Ребята-макаренковцы: давайте, всё же, оставаться в области реальности.
Прекрасные школо-хозяйственные учреждения были - значит их можно было и можно сейчас массово расплодить-развнедрять "от Москвы, до самых до окраин / С южных гор до северных морей" .. ZT. Таковая "логика" есть дурная логика.
Пришкольные хозяйства ни в коем случае нельзя внедрять административно = без разбора = всюду где ни поподя = методом хрущёвской кукурузы. Надо принять за постулат: макаренковско-учрежденческое возможно в варианте многочисленных или немногочисленных, но: ИМЕННО И ТОЛЬКО - ОТДЕЛЬНЫХ ПРИМЕРОВ, а иные вожделения всегда обернутся лишь хрущёвско-кукурузными потугами.
Внедрение не в массовом порядке, а только точечно: там, где для подростково-юношеской исто макаренковской локально-воспитательной СТРУКТУРЫ
(рабоче-крестьянского образовательно-воспитательного корпуса = пригородной чи внутри-городной макаренковской школы-хозяйства)
сошлись все необходимые а) локально-субъективные и б) локально-объективные предпосылки.
Иное даст профанацию = дискредитацию.
Новиков Александр Иванович. Образование: вчера, сегодня, завтра (посильные соображения учителя [из г. Пермь]) 1992 Издатель Дерягин Николай Павлович 1 т. экз.
ZT. В этой книге в главах 2.2 "История запрещения труда детей и подростков" и 2.3 "Борьба в педагогической науке" имеем стенания (плачи) двух родов. -
1. Плач против невнесения (не-внесения) в программные партийные и гос. документы по сути административных директив по соединению в школах учёбы и производительного труда.
2. Плач против упорной записи в законодательных актах запрещения (! запрещения !) (практически) подросткового труда.
Касательно 1-го. Ясно, что внесение требования о соединении в школах учёбы и производительного труда в гос- парт- программное и в гос- парт- административное было бы тождественно приказу: повсеместно / абсолютно везде на местах проводить- внедрять- соединение в школах учёбы и производительного труда.
Хрущёвски-кукурузно.
Сопротивленцы- практики- управленцы боялись таких тоталитарных навязываний, про себя (втихомолку) как бы говоря: "Где сумеете такое успешно осуществить - там флаг вам в руки, мы по меньшей мере закроем глаза, а то и поможем. Но административно везде и всюду навязывание такого? - к чертям собачьим!".
Практически в 1958-ом Хрущёвым для СССР предписывалось а) кукуруза (почти директивно), б) (считай, директивно) интернаты и в) (считай, директивно) производительный в таких школах-интернатах труд детей и подростков.
И что?! - Ни черта не вышло!
Но другое дело: директивная запись о запрещении (! запрещении !) подросткового труда.
Так что : плачи Ярославн (Новиков из Перми, Синицын из Обнинск и т.д.) об изъянах в программном партии и правительства - суть ерундовый плач.
А вот их (указанных Ярославн) протесты против директивных ЗАПРЕЩЕНИЙ труда подростков - суть не ерундовый плач.
Но, честно говоря, там, где на местах возникало реально удачное соединение учебного с производительным трудом, там местные районные и областные чиновники редко обрушивались на соответствующие макаренковские по духу и стилю успешные дела с запрещениями. Иные "товарищи Зои", да, обрушивались, но считай что всегда в противу таким "товарищам Зоям" и среди местных районных и областных чиновников, и среди соседних промышленников находились у успешно практикующих макаренковцев защитники, меценаты, спонсоры.
Б. Тулинов где-то в журнале "Детский дом". - .. Разумеется, решающее влияние на результаты во всей педагогической работе окажет степень вдумчивого и серьезного отношения к делу со стороны педагогического коллектива. / ZT. Но и одного лишь этого - мало. Обзор успешных детдомов-хозяйств / школ-хозяйств "от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей" чётко и неукоснительно показывает: -
успех был только там, где применялись абсолютно все структурные составляющие Антона Семеновича Макаренко. Даже при руководителях a la Макаренко если что-то из структурных составляющих А.С. Макаренко не (не!) применялось, то там неукоснительно успех был с некоторым и часто с весьма весомым изъяном.
Журнал <Альманах Макаренко> 2009,1 стр.36 низ Иван Синицын: .. Если бы мы осуществили опыт А.С. Макаренко в масштабе всей страны, моральная, политическая, экономическая мощь наша была бы сказочной, удивительной, поражающей весь мир. ZT. Такого рода мечты-замахи встречаются не только у Синицына. "Мечтать не вредно", но не десятки же лет!
Ребята-макаренковцы: давайте, всё же, оставаться в области реальности.
Зиновий Тененбойм (ZT). "Успех был только там, где применялись абсолютно все структурные составляющие Антона Семеновича Макаренко" ZT. Это уж слишком, это я, ZT. загнул: реальные успехи на макаренковских стезях - более доступны.
Иван Синицын: .. "Если бы мы осуществили опыт А.С. Макаренко в масштабе всей страны !!" ZT. До 1984-го, отчасти и позже, я, Зиновий Тененбойм, тоже пылко, тогда, верил, что распространение опытов a la А.С. Макаренко спасёт СССР от краха социализма. Тогда я слал пылкие свои соответствующие машинописные статьи отдельным лицам, в СМИ, в гос. управ. структуры, и ещё чёрт не вспомнить куда. Но теперь я понимаю, что этого не надо было делать.
--
Педагогический музей А.С.Макаренко makarenko-museum@yandex.ru
27.04.2017 в 11:35
Добрый день, Зиновий Шойлович!
В Москве Макаренковские среды возобновились после некоторого перерыва с декабря 2016 г. в Московском музее образования (Вишняковский пер., 12). Подробности - в приглашениях на странице Пед. музея А.С. Макаренко
http://www.makarenko-museum.ru/invitations.htm --
Из: Новиков Александр Иванович. Образование: вчера, сегодня, завтра (посильные соображения учителя [из г. Пермь]) 1992 Издатель Дерягин Николай Павлович 1 т. экз.
- 57-
.. Агроном Г. Седов, учившийся во Владимирском среднем сельскохозяйственном училище Департамента земледелия и государственных имуществ России, даёт подробное описание содержания и организации обучения в этом учебном заведении. Оно стоит того, чтобы обойтись без сокращений [привести полностью].
В училище принимались мальчики в возрасте 8-9 лет. Большое учебно-показательное хозяйство обслуживалось исключительно силами учащихся и учащих. Наемной рабочей силы не было, за исключением материально ответственных лиц. Преподаватели получали две зарплаты: одну от департамента земледелия за преподавание своего предмета, другую - от хозяйства училища за заведование той отраслью хозяйства, которая была предметом его преподавания. Например, преподаватель пчеловодства - он же заведующий пасекой, а в пасеке - 120 ульев-семейств; преподаватель земледелия - заведующий полеводством, а полеводство - 920 гектаров пахотной земли, так же было и в садоводстве, молочно-племенной ферме, конеферме, птицеферме, свиноферме, овчарне. А учащихся около трехсот человек.
Срок обучения 10 лет. Ученики 1-2-3-х классов изучали азбуку, письмо, арифметику - познавали начальную грамоту. В учебно-производственные бригады входили ученики от четвертого до десятого классов.
Уроки земледелия проходили в поле, по пчеловодству на пасеке, по животноводству - на фермах: молочно-племенной, птичнике, свинарнике, овчарне, конюшне. На каждой ферме была своя маленькая аудитория с 5 - 6 партами, где в свободное время от ухода за животными, проходили уроки ухода за ними.
Старшие ученики были наставниками младших.
Каждый бригадир-ученик получал наряд на недельный срок: на конюшню, молочно-племенную ферму, на пчельник и т.д. На каждом объекте, в течение года, каждая бригада работала шесть недель.
- 58 -
Преподаватели-производственники оставляли за себя старшеклассников заведущими фермами, и уходили на каникулы с 15 декабря по 15 февраля.
Каждый ученик познавал сельскохозяйственное производство, работая от пастуха до управляющего хозяйством училища.
В труде они познавали лучшую сельскохозяйственную технику того времени: жнейки, жнейки-сноповязалки, сенокосилки, молотилки конные, молотилки сложные паровые, сеялки рядовые, разбросные.
Их практические знания были сцементированы и обогащены наукой, прежде всего биологией: ботаникой, зоологией, физиологией, экологией, морфологией и почвоведением.
Воспитанники училища получали аттестат производственной зрелости. В сельскохозяйственные институты они принимались вне конкурса и без экзаменов (круглых троечников из училища не выпускали вообще). Так готовились первоклассные специалисты сельского хозяйства.
ZT. Можно уточнить по: РНБ 130/7404 Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921), ... Поля, фабрики и мастерские : Изд 3-е. / Или по: РНБ 2014-5/6257 Изд. 5-е.
--
Касательно бога можно пробежать взглядом
http://zt1.narod.ru/doc/L-N-Tolstoy-k-kritike-cerkovnyh-ustanovleniy.doc Лев Николаевич Толстой. К критике им христианско-церковных догматов и установлений .. А можно и не пробегать ..
--
Платонова Ида Антоновна 683038 Петропавловск-Камчатский Орбитальный проезд 14 кв.40 тел. 11-77-56.
--
Из письма Александра Ивановича Новикова (г. Пермь) "Комсомольской правде". -
Ида Антоновна Платонова пришла в школу олигофренов в 1985 г. Что в ней было, когда работники школы руководствовались указаниями педагогической академии, и что стало, когда коллектив школы (детей 300 человек) разумно организовал производительный труд, следуя опыту А.С. Макаренко?
Было: мужеложство, грабежи гаражей и машин, пьянки, бродяжничество, рукоприкладство взрослых, постоянное присутствие милиции в школе. Одних направляли в вендиспансер, других в психбольницу, третьих в камеру.
Сегодня, в 1991 г.: преступность исчезла, микроклимат мажорный. Все дети получают зарплату от 15 до 500 рублей в месяц, в марте зарплата составляла 16 700 рублей. На счету школы свободных средств 120 000 рублей. Куплено: 150 люстр, старое здание преобразилось: полированная мебель, ковры, паласы; везде - и в спальнях, и в школе - тюль, цветы, телевизоры, музыкальные инструменты. Перечислено в Армению 500 рублей, премировано сто воспитанников, размер премий 50 рублей. Наняли художников, на что израсходовали 6 000 рублей. Еженедельные поездки в городской бассейн за 70 клм., встречи с интересными людьми. (Из письма И.А. Платоновой от 10.04.1991 министру образования РСФСР Э. Днепрову). И всё это благодаря разумно (!) организованному труду детей!
--
Платонова Ида Антоновна. Уроки и перемены: Воспоминания. “Скрижали Камчатки”, Петропавловск-Камчатский 2002. - 168 с. + 32 с. ил.
Из Глава 10. Интернат (1985-1994)
…
Опекун И.Г. Коваленко, не вдаваясь ни в какие теории, а просто по своей человеческой мудрости и здравому смыслу сделал то, что должны были сделать чиновники от просвещения. Он понял, что выработать привычку и любовь к труду нельзя эпизодическими впрыскиваниями, трудовыми эпизодами без ежедневного производительного труда с оплатой за выполненную работу. Только когда сам ребенок, с радостью и удовольствием, будет хотеть работать, когда не потребуется насилие и принуждение, тогда труд будет в радость, станет потребностью человека. И.Г. Коваленко предложил нам старые сети, из которых можно шить мешки под овощи для колхозов и совхозов. Это ему мы обязаны созданием детского кооператива "Муравей", это он понял практическую выгоду и возможность духовного возрождения даже больных детей. Работая начальником Камчатрыбколхозобъединения, не оканчивая никаких педагогических курсов, на основе личного понимания проблемы, умея смотреть вперед, И.Г. Коваленко дал дыхание системе воспитания детей по опыту А.С. Макаренко.
Низкий Вам земной поклон, дорогой наш Человек! Это была наша увертюра!
Коваленко сказал:
- Даю вам возможность заработать первичный капитал для раскрутки, а дальше - сами.
Собрала я старшеклассников, объяснила, что и как надо делать. Все согласились, задавали много вопросов. Удивила практическая смекалка ребят: они знали цену мешка, понимали, что нельзя всё заработанное тратить на зарплату, определили должности, без которых не обойтись: грузчиков, раскройщиков, контролёров качества мешков, заведующего складом.
Тут же сами подобрали кадры. Председателем кооператива "Муравей" выбрали Владимира Александровича Корячихина - любимого всеми преподавателя физкультуры. Это был удивительно бескорыстный, добрый человек, с огромным желанием помочь любому, поделиться всем, что имеет. (Недавно не стало нашего Володи. На прощание с ним пришло огромное количество спортсменов города и области). Воспитательница А.П. Фадеева в прошлом работала бухгалтером и теперь снова стала им же. Заведующим складом назначили нашего музыканта В.3. Туфатулина. Избрали бригадиров, контролеров. Надо сказать, что с задачей справились не хуже иного кадровика, да ещё и внесли рационализаторское предложение. На мой вопрос, чем же будем кроить, и предложение купить большие ножницы ответили дружным и дружеским хохотом. Они наперебой стали мне объяснять, что резать капроновые сети можно только пилами, у которых остро наточена тыльная сторона (зубьями вверх). Вот уж никогда бы не додумалась! А парни практически оказались опытней учителей ..
...
Совет бригадиров решил, что работать будут только по желанию ребята, начиная с четвертого класса. Провели линейки, совещание воспитателей. Были и сомнения, и споры.
И.Г. Коваленко пригласил наш "Муравей" на сетепошивочную фабрику. Там нас научили шить мешки и подарили иглички на всех. Выдали нам и соответствующие нитки.
...
Дорогие мои мальчишки! Вы уже ощущаете, как меняется к вам отношение продавцов. Еще недавно вас гнали, зная, что вы неплатежеспособны. А теперь вы просите показать товар, и вам его предлагают, вас стали уважать взрослые за то, что вы не украли, а заработали - к школе едут грузовики за вашей продукцией.
На линейке слово взял Толя Глушенко и сказал, чтобы мы не допускали брака, ибо грузчикам будет стыдно за всех. Каждую неделю подводили итоги на линейке, премировали лучших, вплоть до выделения автобуса для экскурсии по Камчатке до Эссо. Наш счет в банке стремительно рос. И вдруг директор написала заявление в совет бригадиров с просьбой купить в школу 60 люстр за счет кооператива "Муравей". Долго сопели, считали, позвали завхоза и решили оплатить самые красивые. Столько лет прошло, а те люстры висят до сих пор целыми.
...
В интернате сменился директор. К этому времени коллектив был создан, дети стали вполне управляемы, побеги и бродяжничество исчезли, все были занятая своим делом, работать и зарабатывать хотели все дети. Вскоре пришла завучем В.В. Авдеева - очень активная, с большими экономическими связями и знаниями. Мы быстро нашли общий язык, и я рассчитывала на совместную работу. Однако директором было принято решение открыть при интернате некий центр по трудоустройству выпускников. Расчеты показали, что при мощной энергии В.В. Авдеевой центр будет обеспечен сырьем и дети будут трудоустроены. Внимания детскому кооперативу оказано не было, он был обречен, как, впрочем, и сам центр, почти по пословице о двух зайцах. "Новое слово" в педагогике не получилось, а старое, макаренковское, не понималось. Работать стало неинтересно, с сырьем и заказами стало трудно.
...
--
Песталоцци в его иллюзиях и в бываемой реальности.
Песталоцци Иоганн Генрих 1746-1827 [ИГП] 1 в само- о- себе- представлениях и в 2 в бываемой реальности.
1 - ИГП в само- о- себе- представлениях.
http://www.detskiysad.ru/ped/pestalozzi13.html Письмо другу о пребывании в Станце И. Г. Песталоцци. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Изд-во "Педагогика", М., 1981 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями. / ZT. Поток трудно, на моё IMHO, читаемой приторной невнятности. В этой в целом раздуто-невнятной книге меня, Зиновия Тененбойма, хватило лишь на первую часть. Причём, в этой первой части, - в отличие от последующих за ней частей, - у ИГП встречаются и фрагменты с почти достаточной степенью внятности. Ну именно вот. - ИГП > .. Между тем, если дети проявляли жестокость и грубость, я был строг и применял даже телесные наказания. / Дорогой друг, педагогический принцип с помощью одних только слов овладевать умами и сердцами множества детей и обходиться без воздействия телесных наказаний, конечно, выполним в отношении удачных детей и при счастливых обстоятельствах; но для разнородной массы нищих детей, при их возрасте, усвоенных ими привычках и при необходимости надежно и быстро простыми средствами воздействовать на всех, при всем этом достигая определенной цели, впечатление от телесного наказания было существенно необходимо, а опасение потерять из-за этого доверие детей - совершенно неосновательно. Не отдельные, редкие поступки определяют состояние духа и весь образ мыслей детей по отношению к взрослым, а масса ежедневно и ежечасно повторяющихся и представляющих их взорам истинных твоих душевных качеств и степень твоего расположения и нерасположения к ним - именно это решительно определяет их чувства по отношению к тебе, и, как только чувства выявились, каждое впечатление от отдельных поступков определяется этим уже установившимся отношением детей. Поэтому родительские наказания редко производят дурное впечатление. Совсем по-другому обстоит дело, когда наказывают школьные и другие учителя, не проводящие бескорыстно дни и ночи с детьми и не составляющие одну с ними семью. Этим людям недостает той основы, которая складывается из тысячи обстоятельств, крепко привлекающих сердца детей; отсутствие таких обстоятельств отчуждает учителей от детей и заставляет детей смотреть на них как на
[ как на халдеев в "Республика Шкид" Белых и Пантелеева и в "Последняя гимназия" Ольховского и Евстафьева
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc ]
как на людей, совершенно непохожих на тех, кто связан с ними благодаря всей совокупности этих обстоятельств. / Ни одно из моих наказаний не вызывало упрямства; ах, они радовались, когда я спустя некоторое время протягивал им руку и снова целовал их. Восхищенно они выказывали мне свое довольство и радость в связи с тем, что я надавал им пощечин. .. Дорогой друг, на детей мои пощечины не могли произвести дурного впечатления, потому что целые дни я проводил среди них, бескорыстно привязанный к ним, и жертвовал собой для них. Они не истолковывали моих действий превратно, потому что не могли не оценить моего сердца .. Тогда, когда в деревне заговорили, что я слишком сурово обхожусь с детьми. Услыхав это, я сказал им: / - Дети, вы знаете, как я вас люблю, скажите же сами, хотите ли вы, чтобы я вас больше не наказывал? Могу ли я без пощечин отучить вас от того, что давно укоренилось в вас? Станете ли вы без наказания задумываться над тем, что я вам говорю? / Ты слышал, друг, как при тебе они кричали: «Сохрани мне, боже, наказание!» - и как искренне они просили меня не щадить их, если они провинятся. ..
2 ИГП в бываемой реальности. -
"Воспитание" РНБ 2/148 т.10 (1862 ?) [ZT. Черново. Проверить по источнику]. Песталоцци - учитель в самой низшей школе. Воспоминания его ученика (Рамзауэра) .. По совести, я там ничему не учился, как и другие. По идее П. всякое учение должно, де, начинаться и заканчиваться языком, числом и фермой. Плана занятий не было. 60 мальчиков и девочек от 8 до 15 [возраст подопечных?] с 8-11 и до 2-4 [время занятий?]. Всё преподавание ограничивалось рисованием, счислением и упражнением в слове. Ни чтения, ни письма, ни книг. Не учили наизусть ничего. Для рисования нам не давали ни правил, ни образцов, а только карандаши и доски. П. говорил нам предложения из естественной истории, а в это время мы должны были рисовать что вздумается .. П. никогда не смотрел, что мы "рисовали" (марали) .. По счислению тоже что-то инфантильное, и П. задач не задавал. Большой пользы не было. Лучше шли занятия в слове. Но тоже .. Он говорил: Пресмыкающие амфибии. Ползающие амфибии. Обезьяны с хвостами. Без хвостов .. Мы должны были в это время рисовать. Мы не понимали ни слова, потому что ни одного слова не объяснялось. Говорил он певуче и так быстро и невнятно. Кричал ужасно громко и беспрерывно. Нас не слушает .. О вопросах и разборах не было и помину. В пылу рвения гнал без перерыва с 8 до 11. А то бывало в 10 выдохнется от исступления, устанет и охрипнет. Как наступало 11 (мы узнавали по шуму ребят со двора) - мы убегали, не простившись с учителем. В принципе П. строго-престрого отрицал всякое телесное наказание, но в этой школе он редко сдерживал себя и часто раздавал пощечины направо и налево. Большая часть учеников сильно ему досаждала, так что я искренне жалел его.
За искренность и правдивость этого свидетельства ручаются многие .. Сам Песталоцци откровенно о коммерческой блефости своего "института" (его "институт" расхваливал в своих речах Фихте) .. По вхождению Фелленберга институт изменился: уж не имел "всеоживляющей любви и теплоты ..", но зато - больше порядка. И больше учили.
[ ZT. Philipp Emanuel von Fellenberg, Фелленберг Филипп Эммануил 1771-1844 .
http://zt1.narod.ru/doc/Fellenberg.doc ]
.. О П. и положительно .. Самореклама института самая нескромная .. Рамзауэр. - Много говорили о семейной жизни, бесконечно же о "гармоническом развитии всех способностей", но и то и другое существовало более в теории, чем в деле .. П. сам: Вред от славы, моды .. Оппозиция прессы, особенно в Швейцарии .. Шмидт ушел - сразу всё заросло элементарной грязью .. Денежный дрязг-процесс, шум в прессе ..
ZT. ИНОГДА Я ДУМАЮ : Написал бы / опубликовал бы Pestalozzi свой величайший за всю историю роман "Лингард и Гертруда" (1781-87)
http://zt1.narod.ru/doc/Lingard-i-Gertruda-Pestalozzi.doc - И НА ЭТОМ БЫ ОСТАНОВИЛСЯ. Но скорее - я в этом не прав.
--
Курсы психологии в педагогических училищах и вузах - пустое дело.
Из
http://zt1.narod.ru/doc/drapkina.doc . -
ZT. Кинорежиссер Михаил Ромм: "Режиссером может быть каждый, кто не доказал обратного". / ZT. Успешным председателем колхоза может быть каждый, кто не доказал обратного. / ZT. Успешным руководителем пригородной интернатной школы-хозяйства может быть каждый, кто не доказал обратного. / Марк Твен 1835-1910. Из "Записных книжек". Франциск Ассизский 1182-1226 однажды сказал: "Каждый святой сумеет сотворить чудо, но кто из них сможет управлять приличной гостиницей?". / ZT. Все такие учёные-разучёныё!, всякие психологические науки превзошли - понимают глубоко!, но кто из них сможет управлять приличной пригородной интернатной школой-хозяйством? / Кира Муратова в
http://vysotsky.ws/index.php?showtopic=3418 .. Актеры, как бы ни перевоплощались, всё равно они выступают в своем обличье, со своей интонацией, со своим лицом и со своими, никакими способами не скрываемыми манерами. ZT. Так и с работниками-педагогами: сколь ни штудируй они психологические трактаты и не слушай такого же рода лекции, а во всей плоти своих общений с подопечными ребятами и со своими сотрудниками (Кира Муратова) всё равно они выступают в своем обличье, со своей интонацией, со своим лицом и со своими, никакими способами не скрываемыми манерами. ZT. Так что курсы психологии в педагогических училищах и вузах - пустое дело.
--
Дополнения будут.