp://zt1.narod.ru/doc/lekziya-o-sozializme-ot-ZT.doc --
Из Фролова А.А.. Овчинников В. Трудовая слава в условиях рынка // Российская газета, Неделя, 16 сент. 2010 г. - о предприятиях концерна <Тойота> : Япония - <самая социалистическая из капиталистических государств>. Примерно 1/5 часть прибыли концерна дает участие 260 тысяч ее сотрудников в снижении себестоимости продукции. Раскрывается <творческий потенциал коллектива>, действует <человеческий фактор>. При <системе полного производственного обслуживания> производительность труда почти удваивается. Рабочие становятся хозяевами своего рабочего места, участка и т.д. <Национальное сокровище> - профессионализм; лучшие по профессиям определяются в стране на ежегодных всеяпонских конкурсах, с вручением золотых медалей, с широким освещением этого в СМИ. Перед именами выдающихся мастеров производства <меркнет слава звезд шоу-бизнеса, заслуженных деятелей искусства>
--
Из
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc[Конец республики Шкид]
Ольховский описывает окончательный пиздец Шкид (1924 г)
Все уже лежали по кроватям. Только в боковой, первой спальне сидел, прислонившись спиной к подушкам, Аксёнка. Несколько дней тому назад, отчаявшись в жизни, он решил повеситься. Ребята полузадушенным вынули его из петли; он остался жив, но спать лежа уже не мог: мешала и болела вывихнутая шея. Эланлюм об этом не знала, а поэтому без разговоров просто столкнула в постель шкидца и, выходя, даже не слышала, как тот заплакал от боли. Но лежавший рядом Лапа возмущённо и дико свистнул. От свиста задребезжали стёкла и звякнула лампа. Немка метнулась обратно, а во второй и третьей спальне засвистало уже несколько человек...
Заухали кровати, заляскали по железу палки, загудел от стукота пол. Немка бросилась к выходу, в неё пустили поленом.
Она споткнулась, ухватилась за дверь и жалобно вскрикнула:
- Мальчики, мальчики!..
Несколько подушек разом заставили её замолчать; она вывалилась наружу из спальни, оставив на полу свой золотистый шиньон.
- Бей!.. Бей их...
- Крой!..
- Лупи!..
Одеяла и матрацы летят долой; у дверей вырастает баррикада из кроватей. Гремят из угла в угол с силой пущенные плевательницы... Гаснет свет... Слышен шум и вой из нижней спальни. Слышен истошный и долгий крик. Это бьют поленьями, закрутив в одеяла, Киру.
- Бей!.. Бей их!..
- Крой!..
- Лупи!..
Дёргается заваленная дверь... Полураздетый Викниксор с парой подоспевших халдеев пробуют открыть её.
- Сифилитик! - визжит кто-то в темноте и бьёт по кроватям железной палкой. - Вот я сейчас с корнем выверну всю нечисть, ты у меня не захочешь!..
- Эй, Элла, шмара! - хором под всеобщий хохот надрываются заложники. - Иди сюда! Мы тебя здесь прочистим, на особом положении!
- Понизим разрядом!..
- Ха-ха-ха!..
- Хи-хи-хи!..
- Бей!.. Бей их!..
- Крой!..
- Лупи!..
- Сиф-фи-ли-тик!..
Арбуз напяливает немкин шиньон и, размахивая дубиной, носится по спальням. В темноте кривляются, ломаются, свистят белые тени. Вылетают только что вставленные окна... Гремят выстрелы самодельных шпалеров; сверкает огонь; дым прямо на полу зажжённого костра застилает комнату и клубами уносится прочь, в разбитые окна...
--
РНБ Шифр хранения: П35/193
Описание: Пламя : Литературно-политический и худож. журн., издаваемый Петерб. советом рабочих и красноарм. депутатов. - Пб., 1918-1920
Язык: Русский
Надзаголовки: № 1(1918) Издание Петрогр. совета р. и красноарм. депутатов ; № 2-69(1918-1919) Еженед. общедоступный науч.-лит. и худож. илл. журн. Издание Петрогр. совета рабочих и красноарм. депутатов;1920 Литературно-политический и худож. журн., издаваемый Петерб. советом рабочих и красноарм. депутатов
В библиотеке имеется: № 1(май)-34(дек.) 1918 Также в виде м/ф
№ 35(янв.)-70(дек.) 1919 Также в виде м/ф ; №62: Латышский номер
1920, № 1(янв.)-13/14-17/18-20(дек.) Также в виде м/ф
Вырезка от: 21 июля 1918 г. № 12
ПЕТЕРГОФСКАЯ ПРОЛЕТАРСКАЯ ТРУДОВАЯ "ДЕТСКАЯ КОММУНА".
Очерк Бориса Богомолова.
В г. Петергофе, в имениях "Сергеевке" и "Мордвиновке" Союз рабочих табачных и гильзовых фабрик поручил отделу социального воспитания детей трудового пролетариата дело организации "Детской Колонии", поставив ея задачей воплотить свои творческие идеалы в жизнь детей рабочих табачного промысла.
Организация этого прекрасного начинания быстро развивалась, крепла и ширилась, проходя почти целиком под руководством неутомимого председателя Союза табачников т. Анатолия Александровича Каплана в сотрудничестве с энергичным Фед. Данилов. Филимоновым.
С феноменальной энергией взявшись за это тяжёлое, но великое дело, уже с 9 мая жизнь "Детской Коммуны" забила ключём, обнаружив блестящий организаторский талант председателя Союза рабочих-табачников, в среде которых возникла и воссияла творческая трудовая воля… В беглом очерке невозможно набросать полную картину возникшей организации и я буду краток в своём слове.
Эта организация создавалась в следствии тяжёлых условий жизни детей рабочих в городе; расшатанное улицей нравственное и физическое здоровье детей требовало серьёзного внимания помощи.
В Петергофской трудовой коммуне дети (после медицинского осмотра) начинают жить совершенно иначе, как бы перерождаясь. У них прекрасно подобран состав педагогов почти по всем отраслям социального воспитания.
В "Детскую Коммуну" пришли именно такие люди, в ком бьётся живое сердце и светится ясный ум. Творческие трудовые задачи разрешаются - до мельчайших деталей - с методической целесообразностью и последовательностью.
На пустовавших угодьях в окрестностях Петергофа возник своеобразный детский трудовой городок: обработаны поля; засеяны овсом 4 десятины; 6 десят. засеяно викой, столько же - картофелем. Учебный огород особенно старательно обработан самими детьми.
У каждого маленького члена пролетарской трудовой коммуны - своя собственная грядка, плоды которой - в будущем - явятся его достоянием.
Труд на вольном воздухе, на свежем лоне природы, в короткое время оказал уже своё благотворное влияние на ослабленные недоеданием и жизнью впроголодь детские организмы. С каким аппетитом после трудов дети восстанавливают свои силы принятием здоровой пищи - любо посмотреть.
В "Мордвиновке" обработан - под руководством опытных агрономов - большой промышленный огород. Ягодные плантации занимают 2 десятины. Травосеяние и луговое хозяйства устроено в крупном масштабе. Уход за домаш. животными и птицей - ведётся детьми, как равно и уборка имений, очистка леса. Труд на пастбищах несут взрослые мальчики, - ездят на "ночное".
У каждой группы (40 чел.) свои воспитатели и инструктора по специальностям. В образцовых оранжереях Петергофа дети знакомятся с жизнью тепличных культур и тропических растений. На цветущих лугах Колонии устроена учебная пасека - на 4 улья. Учатся дети практически - по методам наглядного обучения. Улей показательный - под стёклами, отчего вся трудовая жизнь пчёл, как на ладони.
В будущем хорошо бы расширить это полезное дело, что несомненно даст существенные результаты - большое количество мёда заменит сахар, столь потребный для детского организма, как развиватель теплоты и необходимый элемент для развития мускульной энергии у детей.
Учебный огород занимает площадь 1800 кв. саж., разделанных детьми на 375 грядок, с 23 родами посевных культур. Живописно разработаны т. наз. образцовые плантации ржи, ячменя и овса; планировка их выполнена также детьми, почти без участия руководителей.
Труды их уже дают первые результаты: дети едят редис и салат своих огородов. С промышленного огорода овощи поступают в продажу из особых киосков, сооружённых у станции и в окрестностях Петергофской Трудовой Коммуны..
У детей, живущих в великолепном дворце б. герцога Лейхтенбергского, имеется собственный художественный клуб и в их среде уже начинают проявляться первые проблески художественного восприятия трудовой жизни своего народа.
Творческие мечты их и замыслы, выявившиеся в той или иной форме пролетарского искусства, находят себе место в их собственном литературно-художественном журнале "Детская Коммуна", издающихся Союзом рабочих табачных и гильзовых фабрик.
Редактирование этого журнала возложено на меня.
В ближайшее время в Колонии устраивается целый цикл детских литературно-художественных концертов, с музыкой, пением и танцами. У некоторых детей наблюдается страстное влечение к искусству; есть у них песенники, танцоры, декламаторы, куплетисты, рассказчики комических сценок.
На днях у них устраивается грандиозное празднество, на котором свой собственный хор детей исполнит, специально для детей мною написанный, "Красный Детский Гимн"...
Такова вкратце жизнь в Петергофской детской трудовой Коммуне. Союз рабочих табачных и гильзовых фабрик воздвигнул для грядущих поколений драгоценнейший кладезь гуманитарных идей пролетариата, несущего на своих могучих, кряжистых плечах величавый исполинский труд народотворчества.
Борис Богомолов.
--
Дополнения будут