«Средний класс» уверенно вымирает и в ближайшем будущем прекратит своё существование в современном понимании этого термина. Это происходит в рамках глобальной трансформации устройства нашего общества и именно деградация «среднего класса», который долгое время являлся целью и базисом для развития общества в 20 веке, является характерным маркером текущих фундаментальных изменений. С чего я это взял? Сейчас вкратце обрисую ход своих мыслей…
Примечание: сразу отмечу, что начну с очевидной банальности, но в финале будет более свежая идея по поводу всей этой ситуации.
Для начала, постепенное истончение среднего класса - это одно из ключевых следствий вялотекущего глобального экономического кризиса, который никак не может разразиться в полную силу уже более 10 лет. Все попытки «залить кризис деньгами» лишь оттягивают момент часа «Х», когда накопившиеся противоречия в геоэкономике должны будут, наконец, радикально разрешиться.
Вообще, средний класс в том виде, в каком он сегодня существует и понимается (представляется), - это прежде всего люди с типовым потребительским поведением. Для того чтобы они могли реализовать своё потребительское поведение, приблизительно с середины 80-х годов в мире проводилось активное стимулирование спроса за счёт кредитов (читать ещё по теме:
«Инфляция, как двигатель экономики… И ещё несколько крайне занимательных тем для размышления»). Сегодня, например, доля долга среднего американского домохозяйства по отношению к годовому доходу превышает 120%. Притом, что в начале 80-х это отношение было не выше 60-65%. На начало экономического кризиса в 2008 году было уже более 130%, что примерно соответствует долгу Греции и Италии на момент возникновения у них существенных бюджетных проблем. Фактически большая часть американских домохозяйств - это маленькая Греция. К тому же, если считать инфляцию в США честно, то покупательная способность средней заработной платы окажется где-то на уровне 1950-х годов, а доходы домохозяйств - на уровне 1960-х. Разница возникает за счёт роста занятости в семьях: если полвека назад в американской семье в среднем работали 1,1 человека, то сегодня уже примерно полтора. Так вот, если предположить, что экономика опустится на уровень реальных доходов, то даже без учёта падения доходов мы получим уровень жизни начала 1960-х, а его, при сегодняшних требованиях к этой самой жизни, никак нельзя назвать уровнем жизни тех, кого сейчас принято относить к «среднему классу» (прим.: цифры взяты
отсюда, в их точности я не уверен, но по общим субъективным ощущениям согласен).
Таким образом, понятно, что то, что в настоящий момент понимается под «средним классом» - это в первую очередь тип людей с неадекватным для их доходов потреблением. Совершенно точно, что необоснованно завышенные экономические ожидания и накопление долга - это стратегия, которая рано или поздно приведёт к краху. Но крах этот будет не только экономическим…
Значительное уменьшение среднего класса - это настоящая катастрофа для всего современного мироустройства, поскольку кардинально поменяется не только типовое поведение в сфере потребления товаров и услуг, но и типовое потребление политических услуг. Иными словами, исчезновение среднего класса потребует радикального переформатирования всего политического класса, политической культуры и модели. Для современных западных политиков - это серьёзная проблема. Фактически это гарантированный приход к власти политиков совершенно нового типа. Мы знаем, что такого рода процессы на фоне Великой депрессии в начале 1930-х завершились (правда, в Европе) массовым приходом к власти фашистов. Ровно в рамках аналогии в настоящий момент мы видим опять расцвет именно ультранационалистических сил - и в Европе (во Франции, Германии и многих других странах), и в США (тот же Трамп).
Деградация среднего класса, который считался опорой демократии, повлечёт исчезновение либо значительную деформацию и самой демократии, как мы её понимаем в данный момент.
Средний класс - это люди, у которых есть частная собственность. Это небедные люди, и они нуждаются в свободе и демократии как в инструменте защиты своей собственности, чтобы посредством объединения в некие общественные организации (партии) иметь возможность свободно высказывать своё мнение и влиять на принятие решений властью. Кроме того, так как эти люди (среднего класса) имеют крайне разные интересы и взгляды, то им требуется ассортимент из разных относительно крупных партий для того, чтобы они имели бы выбор той, которая более всех других отвечает их взглядам.
Почему именно средний класс больше всех прочих социальных групп и классов заинтересован в современной демократии? Потому что, хотя собственность у них и есть, но они недостаточно богаты, чтобы защищать её полностью самостоятельно. Людям по-настоящему богатым не нужны свобода и демократия: они способны защищать свою собственность самостоятельно, что мы хорошо знаем на примере, допустим, феодального общества. Демократия не нужна и всякого рода чиновникам, потому что она мешает им реализовать свой административный ресурс. Если средний класс критично ослабнет, то эти люди, которые были его представителями, свою собственность защищать уже не смогут. И в этом случае сама свобода и демократия становятся бессмысленными понятиями: богатые защищают себя за счёт собственных ресурсов, а также при помощи чиновников и коррупции, среднего класса нет, а бедным не нужны ни свобода, ни демократия, потому что им нечего защищать и им интереснее «сильное государство», которое, зато, возьмёт на себя обязанность ими управлять и заботиться (инфантильный патернализм).
Девальвация среднего класса в широком понимании этого явления, в том числе согласуется и с
моим видением вероятного будущего. В рамках этой перспективы разделение общества будет постепенно, но неуклонно нарастать. И углубляться оно будет сразу по двум направлениям - будет нарастать разница в качестве получаемого людьми образования (
мир в конце концов поделится на «глупых» и «умных») и в количестве материальных ресурсов (богатые будут богатеть, а бедные беднеть). Последний фактор даст основание для завершения реализации
«концепции золотого миллиарда», а первый не позволит «бедным и глупым» препятствовать этому.
Короче: грядёт трындец…
Причём, если присмотреться, то можно заметить, что всё это мы уже не раз проходили, на самом деле, но только в местечковых национальных границах (богатые богатеют, бедные беднеют, угнетение и противоречия нарастают, пока не достигают критической черты, после чего происходит коллапс), а теперь, ровно в рамках глобализации, всё потихоньку идёт, получается, к более масштабному глобальному большому П…
Вам так не кажется?