Это
http://zt1.narod.ru/doc/rabochih-proizvodstvo.doc Игорь Растеряев - Комбайнёры
Вдалеке от больших городов,
Там где нет дорогих бутиков,
Там другие люди живут,
О которых совсем не поют.
Не снимают про них сериалов,
Ведь они не в формате каналов,
И не пишет про них интернет,
Их совсем вроде как бы и нет.
Они молоды, но не студенты,
Ни О’кеев не знают, ни Ленты,
..
Не сидят вКонтактах, в онлайнах,
Они вкалывают на комбайнах.
..
Каждый из них был в армии родной,
Не отмазался никто, что у него там геморрой,
Комбайнеры, трактористы, грузчики арбузных фур,
Эти парни не являются мечтой гламурных дур.
..
Эта песня посвящается всем сельским пацанам,
Волгоградским комбайнёрам, трактористам, пастухам,
Слава вам!
--
Локализация судеб в учебном. Где и в каком социальном слое родился - там и пригодился.
Из:
http://zt1.narod.ru/pp-03-3.htm А.С. Макаренко, "Педагогическая поэма", изд. ИТРК, М., 2003 .. Стремление к великим делам так назойливо заставляло нас выпускать художников, писателей и артистов вместо обыкновенных здоровых людей (стр. 714).
--
ZT. И всё же в реальности детские дома 1920-х гг. в их подавляющем большинстве были озабочены вот чем: подготовить своих подопечных к выходу в рабочие, в кустари, в сельхоз.
--
ZT. А Викниксор, братцы, он особ, он (Викниксор) мнил: есть ведь и разнообразная интеллигентская сфера: журналисты-там, писатели, режиссеры и т.д., и вот я, Викниксор, готовлю подопечных к выходу, на подхват, в эту вот интеллигентскую разнообразн-сферу: у вас (детские дома 1920-х) ваша целевая установка по выходу-выпуску подопечных, а у меня, у Викниксора, моя- другая- иная. Имею право! (ZT. И на 90 чи на 95 %-тов сел с этой своей целевой установкой в лужу, см.
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc ,
http://zt1.narod.ru/doc/shkid-uh.doc там и отсылки .
--
ZT. На самом же деле можно всех готовить к выходу в рабочие, в кустари, в сельхоз, ну или в инженеры чи в служащие, а в интеллигентскую разнообразн-сферу пойдут "отщепенцы": Юрии Любимовы, Владимиры Высоцкие, Киры Муратовы и так далее, у которых с подростковости, с юности в натуре гудят интеллигентские разнообразн-сферные электродвижущие силы.
ZT. Когда в 1975 году я, Зиновий Тененбойм, сдуру поехал поступать на киноведческое во ВГИК (и, между прочим, маленько общался там с С.А. Герасимовым по поводу Киры Муратовой), я удивлялся другим ребятам, пытающимся поступить во ВГИК. : Послушайте, ребята! У вас, я из общения с вами вижу, ни у одного в натуре не гудят интеллигентские разнообразн-сферные электродвижущие силы. Куда вы? Идите в рабочие, в кустари, в сельхоз, ну или в инженеры чи в служащие...
--
Из: Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) "Школьник" (1856) .. Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… .. Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. .. Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете ..
ZT. Напрасно Николай Алексеевич пытался заразить ребятишек такими фантазиями. Правильные установки, по "Комбайнёрам" Игоря Растеряева (см. выше), такие:
1. Где родился - там и пригодился.
2. В каком социальном слое родился - в нём и пригодился.
--
РНБ Мф К1/27177 ; 37.63.5.165 Лермантов Владимир Владимирович (1845-1919) (ЛВВ). Как на свете жить, чтоб беду избыть, а добра нажить : Попытка основать правила нравственности на одном опыте житейском / Сост. В.В. Лермантов, лаборант и прив.-доц. при И.С.-П.Б. ун-те. - Санкт-Петербург : Невск. тип., 1907. - [2], II, 59 с. ЛВВ> Хотя все мы хотим делать по-своему, но попадаем невольно на одну _из немногих_ "линий жизни человеческой" (с.2).
ZT. Ребяток а) в данном обществе и б) в расхожих типологических ситуациях ..
1) Ребяток в будущем ждёт не всевозможность мультипликаций и не восторг выдумываемых Н.А. Некрасовым мистерий, а: реалистические, прозаические, - что не плохо, - тип-наборы траекторий судеб (синицы в руках).
2) А исключения - они и есть исключения (журавли в небе).
3) И то, и другое - нормально.
--
ZT. Вразрез с идеей пост-1917-ых годов об, понимаете, "единой" школе (структурное в системе образования). - Антология пед. мысли России 18 в. М.1985 РНБ 86-5/2921 Григорий Ник. Теплов (1711-1779). Из: "Генеральный план гимназий или государственных училищ". Полнее см. в: Материалы для истории учебных реформ в России в 18-19 вв. /Сост. С.В. Рождественский. СПБ.1910. Приложение. ...Разделение детей на разные классы по разности лет (ZT. "локализация" по возрасту). Но (ZT. расширяя область действия принципа локализации) надобно теперь представить разделение самих училищ по разности знания и намерений учащихся... Чтобы в каждой губернии соответствующая гимназия была учреждена...
В иной больше дворян числом, которые чаятельно преимущественно имеют склонность определять детей своих на военную и статскую службу.
В другой больше купцов и разночинцев, которые пожелают употребить детей своих в коммерции или изберут для них звание ученых людей.
Итак, для избежания беспорядочного учения (ежели обучать в одном училище детей, назначенных к разному званию и роду жития), представляются здесь 4 рода училищ, разными наименованиями различенных, а именно: училища для ученых людей (гимназии), военные, гражданские и купеческие. Эти 4 рода школ будут разделены по губерниям по воле Ея Имп. Вел. и смотря на то, где каких жителей больше (с.214)
ZT. Се - вразрез с идеей пост-1917-ых годов об, понимаете, "единой" школе (структурное в системе образования).
--
EGS > В одном интернате Schloss Gaienhofen. Evangelisches Internat am Bodensee новый предмет: „Buisiness & Society" , "Хозяйство и ответственность" . Обучение на англ. языке .. Там места нет для производительного труда. Никто такого не хочет.
ZT. Потому что это и по замыслу - не пролетарское учреждение = не рабоче-крестьянский корпус. Естественно, такие элитарные интернатные учреждения тоже имеют право на существование, как имеет право на существование и школа голой учебы и вообще всякое не собственно макаренковское. Но: какое нам, макаренкам, дело до всех немакаренков, а им (немакаренкам) до нас? Почему мы, макаренки, должны на них оглядываться? Дети буржуазных родителей и сами эти буржуазные родители не хотят производительного труда? - Ну и пусть себе не хотят. А дети пролетарских родителей и сами пролетарские родители увлекутся именно структурой (структурой!) макаренковски поставленного рабоче-крестьянского корпуса, структурой (структурой!) макаренковски поставленной (! макаренковски поставленной !) пригородной интернатной школы-хозяйства.
Как говаривали в Китае при Мао: пусть расцветает 100 цветов.
Элитарщики в педагогике пусть обслуживают буржуазию, а мы, демократы, призваны воспитывать рабоче-крестьянских детей. Мы не враги буржуазии и не враги элиты, мы просто работаем в другой сфере. И если какой-либо буржуа захочет отдать своего ребёнка в наш по Макаренко поставленный и по Макаренко ведомый рабоче-крестьянский корпус - мы такому отцу не откажем. И если какой-либо выходец из нашего рабоче- крестьянского корпуса станет потом преуспевающим буржуа - мы и этим будем гордиться. То есть, наш демократизм хотя и рабоче-крестьянский, но тем не менее не антибуржуазный и даже не антиэлитарный.
ZT.
1. Это идёт вразрез с идеей пост-1917-ых годов об "единой" школе (структурное в системе образования)? - ZT. Ну и пусть идёт вразрез!
2. Это консервирует социальное неравенство? - ZT. Да ладно уж! В каком социальном слое родился, там и пригодился .. по "Комбайнёрам" Игоря Растеряева (см. выше)..
--
Из
http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc / Из
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc [Конец республики Шкид] Ольховский Павел Григорьевич (1907-1983) .. Чтобы меньше стало пропадать лишних человеческих жизней, меньше уходило из школы на дно, а больше тянуться вперёд, к работе, чтобы если не гении выходили, не писатели, режиссеры, учителя, - выходили столяры, плотники, переплетчики - выправившиеся люди (стр.255-6). А.С. Макаренко, "Педагогическая поэма", изд. ИТРК, М., 2003 .. (выпускать) обыкновенных здоровых людей (стр. 714).
--
25.11.1989. 614080, Пермь, 1-й Дубровский пер, д. 7, кв. 15, дом. тел. 73-45-97 Новиков Александр Иванович. Он. - В 1989 г. появляется статья научных работников, утверждающих, что к производительному труду можно отнести занятия в спортивных, художественных и музыкальных школах (Ахапкин С. Трудовое начало школы. Учительская газета 10.10.1989).
Новиков. - Игра на музыкальных инструментах, пение, танцы - производительный труд! - До чего же мы допляшемся?!
--
К теме: Ахапкин С.Д. УГ 10.10.1989 . Будет ли труд в/при коммунизме. Печерин Владимир Сергеевич, 1807-1885
http://az.lib.ru/p/pecherin_w_s/text_0020.shtml .. Один премилый итальянский юноша сказал мне однажды в кофейне Баура: "Некоторые из наших вдаются в крайности: они совершенно отрицают труд; нет! это не так: у каждого гражданина будет свое занятие, но, знаете, этакое легкое, неутомительное, приятное занятие, например, играть на каком-нибудь инструменте, рисовать, читать занимательную книгу". Тут так и слышен il Signor Conte! Легкие салонные упражнения были в глазах его образчиком общественной деятельности! ..
--
Из интернета. - Коренной недостаток общего образования в 1947 г. отметил М.И. Калинин: из школ выходят молодые люди, которые рассматривают физический труд как "что-то зазорное и унизительное. Считаю это крупнейшей ошибкой. Мы делали революцию, чтобы свергнуть бездельников и тунеядцев, а тут растут новые бездельники и тунеядцы. Нет, это нетерпимо" (Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. М., 1947, с. 100, 103). Он говорил, что школа слишком "обинтеллигенчивает" молодежь (с.70).
--
А.С. Макаренко т.8 М.1986 .. Превалирование .. школьной группы ведет к воспитанию интеллигентских тенденций в развитии, что в нашем обществе представляется прямо гибельным. Обычно у детей в таком случае образуется пренебрежение к производственному труду, развивается чисто индивидуальный комплекс устремлений, иногда чересчур повышенное мнение о своих способностях, дилетантское суждение о вещах. В обществе буржуазном чисто школьное воспитание не шло вразрез с тенденциями общества, поскольку оно, во-первых, гармонировало с интеллигентским бытом буржуазной семьи, во-вторых, вообще соответствовало задачам командующего класса. Наши рабочие дети, особенно беспризорные, получают совершенно ложную зарядку, которая потом спутывает возможность правильной ориентировки в жизни. (с.141). ZT. Что и вышло с пресловутой Шкид:
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc ,
http://zt1.narod.ru/doc/Konec-Respubliki-Shkid-txt.doc (Журнал "Резец" Ленинград 1930) ,
http://zt1.narod.ru/doc/shkid-uh.doc там и отсылки.
--
Из интернета. - .. 23 октября 1773 г. высочайшим указом Екатерины II по представлению Берг-коллегии было учреждено горное училище, под официальным названием "Горный кадетский корпус". Здесь должны были готовить молодых людей к службе в горном ведомстве ..
ZT. В наше время можно бы предложить для макаренковских школ-хозяйств, скажем, такое довольно громоздкое название. - "Макаренковски поставленный рабоче-крестьянский интернатный корпус коллективно-производственно трудящихся и одновременно нормально учащихся подростков и юношей". Есть словосочетание "кадетский корпус", а тут словосочетание "рабоче-крестьянский корпус".
--
ZT. Что такое учреждения А.С. Макаренко? Из интернета. > Учреждения А.С. Макаренко - это педагогические анклавы советского идеализма.
(Из интернета. - анклав - это часть территории одного государства, которая находится полностью на территории другого государства).
--
ZT. На просторах современной несоветской несоциалистической РФ, и на просторах других стран мира, планируемые рабоче-крестьянские корпуса это, - в разгуле повсеместной Ахапкинскости (см. выше), - локальные педагогические анклавы.
--
Edgar Gunther-Schellheimer (EGS): Но никто пока не заинтересован. Будущий менеджер должен уметь управлять, руководить.
ZT. Что за недемократичность? Что за сосредоточение только на менеджерах? А о рабочих и крестьянах кто замолвит словечко? В файле
http://zt1.narod.ru/5-punktv.htm я пишу о пригородных интернатных школах-хозяйствах как о рабоче-крестьянских корпусах. То есть задача их: изготовление пролетарских кадров с человеческим, но и с реалистическо-прагматическим лицом. Но там же по Макаренко всё сосредоточено и на задачах оснащения в хозяйствовании: а) умениями организовать, б) умениями приказать, в) умениями подчиниться. То есть: ставя совершенно демократическую задачу делания из "бросового" "сырья" качественных (и с человеческим, но и с реалистическо-прагматическим лицом) пролетарских работников, в то же время эти вот пригородные интернатные школы-хозяйства = рабоче-крестьянские корпуса вооружают этих самых пролетариев _И_ способностями человечных, но и способностями дельных = прагматичных менеджеров.
--
EGS. Другой частной школе областная администрация запретила проводить занятия в мастерских.... как бы чего не вышло... дети могут пораниться.
ZT. 1) Что за убогие "занятия в мастерских"? Макаренко - это коллективный производительный труд с продажей конкурентно способной продукции. Против же убогих "занятий в мастерских" был и сам А.С. Макаренко.
2) Кроме того: чиновников надо напорно макаренковски просвещать, надо их напорно переубеждать…
--
Из интернета. - Если должность такая, что мотивировать кроме денег там нечем, то можно попробовать прописать в регламенте, что отсутствие без уважительной причины карается штрафом 50% премии. А зарплату сделать по схеме оклад + премия 100%. Оклад минимальный. Премирование по итогам месяца. у нас эта система даже самых откровенных разгуляев заставляла работать. Да, они в курилках чмырили начальство и за глаза ненавидели свою работу. Но ровно в 10 все были на рабочем месте, отвечали на звонки, получали люлей за нерегламентированные косяки и т.д. Не хотите таких сложностей? Учитесь разбираться в соискателях на этапе собеседования. Не умеете или не хотите - вводите кнуты. Не хотите ни того, ни другого - готовьтесь к кадровым издержкам. / Прежде чем приглашать на собеседование, я провожу предварительное собеседование по телефону, которое дает понять, стоит ли вообще приглашать этого человека. / Официант - временная работа. Этот стереотип весьма устойчив. .. в сфере общественного питания. .. вакансии - официанты, кассиры, сотрудники линии раздачи. Тут особо не разгуляешься по возрасту, это студенты 18-24. В нашей сфере - острый кадровый голод, просто острейший. .. У меня есть костяк, который работает по 2-3 года, а для специфики нашей отрасли - это уже очень большой срок .. С созданием команды нет таких проблем. но потребности растут и персонала требуется все больше. .. / .. И в общепите бывают люди, которые работают по 10 лет в одной компании, но это очень большая редкость. У меня команда (тьфу-тьфу-тьфу) работает уже больше 4 лет, есть и официанты, и бармены, работающие практически с первого дня. Так что не все так плохо. Ну а технологии работы с новыми сотрудниками всегда нужно оттачивать. .. / .. Есть вакансия администратор. Суть работы - касса, 1с, проверка и сбор заказов, расчёты с курьерами, передача заказов клиентам при выносе. Условия работы (прописаны в описании вакансии) - трудоустройство после стажировки (1-2 мес.), зарплата 70-80-90 р.\час (в месяц при графике 3/3 от 17 до 25, а с подработками и больше), есть и премии, и штрафы. Питание за наш счёт, после работы развозят за наш счёт. Скидки на продукцию. Отпускные. Подаю объявление - 100 резюме. Отбираю 30 подходящих и прозваниваю. Приглашаю 15 человек. Приходит 5 (опаздывают 2-3). Беру 1-2. Если не уходит сразу - остаётся надолго. Что я делаю неправильно, если из 100 человек, отправивших резюме, только 2-3 оказываются адекватными и пригодными к работе? Возраст - 18-28, не студентки. / Все здравые люди. Ну позвони ты, предупреди. Всегда чувствуешь, когда человек ощущает ответственность, а когда отмазки лепит. / Вменяемого сотрудника - найти почти нереально, причём уровень з/п на это не влияет... И что самое обидное - на таких и давить то нечем... / Нет никакой "безответственности молодых". Есть новое поколение. С ним просто надо учиться работать. Вот и все. У этого поколения много хорошего / .. "растут "мужики", воспитанные мамами. Слюнтяи и инфантилы", "Других примеров на тему "мама в жизни сына" можно набрать" / .. Бывает ситуация, когда вакансий больше кандидатов, и просто надо хоть кого-то завтра выставить на работу .. на входе мало народу. Выбирать это роскошь. / Ответственно относиться к делу, даже если оно и не мечта, могут на самом деле далеко не все, и от возраста это зависит не очень сильно .. Но вместе с тем, я вижу некоторое количество молодых людей, которые искренне стараются все сделать хорошо. И даже знаю парочку, у которых получается / Все зависит от отрасли и специфики работы. Инженеров моложе 50 не сильно много, с трудоустройством проблем не будет, и не надо быть мегауспешным карьеристом. Крепкая прикладная профессия всегда даст работу. У нас друг семьи, 65, мастер на заводе. Хорошо зарабатывает, зовут наперебой. И т.д., и т.п. / Премии в полоклада, если человек за полгода не разу не был на больничном, про прогулы даже не говорю. - снижение бонусного процента, если число рабочих дней меньше нормативного, у нас 20 дней. - публичное промывание мозгов. - расширение рабочего дня на дом - всем ноутбуки с удаленным доступом и телефоны - все за счет компании. Ситуация постепенно за полгода нормализовалась. / А почему, действительно, не брать в официанты женщин пятидесяти лет? Они никуда не уйдут от вас до пенсии, приползут на работу несмотря ни на какое давление, дети у них уже взрослые, больничных не будет... И целый пласт людей осчастливите - тех, кто сейчас никак работу найти не может. Что выглядят они не так чудесно, как двадцатилетние - дело двадцатое для официанта в семейном кафе, на мой взгляд. ..
--
ZT. Но вернитесь наверх - к "Комбайнёрам" Игоря Растеряева.
--
http://zt1.narod.ru/doc/spor-o-Loeve-Salyko.doc От Зиновий Тененбойм (ZT).
Галина Стахиевна Салько боится перехода Лёвы Салько в Коммуну им. Дзержинского.
А.С. Макаренко на это.
+ Вообще материал по: Лев Михайлович Салько (1914-1957).
--
КПСС и Макаренко. Из интернета. - совпадение грандиозных замыслов государства и искренних устремлений авторов новых педагогических проектов / ZT. Ленин суть политический Наполеон, а А.С. Макаренко хотел стать педагогической подосновой- обслугой- подпорой ленинскому бонапартизму, и он, - в сфере педагогической подосновы большевизма, - хотел стать как бы тоже Наполеоном, работающим вовсе не лишь на 2 своих учреждения, а на: Вставай страна огромная, вставай на полно-сквозное собственно педагогическое ( собственно педагогическое !) преобразование.
--
Это
http://zt1.narod.ru/doc/denygi-dd-Ivan-Vasilyev.doc "Альманах Макаренко" № 2 за 2009 г.
Из записок о детском доме.
Иван Афанасьевич Васильев после войны долгое время работал директором детского дома в Себеже.
[ Из интернета. С 1949 года - директором детского дома в с. Глембочино Себежского района.
ZT. Он как журналист в 1970-е и дале витийствовал, помнится, в газете "Советская Россия", и там, помнится, откликнулся на что-то посланное мною в сю газету (это ещё до моего увлечения Макаренко). ]
Былое, пережитое в те годы вместе с ребятами - сиротами военного лихолетья, теперь вылилось в документальные записки.
Иван Васильев
Хочу рассказать об уроке честности в хозяйственности, который был задуман нами и проведён на свой страх и риск. Ничего подобного в детских домах не полагалось, а потому не полагалось, что связано было с деньгами. Все педагогические рекомендации настолько тщательно обходили "денежный вопрос", что впору было допустить: общество уже обходится без денег. Дети и деньги - это какое-то табу в педагогике: не прикасайся, и всё тут. Я до сих пор не пойму жеманной стыдливости наробразовских дам, когда они уходили от ответа на вопрос, почему дети не должны зарабатывать деньги, как будто речь шла о чём-то неприличном. Много позже я написал повесть "Республика Семерицы"
[ РНБ 79-3/5012 Васильев И.А., Республика Семерицы : [Публицист. повесть] / Иван Васильев. - Москва : Моск. рабочий, 1979. - 150 с. ; 20 см. - (Время и мы) Автор: Васильев Иван Афанасьевич (1924-1994) ],
в которой деревенские ребята, живя в палаточном городке, устроенном для них умным председателем колхоза, зарабатывали своим трудом деньги, которые потом отдали в Фонд мира. Редакторша, прочитав рукопись, сказала: "С деньгами вы ловко выкрутились". Это значило, что если бы деньги остались в карманах ребят, то автор пошёл бы "не в ту степь", и книжка не увидала бы света. И я понял, что за четверть века педагогическая наука в проблеме "дети и деньги" не сделала ни шагу вперёд, хотя уже вся страна училась хозрасчёту.
У нас был козырь, перед которым инспектора молчаливо отступали. Я говорил: "Мы - семья, и я в ней - батька, не могу же я допустить, чтобы мои дети, выйдя в жизнь, не умели обращаться со своим заработком". А примеры, когда "не умели", были уже на моих глазах. Старшие ребята уезжали в ФЗО
[ ZT. Из интернета. - школа фабрично-заводского обучения (школа ФЗО) - низший (основной) тип профессионально-технической школы в СССР .. Существовали с 1940 по 1963 год ],
устраивали мы их в разные мастерские и на предприятия местной промышленности, срок ученичества там был небольшой - от трёх до шести месяцев, по истечении которого они становились рабочими, и вот тут обнаруживалось, что они совершенно не умеют распорядиться своим небольшим заработком: в два-три дня истратят, а потом ходят голодными. В детдоме мы кое-как выкраивали им помощь, но всё это было незаконно, и ревизия могла сделать на директора начёт, а младшие братишки и сестрёнки, жалея своих, горевали, даже сухарики на печках тайком сушили, чтобы переслать с оказией старшим, и глядеть на это было, конечно, больно.
На чём всё же основывается педагогическая боязнь денег? Деньги - это соблазны. Не дай бог, мальчишка купит папиросы или сядет играть в карты, или начнёт воровать, появятся обман, стяжательство, словом, деньги - это взрослый мир со всеми его пагубными страстями, от которых ребёнка надобно оберегать всеми силами и как можно дольше. При этом совершенно забывается другая сила денег, положительная, которая делает человека рачительным хозяином, и чем скорее ребёнок научится понимать, что деньги - это его труд, старание, умелость, добросовестность, тем скорее общество получит надёжного работника и сознательного гражданина. А уж какой стороной повернутся деньги к ребёнку - всецело в руках педагога и родителей.
Словом, мы решились дать детям заработок. Механика тут простая: государство отпускало на содержание детей энную сумму денег, в том числе на питание, если не ошибаюсь, два рубля с копейками на человека в день. Общая сумма составляла около 200 тысяч рублей в год. На эти деньги мы должны были покупать продукты в торговой сети, на базаре, у окрестного населения. Но ведь мы и сами кое-что производили: молока, например, хватало от своих коров, на мясо выкармливали свиней, картошку сажали в поле, овощи - на огороде. Банк открыл нам на подсобное хозяйство особый счёт, на который мы и перечисляли из бюджета деньги за продукцию, производимую нами же. А производилась она трудом нескольких рабочих и детей. Если рабочим платили зарплату, то почему бы не платить и детям? Организовали несколько бригад: животноводческую, полеводческую, огородную, парниковую, кролиководческую. За работу по колхозным расценкам начисляли трудодни, а трудодни оплачивались деньгами. Тут возник один вопрос: нужен фонд коллектива, говоря по-взрослому, фонд материального поощрения и социального развития. Я как мог объяснил ребятам эту хозяйственную механику, они на удивление всё хорошо поняли и согласились половину заработка отчислять в фонд детского совета (он у нас назывался совет командиров). Второй вопрос возник, где хранить деньги. И свои и общие. Кошельков у ребят не было, тумбочки не замыкались, да и нелепо было бы обвесить весь детский дом замками, а носить в карманах или прятать под подушками - значило получить такую массу ссор, слёз, подозрений, конфликтов, от которой свету не видишь. И выходило, что выдавать деньги на руки не годится. Как быть? Нам помог Антон Семёнович Макаренко. Мы у него многое заимствовали, он был для нас главным учителем, правда, его не очень обожали в наробразовских кабинетах, но в среде директоров детских домов бОльшего авторитета не было.
Помнится один случай: я был приглашён на педагогические чтения в Москву с докладом "Применение системы Макаренко в детском доме", и сотрудница Института истории и теории педагогики, кстати, бывавшая у нас и изучавшая наш опыт с деньгами, посоветовала не называть детсовет "советом командиров", а лучше, "советом бригадиров". Я не придал этому значения и оставил в докладе всё, как было. И вот во время чтения поднимается в зале седовласая матрона и говорит мне: "Молодой человек, у вас не детское учреждение, а макаренковская казарма. Нельзя вам доверять детей". Я утешил себя тем, что Антону Семёновичу в своё время от "соцвосовских дам" и не такое доводилось слышать, ну, а мне за своего учителя сам бог велит с шишками ходить. Честно говоря, ходил, и не раз. Да и сейчас его сторонников на руках не носят, что весьма удивительно и грустно.
В опыте с деньгами мы заимствовали у нашего учителя... сейф. Обитый железом ящик, привинчивающийся изнутри к полу. Поставили тот ящик в комнате совета, а ключ от него поместили в шкатулку со стеклянной дверцей, а шкатулку повесили на стену. Закрывалась она сургучной печатью, сделанной из старинного медного пятака, на котором орла затерли напильником и нацарапали "детсовет". В таком сейфе хранили деньги совета, деньги личные и расчётные ведомости. Всей этой бухгалтерией ведал председатель совета.
Итак, положили деньги в сейф, ключ - на стенку, под стекло, дверь в комнату хлопает беспрестанно - всем любопытно поглазеть и на ящик, и на "золотой ключик", но странно, я не слышу разговоров, что ключ легко снять, открыть сейф, взять денег, сколько хочешь. Может, действует сургучная нашлёпка? Как на древнюю бабку заговоренный куст. Едва ли наших ребят заговором испугаешь, просто мысль о воровстве им в голову не приходила. Они знали, что есть ритуал открытия сейфа, такой же, с каким садятся за стол, идут в школу, на работу, в баню, ложатся спать... Порядок становится обычаем, входит в привычку, а привычка, как известно, есть характер. Порядок - категория нравственная. Но ритуал не должен быть скучным, неудобным, он не что иное, как красивая игра. Если педагог умеет придумывать красивые ритуалы, жизнь детского коллектива будет здоровой и интересной.
Сейф открывался так. Трубач сигналил сбор совета. В совете было человек пятнадцать. За исключением экстренных случаев собирался он в определённый вечерний час и приходить надо было обязательно в парадном костюме. Командиры рассаживались на стульях вдоль стен, председатель в центре за столом, выслушивались рапорты, принимались решения на завтра, а уж в конце - дела денежные. Кому-то понадобилось на расходы: купить в магазине гребёнку, ленту, перочинный ножик; кто-то едет в город; кто-то хочет послать брату или сестре; бывает, приехал погостить студент, поиздержался, просит помочь; случались и такие покупки, как саксофон, как переходящее знамя для сельскохозяйственных бригад, - все заявления, просьбы в руках председателя, он поочерёдно зачитывает, совет решает, кому сколько выдать, отпустить требуемую сумму на покупку или воздержаться, а потом начинается само действо: внимательно осматривают печать, ломают сургуч, открывают шкатулку, снимают с гвоздика ключ, вставляют в замок... Всё это в полной тишине, чинно, без спешки, все глаза устремлены на руки председателя, на лицах интерес, любопытство, ожидание, бывает, увы, и нетерпение... Нетерпеливых я, честно говоря, побаиваюсь. Нетерпение - росток жадности или безалаберности. То и другое, если разовьётся, плохо: жадный станет копить, безалаберный - транжирить. Поэтому-то наш ритуал замедлен, степенен, я хочу, чтобы деньги не вызывали ни сильных эмоций, ни равнодушия, чтобы привыкали относиться к деньгам с достоинством рабочего человека. Председатель выкладывает "банк" на стол, пересчитывает - и начинается выдача, потом подбивается итог, и ритуал повторяется в обратном порядке. Разговоров поначалу было много, но скоро привыкли, и "денежный вопрос" стал обычной чёрточкой нашей жизни, как и все другие.
Когда мы отправлялись в большие походы и в пути нужны были деньги, сейф брали с собой, привинчивая его в кузове машины, а шкатулку с ключом вешали в кабину. Ночью машину охранял часовой. Порядок вскрытия был тот же, только члены совета рассаживались не по стульям, а по бортам машины. Скажу, что ни дома, ни в дороге растрат не было ни на копейку, а "ворочал" совет, то есть мальчишки и девчонки десяти - тринадцати лет, всё-таки тысячами. Так что пугаться денег в руках ребёнка, по-моему, не стоит, пугаться надо, как и во всём прочем, неумелости взрослых. (Стр. 173-175).
--
http://www.rulit.me/authors/ivanenko-oksana-dmitrievna Оксана Дмитриевна Иваненко 1906 Полтава - 1997 Киев.
Она: .. «Я родилась в Полтаве .. Имя Тараса Шевченко с первых шагов было мне известным и близким. С малых лет знала «Ревет и стонет», «Завещание (Заповит)» ..
Оксана многое говорила to АСМ о своих увлечениях.
Скорее всего и о "Заповите" Тараса.
У неё: РНБ 64-5/1515 Иваненко О.Д., Пути Тараса : Роман [о Т.Г. Шевченко] / Авториз. пер. с укр. Е. Живовой. - Москва : Сов. писатель, 1964. - 866 с., 1 л. портр. ; 22 см
ZT. Вообще Тарас Шевченко был для многих на Украине - явлением и политическим, о чём у меня есть в накопленной мною библиографии по Тарасу Шевченко, но пока у меня не находится времени на соответствующее исследование в РНБ.
ZT. О "Завещание" ("Заповит") у АСМ. -
"Педагогическая поэма" А.С. Макаренко, издание 2003 года, часть 1-я.
[...]
Дерюченко был ясен, как телеграфный столб: это был петлюровец. Он “не знал” русского языка, украсил все помещения колонии дешевыми портретами Шевченко
..
и немедленно приступил к единственному делу, на которое был способен, - к пению “украинських писэнь”.
Для тогдашних петлюровцев Шевченко был наиболее удобной дымовой завесой в деле прикрытия настоящей физиономии. Культ Шевченко никакого отношения не имел к социальному содержанию его творчества. Тексты Шевченко были для петлюровца чем-то, подобным текстам священного писания. Они воспринимались без всякой критики и даже без всякого участия мысли, как священнейшие крупинки украинской идеи, как символы украинской державности и как память о великих временах гетманов и козарлюг.
Дерюченко целыми днями старался приспособить ребят к пению “украинських писэнь” и к созерцанию портретов Шевченко. И жизнь самого Дерюченка, и жизнь всего человечества представлялись годными только для подготовки к величайшему мировому празднику
- 203 -
26 февраля, “роковынам” рождения и смерти Тараса. К этому дню приобретались новые портреты, разучивались новые песни, и в особенности разучивался национальный гимн, легально заменивший “Ще не вмерла Украина”, - так называемый “Заповит”, который распевался со страшными выражениями физиономий и с дрожью баритонов, а сильнее всего в словах:
И вражою злою кровью
Волю окропите.
Я прекрасно понимал, что злая кровь - это вовсе не кровь помещиков или буржуев, - нет, это кровь москалей и таких ренегатов, как я.
[ Виталий Семенович Макаренко (1895-1983). МОЙ БРАТ АНТОН СЕМЕНОВИЧ. [воспоминания] .. .. Приблизительно к 1910 г. в Крюкове вокруг А. образовался кружок интеллигенции, состоявшей главным образом из педагогов различных школ. Были два врача - Химченко и Димара с женой (злобный украинский “самостийник” - сепаратист, идеологический враг А. - впрочем, А. во всех спорах со своей эрудицией всегда побивал его и тот злился без конца) ..]
Макаренко (продолжение). - Колонистам некогда было разбираться в сущности петлюровских симфоний. Побаиваясь наших сводных, они работали до вечера, а вечером разбегались по саду, и молебны, посвященные равноапостольному Шевченко, распевались самим Дерюченком, двумя-тремя мельничными и гостями с Гончаровки.
Дерюченко был еще молод. Его лицо все было закручено на манер небывалого запорожского валета: усы закручены, шевелюра закручена, и закручен галстук-стричка вокруг воротника украинской вышитой сорочки. Этому человеку все же приходилось проделывать дела, кощунственно безразличные по отношению к украинской державности: дежурить по колонии, заходить в свинарню, отмечать прибытие на работу сводных отрядов, а в дни рабочих дежурств работать с колонистами. Это была для него бессмысленная и ненужная работа, а вся колония - совершенно бесполезное явление, не имеющее никакого отношения к мировой идее.
[...]
ZT. В целом как писательницу мне Оксану Иваненко трудно оценить, ибо свои произведения она писала по-украински.
ZT. Но воспоминания об А.С. Макаренко у ней по-русски. Весьма интересные
http://makarenko-museum.ru/alm/n09/ASM_alm_2012_1_Ivanenko_O_True_life.htm --
Дополнения будут.