Это
http://zt1.narod.ru/doc/Kovyrev-o-shkola-hozyastvo.doc Из интернета. - В качестве яркого примера воспитательной системы школы как "школы-хозяйства" можно привести школу-хозяйство с. Кропивницкого, Кировоградской области (директор А.И. Ковырев). Она существовала на условиях аренды в рамках базового колхоза им. Т.Г. Шевченко, хозяйственно-финансовой самостоятельности и самоуправления .. КОВИРЬОВ АНАТОЛIЙ IВАНОВИЧ / Ковырёв .
Из интернета. - В качестве яркого примера воспитательной системы школы как "школы-хозяйства" можно привести школу-хозяйство с. Кропивницкого, Кировоградской области (директор А.И. Ковырев). Она существовала на условиях аренды в рамках базового колхоза им. Т.Г. Шевченко, хозяйственно-финансовой самостоятельности и самоуправления. Она действовала на основе своего Устава; высший орган самоуправления - общее собрание, исполнительный - правление школы-хозяйства. / Хорошая материально-техническая база школы, производительный труд с современными экономическими отношениями позволяли дифференцировать учебную структуру школы. Ребята получали не менее двух производственных специальностей, овладевали навыками домашнего хозяйства. Работа в школе-хозяйстве засчитывалась в трудовой стаж, и каждый выпускник к её окончанию имел два года трудового стажа. Для старшеклассников в школе разработана и действовала единая учебно-производственная цикличная программа, содержащая теоретическую и практическую части по каждому из двенадцати выделенных циклов. / Выпускникам такой школы легче адаптироваться в условиях нестабильности экономики, рыночных отношений и сопутствующих им факторов, т.к. они имели квалификацию работников для сельского хозяйства, хорошую общую и начальную профессиональную подготовку, легко ориентировались в экономических отношениях.
Из
http://zt1.narod.ru/doc/frolov__makarenko_in_the_world.doc .. В школе с. Крапивницкое Кировоградской области развитие с 1991 г. трудовой основы воспитания привело к созданию государственного школьного сельскохозяйственного предприятия им. А.С. Макаренко. Оно имеет полную юридическую и хозяйственную самостоятельность, 120 га земли, необходимую технику и хозяйственную инфраструктуру. Это позволяет строить воспитание и развитие личности на основе трудовой морали и логики хозяйствования, опираясь на соответствующую систему управления и самоуправления. Директор школы - А.И. Ковырев (об этом его статья в "Истоках", вып. 1 (ZT. не смотрел) и журнале "Имидж современного педагога", 2002, №4-5). ZT. В последнем ст. Ковырева нет.
А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. Сост. и ред. Фролов Анат. Арк. Н. Новгород 1992.
- 145 -
[...]
А. И. Ковырев (Кропивницкая средняя школа, Новоукраинский район, Кировоградская обл.)
Члены школьного колхоза - ученики 9-11 классов, объединившиеся на добровольных началах. Это учебно-производственное
- 146 -
объединение в рамках базового колхоза им. Т. Г. Шевченко, действующее на условиях аренды, хозяйственно-финансовой самостоятельности и самоуправления.
К созданию такой структуры привел ряд обстоятельств: хорошие показатели действующей много лет школьной производственной бригады колхоза, наличие к настоящему времени в школе современной материально-технической базы сельского хозяйства, формирование в стране новых экономических отношений, распространение арендного подряда, преобразование отношений собственности.
Сейчас школьный колхоз имеет 5 тракторов, автомашину, комбайн, 10 единиц прицепного инвентаря. Заключив договор, мы арендовали в базовом хозяйстве 51 га сада, 15 га пахотной земли, создали учебный центр по животноводству, при котором находится ферма (40 голов крупного рогатого скота). Ферма - механизированное производство, состоящее из трех животноводческих отделов и кормокухни. Здесь же - хорошо оборудованный учебный класс.
С первых шагов своей деятельности школьный колхоз получил в базовом хозяйстве финансовую самостоятельность. В его распоряжение был представлен аванс на арендованный сад в вид чековой книжки (внутрихозяйственного пользования) на 16 тыс. рублей. На договорной основе мы производим продукцию, реализуем её и получаем установленный процент от прибыли - 25-50%. Из суммы прибыли возмещаем использованный аванс. Чековой книжкой оплачиваем производственные расходы, ведём оплату труда учеников, обеспечиваем организацию отдыха. Распорядителем денежных средств является правление школьном колхоза. Крупные проблемы согласовываются с координационным советом, который возглавляет председатель базового хозяйства.
Высший орган школьного колхоза - общее собрание. Исполнительный орган с функциями управления между собраниями - правление [школьного] колхоза во главе с председателем, ученицей 10 класса. В правление выбирают, как правило, лидеров коллективов школьных классов. Жизнь и деятельность [школьного] колхоза регулируются его Уставом.
Думается, что во всём этом проявляется наша реакция на социальный заказ школе - подготовить тружеников - хозяев производства, по-современному теоретически и практически обученных, сознательно выбравших свой жизненный путь, сферу трудовой деятельности, образования и самообразования.
Цель школьного колхоза - подготовка современного специалиста сельского хозяйства, способного эффективно работать в новых условиях хозяйствования, проявляя хорошее знание своего
- 147 -
дела, экономическую самостоятельность, организованность и предприимчивость: Практически речь идёт о планомерном обеспечении подшефных колхозов квалифицированной рабочей силой, как рядовыми тружениками, так и организаторами, руководителями производства. Для современного сельского хозяйства эта задача имеет жизненно важное значение.
С ней мы уже сейчас успешно справляемся, имея в виду два подшефных колхоза. В 1990 г. школу окончили 19 учеников. Из них награждены медалями - 3. Поступили в высшие учебные заведения сельскохозяйственного профиля - 3, в сельскохозяйственные техникумы - 4, работают механизаторами в родном колхозе - 8. Все выпускники-студенты являются колхозными стипендиатами, по окончании учебных заведений они возвратятся в своё село.
В какой-то степени школьный колхоз создаёт здоровую конкуренцию для ПТУ, готовящих кадры сельских механизаторов.
[ ZT. В общежитиях молодые часто разлагаются .. просто гибнут! Родителям надо крепчайше подумать, прежде чем отправить юного сына или юную дочь в общежитие какого-нибудь ПТУ/ колледжа и/или института в далекий большой город! Надо самим обязательно съездить на место и тщательнейше изучить моральную обстановку в том общежитии, где их, ещё не окрепшему морально, чаду придется жить.
Но лучше-то всего, а то и обязательно, : - вариант А.И. Ковырева. ]
Специалист, подготовленный в нашей учебно-производственной системе, имеет ряд преимуществ. Главное из них - желание трудиться в родном хозяйстве, тесная связь с коллективом механизаторов, членом которого он был в течение двух лет, обучаясь в школе. Не секрет, что не менее половины выпускников ПТУ после окончания учебы не возвращаются в свои места. При хорошей постановке дела уровень подготовки механизаторов в школе может быть ничуть не ниже, чем в училище. [ZT. Он будет обязательно на порядок выше, ибо обучение в ПТУ/колледже и даже в большинстве ВУЗов при житие в общежитие - это чёрт знает что. ]
Важным фактором воспитания в школьном колхозе является финансово-хозяйственная деятельность, хозяйственный расчёт. Это делает жизненной всю учебно-производственную структуру, т. к. она получает экономические рычаги. Здесь действительно могут проявляться функции хозяина, через распорядительство кредитом. Это дело самоуправления, всего трудового коллектива и каждого работника в отдельности.
Экономия и бесхозяйственность в этих условиях непосредственно сказываются на результатах труда. Чем меньше, например, затраты на уход за садом, тем больше средств останется в трудовом коллективе. А это путёвки для отдыха, вознаграждение за труд и т. д. Доход фиксируется в приходной части чековой книжки. Получается, что все материальные ценности, трудовые ресурсы берутся под хозяйский контроль, распорядительство и защиту коллектива. Это поистине воспитательный, трудовой коллектив.
Действующий в школьном колхозе хозяйственно-финансовый механизм по существу становится моделью социально-экономической структуры, которая складывается в нашей стране в ходе реформирования производственных отношений, использования рыночных отношений. Нашим выпускникам будет легче адаптироваться
- 148 -
к работе в условиях действия жёстких экономических законов, и эта новая ситуация ими ощущается уже сейчас.
По нашему мнению, подобная перестройка школы, в особенности сельской, - важный фактор ускоренного развития советского общества, преобразования всех сфер его жизни и деятельности, преодоления отчуждения людей от собственности, власти и культуры. Это одно из главных направлений гуманизации и демократизации школы.
Правление [школьного] колхоза стало своеобразной школой коллективного хозяйствования и управления, базой для экономического образования и развития индивидуальных склонностей учащихся, особенно организаторских. Всё происходит в обстановке, максимально приближенной к реальной практике современного хозяйства. Проводятся совместные заседания правлений школьного колхоза и базового колхоза. Многие бывшие члены правления школьного колхоза стали студентами сельскохозяйственных учебных заведений. Мы видим в них будущие управленческие кадры. С ними связываем социальную перспективу развития села.
Их возвращение домой будет процессом вполне естественным, т. к. с 10 класса они уже стали членами колхоза им. Т. Г. Шевченко, а после окончания школы получили трудовые книжки c 2-летним стажем. Работа в школьном колхозе им зачтена в общеколхозный трудовой стаж.
На основе школьного колхоза с помощью специалистов базового хозяйства разработана и действует в 8-11 классах учебно-практическая структура, состоящая из 12 циклов: зоотехника, кормопроизводство, защита растений и др. По каждому циклу имеется программа, содержащая теоретическую и практическую части. Это то, что не предусмотрено современными школьными программами. Система обучения рассчитана на 4 года.
Преподавание на добровольной и безвозмездной основе ведут главные колхозные специалисты во главе с председателем. Это имеет не только практическое, но и морально-психологическое значение. Взрослые, колхозные специалисты, входят в ученический коллектив, в систему управления им. Практически формируется единый трудовой коллектив, объединённый общим трудом, едиными заботами, интересами и перспективами, общими нравственными и жизненными ценностями.
Интересным фактом является взаимовлияние ученического трудового коллектива и коллектива взрослых, возникновение "взаимодисциплины". Детский коллектив оказывает положительное воспитательное воздействие на личность преподавателя-производственника, способствует повышению его профессиональной уровня. Такой преподаватель, часто являющийся родителем одного из учеников школы, не может быть перед своими слушателями
- 149 -
профессионально некомпетентным, он стремится быть примером.
На базе учебного класса животноводства происходит как бы качественное выравнивание детского и взрослого коллективов. Это происходит в дни совместной учебы, когда вместе с юными животноводами становятся учениками и доярки, которые обучаются здесь по отдельным темам, например, по механизации доения.
Для организации летней производственной практики по тракторному делу подбираются лучшие производственники-наставники. За наставничество они получают 30 % надбавки к оплате за производственную работу, а учащиеся - 70 % от заработка тракториста. Отношения здесь строятся на основе взаимоуважения и взаимной выгоды, общей работы, что создаёт хорошие морально-этические предпосылки для успеха практики и воспитания учащихся.
Все работы на производственных участках школа выполняет своими силами и только своей техникой. Это является основой высокой производительности труда. Мы руководствуемся принципом: ручной труд нужно свести к минимуму, а по возможности - полностью исключить. Ученики должны жить и трудиться в атмосфере производства завтрашнего дня, передовой технологии и полной механизации работ. По нашему глубокому убеждению, в этом главный залог того, что после окончания школы ученики свяжут свой жизненный путь с сельским хозяйством, материальным производством, внесут в него дух новаторства.
В условиях нетрадиционной трудовой подготовки школьников, при действительном соединении обучения и воспитания с пронзительным трудом и деятельностью коллектива - качественно изменилось и содержание опытнической работы. Она стала органической частью производства. Её центром стал садовый питомник. В нем проводится полный цикл выращивания ценных сортов плодовых деревьев - от посадки косточек дикорастущих яблонь и груш до окулировки их ценными сортами и высадки на участок омоложения сада.
Тщательность, перспективность и научная обоснованность этой работы имеет большое воспитательное значение. Разнообразный комплекс сельхозработ в школьном колхозе позволяет удовлетворить различные индивидуальные способности и интересы школьников, углублять профориентационную работу сельскохозяйственного профиля, улучшать подготовку старшеклассников по профессиям тракториста-машиниста, животновода-оператора машинного доения и токаря. (С будущего учебного года добавится швейное дело).
Мы имеем в виду и переориентацию на условия современного села тех стремлений учеников, которые еще не связываются с
- 150 -
сельской жизнью, перспективами её развития. Высшей же целью является создание практических возможностей для развития личности и индивидуальности, наилучшего использования её потенциалов, чтобы каждый мог найти своё место в определенной системе жизнедеятельности.
Мы видим, что в ходе всей работы развивается два взаимосвязанных процесса: самопознание (познание учащимися своих способностей) и социальная ориентация личности (в главном - сфере трудовой и общественной деятельности).
В атмосфере укрепления связи школы с жизнью существенно изменяется содержание работы школьной комсомольской организации. Она приводится в соответствие с главным в деятельности школы - приобщение к общечеловеческим ценностям, среди которых на первом месте стоят уважение к человеку труда, хлеборобу и родной земле, традиции товарищества и коллективизма, чувство национальной принадлежности и дружбы народов. С 1 класса в школе проводятся занятия по народознатству, основанные на богатейшем материале украинского фольклора.
Всё содержание Устава школьного колхоза определяется макаренковской идеей трудового воспитательного коллектива, мыслью о необходимости максимально использовать опыт предшествующих поколений педагогов с учетом новых экономических и политических условий. Возможно, нам в какой-то мере удалось творчески воплотить в жизнь вывод А. С. Макаренко: необходимо организовать не просто труд воспитанников, а труд коллективный, включённый в систему современных экономических отношений, оснащенный передовой техникой и технологией.
Наш опыт полностью подтверждает его [А. С. Макаренко] заключение: "...Улучшение морального состояния... воспитанников происходит параллельно развитию хозяйства и внедрению коллектива в управление этим хозяйством" (А.С. Макаренко т. 3 М.1984, с. 454-455).
Оттуда. - [ ZT. В общежитиях молодые часто разлагаются .. просто гибнут! Родителям надо крепчайше подумать, прежде чем отправить юного сына или юную дочь в общежитие какого-нибудь ПТУ/ колледжа и/или института в далекий большой город! Надо самим обязательно съездить на место и тщательнейше изучить моральную обстановку в том общежитии, где их, ещё не окрепшему морально, чаду придется жить.
Но лучше-то всего, а то и обязательно, : - вариант А.И. Ковырева. ]
Ковырев. - Специалист, подготовленный в нашей учебно-производственной системе, имеет ряд преимуществ. Главное из них - желание трудиться в родном хозяйстве, тесная связь с коллективом механизаторов, членом которого он был в течение двух лет, обучаясь в школе. Не секрет, что не менее половины выпускников ПТУ после окончания учебы не возвращаются в свои места. При хорошей постановке дела уровень подготовки механизаторов в школе может быть ничуть не ниже, чем в училище. [ZT. Он будет обязательно на порядок выше, ибо обучение в ПТУ/колледже и даже в большинстве ВУЗов при житие в общежитие - это чёрт знает что. ]
[ Valera Hiltunen : Зиновий, по телефону+380 5251 42239, не исключено, отчество Ковирёва (вроде так по-украински пишется) могут подсказать. Мы победим. ХВ .. Валера, спасибо. Вообще, нашёл:
http://vika.4sg.com.ua/ru/?f=101286 КОВИРЬОВ АНАТОЛIЙ IВАНОВИЧ .]
--
О тимуровщине Иг.Петр. Иванова.
Свой школьный колхоз (не коммуну, а скромно: колхоз) села Кропивницкого, Кировоградской области (
http://zt1.narod.ru/doc/Kovyrev-o-shkola-hozyastvo.doc ) её директор А.И. Ковырев ( КОВИРЬОВ АНАТОЛIЙ IВАНОВИЧ) назвал "имени А.С. Макаренко". Пресловутый же Игорь Петрович Иванов (1923-92) собранную им в институте Герцена тусовку назвал "коммуной именем Макаренко". Он (И.П. Иванов 1923-92) в равной степени мог бы назвать её именем Мао Дзедуна, Че Гевара, Лопо де Вега или ещё кого-либо. И этой Игоре-Петровиче-Ивановской тимуровщине тьма наши макаренковедов (в данной коллизии "макаренковедов"), включая и А.А. Фролова, бесконечно кричали ура и в воздух чепчики бросали...
А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания .. 1921-1928 гг. .. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. - Н. Новгород 2007.361 А.С. Очерк работы Полтавской колонии им. М. Горького с.165-173 Там со стр. 170 .. Кое-что мы позаимствовали и из бой-скаутизма, хотя для нас было совершено ясно, что бой-скаутизм, [его] игра по самой своей сути бедна содержанием. В скаутизме чересчур много фантазирования, чистой игры, много также прямых обращений к личности, воззваний и словесных формул. Самое же худшее - бой-скаутизм совершенно оторван от хозяйственной жизни, от всякой экономики. ..
--
А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. Сост. и ред. Фролов Анат. Арк. Н. Новгород 1992. "...Общество получает известную порцию шкурников, портачей, мошенников, болтунов, вралей, прогульщиков, хамов, лакеев, пошляков, самодуров, снобов и воров. Они живут в теле нашего общества, едят и пьют, часто даже жируют, портят нервы окружающим, женятся и размножаются и даже... воспитывают детей". (ЦГАЛИ, СССР, ф. 332, on. 4, ед. хр. 74 - (подготовительные материалы к "Книге для родителей"). (с.195).
--
А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. Сост. и ред. Фролов Анат. Арк. Н. Новгород 1992. - (со стр. 50) .. При ответе на вопрос о своих достоинствах как педагога А. С. Макаренко в мае [22 мая] 1937 г. сказал: «Моя главная хорошая черта - справедливость. Работоспособность. Чтобы отдавать себя делу. Подвиг создает огромную радость. Те подъемы радости, которые я переживал, ленивый педагог не сможет пережить. Бодрость. Справедливость к себе. Подтянутость внешняя. Короткое слово. Костюм, походка, руки. Нельзя говорить длинных речей...» (97, л. 7 об., запись слушателя). ЦГАЛИ СССР ф.332 оп. 4. ед. хр. 151.
--
1. В книгах А.А. Фролова есть главы. Каждое из названий этих глав - как бы задаёт тему. Но внутри глав всегда россыпь на россыпе из по Макаренко и из чего другого.
2. А.А. Фролов готов запихнуть в писанную торбу по имени "параллельное действие" чего ни попадя. Чёрт дернул АСМ технологию именно горизонтального действия- воздействия- доставания до личности, а не прямого (вертикального) действия- воздействия- доставания до личности означить крайне неудачным термином "параллельное", и вот А.А. Фролов оторвал словечко "параллельное" от смысла, которое АСМ в него, - в технологии доставания до личности, - вкладывал, и в итоге малейшая коллизия со-одновременности по рефлексам ак. Павлова вызывает у Фролова мгновенное и неукоснительное слюноизвержение в виде пары-другой дежурных фразок о "параллельности по Макаренко". Я, ZT, спрашиваю: почему такой гипертрофизацией десятки лет занимается один А.А. Фролов (ну и его аспиранты и т.д.). Все, кто с Н. Новгорода - все конформистски дуют в терминологическую дуду А.А. Фролова с его терминологической торбой "параллельное у Макаренко". Я, ZT, спрашиваю: почему такой гипертрофизацией десятки лет занимается один А.А. Фролов (ну и его аспиранты и т.д.), почему к возне с двусловием "параллельное действие" не спешил присоединиться Гётц Хиллиг? Возюкание с двусловием "параллельное действие" - это личный бзик А.А. Фролова. Но беда-то в том, что А.А. Фролов указанный свой личный бзик настырно навязывал всем.
3. В книгах А.А. Фролова есть главы. Каждое из названий этих глав - как бы задаёт тему. Но внутри глав всегда россыпь на россыпе из по Макаренко и из чего другого. Чёрт знает что!
ZT. В этом постинге пункт 1 и пункт 3 - неверны.
--
ZT (Зиновий Тененбойм).
Задачи и цели Макаренко в отличие от .
ZT. На страны мира обрушились проблемы несовершеннолетних преступников и детей заброшенных.
Страны мира сосредоточились на этом так:
http://zt1.narod.ru/doc/Alybizkiy-1893-isprav-uchrej-mira.doc .
ZT Но представим, что по щучьему велению в мире вообще бы исчезли сироты и беспризорные. Что тогда? больше заботиться будет не о чем?
1. А.С. Макаренко видел что-то и вне проблемы несовершеннолетних преступников и детей заброшенных.
2. А.С. Макаренко в своих макросоциальных заботах сосредоточен был на вне указанного.
Подборка из
http://zt1.narod.ru/doc/bezdelye-na-rabote-.doc А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. Сост. и ред. Фролов Анат. Арк. Н. Новгород 1992. "...Общество получает известную порцию шкурников, портачей, мошенников, болтунов, вралей, прогульщиков, хамов, лакеев, пошляков, самодуров, снобов и воров. Они живут в теле нашего общества, едят и пьют, часто даже жируют, портят нервы окружающим, женятся и размножаются и даже... воспитывают детей". (ЦГАЛИ, СССР, ф. 332, on. 4, ед. хр. 74 - (подготовительные материалы к "Книге для родителей"). (с.195).
Из записных книжек А.С. Макаренко, публикация Т. Лебедевой. УГ 09.07.1987. "Сидят .. в учреждениях, друг за другом следят, друг друга пересиживают, а зачем спросить. И незачем. Сидят, из буфета поужинают, анекдоты рассказывают".
Макаренко - Горькому Харьков, 25.02.1928 г. .. Растут самые дикие деморализованные и слабенькие людишки. Все смотрят на это безобразие, опустивши руки ..
А.С. Макаренко, т.2 М.1983, пьеса "Мажор" (1932-35), стр.227, правлено по : Гётц Хиллиг. "Святой Макаренко". Марбург 1984 (с.78). - ВОРГУНОВ : .. Три четверти России нужно выгнать куда-нибудь подальше. ТОРСКАЯ: Какие глупости, товарищ Воргунов, как вам не стыдно? Разве вы не видите, что делается в этой самой России? Вы не видите нового человека? ВОРГУНОВ: Милая горяча русская барышня: ТОРСКАЯ: Оставьте это "барышня". Если хотите, это тоже по-русски. ВОРГУНОВ: Извините, это верно, совершенно верно. Извините: ТОРСКАЯ: Значит, вам не угодно замечать того, что делается у нас, в Союзе? ВОРГУНОВ: Как это не замечаю? Не только замечаю, а в печёнках сидит. ДМИТРИЕВСКИЙ: Пётр Петрович! ВОРГУНОВ: Замечаю! Почитайте "Правду". На каждом шагу головотяпы, лодыри, пьяницы, воры, шляпы, шкурники, неисчислимые дураки... ТОРСКАЯ: Это всё, что вы увидели? ВОРГУНОВ: А разве мало? Ну ещё: лакеи, болтуны, очковтиратели, мещане, хамы, оппортунисты.
ZT. Некачественность вообще населения - вот что более всего озабочивало башку А.С. Макаренко;
в отличии от персонажей, представленных в
http://zt1.narod.ru/doc/Alybizkiy-1893-isprav-uchrej-mira.doc .
--
ZT. 27.09.2017 В мой файл
http://zt1.narod.ru/mak-rel.htm добавил снизу следующий фрагмент. -
Поклонская от : поклоняется Иисусу Христу. / Все христанутые в этом смысле : Поклонские.
А так как с 1990-х среди макаренков и макаренковедов христанутых - как собак не резанных, то мы констатируем:
среди макаренков и макаренковедов ("макаренков" и "макаренковедов") Наталий Поклонских (имя нарицательное) - как собак нерезаных.
--
27.09.2017. Добавил в низ моего файла
http://zt1.narod.ru/terskiy1.htm . -
Неизвестный Макаренко . Вып. 4 . М.1994 О В.Н. Терском, тут и его биография. Малый %тик текста. Не дословно. В 1925-м пришёл в Колонию им. Горького, ему было 27 лет. Под руководством АСМ работал около 13 лет сначала в Колонии, потом в Коммуне. Оставался работать в Коммуне вплоть до её закрытия в 1939 г. (Далее биография) Ольга Сергеевна Кель. В Москве он не смог добиться квартиры и почти единственные жилищные варианты : детские дома чи колонии. Активные выступления: Москва, Молдавия, Калининград, Перьм. Более 50 статей. Книги (с Кель). Эпистолярное (особенно с Кель - ей около 600 писем). Не добившись квартиры в Москве, он в конце концов поселился в посёлке Знаменск Калининградской обл., где проработал около 14 лет учителем. В былые 20е-30е всеми любимый, признанный .. за все несуразности в личной жизни снисходительно прощаемый. .. Терский о себе: "В колонии им. М.Горького и в коммуне им. Дзержинского я всегда был весел. Это потому, что меня все любили: и ребята, и сотрудники. И мне всегда было весело и хорошо. Когда в первые годы в Куряже порой было голодновато, и тогда мне было всегда весело, потому что кругом были друзья. А вот до этого я работал /после пяти лет работы учителем в армии/ в Харьковском центральном реформаториуме, работал старательно и много, но там я не был весел, а был мрачен и даже груб. Мне не было весело там потому, что окружающие люди не любили меня, и я чувствовал какую-то тяжелую обособленность. В Шустино мне тоже совсем не было весело. В Калининградской области мне было весело, я был веселым два года и кое-что сделал, а потом стал мрачный, потому что отношение ко мне изменилось /не по моей вине, а с приходом новых людей/: Потом я был переведен в Литву и был там весел 11 месяцев, а на 12-м мрачным: опять-таки от перемены в отношениях ко мне некоторых людей, /хотя у меня остались там и друзья/. И я уехал оттуда. Тут, вновь в Калининградской области, но на новом месте я снова был весел в течение года, а теперь... менее весел, хотя и не мрачен. Ведь все зависит от отношения окружающих людей. Мрак нагоняется недоверием и /как вы верно сказали/ отсутствием чуткости. И особенно тяжело, когда это маскируется приторной вежливостью и театральным причитанием. Ищешь простого, открытого и пусть даже, грубого, но искреннего отношения, хорошей дружеской любви". /10, с. 159/ (с.12-13) . Кораленко Л.Е. Великий мастер воспитательной работы /Памяти В.Н. Терского/. В сб. Макаренко А.С. Книга 7, Львов, 1969 с.159.
--
Это
http://zt1.narod.ru/doc/lubovy-vyvezet-vospitanie.doc Пишет tema (Артемий Лебедев) : В отношениях с детьми главный секрет - безусловность любви. (и так далее) .
ZT (Зиновий Тененбойм). Никогда не думал, что Артемий Лебедев - такой вопиющий дурак.
СК 26.06.1981 : Пресловутый С. Соловейчик писал: "Любить - а любовь сама найдет и методы, и средства". И вот представьте чтобы так учили строителей, программеров, агрономов? Ахинея! Но почему-то так и только так все с-соловейчики всех времён и народов учили и учат родителей и педагогов. Есть любовь - всё остальное может быть неряшливо, мусорно, безмозгло, тяп-ляпно. Бо возлюбленная позёром из позёров С-соловейчиком некая алхимическая энтелехия среди любого и какого угодно тяп-ляпства и отпетого же головотяпства - всё вывезет.
А. С. Макаренко. Публичные выступления (1936-1939 гг.). 2012 со стр.64 .. Любить своего ребенка - это понятно и просто, но нужно любить не любовью сегодняшнего дня, а любить будущее этого ребенка, любить его будущее счастье, его будущую жизнь, его будущую радость ..
Макаренко т.5 М.1985, с.287-8 .. Чем больше нежности, тем лучше. "КАШИ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ", - ГЛАСИТ ПОСЛОВИЦА. Так думают некоторые родители, а потом они жалуются: "Она меня посылает к черту и говорит всегда грубым голосом. А сколько нежности видела моя дочь! Я никогда не повышала на нее голоса". ОКАЗЫВАЕТСЯ, "МАСЛО" ТОЖЕ ВРЕДИТ В ИЗЛИШНЕМ КОЛИЧЕСТВЕ. Когда в семье один ребенок, родители просто захлебываются от собственной нежности, и в этих случаях всегда выходит не то, чего они хотят.
А.С. Макаренко, т.8, М.1986, 11 сентября 1937, Ялта. Адресовано: "Редакция "Известий". Отдел культуры. Екатерине Николаевне Логиновой". Дорогая Екатерина Николаевна! .. Насчет морали трудно. Я кое-кому показывал мои "тезисы" - падают в обморок. Все дело в "любви". Я доказываю, что любовь - функция, а мне говорят - аргумент" (с.74). Макаренко т.5 М.1985 .. Хочется в порядке зоологическом именно своему детенышу сунуть все куски в рот, сунуть, не размышляя о последствиях (с.296-7). Властвует инстинкт, а не разум .. Понять, что родительский долг, ответственность перед ребенком и обществом имеют неизмеримо большую человеческую ценность, что именно они нужны в .. родителе, - в этом и есть высшее выражение родительской любви, присущей только человеку... Слепая зоологическая любовь к детям .. неприятна, потому что это чувство антиобщественное (с.288).
Моё, Зиновия Тененбойма, давнее (есть и мотив)
Плач современной Ярославны (дочь бедой людскою стала):
Как родилась дочь моя, вся я только ей отдАлась Я работала сверх сил, а теперь одна осталась
Обеднила жизнь свою, дочь бедою моей стала Я ж любила, мне казалось, что не всё я ей даю. ЗАГУБИЛА ДОЧЬ СВОЮ, ДОЧЬ БЕДОЙ ЛЮДСКОЮ СТАЛА Я Ж ЛЮБИЛА, МНЕ КАЗАЛОСЬ, ЧТО НЕ ВСЁ Я ЕЙ ДАЮ.
До замужества же я и читала, и плясала А родилась дочь моя, в рабство ей себя отдала
Обеднила...
Со слезами узнаю какой скверной дочка стала Лишь себя я в том корю, я такой ее создала
Обеднила...
Нет конца моей вины, осудите меня, люди Нет конца моей беды, и прощенья мне не будет
Обеднила жизнь свою, дочь бедою моей стала Я ж любила, мне казалось, что не всё я ей даю. ЗАГУБИЛА ДОЧЬ СВОЮ, ДОЧЬ БЕДОЙ ЛЮДСКОЮ СТАЛА Я Ж ЛЮБИЛА, МНЕ КАЗАЛОСЬ, ЧТО НЕ ВСЁ Я ЕЙ ДАЮ.
--
Дополнения будут.