Увы, offtop:
http://zt1.narod.ru/doc/Log-neuvyaz-Marks-Lenin-i-Engelys-svoboda.doc --
Тема: Учреждение интернат-педагогическое. Стратегия существования.
--
1. ZT. Гётц Хиллиг и Андрей Ткаченко: когда материалы Заседания секции социального воспитания Украинского научно-исследовательского института педагогики 13-14 марта 1928 года появятся в интернете?
А.С. Макаренко, там, тогда, весьма примерно, - ZT. авторизирую, - говорил: у меня интенсивная внутриучрежденческая проработка натур подопечных на предмет воспитания трудоспособных активных коллективистов, так отстаньте же от меня к чертям собачим с приставучими обвинениями об отсутствии у меня идеолого-политического воспитания ..
МАКАРЕНКО - ГОРЬКОМУ [Харьков], 18.04.1928 г. .. К вам приводят запущенного парня, который уже и ходить разучился, нужно из него сделать Человека. Я поднимаю в нем веру в себя, воспитываю у него чувство долга перед самим собой, перед рабочим классом, перед человечеством, я говорю ему о человеческой и рабочей чести. Оказывается, это все "ересь". Нужно воспитать классовое самосознание (между нами говоря, научить трепать языком по тексту учебника политграмоты).
ZT. Ещё раз. Гётц Хиллиг и Андрей Ткаченко: когда материалы Заседания секции социального воспитания Украинского научно-исследовательского института педагогики 13-14 марта 1928 года появятся в интернете?
----
2. У А.С. Макаренко обязательным (обязательным!) - прибыльное производство, дающее учреждению дополнительные существенные деньги чтобы иметь возможность проводить для ребят всякое жизненно и педагогически полезное. / Но чтобы это производство затрагивало всех подопечных без исключения в главной задаче: проработке их натур
http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc .
----
3. Весьма настырное в
http://zt1.narod.ru/doc/2y-syezd-SPON-1924.doc .
(ZT. Ручной, мною, набор этой брошюры в 176 стр. только идёт, то бишь: файл только набирается, причём, совершенно вручную. В брошюре неверностей - вагон и маленькая тележка. Но встречается и дельное.)
Весьма, по типу, там настырное: .. Детские дома должны стать школами крестьянской молодёжи, обслуживать своими мастерскими нужды крестьянского населения, участвовать в общественной жизни, в культурно-просветительной работе в деревне: по организации яслей для крестьянских детей летом, детсадов, работать в избе-читальне, по ликвидации неграмотности и т.д. (ZT. забросив Макаренко-внутриучрежденческое. Детдома, должны, де, стать более чем то, что именуется: сетлемент, забросив Макаренко-внутриучрежденческое. .. А.С. Макаренко на это, по сути, отвечал: пошли-ка вы с этим - подальше!)
http://zt1.narod.ru/doc/dostijen-nichto-sposob-vsy.doc"Достижения - ничто, способ - всё".
Из интернета. - Школа-интернат 64 , Москва в 1980 117 учащихся .. "Учительская газета" 06.08.1988 (ZT. Давняя черновая выписка) .. Интернат Москвы № 64. Директор его В. Евдокимов, был уволен за то, что в интернате ввёл, имел КАРЦЕР (долгое время). О карцере знали руководители РУНО, но не возникали. Дети написали заявление в прокуратуру. Евдокимов умыл руки и ушёл учителем в простую школу. Печать, ТВ оценивают действия Владимира Григорьевича Евдокимова противоречиво. Вот "Известия" 05.03.1988: "Кто прав? - прокуратура, фильм, газета?". Целый год интернат без Евдокимова. Год страшный! Поджоги, разгромы, бунты. Иные под лозунгом: "Верните Евдокимова!". Не могут найти директора! Неужели во всей Москве нет опытного, грамотного, по-настоящему одержимого педагогикой человека? Новый директор - юрист по образованию. Утверждают - хороший человек. Но: развал .. ZT. Если структуру учреждения не "обременить" прибыльным производством и прочим Макаренко-структурным, то проблема "закручивать чи не закручивать гайки ?" - в принципе не решаема.
--
Добрый день, Зиновий Шойлович!
А зачем вы набираете вручную, когда можно просто отсканировать текст книги, а потом прогнать его через программу-распознаватель? Ошибки распознавания, конечно, тоже будут, но объём набора и уточнений всё-таки раз в 10-20 снижается. Или там совершенно неподходящее качество (с учётом года издания и пр.)?
Дмитрий Русланович!
1)
http://zt1.narod.ru/doc/2y-syezd-SPON-1924.doc пробовал разным инструментарием. Там такой шрифт, что распознание - ужас. Приходится вручную.
2) Заказал в РНБ через межбиблиотечный абонемент брошюру "Макаренко в Харькове" Харьков 1983 38 стр. ХГБ шифр 23/16. Авторы Н.Н. Окса (плодотворный макаренковед, много чего по Макаренко нашедший) и другие. Название не соответствует содержанию: каноническо-советская вообще биография АСМ. Но опубликовать в интернете стоит. Из ХГБ прислали ксерокс этой брошюры мне лично - просто на выкуп. Выкупил. Ксерокс такой, что об сканировании с распознанием - нечего и мечтать, надо набирать вручную. Но я пока занят пунктом 1. Отвёз приёмному сыну Леониду. Когда он младым жил у меня на Псковской, он вручную набрал мне на компе все 8 тт. АСМ. Но сейчас у него семья, дети, работа, пиво, футбол и хоккей (по ТВ), в общем - вряд ли он мне наберёт. Как закончу с п.1 - сам займусь. Вручную.
16.03.2016 Добрый день, Зиновий Шойлович! Зачем сканировать книгу "Макаренко в Харькове", если она выложена в нашей "Макаренкиане"? Следите за нашим ресурсом! Через какое-то время разместим и "На вершине Олимпа".
Всего доброго!
А.В.Ткаченко.
Да, Андрей, большущее спасибо! Буду читать. Внимательно. Бумажные ксеро (в 2 экз, отксерил 2й для Леонида, заберу) поищу возможность сброшюровать и попробую предложить РНБ и библиотеке им. Маяковского, на обоих экземплярах будет url-отсылка, как это я обычно делаю, если что-то отношу в РНБ.
Назва:
А. С. Макаренко в Харькове (методические рекомендации в помощь лектору)
Автори:
Попова, Л.Д.Корнилов, В.В.Видченко, А.Г.Окса, Н.Н. Ключові слова:
Макаренко А.С.
Харків
методичні рекомендації
Дата публікації:
1983
Короткий огляд (реферат):
Методические рекомендации в помощь лектору.
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу):
http://dspace.pnpu.edu.ua/handle/123456789/5638 Розташовується у зібраннях:
Радянське макаренкознавство ZT. Собственно текст - на русском языке, 1 к одному по оригиналу.
--
16.02.2016.
Из википедии. Хадис (араб. ????????) - предание о словах и действиях пророка Мухаммада (570-632).
ZT. Но! Сборник хадисов можно собрать, скажем, у/о: Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), и/или у/о: Короленко Владимир Галактионович (1853-1921), и/или у/о: Муратова Кира Георгиевна (1934-).
Важная связка имён.
Особый авторитет именно хадисам у/о Мухаммад придаёт не столько их, этих самых хадисов у/о Мухаммад, содержательная конкретика, сколько мистическая = мифическая связь этих последних с Аллахом,
хотя это последнее - не столь уж важное обстоятельство.
ZT. Мною, Зиновием Тененбоймом (ZT), намечено собрать хадисы у/о: Муратова Кира Георгиевна.
ZT. Но есть и более актуальное: собрать хадисы из Антона Семёновича Макаренко по доминирующей у него (у АСМ) теме: воспитание это не только, да, не только, но всё же прежде всего (прежде всего): ПРОРАБОТКА НАТУР.
Сам термин "проработка натур" у АСМ не встречается, его (этот термин) ввёл в макаренковедение я, Зиновий Тененбойм,
но по существу к теме "воспитание это не только, да, не только, но прежде всего ПРОРАБОТКА НАТУР" имеется тьма хадис у АСМ.
Однако в макаренковедение не имеется ни одной диссертации по указанной тут мною важнейшей теме, хотя она должна бы быть доминирующей в макаренковедение.
Отчасти хадисы по теме ПРОРАБОТКА НАТУР собраны мною, ZT, (причём, не только из АСМ) в моём файле
http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc .
После категории "Проработка натур" важны и категории "Оснащение" и "Обогащение разным социальным опытом".
Вот добавлю сейчас в
http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc. -
"Дайте не рыбку, а удочку" - считается чуть ли не верхом мудрости. Но я, Зиновий Тененбойм, и работая 31 год подряд рядовым работягой среди рядовых работяг, и вообще, по жизни, встречал тьму совершенно безвольных людей которым в их детстве и отрочестве не проработали волевые, действенные составляющие их натур.
Им рыбку дать? Но её ведь ещё надо очистить, выпотрошить, поджарить и т.д., а у них, безвольных, на это - "прыти нет", они лучше в психушку на года устроятся чтобы смотреть там телевизор и ждать когда на столы разнесут уже поджаренную рыбку (я, ZT, знаю, о чём говорю).
Им удочку дать? - Куда там! У них, безвольных, на работу ловли на удочку рыб с последующими хлопотами - "прыти нет".
Поэтому нужны макаренковские интернатные учебно-производственные (производственно-учебные) структуры (школы-хозяйства) для ПРОРАБОТКИ НАТУР ребяток.
Задача оптимизации привычной не интернатной общеобразовательной школы - это принципиально НЕ берущийся "интеграл", и одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной не интернатной общеобразовательной школе производства, тем более что чаще всего, да считай что всегда, охватывающего лишь малую толику ребят учреждения...
Как это бывает на макаренковских Конкурсах 1-5 апреля.
...Да, одна лишь привеска (присобачивание) к этой самой привычной не интернатной общеобразовательной школе маленького производства-кооперативчика,
как это бывает на макаренковских Конкурсах 1-5 апреля,
- превращения рутинного "воспитания" в ВОСПИТАНИЕ ВСЕРЬЁЗ - не даст,
и никакая, тоже, пресловутая высоко-технологичность и инновационность производства-кооперативчика, охватывающего лишь малую толику ребят не интернатного учреждения, - достижений в проработке натур не даст:
пиара тьма, а серьёзного воспитательного толка - кот наплакал.
Как это бывает на макаренковских Конкурсах 1-5 апреля.
Пусть не (не) высоко-технологичность, но чтобы охватывало всех (всех!) подопечных, прорабатывая их натуры в волевом и трудоспособном аспектах.
Из :
http://zt1.narod.ru/Vychitannoe-ASM/poj-plech.doc . Макаренко А.С. "Педагоги пожимают плечами" 1932 г. .. Наш детский [школьно-производственный] коллектив решительно не хочет жить подготовительной жизнью к какой-то будущей жизни, он не хочет быть явлением только педагогическим, он хочет быть полноправным явлением общественной жизни, как и каждый другой [производственный] коллектив [страны] ..
ZT. То есть "не готовятся к жизни, а сейчас живут" тут у Макаренко не об отдельных личностях, а о коллективе. Но в производственно-взрослых коллективах личности за пределами производственно-взрослого имеют ещё ведь и лично-житейскую составляющую! Если производственно-взрослая составляющая в коллективе А.С. Макаренко отработана, то лично-житейская составляющая в коллективе А.С. Макаренко - не отработана, что в значительной степени омрачало и омрачает итоги воспитания в макаренкообразных учреждениях???
Обычно считается, что наработка в части - не обеспечит "автоматически" позитив-способность в других частях жизни. Но! : проработка натуры в волевых и трудоспособных аспектах, а именно, - подростком (подростком!) мог каждое утро вовремя явиться на производство и нормально отработать смену, - это вот обеспечит способность к плодотворной адаптации в будущем семейном и бытовом. Хотя исключения тут возможны, см., к примеру, в файле
http://zt1.narod.ru/zeml-lpt.htm судьбу Лаптя .
--
Про "Пути поколения" А.С. Макаренко.
http://zt1.narod.ru/doc/pro-Puti-pokoleniya-ASM.doc --
Из
http://zt1.narod.ru/doc/2y-syezd-SPON-1924.doc[...]
Детские дома должны стать школами крестьянской молодёжи, обслуживать своими мастерскими нужды крестьянского населения, участвовать в общественной жизни, культурно-просветительной работе в деревне: по организации яслей для крестьянских детей летом, детсадов, работать в избе-читальне, по ликвидации неграмотности и т.д.
[...]
Выполнив намеченные задачи по реорганизации и созданию нового детдома - трудовой детской коммуны, органы народного образования создадут прочные организации коммунистического воспитания.
[ ZT. Планы - грёзы на бумаге советских футуристических руководителей в пост-1917-тые десятилетия. Что им, - этим советским футуристическим руководителям, - стоит дом построить: нарисуют - будут жить. ]
[ ZT. На фоне описанной Павлом Григорьевичем Ольховским (1907-1983) в
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc типической характерологии отношений между ребятами в интернатном учреждении - господствующие в
http://zt1.narod.ru/doc/2y-syezd-SPON-1924.doc рассужденьеца являются совершенно отвлечённой, умозрительной, недалёкой СХОЛАСТИКОЙ. ]
--
В
http://zt1.narod.ru/doc/2y-syezd-SPON-1924.docв доклад А.Б. Залкинда вставил такое. -
ZT. По А.С. Макаренко: лучше меньше знать (см. ниже).
То есть, АСМ против глупости = вопиющей пошлости тезиса К.Д. Ушинского: "чтобы воспитывать ребёнка во всех отношениях, его надо во всех отношениях знать".
ZT. По А.С. Макаренко: лучше меньше знать (см. ниже).
То есть, АСМ против глупости = вопиющей пошлости взведённых педологов типа: Залкинд А.Б., Моложавый С.С. и т.д.
ZT. Из
http://zt1.narod.ru/doc/SHKID-po-Vite.docZT. Сорока-Росинский В. Н. ещё до Октября 1917-го занимал серьёзный пост в системе общего руководства образовательной системы Питера и области. Скорее всего вышеприведенная система "школ, подведомственных Секции Социально-Индивидуального воспитания" определялась педагогической мыслью именно Сорока-Росинского В. Н. У него (у Викниксора) есть не одна работа по классификации типов мальцов, и указания: мальца такого типа - отправлять в учреждение такого типа, другого - в учреждение другого типа, и т.д. Но "в сплошной лихорадке буден" это реально никогда не соблюдалось: мальца, кого ни попадя, посылали туда, где образовалось свободное "койко-место"... Вообще всё это в "стратегической задумке" Викниксора было неправильно. Дело в том, что вообще учреждения, - для не калек и не больных-психопатов, - вовсе не (НЕ) должны быть разными (не должны быть разными) : все учреждения, - повторяю, для не калек и не больных-психопатов, - должны иметь стержень-производство и прочее по А.С. Макаренко. Это макаренковское учреждение-мельница за 2-3 года "перемеливает" всех подопечных не вникая в их первоначальные "типы", и выдаёт на гора нормальных ребят, а не поддающихся = индивидов, опасных для самого существования учреждения, по ходу процесса, отсеивает в реформатории...
Из
http://zt1.narod.ru/pp-03-1.htm "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко, издание 2003 года, часть 1-я. .. Я начал ловить себя на желании, чтобы все проступки колонистов оставались для меня тайной. В проступке для меня становилось важным не столько его содержание, сколько игнорирование
- 97 -
требования коллектива. Проступок, самый плохой, если он никому неизвестен, в своем дальнейшем влиянии все равно умрет, задавленный новыми, общественными привычками и навыками. Но проступок обнаруженный должен был вызвать мое сопротивление, должен был приучить коллектив к сопротивлению, это тоже был мой педагогический хлеб. [ ZT. Когда негодуют над тем провинившимся, который засветился, кто-то в зале товарищеского суда про себя анализирует свои вины, свое поведение. ]
Только в последнее время, около 1930 года, я узнал о многих преступлениях горьковцев, которые тогда оставались в глубокой тайне. Я теперь испытываю настоящую благодарность к этим замечательным первым горьковцам за то, что они умели так хорошо заметать следы и сохранить мою веру в человеческую ценность нашего коллектива. ..
--
Домашнее задание по "Грешник из Толедо" (ГРТ) А.П. Чехова (
http://zt1.narod.ru/toledo.htm ). При помощи Корана докажите пункт за пунктом, что ГРТ в сущности на 85 % - правоверный мусульманин, и значит ГРТ за отравление своей весьма вольнодумно настроенной жены обязательно по смерти попадет в мухаммадов рай-ресторан (
http://zt1.narod.ru/ray_jdet.htm) с отдельными кабинетами для бесконечных "сопряжений" с ежедневно как из рога изобилия поставляемыми полногрудыми девственницами.
Из рассказа А.П. Чехова "Убийство" .. Пошло по городу: Матвей святой, Матвей больных и безумных исцеляет. Никого я, конечно, не исцелял, но известно, как только заведется какой раскол и лжеучение, то от женского пола отбоя нет. Всё равно, как мухи на мед .. Руки целуют и кричат, что я святой и прочее, а одна даже на моей голове сияние видела ..
А.П. Чехов, т.9. Жаль, что у нас нет сатиры на духовенство. Салтыков не любил духовенство, но сатиры на него не дал. А жаль. Мы кричим, что у нас вера крепка, что народ более религиозен, чем в других странах. Но где помогающая, деятельная сила церкви? В деревнях пьянство, невежество, сифилис... сыновья священников иногда учат деревню разврату .. с.482.
А.П. Чехов т.17. Умный говорит: "Это ложь, но… исторически освящена, искоренить сразу ее опасно; пусть она существует пока с некоторыми поправками. А гений: "Это ложь, стало быть это не должно существовать" (с.80).
--
Объекты и субъекты в педагогике. Авторитарщики - это ветвь из рода тех, кто представляет ведение подопечных как передвигание шашек на шашечной доске. Уже сосунок отстаивает своё хочу чи не хочу плачем, криком, дёрганьями. Другие ожидания у пришедших властвовать над грудой объектов-пешек в интернатном учреждении: совершенно для них, сих администраторов (и страх как для них НЕ комфортно) обнаруживается что "объекты-пешки" встречают их, сих администраторов, сопроматом непослушаний, криками, дёрганьями. К 1924 году так было в пресловутой Шкиде, см.
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc .
--
http://dspace.pnpu.edu.ua/handle/123456789/5638тут отсылка на
Макаренко в Харькове.pdf
--
До макросоциальных катастроф миллионы детей - в семьях, и они (дети) финансово, и заботно, и организационно нагружают родителей. Траты помощи семьям на это от государства - минимальны. Но вот - макросоциальная катастрофа. Сотни тысяч, а то и миллионы, детей - беспризорные. Ими обязано заниматься государство. И вот "на плечи" и на бюджет государства сваливается непомерное.
--
ZT. Расхожее в советские 1920-е-30-е.
ZT. Нечто, без малейших следов сельского хозяйства, именуют даже не колхозом, а сразу коммуной. Просто в те года любое интернатное, за один лишь факт интернатности, терминологически именовали "коммуной".
ZT. Скажем, у С.М. Ривес и Н.М. Шульман в Одессе 1922 года - "коммуна".
ZT. И пресловутая Шкида пресловутого Викниксора,
ZT. нет, скорее у их (Шкиды и Викниксора) поклонников
ZT. - "коммуна",
ZT. хотя сам Викниксор и его начальство Шкиду коммуной никогда не именовали.
ZT. Но самое смешное, что у до смеха (же) пресловутого питерца из пед. института им. Герцена, у: Игоря Петровича Иванова (1923-92), даже без признаков интернатности, тоже "коммуна"
ZT. (да ещё и им. А.С. Макаренко)
ZT. и "коммунарское" (видите ли) движение.
ZT. Вопрос. Дурацкое увлечение "коммунарским" (видите ли) движением Игоря Петровича Иванова - было количественно повреднее дурацкого увлечения дурацкой Шкидой (
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc )?
ZT. Ответ. Нет. Скажем, у Светланы Сергеевны Невской и у Михаила Викторовича Богуславского: Шкида, де, доказала, что производство a la у А.С. Макаренко - не обязательно.
ZT. Для Макаренковского движения что может быть вреднее дурней типа Светланы Сергеевны Невской (! она ещё и христанутая !) и Михаила Викторовича Богуславского !?
--
Готовить разнузданных волонтёров.
ZT. У А.С. Макаренко обязательным (обязательным!) - прибыльное производство, дающее учреждению дополнительные существенные деньги чтобы иметь возможность проводить для ребят всякое жизненно и педагогически полезное. / Но чтобы это производство затрагивало всех подопечных без исключения в главной задаче: проработке их натур.
ZT. 02 октября 1920 Ленин говорил: ".. Должно все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую ..".
ZT. Это "теоретики" СПОН = "теоретики" соцвоса распространили и на детдом
http://zt1.narod.ru/doc/2y-syezd-SPON-1924.doc. У детдома не хватает денег на еду, на отопление, на одежду и т.д., а ребята, видите ли, по завету Ленина, должны волонтёрить да волонтёрить на внешних потребителей, - бесплатно, за так. По этим ленинцам нужно из ребят готовить не будущих зарабатывателей на семью, а Игоря- Петровиче- Ивановских (1923-92) неуёмных "тимуров из команды", то бишь разнузданных безденежных волонтёров.
--
Из
http://zt1.narod.ru/doc/2y-syezd-SPON-1924.docЛенин - Молодёжь. Изд. "Молодая Гвардия", 1924 г. Речи и статьи В. И. к молодёжи.
[ ZT. РНБ М 16 В-6/7 , М 16 В-6/7а , Л 1-Сб/195-1. Ленин В.И., Речи и статьи о молодежи : [Речи, ст. и выдержки из ст. и речей] / В.И.Ленин (Ульянов); С предисл. и под общ. ред. Л.Б.Каменева. - М. ; Пг : Мол. гвардия, 1923 (обл. 1924). - 78 с. ]
Содержание: Предисловие (Л. Каменев). Об учащейся молодёжи. Программа Р. С.-Д. Р. П. о молодёжи. Против войны. Рабочая молодёжь в Октябрьские дни. Детский труд. Новая школа. Воспитание молодёжи. Приветы Ильича.
"Владимир Ильич не мечтатель, но если он мечтает о чём либо, то именно об этом новом поколении, о рабочей молодёжи, которая будет строить то, ради чего старикам пришлось разрушить. Вот почему так настойчиво зовёт Владимир Ильич рабочую молодёжь к учению, к знанию. Земля завалена навозом и хламом, пролетариат в тяжких условиях очищает её. Рабочей молодёжи на этой очищенной земле придётся строить новое здание,
[ ZT. "На сажень вижу из-под неё коммуны дома вырастают" (Маяковский). ZT. Извержение не чего-то структурно реального, а - поэтические грёзы. ]
, достойное свободного человека. Она [молодёжь] должна запасаться знанием, должна вырабатывать в себе волю и характер для этого великого строительства. Вот приблизительно мысль, лежащая в основе отношения старого вождя к молодым поколениям пролетариев.
Но тов. Ленин менее всего моралист, менее всего верит в силу поучений. Больше всего он верит в силу фактов, в ту науку, которая входит в голову под аккомпанемент молота и винтовки. Раньше, чем молодое поколение рабочих начнёт строить, оно должно пройти и через практическую школу гражданских битв. Энгельский "Скачёк из царства необходимости в царство свободы" - это годы напряжённой, жестокой, беспощадной классовой борьбы, годы войн и революций, неизбежных поражений и предрешённых побед.
Чтобы молодой поколение получило возможность строить, чтобы оно, преображая мир, преобразило и себя, - оно должно уже сегодня влиться в ряды сражающихся.
Так в Ленинских словах, обращённых к пролетарской молодёжи, сливаются сегодняшние её с завтрашними задачами".
(Из предисловия Л. Каменева).
[ ZT. По свидетельству хотя бы песен Вл. Сем. Высоцкого, но и просто реально, десятилетия после 1917-го в такую манию скорее могли впасть масс-уличные российские коты, чем масс-уличная российская молодёжь. ]
--
Из
http://zt1.narod.ru/doc/2y-syezd-SPON-1924.doc (МАТЕРИАЛЫ КО ВТОРОМУ ВСЕРОССИЙСКОМУ ОЪЕЗДУ социально - правовой охраны детей и подростков и детских домов. 26-го Ноября 1924 г.) Розанов Иван Григорьевич 1890-. Специалист. Сельскохозяйственные трудкоммуны. .. Медленный оборот затраченного на производство капитала, необходимость в течение почти целого года дожидаться урожая и результатов своего труда, необходимость систематических и часто громадных усилий и выдержки от работников, необходимость громадной организованности работающего коллектива в течение длительного периода времени, - предъявляет настолько большие требования к работающему на земле коллективу, к его выдержке, спайке и организованности, что только взвесив свои силы, сообразив и рассчитав весь план хозяйства, потребность материальных средств для того, чтобы продержаться до урожая, рассчитав весь план хозяйства, сообразив силы и способности членов работающего коллектива, детей и подростков, можно идти на это. / Это обстоятельство надо особо учесть при работе с неорганизованными подростками и [эти проблемы] могут быть преодолены [чем?] - с самого начала поставленной конкретной и ясной целью, чётким перечислением трудностей, какие ожидают подростка[ков], берущегося[щихся] за это дело. Исполнение календарного плана работы нигде не имеет столь серьёзного и решающего значения, как в сельскохозяйственной коммуне подростков .. (стр.49).
--
http://www.colta.ru/articles/art/1092 (Ноябрь 2013, ряд фотографий из 1930-х гг.) .. Территория коммуны в середине 1930-х была интереснейшим комплексом, который и сегодня дает полное представление о раннесоветском социально-педагогическом эксперименте организации коллективной жизни. .. История, уничтожаемая в эти минуты в Королеве, - вовсе не абстракция. Речь идет о материальном свидетельстве жизни поколения 1920-1930-х годов: о людях, которые построили этот город и создали в нем производство - с учетом того, что коммуна существовала не на государственные деньги, а только на заработанные. Среди коммунаров и воспитателей были известные ученые, музыканты, спортсмены, художники. Дом вполне мог быть завешан мемориальными досками. Сохранения этой памяти не допустила волна репрессий в 1937-1938 годах, уничтожившая большинство коммунаров. Между тем весь комплекс болшевских зданий является несомненным ресурсом привлечения туристов .. хостелы, которые последовательно раскрывали бы не только историю Болшевской трудкоммуны, но и в целом эстетику и концепции новой организации быта 1920-х годов .. В контексте активно развивающегося в мире <красного туризма> и даже отечественных попыток в этом направлении (Ульяновская область) подмосковный Королев имел все шансы занять ведущую позицию. Иностранные туристы, тысячами приезжавшие в 1930-х смотреть этот <комбинат по перевоспитанию>, вполне могли бы вновь вернуться сюда и в большем количестве в наши дни. .. <Не знаю, спасем мы Дом Стройбюро или нет, - пишет Евгений Соседов. - Но знаю точно - этот "разгром" войдет в историю города и Московской области, а имена его участников будут там в одном ряду с теми, кто репрессировал коммунаров в 1930-х годах. Те уничтожали людей, а эти уничтожают последнюю память о них, но методы те же самые>.
ZT. Даже просто сохранение комплексов прошлого, просто поддержания их в нормальном состоянии, требует порядочных денег, а реставрация комплексов, пришедших в ужасное состояние, требует крупных денежных инвестиций. Разрушить пришедшее в ужасное состояние и построить там жилые здания - инвесторы найдутся, ибо продажа квартир быстро вернёт им деньги, с прибылью. В то же время то, что предлагает Евгений Соседов и его товарищи, требует огромных инвестиций, которые может быть и окупятся, но только через 10-15 лет. Таких инвесторов найти ныне невозможно.
--
У меня бесконечно:
1) У А.С. Макаренко обязательным (обязательным!) - прибыльное производство, дающее учреждению дополнительные существенные деньги чтобы иметь возможность проводить для ребят всякое жизненно и педагогически полезное.
2) Но чтобы это производство затрагивало всех подопечных без исключения в главной задаче: проработке их натур
http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc .
Думал как-то: учреждение в стремлении № 1) (см. выше) в части высоких технологий должно стремиться к журавлю в небе, но коль и когда журавлиный уровень не доступен - не отказываться от любой доступной синицы в руках.
Макаренко говорил: будь у меня новый коллектив, я педагогам толковал и толковал бы мои тезисы, а в это же время только бы и думал: на чём нам с ребятами заработать мани-мани.
Нитки? веера? - будем делать нитки, будем делать веера, накопим на более интересное и продвинемся дале.
Но не до такой дали, как это вышло с производством сверлилок и фотоаппаратов в Коммуне им. Дзержинского при Бермане и компани, когда из-за гонки плана смешали день с ночью и порушили учебное, культурное и вообще воспитательную систему АСМ, см. его письмо в авг 1932 М.М. Букшпану т.8 М.1986 .. Только .. школа и книга могут определить наше движение вперед. Завод только часть общей работы над коллективом .. (с.49)
Хочу повторить: учреждение в стремлении № 1) (см. выше) в части высоких технологий должно стремиться к журавлю в небе, но коль и когда журавлиный уровень не доступен - не отказываться от любой доступной синицы в руках.
Нельзя настаивать: только (только!) журавлиное производство воспитывает. Это - догма. Синичное производство тоже воспитывает. Хотя к журавлиному, да, надо стремиться, - с вышеприведённой оговоркой о Бермане Вениамине Соломоновиче и тому подобном.
В конце концов: можно близ школы-предпринимателя в подвале поселить гастарбайтеров, они будут гнать производство рубашек или тортов, школа будет иметь деньги, покупать ребятам всё нужное, возить их в Москву чи в Сочи, но это не будет макаренковским.
--
Дополнения будут.