Из
http://zt1.narod.ru/doc/shkid-uh.doc .
[...]
Анат. Горелов в предисловии к "Последней гимназии"
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc .. В романе тов. Пантелеева и Белых школа выглядит этаким "домом шалунов" .. ZT. Ничего себе "шалуны"! : "Республика Шкид", гл. "Содом и Гоморра", фрагменты с пропусками. - .. Викниксор уехал в Москву на какой-то съезд работников соцвоса .. Случилось ещё - ушли в отпуск лучшие халдеи - Косталмед и Алникпоп. Эланлюм растерялась .. Пошло безудержное воровство. Крали полотенца, одеяла, ботинки .. Как-то пришел к Пантелееву Голый барин .. - Боюсь я, Лёнька, - сказал он. - Наши налёт на "Скороход" готовят, надо сторожа убить... Ей-богу... Мне убивать... Бледнел гимназистик Голенький, рассказывая .. Но Гужбан не остыл. Сделав дело, он принимался за другое. Покончив с ПЕПО, вывез стекла из аптекарского магазина, срезал в школьных уборных фановые свинцовые трубы. Однажды ночью пропали в Шкиде все лампочки электрические - осрамовские, светлановские и ди-визорные - длинные, как снаряды трехдюймового орудия. Зараза распространялась по всей Шкиде. Рынок Покровский, уличные торговки беспатентные трепетали от дерзких мальчишеских налетов. .. Наши налёт на "Скороход" готовят, надо сторожа убить... Ей-богу... Мне убивать... ZT. "шалуны", понимаешь ли!..
ZT. А в РШ есть ещё и сквернейшая глава "Крокодил".
ZT. Упоённые и восторженные воспоминания Г. Белых и Л. Пантелеева (у него и в "Последних халдеях") о том, как они травили и избивали несчастных "халдеев".
ZT. Неизвращенному человеку такие страницы в РШ без чувства глубочайшего возмущения читать невозможно.
ZT. Нельзя забывать, что это было время страшной безработицы. Тогда от безработицы немало людей кончало с собой. В то время должность в Шкиде была многим крайне важна даже для простого выживания. Это именно, как правило, были совершенно несчастные люди, судорожно цеплявшиеся за свои должности в Шкиде и готовые терпеть там любые унижения. Их можно было и их надо было понять и пожалеть. Но в Шкиде бессердечные Иошка, Белых, Пантелеев и Компани этих, по сути, несчастных людей - с хамским азартом травили и избивали...
ZT. Однако миллионы, де (! по всему миру !), пошлых и недалеких читак читали эти вот пакостные и возмутительные страницы РШ (и "Последних халдеев") - с, де, восторгом...
ZT. Сравните это с поведением майора Павла Григорьевича Ольховского (1907-1983) в файле
http://zt1.narod.ru/doc/poverka.doc .
--
До ареста Г. Белых и он и Л. Пантелеев активно публиковались. -
Шифры изданий - переизданий "Республики Шкид" в РНБ до ареста Григория Белых. -
1927 (Садовая) (28/472 )
1928 (Садовая) (48/11 )
1929 Местоположение не определено (50/570-82-86 ) спецхран ?
1930 (Моск. пр.) (59-3/5944 ) / (Садовая) (30-15/204-82-86 )
1931 (Садовая) (31-1/593 )
1932 (Садовая) (32-5/580 )
1933 (Садовая) (33-2/404 )
1934 (Садовая) (34-3/714 )
Из
http://zt1.narod.ru/doc/SHKID-po-Vite.doc [...] (Из Сорока-Росинский В. Н. (SRVN) Педагогические сочинения ..) SRVN > .. Какой успех имела "Республика Шкид" за рубежом. В чрезвычайно короткий срок она была издана во всем мире. По количеству переводов произведений советской литературы на иностранные языки эта книга шла на четвертом месте. [...] ZT. Надо бы как-нибудь это уточнить по иностранным каталогам РНБ и БАН.
---
1960 (Моск. пр.) (60-3/5156 )
(и тьма переизданий после)
---
ZT. И ещё. Белых и Пантелеев в те года в стахановском порядке кропали свои многочисленны разные опусы, и редакции их охотно печатали, платя Белых и Пантелееву гонорары (шифры по РНБ у меня есть на диске). То есть - Г. Белых и Л. Пантелеев в тот период (до ареста Г. Белых) в деньгах просто купались. Но когда Константин Евстафьев оказался в Питере в крайне бедственном материальном положении, он не обратился ни к Викниксору, ни к Белых и Пантелееву, а поехал на Дальний Восток к Павлу Ольховскому. Но не доехал, был там снят с поезда, и в отчаянии покончил с собой... (Эта последняя информация от: ныне живущая в СПБ племянница Павла Григорьевича Ольховского (1907-83) - Ольховская (Карпина) Ольга Анатольевна (15.07.1944-).
[...]
Из
http://zt1.narod.ru/doc/SHKID-po-Vite.doc .
[...]
Из: Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения [Сост. Губко А.Т.] М.: 1991. > [Что же касается помещения школы и ее инвентаря, при всем таком богатстве] - жалкие остатки мастерских, сапожной и столярной. И никакой площадки, пригодной для игр, не говоря уже о спорте. Тесный двор завален дровами, вокруг ни зелени, ни сада. Это было ужасно: не было где развернуться физической энергии ребят, отдохнуть в веселых играх после уроков. И это впоследствии очень тяжело отражалось на всей жизни школы.
ZT. Губоно и подобное готово завести общежитие, скажем, для приезжих учащихся ПТУ, в любом подвернувшемся доме, не понимая, что, скажем, многоэтажный дом лишь с вахтёром внизу - категорически для этого не подходит, ибо всё обязательно (! обязательно !) обернётся кошмаром, см.
http://zt1.narod.ru/obhejit4.htm Кошмар и трагедия общежитий. Тако же точно Губоно и подобное готово завести интернатное в любом подвернувшемся доме-помещении. "Не задерживайте тут, забирайте что дают". И не понимающий основ Викниксор покорно взял для инерната дом № 19 по Петергофскому проспекту, где прежде помещалось частное коммерческое училище, ZT. хотя этот дом исходно во всех отношениях категорически не (!не!) подходил для заведения в нём инерната: даже такие ушлые мастера педагогики как А.С. Макаренко и С.А. Калабалин - не смогли бы там достигнуть нормальных воспитательно-образовательных успехов. А уж Викниксор - тем более. Кстати, этого не понимал, - в
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc , - и Павел Григорьевич Ольховский 1907-1983.
--
ZT. Хотя "Последняя гимназия" Павла Григорьевича Ольховского (1907-1983)
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc текстологически в несколько раз меньше
а) великой поэмы-романа "Лингард и Гертруда" Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827)
(ZT.
http://zt1.narod.ru/doc/Lingard-i-Gertruda-Pestalozzi.doc : самый великий за всю историю социологический роман. Неполная публикация от меня, ZT),
и
б) великой поэмы-романа "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко (1888-1939),
"Педагогическая поэма" А.С. Макаренко,
издание 2003 года.
Часть 1-я.
http://zt1.narod.ru/pp-03-1.htmЧасть 2-я.
http://zt1.narod.ru/pp-03-2.htmЧасть 3-я.
http://zt1.narod.ru/pp-03-3.htm ,
а тем не менее поэма-роман П.Г. Ольховского "Последняя гимназия"
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc по мощности и значимости её содержания соизмерима с вот указанными двумя величайшими произведениями Г.И. Песталоцци и А.С. Макаренко.
Если, скажем, "Лингард и Гертруда", или "Дон Кихот", или "Мёртвые души", или "Тихий Дон", или "Педагогическая поэма" - суть великие поэмы, то и "Последняя гимназия" Павла Григорьевича Ольховского
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc - тоже суть великая поэма.
Не ознакомиться с перечисленными шедеврами, - включая и шедевр от П.Г. Ольховского
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc, - значит быть невежественным в а) литературе, и в б) педагогике.
Из начала файла
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc (про Шкид)
ZT. Роман "Последняя гимназия" Ольховского Павла Григорьевича 1907-1983. .. (ZT. В отличие от перво-ранней моей же, Зиновия Тененбойма, перво-публикации - в этой публикации сжал "почти" "лишь" до: "только" текст романа).
"Последняя гимназия" суть педагогическая
а) широкая и б) мощная АНТИ-поэма (1920-е, энциклопедия разносторонних аспектов неправильностей в ведении детских домов) ..
ZT. В мае 2015-го сверил по бумажному первоисточнику.
Снова.
ZT. "Последняя гимназия" .. Педагогическая
а) широкая и
б) мощная
анти-поэма (1920-е, энциклопедия аспектов неправильностей в ведении детских домов)
(! в том числе и с сарказмами о педологических выкрутасах ! : в частности: Павел Ольховский (найдёте ниже): ".. Вся сложная система дефектологии: все те приёмы, которые измышляются сотнями авторов, публикуются, возводятся в теорию, в принцип, в идею и... забываются, чтобы через день дать место новой куче подобных сочинений .. .. Понимаете вы это, учёные, чёрт вас побери всех, с вашей педологией!..")
---
Ольховского Павла Григорьевича 1907-1983.
ЗА 3-4 ГОДА ДО
а) широкой и
б) мощной
"Педагогической поэмы" Антона Семёновича Макаренко 1888-1939.
ZT. 1) Викниксор потому не принял Юнком, что про себя-то, "именем Достоевского", по сути (да, про себя-то!) на дух не принимал пришедшую после 1917-го большевистскую идеологическую новь. Но в Шкиде были современные газеты и т.д., и некоторые из ребят вполне приняли пост-1917-ую большевистскую идеологическую новь, были ею пропитаны, и это вбивало клин между таковыми шкидовцами-активистами - и Викниксором.
2) В отношении таких как Иошка и Ольховский, Викниксора подвело академическое чванство. Действительно, он, Викниксор, учёный-разучёный, у него, у Викниксора, мудрёные-размудрёные публикации по педагогике. То есть он, Викниксор, ну почти академик! А его, этого самого почти академика Викниксора, такого, то бишь, вот, высокого педагогического теоретика, такого, повторяю, вот, высокого педагогического разучённого, хотят, понимаете, поучать какие-то там сопляки, мальчишки!... Как почти что сказано почти что у Лермонтова: не выносила душа почти что академика Викниксора позора мелочных обид, и восставал он, Викниксор, против Иошки и Ольховского…
3) Самый распространённый у педагогических работников недостаток, это: неврастеническое реагирование на подопечных, как это бывает неврастеническое реагирование на соседей в коммунальной квартире. А.С. Макаренко отстаивал право на эмоции, но: право на эмоции вообще-то не неврастенического, не психопатного человека, тогда как Викниксор, по свидетельству приводимого романа Павла Ольховского, не постоянно, но всё же довольно часто впадал в неврастению и психопадство, отчего в Шкиде, порой или часто, происходили довольно роковые отклонения от нормального педагогического процесса. "В представлении Химика халдеи были породой людей, которая действует всегда противно природе и здравому смыслу". Да, Ольховский в своём романе показывает, что в разных коллизиях общения с тем или иным шкидовцем или группой шкидовцев Викниксор весьма часто совершал такие нелепые = глупые действия, которые Антон Семёнович Макаренко и любой просто здравый человек - никогда бы не совершили.
Read more = читайте там дальше.
Ольховский Павел Григорьевич 1907-1983 Биография
http://viupetra2.3dn.ru/publ/olkhovskij_p_g/13-1-0-1138ZT. Там в частности
вообще расхожее в интернете про "Первую гимназию"
Ольховского (Л. Изд. Прибой 1930) :
> Многие считают произведение конъюнктурным, написанным в момент критики педагогической системы Викниксора (Виктор Николаевич Сорока-Росинский) Крупской и Макаренко.
ZT. Но! -
ZT. До смерти Максима Горького А.С. Макаренко ни слова о Шкиде публично не сказал и не написал, но вот после смерти М. Горького он (Макаренко) в лекции "Художественная литература о воспитании детей" 21.04.1937 и в газете "Правда" 04.07.1937 дважды покритиковал "Республику Шкид". / Гётц Хиллиг. - Макаренко критически отзывался о книге Пантелеева и Белых, а именно в лекции "Художественная литература о воспитании детей" (прочитанной 21.04.1937 в Политехническом музее), а также в статье "Детство и литература" (написанной 06 и 08.05, и опубликованной 05.07.1937 г. в "Правде"). (ZT. Правильней 04.07.1937).
http://tefffi.livejournal.com/176748.html?page=3#comm..
Ищите там моё (zt) против культа Пантелеева, Христа, Корчака и "красота спасёт".
http://zt1.narod.ru/doc/kogda-grohnulasy-Shkid.docZT. К биографии П.Г. Ольховского + Когда грохнулась Шкид.
Из
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc [...] ZT. 1) Викниксор потому не принял Юнком, что про себя-то, "именем Достоевского", по сути (да, про себя-то!) на дух не принимал пришедшую после 1917-го большевистскую идеологическую новь. Но в Шкиде были современные газеты и т.д., и некоторые из ребят вполне приняли пост-1917-ую большевистскую идеологическую новь, были ею пропитаны, и это вбивало клин между таковыми шкидовцами-активистами - и Викниксором.
2) В отношении таких как Иошка и Ольховский, Викниксора подвело академическое чванство. Действительно, он, Викниксор, учёный-разучёный, у него, у Викниксора, мудрёные-размудрёные публикации по педагогике. То есть он, Викниксор, ну почти академик! А его, этого самого почти академика Викниксора, такого, то бишь, вот, высокого педагогического теоретика, такого, повторяю, вот, высокого педагогического разучённого, хотят, понимаете, поучать какие-то там сопляки, мальчишки!... Как почти что сказано почти что у Лермонтова: не выносила душа почти что академика Викниксора позора мелочных обид, и восставал он, Викниксор, против Иошки и Ольховского…
3) Самый распространённый у педагогических работников недостаток, это: неврастеническое реагирование на подопечных, как это бывает неврастеническое реагирование на соседей в коммунальной квартире. А.С. Макаренко отстаивал право на эмоции, но: право на эмоции вообще-то не неврастенического, не психопатного человека, тогда как Викниксор, по свидетельству приводимого романа Павла Ольховского, не постоянно, но всё же довольно часто впадал в неврастению и психопадство, отчего в Шкиде, порой или часто, происходили довольно роковые отклонения от нормального педагогического процесса. "В представлении Химика халдеи были породой людей, которая действует всегда противно природе и здравому смыслу". Да, Ольховский в своём романе показывает, что в разных коллизиях общения с тем или иным шкидовцем или группой шкидовцев Викниксор весьма часто совершал такие нелепые = глупые действия, которые Антон Семёнович Макаренко и любой просто здравый человек - никогда бы не совершили.
См. и
http://zt1.narod.ru/doc/Shkid-prichina-gibili.doc Почему грохнулась Шкид. [...]
--
ДИСКУССИИ О МАКАРЕНКО - МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА Материалы 2-го Марбургского совещания (с 1 по 4 мая 1986 г.) Под редакцией Г. Хиллига и 3. Вайтца. Munchen : Minerva-Publ. 1989. БАН II 22724 […] Д. Данстен В.Н. СОРОКА-РОСИНСКИЙ И ЕГО ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДВОЙНИК ВИКНИКСОР - КАК ОТРАЖЕНИЕ В ПРЯМОМ И КРИВОМ ЗЕРКАЛЕ МАКАРЕНКО (Резюме) У В.Н. Сороки-Росинского ("Викниксора") и его современника А.С. Макаренко имеется странное сходство не только во внешнем виде, но и в биографии. Оба они в первую очередь были педагогами, охотнее всего занимавшимися трудными беспризорными детьми и вступившими в конфликт с официальными педагогическими кругами. Оба они прославились через литературу - Макаренко благодаря своим собственным произведениям, а Сорока-Розинский - через произведения своих бывших учеников, главным образом благодаря "Республике Шкид" Белых и Пантелеева (1927 г.). Эта очень популярная повесть неоднократно была причиной трудностей и даже неприятностей, потому что все принимали вымысел за правду, а директора окруженной романтическим ореолом школы - за реально существующего директора. Так подлинный Викниксор стал в глазах публики своим литературным двойником. Повесть подверглась острой критике - в 1927 г. со стороны Крупской и ее коллег, в 1937 г. со стороны самого Макаренко. Для Макаренко это была картина педагогической несостоятельности. Его анализ сомнителен прежде всего по двум причинам. Если он соответствует повести, Сорока-Росинский в результате этого иногда изображен неверно. Но чаще его анализ очень неточен и пристрастен, так что и двойник-то представляется в излишне дурном свете, не говоря уже о прототипе. Макаренковскую трактовку повести следует отнести на счет его антипатии по отношению к романтике старомодных учреждений и требований времени. Формирование нового советского человека требовало новых критериев и находящих отклик побед. Но Сорока-Росинский был глубоко задет критикой Макаренко, потому что высоко его ценил. К тому же он чувствовал, что находится в похожей профессиональной ситуации. Он утверждал, что Макаренко обладает по сравнению с ним двумя преимуществами: во-первых, он был более одаренным человеком, а во-вторых, у него были более благоприятные условия. По мнению Сороки-Росинского колонисты Макаренко были старше и не были такими трудными подростками, и чтобы выжить, нужно было работать. Напротив, с "педагогическим Олимпом" у них обоих были трудности; не обладай Макаренко литературным талантом, это могло бы обернуться для него трагедией. Полагают, что в изъятой части своих мемуаров Сорока-Росинский защищался от нападок Макаренко и отстаивал право воспитателя идти собственным путем.
> Оба они в первую очередь были педагогами .. вступившими в конфликт с официальными педагогическими кругами. ..
ZT. Это расхожее утверждение в отношении Сорока-Росинского никем и ничем документально не обосновывается. По "Республике Шкид" Белых и Пантелеева, и по
http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc (в интернете есть и иные публикации этого романа) Про Шкид. Про Викниксора. Обличительный роман 2-х выпускников ШКИД, Павла Ольховского и Константина Евстафьева, "Последняя гимназия" Л. 1930, и по выявленным мною, Зиновием Тененбоймом, архивному ( есть так сказать внутри
http://zt1.narod.ru/winrar/shkid.rar ) утверждение, что Сорока-Росинский имел "конфликт с официальными педагогическими кругами" - не соответствует реальной исторической действительности, а просто является расхожим элементом сочинения расхожего (же) мифа (именно мифа) о Шкид и Викниксоре.
ZT. Про Христ, Викник, Пантел.
tefffi 14 апр, 2015 > Писатель Леонид Пантелеев, книгами которого мы зачитывались в нашем детстве .. Я очень ценю честность.. / moyugolok 14 апр, Я прочла Пантелеева в детстве все 8 томов пять раз вдоль и поперек .. / ._madra_ .. Пантелеева с детства люблю ..
--
ZT.
I) "Шкид" была одной из весьма многих соответствующих учреждений соответствующего времени, причём, Шкид в сравнении с другими интернатными учреждениями соответствующего времени была одним из самых неудачных опытов.
После кончины Шкид в 1925 г. 1) два года о Шкиде никто ни черта не знал, 2) два года ею (Шкидой) ни один чёрт не интересовался.
Черти Шкидой не интересовались.
Ангелы Мерки - тоже.
Но Шкиде повезло с рассказчиками о ней. А без них, то бишь, без рассказчиков о Шкиде, реально убогая Шкида уже с 1925 года безусловно подверглась бы полному и окончательному забвению.
II) Секта Иисуса Христа тоже было одной из весьма многих сект соответствующего времени.
Секта Иисуса Христа в сравнении с другими секто-(же)-альными "учреждениями" соответствующего времени тоже, как и Шкид, была одним из самых неудачных соответствующих опытов.
III) Почему же среди десятков, - ежели не больше, - интернатных учреждений соответствующего времени весьма неудачная Шкида оказалась, после учреждений А.С. Макаренко, самой прославленной?
Только потому, что о ней миру рассказали выдающиеся рассказчики.
IV) Почему же среди десятков, - ежели не больше, - секто-(же)-альных "учреждений" соответствующего времени кошмарная секта Иисуса Христа оказалась самой прославленной?
Только потому, что о ней миру рассказали выдающиеся рассказчики.
V) Можно вспомнить и третью аналогию. -
Нет никакого основания считать Сократа бесподобным.
Но о Сократе миру рассказали два выдающихся рассказчика, Ксенофон и Платон, и только это и сделало Сократа бесподобным.
VI) А далее - передаём слово Александру Безыменскому ("Сказка о фее…"): "И личности-то эти (Иисус Христос и Викниксор) небольшие / Но благодаря выдающимся рассказчикам о них / Шум о них на века и десятилетия установился большой…"
Упорные христиане все 2 тыс. лет подряд в отношении великого вождя всех народов Иисуса Иосифовича Христа - Северные Корейцы.
--
Ольховский Павел Григорьевич (1907-1983), Евстафьев Константин. Последняя гимназия. Предисл. Анат. Горелов. Л. ЛАПП ПРИБОЙ 1930.256 РНБ 30.2/440, БАН 1930к/2450. Разящая правда об Шкиде от двух её выпускников. Ищите поисковиками в интернете.
--
Культы Христа и Викниксора, параллель.
В несколько десятилетней схеме создания культа Викниксора и культа его же (этого пресловутого Викниксора) Шкиды мы легко узнаём схему создания культа Иисуса Христа и его же (этого пресловутого Иисуса Христа) секты.
Но если создатели культа Иисуса Христа не лишь замалчивали апокрифы о Христе, но старались тотально физически уничтожать эти апокрифы, то создатели культа Викниксора только лишь замалчивали апокрифическую "Последнюю гимназию" Павла Ольховского и Константина Евстафьева. Из неё:
Школа Достоевского,
Стерва сволочная.
Научит воровать
От родного края...
ZT. И на бумаге, и в интернете бесконечно повторяется о миллионах, де (! по всему миру !), ВОСТОРЖЕННЫХ читателей "Республики Шкид". Странные это читатели! Лично меня в молодости гл. "Содом и Гоморра" в РШ просто шокировала, и я тогда подумал. - "Да это же не педагогическое учреждение, а форменная воровская малина, опасная даже в масштабах всего города Ленинграда!". А в РШ есть ещё и сквернейшая глава "Крокодил", упоённые и восторженные воспоминания Г. Белых и Л. Пантелеева (у последнего и в "Последних халдеях") о том, как они травили и избивали несчастных "халдеев". Неизвращенному человеку без чувства глубочайшего возмущения это читать - невозможно. Но миллионы, де (! по всему миру !), пошлых и недалеких читак читали эти вот пакостные и возмутительные страницы РШ (и "Последних халдеев" Л. Пантелеева) - с, де, восторгом... Высоцкий на это: "Странно, аж жуть!".
--
А.С. МАКАРЕНКО - А.М. ГОРЬКОМУ Харьков, 5 октября 1932 г. Дорогой Алексей Максимович. [...] И ещё одно - мне надоела Украина, ибо я всегда был просто русским человеком, а Москву люблю. [...]
ZT. Из интернета. - Бейлинсон Валентин Григорьевич: .. В 1968 - 1976 гг. .. Киев. .. Работали продуктивно, и всё же в прощальный вечер самые квалифицированные украинские педагоги с негодованием внушали мне: "Макаренко преследовала и погубила Москва; Сухомлинского преследовала и погубила Москва .." ZT. Так сказать: москаляку на гиляку хотя бы за то, что "Москва преследовала и погубила Макаренко". ZT. Это ещё при Брежневе ..
--
Требование . Из : Бейлинсон Валентин Григорьевич .. Понятие “требование”. Оно имеет два значения, два разных смысла. Первый - повеление, выраженное в приказной или командной форме, а также притязание. Второй - норма, правило или свод, даже система норм, требующие строгого выполнения всеми, к кому требование имеет отношение, кто оказывается в сфере действия данной нормы [системы норм]. То есть это - законы жизни каждого и коллектива, это конкретное воплощение равенства всех перед Законом, первая и самая важная гарантия прав личности и коллектива. Макаренко оперирует термином “требование” в том и другом значениях. Когда Макаренко описывает, анализирует конкретную ситуацию, характеризует педагогическую технику, тогда использует “требование” в 1-ом значении. Когда Макаренко строит систему, выявляет ее компоненты, их связи, функции, сферы и формы действия, тогда использует “требование” во 2-ом значении. В истории Устава колонии, Конституции страны ФЭД, в размышлениях об уставах (конституциях) суверенных коллективов Макаренко имеет в виду Требование 2-го значения, смысла. Тут Требование имеет широкое и очень богатое содержание, включающее в себя и накопление коллективом традиций, а также полезных (в юриспруденции “добрых”) обычаев.
По форме “требование-приказ, волевое действие” - разнообразнее, технически многотональнее. На 9/10 оно - дело педагогической техники. Ее основанием в повседневной жизни является требование 2-го значения и смысла. Требование-команда, приказ, напор, сила воли - это необходимый способ становления и существования Требования-закона жизни коллектива. При этом на начальном этапе становления коллектива требование 1-го значения зачастую играет решающую роль. Господство требования-закона устанавливается на высших этапах развития коллектива. ..
--
http://zt1.narod.ru/doc/Kalabalin-na-voyne.doc Семён Афанасьевич Калабалин (1903-1972) во время войны.
http://zt1.narod.ru/doc/Kalabalin-SA-v-UG-05-02-1955.docСемен Афанасьевич Калабалин. "Как же воспитывать коллектив?". Учительская газета 05.02.1955.
--
Владимир Морозов Благодарю! Я её разыскивал в печати, но увы... У этой истории было интересное начало. С.А.вступил в серьёзную полемику с журналистом , а потом они подружились и он редактировал книгу С.А.Калабалина "Бродячее детство" .
ZT. Да, я в курсе, ибо читал "Бродячее детство". Вообще, у восхвалителей "Литературки" насчёт бузы в "Происшествие в 6 классе" есть аналоги среди восторженных восхвалителей (же) пресловутой "Республики Шкид". В частности такие восхвалители : Михаил Викторович Богуславский и Светлана Сергеевна Невская. А.С. Макаренко сильно возмутили восторги А.М. Горького в адрес пресловутой "Республики Шкид". Об этой последней - в моём файле
http://zt1.narod.ru/doc/shkid-uh.doc (там и отсылки). Я, ZT, первым в интернет полностью опубликовал роман-развенчивание Шкид :
http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc Про Шкид. Про Викниксора. Обличительный роман 2х выпускников ШКИД "Последняя гимназия" Л. 1930. ZT. Только потом этот замечательно написанный роман Павла Ольховского и Константина Евстафьева - появился и на других сайтах... (! на иных - с опечатками и пропусками !).
Морозов Владимир Васильевич за Викниксора.
28-04-2015 Владимир Морозов to ZT: Зиновий! Республику Шкид писали воспитанники Сороки-Росинского и ту работу, которую ты разыскал, тоже писали его ученики. Я думаю не стоит выносить вердикт недоверия В.Н. а следует внимательно читать его труды из педагогического наследия. По моему убеждению это выдающаяся личность.
--
Из
http://republicshkid.livejournal.com/885.htmljacob_hunt
Ё-моёёёё! Ну наконец-то я [после и при посредстве меня, ZT] выложил «Последнюю Гимназию» целиком! Читаем здесь:
http://www.respublika-shkid.ru/book/read_last_gymnasy/ 10.03.2014
--
ZT. В
http://zt1.narod.ru/winrar/shkid.rar(ZT. Набор, много файлов по Шкид. Могут быть мною вносимые изменения).
--
http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc (и на других сайтах в интернете, ! на иных - с опечатками и пропусками !)
Ольховский Павел Григорьевич (1907-1983), Евстафьев Константин. Последняя гимназия. Предисл. Анат. Горелов. Л. ЛАПП ПРИБОЙ 1930.256 РНБ 30.2/440, БАН 1930к/2450.
--
ZT. Культы Христа и Викниксора, параллель.
ZT. В несколько десятилетней схеме создания культа Викниксора и культа его же (этого пресловутого Викниксора) Шкиды мы легко узнаём схему создания культа Иисуса Иосифовича Христа и его же (этого пресловутого Иисуса Христа) секты.
ZT. Но если создатели культа Иисуса Иосифовича не лишь замалчивали апокрифы о Христе, но старались тотально физически уничтожать эти апокрифы, то создатели культа Викниксора только лишь замалчивали апокрифическую "Последнюю гимназию" Павла Ольховского и Константина Евстафьева (
http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc , есть и на других сайтах в интернете (! на иных - с опечатками и пропусками !).
ZT. Да, им бы, создателям культа Викниксора и его Шкиды, им бы надо было бы физически уничтожать все экземпляры "Последней гимназии" во всех библиотечных хранилищах в СССР и за границей.
А они этого не делали.
Раззявы!
ZT. Плохо Алексей Максимович Горький, плохо Самуил Яковлевич Маршак, плохо Леонид Пантелеев, плохо Любовь Кабо, плохо вся эта Компания, плохо и сам Викниксор, как один из "тружеников" создания культа самого себя, да, плохо все эти господа учились у хрЮстиан первых нескольких веков этого самого хрЮстианства.
Двоечники!
ZT. Впрочем, может быть ещё и не поздно? - Апокриф "Последняя гимназия" во всех библиотечных хранилищах уничтожить, мои, ZT, соответствующие публикации в интернете хакерски тщательнейше тоже уничтожить, а потом ввести Святую Инквизицию, готовую любого, кто скажет что-нибудь не то о Викниксоре, неукоснительно посылать на костёр...
А затем внедрить государственный гимн: Аве, Викниксор!, Аве Шкида!
--
Превознося, хваля, ликуя .. (Александр Безыменский, "Сказка о фее")
--
ZT. Упорные христиане все 2 тыс. лет подряд в отношении великого вождя всех народов Иисуса Иосифовича Христа - Северные Корейцы.
--
ZT. Упорные поклонники "выдающейся личности - Викниксора" [ © В.В. Морозов ] несколько уж десятилетий подряд, начиная с А.М. Горького, в отношении "великого Сорока-Росинского" - Северные Корейцы.
--
Шкид "выправилась".
Из
http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc"Последняя гимназия" .. Педагогическая широкая и мощная анти-поэма от : Ольховский Павел Григорьевич 1907-1983 за 3-4 года до широкой и мощной "Педагогической поэмы" от : Антон Семёнович Макаренко 1888-1939.(Шкидцы летом за городом, на даче) .. Шкидцев не узнать... Картошка поспела - так они все огороды громят... Или вот случай... Пишем мы "Бунтарь", пишем, скажем, боевые статьи против воровства... Пишет паренёк один, - Касатка, ты его не знаешь... Писал, а потом говорит: "Пойду". - "Куда?" - "На огород, за картошкой... А то поздно будет"... Факт, честное слово... [...] Неделя изгнания из Шкиды и житья на "кирпичиках" сделала Химика ещё более предприимчивым. Вначале он, правда, ограничивался лишь охотой на кур и прочую дичь да набегами на огороды, но потом решил заняться другой, менее полезной, но зато прибыльной деятельностью.
В то время в Павловске пустующие дачи стояли кварталами. Иные совсем развалились, иные сохраняли кой-какие остатки арматуры, замков, вьюшек и прочего. Вот эти-то остаточки Химик и пустил в оборот. Вокруг своего дела он организовал солидное товарищество на паях в составе его самого, Лепешина и Мышки. Труд между собой они поделили так: Лепешин и Мышка делают "дело", Химик ездит и загоняет товар маклакам.
Компания работала тихо, незаметно, без рекламы и объявлений, но скрыть своих следов им не удалось, и о предприятии узнала вся Шкида.
Начался промышленный расцвет. Началась золотая лихорадка.
В шкидской даче воцарились мир и тишина. Не слышалось крамольных речей, бунтари сделались послушными и тихими. Жалобы и угрозы окрестных огородников прекратились. Двор замащивался и перемащивался с быстротой прямо умилительной. Летопись покрывалась пылью. Изолятор пустовал.
- Школа поправляется! - довольно потирая руки, говорил Викниксор халдеям. - Школа становится на верный путь...
Когда же производительность шкидцев повысилась и в город стали отправлять награбленный на дачах товар чуть не грузовиками, тишина и мир в Шкиде сделались прямо, благоговейными...
"Выправились! - решил Викниксор. [...]
- Школа погибала, - говорил он. - Школа разваливалась и превращалась в притон. Да, в притон хулиганов, бузовиков и воришек. Школа, умирала и падала всё ниже и ниже... Но теперь, благодаря правильным и своевременно принятым мерам, благодаря удалению верхушки старших воспитанников, группы коноводов, атаманов, отщепенцев и огрызков, теперь - тут голос его прервался вроде как бы рыданиями - школа начала оздоровляться, пошла вперед... Пошла дальше по пути, пошла кверху. ..
[…] .. Викниксор почувствовал, как то тяжёлое, нехорошее, спасаясь от чего он уехал из Павловска с дачи, всё это вдруг рассеялось вместе со смехом. И сам он словно впервой увидел своих воспитанников, которых даже не представлял людьми, а так - существами, против кого применялась вся сложная система дефектологии: все те приёмы, которые измышляются сотнями авторов, публикуются, возводятся в теорию, в принцип, в идею и... забываются, чтобы через день дать место новой куче подобных сочинений.
--
Неясности с : Ройтенберг.
По комментарию Н.А. Морозовой в: Воспоминания о Макаренко. Л. 1960 (на с.341) воспитанник, выпускник коммуны им. Дзержинского Ройтенберг Ефим Осипович погиб в ВОВ. / Об Е. Ройтенберге есть очерк "Держинец" Г.С. Макаренко-Салько // Советская пед. 1944,5-6 с.19-22. Там и: Е.О. Ройтенберг. Воспоминания об А.С. Макаренко с.16-19. / В А.С. Макаренко т.8 М.1986 на стр. 224 : Ройтенберг Е.И. (Е.И. !) / В А.С. Макаренко т.6 М.1985 перед стр.225 фото : "Врач коммуны Е.И. Ройтенберг (Е.И. !) (1942 г., погиб в Великую отечественную войну).
У меня, ZT: C:\00-zt\00\1-po-makar\bibliografii\библиография по Макаренко.doc . Там в частности: Ройтенберг Е. Замечательное пед.-ое наследство. УГ, 1940, 17 апр. Автор статьи (в течение 6 лет работал (работал !!) в комм. им. Дзрж-к) приводит примеры индивидуального подхода А.С.М. к коммунарам.
В
http://zt1.narod.ru/a-s-mak5.htm лучше смотреть в Mozilla Firefox. см. там Ройтенберг .
ZT. Может были два:
1) воспитанник-коммунар Е.О. Ройтенберг и
2) работник врач Коммуны Е.И. Ройтенберг ?
-------------
ZT. Кстати, в Куряже у Макаренко работал другой врач: Шейнкман Саул Соломонович
Ищите в
http://zt1.narod.ru/sheynkmn.htm : [...]
Гётц Хиллиг и другие макаренковеды мира страх как недооценили свидетельство о колонии им. Горького С.С. Шейнкмана, информационно всё же примыкающее к свидетельству о том же Н.Ф. Остроменцкой...
[...]
--
13 мая в 22:36
Oleksandr Abarinov [Киев]
Друзья!
Я утром сегодня получил невероятный подарок от проф. Андрея Ткаченко!
Он прислал почтой новый труд Гетца Хиллига, и это просто фантастическая глубокая и интереснейшая работа! В эти откровенно трудные времена в Полтаве, в Национальном педагогическом университете им. В Короленко, выходит фолиант, аналог которому вряд ли удастся сыскать в ближайшие несколько лет...
Речь о работе, подводящей итог почти 40 летним исследованиям Марбургской лаборатории - это русскоязычные публикации 1976-2014 годов, которые Хиллиг объединил в одном труде - "В поисках истинного Макаренко".
Я не претендую на роль научного рецензента - скорее, это эмоциональная и не лишённая личного восторга дружеская оценка; однако, как давний соратник Хиллига, могу сказать - лучше, объективнее, искреннее, со скрупулёзным немецким педантизмом и глубоким знанием документального материала, всех (или почти всех) имеющихся архивов планеты, никто и никогда не напишет о Макаренко.
Не берусь судить о востребованности нынче этой огромной работы в мире, но могу точно сказать - всё когда-нибудь будет кстати и востребовано, и всему будет объявлена подлинная цена.
В любом случае - поздравляю Гётца с завершением невероятно сложного, лишённого какой-либо конъюнктуры и политики, великолепного научного труда, и всех макаренковцев - с получением внушительного (777 страниц! - А.) и точного путеводителя по жизни А.С. Макаренко!
То, что воплощено в фундаментальном исследовании, включившем в себя 61 статью - это подвиг исследователя, поставившего себе целью всей своей жизни (он ещё долго и счастливо проживёт, неутомимый наш! -А.) правдиво рассказать миру о замечательном человеке, выдающемся писателе-педагоге.
Дорогой Гётц! Тебе это удалось, 100%!
[ © Oleksandr Abarinov Киев]
--
Дополнения будут.