Посмотрел «Солнечный удар» Никиты Михалкова. Неожиданно хороший фильм, оказался. Хотя, возможно, в этом велика заслуга Ивана Бунина, по двум произведениям которого («Солнечный удар» и «Окаянные дни»; оба не читал) снято кино, но Михалков, как минимум, первоисточник не сильно испортил, поскольку фильм производит цельное и глубокое впечатление.
Вообще, к современному русскому кино (и продюсерскому, так сказать, творчеству непосредственно Михалкова, в частности) отношусь с определённым предубеждением, поэтому в кинотеатры на него хожу редко, если и смотрю, то, в основном, по телевизору. В данном случае мне этот фильм попался на глаза в программе «IVI» (онлайн-кинотеатр), которая у меня была предустановлена на телевизоре. Подумал, что, судя по банеру (или как правильно сказать: афиша?), это лёгкий и приятный фильм для просмотра дома в пятницу вечером. Несколько ошибся…
Итак, о чём фильм? «Солнечный удар» Михалков сплавил из двух историй, где главный герой - один человек, но в разное время - до революции и в гражданскую войну, которые рассказываются параллельно (как бы сравниваются время и люди), но с очень органичными переходами.
И вообще снят фильм очень качественно - это надо отметить. И даже 3-х(!) часовой формат его не испортил, хотя в кинозале я бы устал (дома смотрел в 3 приёма). Хотя, Михалков и не снимает «некачественные» фильмы. Даже если фильм у него получается - говно, но говно это у него в любом случае - качественное.
Кстати, никто не в курсе: на кой чёрт Михалков носит постоянно эти свои квази капитанские фуражки (их у него много разных, в отличии от «официальной легенды» о том, что он её (одну, то есть) выиграл у какого-то там капитана)? Что за дешёвый понт, позёрство?! Хотя... Какая, в общем-то, мне разница?! Дело его...
Но, это я отвлёкся, давайте вернёмся к кино. Что такое «солнечный удар»? Ну, в смысле, вообще… Проще говоря - человек перегрелся. Именно это и случилось с «элитой» и прочими «благородиями» накануне революции в России - они перегрелись. Всё у них было отлично, размеренно и уютно, но аристократы и «хозяева жизни» забыли, что кроме прав и привилегий у них ещё существуют определённые обязанности, которые они забросили и которыми пренебрегали или о которых они не радели должным образом. За что и получили. От того самого народа, с которым они так самонадеянно и опрометчиво не считались…
А в общем, суть ленты, как мне показалось, заключается в сожалении автора (Михалкова? Бунина?) о миллионах погибших в гражданскую войну.
[Короткое отступление]По моему мнению, общество должно развиваться медленно, постепенно эволюционируя и поэтапно (всему своё время) снимая противоречия. Новое накатывает, давит, старое сопротивляется - так было и будет всегда, но борьба эта должна вестись постепенно, без экзальтированного напора. И изменения должны происходить (относительно) медленно, чтобы люди успевали приспосабливаться.
Любое развитие общества и изменения в нём происходят всегда более-менее спокойно, если их инициирует и контролирует власть. Есть власть бездействует, то давление накапливается.
Революция - это всегда резкие насильственные кровавые перемены. С одной стороны, в революции всегда виновата сама власть, потому что происходят революции исключительно по вине власти - по причине её некомпетенции и близорукости. С другой стороны, как бы ни было велико искушение, нужно стараться избегать революций, чтобы не было потом жаль тех рек крови и моря насилия, что они порождают. И чтобы не было жаль того, что мы безвозвратно и нелепо теряем.
Кстати, нужно отметить, что меланхолично вздыхают потом про «потерянную страну» только те, кто в «той стране» мог рассчитывать (по их мнению) на что-то большее, чем теперь. Номинальные выгодоприобретатели от революции по ушедшей эпохе, обычно, не вздыхают.
Но это всё моё вышесказанное про революцию, общество, «элиты» и прочее - это всё подсмысл, достаточно завуалированный, и, кто не хочет думать, его даже не заметит, но увидит только лёгкий, как воздушный шарфик случайной возлюбленной главного героя, фильм с затянутым эротическим сюжетом, куда зачем-то режиссёром ещё вмонтированы какие-то непонятные мрачноватые вставки из времён конца гражданской войны.
Короче, фильм одновременно лёгкий и задумчивый. «Не для средних умов», - сказали бы в моём детстве.