30 лет трагедии под Улу-Теляком (часть 2)

Jun 29, 2019 11:16

Первая часть здесь



Точное число погибших в катастрофе так и не смогли установить, так как согласно показаниям свидетелей, были пассажиры, которые ехали «зайцами» и они не были никак учтены. Кроме того, на детей до 5 лет билеты вообще не выписывались, так как они ехали бесплатно, и потому их данные также нигде не учитывались. Всего в 38 вагонах и двух локомотивах, согласно официальным данным, было 1 379 человек - 1 284 пассажира (в том числе 383 ребёнка старше 5 лет) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. После взрыва на месте было обнаружено 258 тел. В больницы с ожогами было доставлено более тысячи человек, из которых 317 в последствии скончались, 623 стали инвалидами. Дальше начинаются разночтения в цифрах, которые, как я понимаю, следуют именно из того, что общее число пассажиров установить так и не удалось: официально считается, что погибло 575 человек, но при этом какое-то количество тел сразу было вывезено техникой, 317 человек скончались в больницах. На третий день, под давлением спешащих замять историю центральных властей, непосредственно на месте трагедии были захоронены безымянными 327 тел, которые совершенно не поддавались опознанию. В итоге на мемориале указано 675 имён, из которых почти 200 - дети...

Больше всего детей оказалось в двух последних вагонах, прицепленных к одному из злосчастных поездов в Челябинске, где среди прочих ехали выпускники челябинской школы № 107 в Краснодар на сбор черешни (по другой информации в Молдавию, 17 лет всем было) и молодёжная хоккейная команда спортивного клуба «Трактор» (мальчики 15-16 лет).

Последние вагоны обоих поездов пострадали больше всего, так как некоторое время после возгорания составы ещё продолжали по инерции двигаться, выезжая в противоположные стороны из огненного облака, и только после повторного - самого мощного взрыва, хвостовые вагоны, оказавшиеся в самом эпицентре, разметало.

Из хоккеистов, двукратных чемпионов страны, из десяти парней четверых вообще не нашли, один умер в больнице, и только один выжил и даже продолжил играть в хоккей. Из 54 школьников, ехавших на сбор черешни, почти половину не нашли, выжили только 9, все сопровождавшие их учителя погибли…



Вспоминают родственники и очевидцы

Рассказывает Тамара Б.:

«Мой родной дядя - Киртава Резо Ражденович, 19 лет, после учебки ехал в другую воинскую часть. В ту ночь он вытащил из горящего поезда больше 10 детей, ехавших из лагеря. Получил ожоги, несовместимые с жизнью (80%), ожоги были получены как раз во время спасения детей. Скончался на четвёртый день после катастрофы. Посмертно награждён… В его честь была названа улица в селе, где он родился и вырос: село Леселидзе (Кингисепп), Абхазская АССР, Грузия».

Рассказывает Галина Д.:

«У моей сотрудницы в этой катастрофе погибли родственники: жена и двое сыновей брата, - делится историей Галина Д. - Брат был военным, поэтому в поисках семьи у него была возможность облететь место катастрофы на вертолёте. То, что он увидел, повергло его в шок. К несчастью, его родные ехали в одном из последних вагонов, тех самых, что попали в эпицентр взрыва. Всё, что осталось от самого вагона - колесная платформа, всё сгорело дотла. Своих любимых и дорогих жену и детей он так и не нашёл, в гробах хоронили землю с прахом».

Вспоминает Салават Абдулин, отец погибшей старшеклассницы:

«На вокзале нам говорили, что последние вагоны, в которых ехали наши дети, не пострадали. Кто-то сказал, что звонил преподаватель Тулупов, который поехал с ними, сказал, что всё в порядке. Нас просто успокаивали. В шесть вечера спецпоездом мы поехали в Ашу, из Аши - в Уфу. В списках живых дочери не было. Три дня мы искали в больницах. Никаких следов. Нашёл на пепелище её заколку для волос, которую сам отремонтировал перед поездкой, её рубашку… Потом пошли с женой по холодильникам… Была там одна девочка. По возрасту похожа на мою дочь. Головы не было, только два зуба снизу торчали. Чёрная, как сковородка. Думал, по ногам узнаю, она у меня танцевала, балерина была, но ног не было по самое туловище. А телом похожа была. Я потом корил себя, можно было и по группе крови узнать, и по ключице (она в детстве ломала). В том состоянии до меня это не дошло. А может, это она была… Неопознанных «фрагментов» людей осталось очень много…»

Вспоминает Владимир Б.:

«Мой друг Андрей Долгачёв попал в этот «ад», когда ехал из армии домой в город Новоаннинский Волгоградской области, поезд № 211, вагон 9. Вагон не опрокинуло, но выгорел он полностью. В ту ночь Андрей вытащил из вагона обгоревшую беременную женщину, судьба её мне неизвестна. Ожогов у него было не очень много (около 28%), правда, глубокие. Скончался Андрей через 2 недели после катастрофы в Свердловском ожоговом центре. Ему было 18 лет. Хоронили всем городом. Вечная память всем, кто там погиб!»

Вспоминает Дмитрий Г.:

«Был там. Из уфимской «учебки» ВВС на Карла Маркса. Подъём по тревоге утром, сухпай и на «Икарусах» на место. Погибших собирали, рукавиц не хватало, рвали тряпьё какое-то, обматывали руки. Носилок не помню, носили на плащ-палатках, так и укладывали вместе с ними. Пожары потом тушили ещё поодаль, где лес тлел. Горбачёв прилетал, Язов, вертушки перед их прибытием летали, нас в оцепление ставили вокруг их совещательной палатки. Были не только наши, другие солдаты, железнодорожники вроде или стройбатовцы… Курсанты ещё, не помню, откуда именно».

Вспоминает Евгения М.:

«Мне было 8 лет, отдыхали у родственников в Иглино. Моя тётка работала в больнице медсестрой, за ней утром прибежала коллега, вызывали весь медперсонал. Днём вышли на улицу - в небе стоял гул от вертолётов, было страшно. Отправились компанией детей к больнице. До сих пор в памяти осталась картина - от «скорой» несут маленькую девочку, лет трёх, она плачет, на ней нет одежды и всё тело - сплошной ожог… Это было ужасно».



Были и счастливчики

Почти всегда после больших катастроф на транспорте находятся люди, которых случай уберёг от гибели - опоздали, решили сдать билеты. Похожую историю рассказала Юлия М. из Челябинской области, на момент Ашинской трагедии она была совсем маленькой.

«Эта катастрофа произошла на мой день рождения, мне должно было исполниться 3 года, и родители решили сделать мне подарок - поездку к бабушке. Так как росла я в военном городке ДОСе (город Чебаркуль), то отправиться мы должны были с этой станции. Билеты каждый год брали непосредственно за несколько часов до поезда (такие были обстоятельства), и всегда благополучно. А в этот раз получилось следующее: папа периодически бегал к кассе узнать про билеты, ему кассирша говорила каждый раз, мол, не беспокойтесь, за пять часов до прибытия будут вам билеты. Ближе к тому времени папа опять подходит узнать, а ему говорят: через час приходите. Я, мама и папа весь день проторчали на вокзале. Старший брат уже был у бабушки (ехать хотели в Тамбов). В итоге по прибытию поезда кассирша говорит: не получается с билетами, но будут завтра. Папа с ней разругался, мама и папа на нервах сами между собой переругались, я плачу… А так как транспорт уже не ходил, мы пошли с чемоданами через лес нервные и расстроенные домой. А утром узнали, что произошла такая трагедия… Так что мой день рождения двойной и в одно и то же число».

Были и курьезные случаи.
- Утром в сельсовет пришел мужчина с новосибирского поезда, с портфелем, в костюме, в галстуке - ни одной царапинки, - рассказывал участковый Анатолий Безруков. - А как выбрался из вспыхнувшего поезда - не помнит. Ночь в лесу в беспамятстве проплутал.

Являлись отставшие от поезда и в штабы.
- Ищете меня? - поинтересовался парень, заглянувший в скорбное место на железнодорожном вокзале.
- Зачем нам вас искать? - удивились там, но заученно заглянули в списки.
- Есть! - обрадовался молодой человек, найдя свою фамилию в столбике пропавших без вести.
Александр Кузнецов загулял за несколько часов до трагедии. Вышел на станции пива попить, а как ушёл злополучный поезд не помнит. Провёл на полустанке сутки, и лишь отрезвев, узнал о случившемся. Добрался до Уфы - сообщить, что живой. Мама юноши в это время методично обходила морги, мечтая найти хоть что-то от сыночка, чтобы похоронить. Домой мать и сын уехали вместе…



Катастрофа: что произошло

Как уже говорилось в первой части поста, в результате утечки из трубопровода, газовая смесь, будучи тяжелее воздуха, стала постепенно скапливаться в лощине. В условиях жаркой и безветренной погоды, именно в последние пару дней концентрация газа значительно выросла. При этом, специалисты пришли к выводу, что проходившие поочередно грузовые и пассажирские составы мощным потоком набегающего перед ними воздуха прокладывали своеобразный безопасный «коридор» для себя, и беда отодвигалась. Вероятнее всего, и в этот раз всё обошлось бы, так как поезда «Новосибирск - Адлер» и «Адлер - Новосибирск» согласно железнодорожному расписанию не должны были встретиться на данном участке… Но встретились, расталкиваемые взрывоопасные газы перемешались и… произошла трагедия. В которой одновременно смешались вина и халатность огромного количества людей, разбавленные невероятно трагичным стечением ряда обстоятельств.



Расследование, поиск виновных

Шесть лет продолжалось следствие, которое вело Прокуратура СССР. С самого начала следствие вышло на очень важные персоны: на руководителей отраслевого проектного института, утвердивших проект с грубейшими немыслимыми нарушениями норм и правил строительства и безопасности; на заместителя нефтяной промышленности СССР, который своим указанием ради экономии средств отменил телеметрию (приборы, которые контролируют работу всей магистрали), отменил регулярные облёты на вертолёте и упразднил должность обходчика, оставив трубопровод фактически без всякого надзора… Но спустя 6 лет на скамье подсудимых оказались совсем другие лица.

По существу, 80-томное уголовное дело было сведено к противостоянию двух могущественных организаций - «Миннефтегазстроя» и «Союзнефтегазпереработки»: строители пытались обвинить эксплуатационщиков в различных несанкционированных земляных работах, и таким образом свалить вину на них. Но истина всё же выяснилась.

Возле трубопровода находилась деревня Средний Казаяк, но так как она находилась в опасной близости от газопровода, то её жителей должны были переселить. Однако, исполнено решение не было. Вместо этого посчитали более целесообразным построить обвод вокруг деревни, и как раз именно во время строительства этого обвода, в одном из мест соединения старой и новой трубы, трубопровод получил серьёзные механические повреждения во время проведения земляных работ, которые в дальнейшем не были надлежащим образом устранены. Кроме того, не была проведена соответствующая надлежащая проверка сварочных и изоляционных работ. Всё это в совокупности привело в итоге к трагедии (прим.: версия диверсии не нашла своего подтверждения; версия разрушения стенок трубопровода под воздействием «блуждающих токов» также была отвергнута следствием на фоне обнаруженных грубых нарушений правил и технологий при производстве строительных работ).

Таким образом в 1995 году на скамье подсудимых оказались: прораб Фануз Кашапов и инженер Рамиль Уразин из ПМК-1, не осуществившие должный контроль земельных и сварочно-монтажных работ; начальник участка СМУ-1 Игорь Калачёв, не осуществивший должного контроля при проведении изоляционных работ; начальник смены эксплуатационной службы Александр Макаров, не проверивший должным образом сделанные работы - все они были обвинены по ч. 2 ст. 215 УК РСФСР (нарушение правил про производстве строительных работ, повлекшее гибель людей; санкция: до пяти лет лишения свободы); начальник стройуправления треста «Нефтепроводмонтаж» Виктор Курочкин и начальник линейной инженерно-технологической службы Александр Курбатов, которые не проконтролировали действия своих подчинённых и не провели испытательно-проверочные работы на прочность - им было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 215 УК РСФСР и по ст. 172 УК РСФСР (халатность). Последние двое были приговорены к 2 годам колонии поселения (для понимания: столько примерно суд даёт за причинение смерти по неосторожности одному человеку при ДТП, например). Все остальные ранее перечисленные получили 2 года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на год и тут же были судом амнистированы. Ещё один персонаж - замначальника ВПО «Союзнефтегазпереработка» Александр Смирнов, подписавший итоговый акт госприёмки объекта, вообще в зале суда не оказался, так как его уголовное дело было прекращено по амнистии в процессе следствия… Вот такой благодушной оказалась Фемида в реалиях новой России. Хотя не факт, что при уцелевшем СССР было бы иначе.



Итоги

Многих участников спасательной операции, врачей «Скорой помощи» наградили орденами «Дружбы народов».

После трагедии пассажирские вагоны стали делать из других, менее горючих и более жаро- и огнестойких материалов.

Злополучный трубопровод был закрыт и больше не эксплуатировался.

В Уфе в 18-й городской больнице появилась специальная «Кафедра скорой помощи и медицины катастроф» с курсом термической травмы.

Рядом с местом трагедии сооружён восьмиметровый мемориал. На гранитной плите выбиты имена 575 жертв (или 675?). Здесь ж, покоятся 327 урн с прахом. Вокруг мемориала за прошедшие годы выросли сосны - на месте прежних, сгоревших. Кроме того, здесь теперь оборудован специальный остановочный пункт - «Платформа 1710 километр».







#катастрофаУлуТеляк #трагедияУлуТеляк #поездНовосибирскАдлер #ждкатастрофа #катастрофаАша #трагедияАша

#ждкатастрофа, трагедия, Башкортостан, #поездНовосибирскАдлер, Россия, #трагедияАша, Башкирия, катастрофа, пожар, #трагедияУлуТеляк, #катастрофаУлуТеляк, жертвы, #катастрофаАша

Previous post Next post
Up