Буду краток и не стану делать теоретические выкладки основ радиолокации и применения радиоволн в военных целях.
Определимся с условиями применения ЗРК, сложившимися 17.07.2014.
Скорость цели - постоянная. Размер цели, Боинг - 777: 77 м длина, размах крыла 60 м и высота 18 м, вес до 640 тонн. Довольно большая и хорошая мишень для учебно-показательных стрельб.
Для сравнения Ил - 76Д: 46 м длина, размах крыла 50 м, высота 14 м, вес 130 тонн.
Сравнивая два борта, можно прийти к выводу, что при визуальном наблюдении, даже с помощью бинокля обе цели на высоте 10 000 м будут выглядеть практически одинаково. Но опытный зенитчик, прошедший военное училище практически знает несколько десятков силуэтов авиационной техники наизусть, не говоря об отличительных особенностях различных моделей самолетов и войсково-технического назначения, а также вероятную принадлежность к ВВС того или иного государства.
Таким образом, зенитчик определил бы, что это не четырех двигательный ИЛ 76 с хорошо видимым инверсионным следом, а «иномарка» с двумя массивными двигательными гандолами.
Как правило, все военные и гражданские суда оборудованы радиолокаторами активного действия, т.н. система «свой-чужой», в автоматическом режиме генерирующая сигнал определенной силы, частоты и конфигурации при импульсном или постоянном облучении наземного радиолокатора при захвате цели или сопровождении ее.
Непременным условием остается и то, что активная система радиолокатора «цели» гражданского самолета выдает дополнительный частотный сигнал, указывающий на мирный, гражданский тип борта.
Так же понятно, что по маршруту следования борта рейса МН 017 расположены различные радиолокаторы, как гражданские, диспетчеров наземного управления воздушным движением и радиолокаторы средств ПВО вооруженных сил, находящиеся на постоянном боевом дежурстве и/или выполняющие свои определенные задачи.
И практически о всех этих источниках радиолокационного облучения экипаж, а штурман в особенности, прекрасно знали.
Перейдем к моделированию ситуации поражения цели и опровергнем некоторые утверждения, прозвучавшие из уст экспертов и специалистов.
1. При получении радиолокаторного облучения активная система на борту самолета моментально включится и пошлет в ответ радиосигнал «Я свой и гражданский!» Так среагирует система на знакомый радиолокатор.
2. Если же не знакомый радиолокатор произвел захват и совершает сопровождение цели, система сообщит штурману об этом, а штурман далее диспетчеру наземной службы, в зоне ответственности которого находится борт и командиру корабля. А т.к. все фиксируется системами бортовых самописцев и регистраторов об этом мир узнает чуть позже, но с уверенностью могу сказать, что не знакомого сигнала зафиксировано не было. Или была зафиксирована кратковременная помеха на фоне более мощного и устойчивого знакомого сигнала, скорее всего было так.
3. Ни для кого не является секретом, что самая мощная система ПВО РФ всегда на боевом дежурстве и мощнейший авиационный центр авиации ПВО Миллерово в РФ имеет на боевом дежурстве минимум ЗРС ПВО С - 400 «Триумф». Цель попадает в мощный постоянный луч «знакомого» радиолокатора, что является вполне нормальным событием для экипажа Боинга. Реакции ни какой.
4. В этот момент на фоне локатора сигнала С-400 кратковременно возникает радиопомеха, напоминающая затухание-возбуждение радиоволны в одной или нескольких параметрах, на которую и экипаж и приборы не особо обращают внимания. А эта помеха и есть работа ЗРК «БУК -1М», его импульсного локатора. А ЗРС С - 400 выполнял т.н. «подсветку цели». Так на боевых стрельбах более сильный и опытный экипаж ПУ помогает более молодым и менее опытным бойцам справиться с боевой задачей и не подвести все подразделение по итоговой оценке стрельб.
5. Таким образом, абсолютно не опытному экипажу БУКа была оказана помощь в подсветке цели, сопровождении цели, и если хотите, то даже руководство, что нажимать и когда. (!!!).
6. Наконец пуск ракеты БУКа был произведен, но …. Помните, в докладе генерал-лейтенанта Картаполова прозвучала убедительная фраза о самолете украинских ВВС Су-25, который забрался на 10 000 м, при допустимых 7000, и пилот превозмогая кислородное голодание, без кислородного баллона, рискуя сорваться в штопор, практически на «кобре» прицельно поражает ракетой воздух-земля огромный Боинг!?
Просто это говорит, что Картаполов не есть ПВОшник, он чистый мотострелок в жизни и долгой службе! А тем более не авиатор! Ну, а как прикажете он мог объяснить довольно большую цель возле правого борта Боинга, которую зафиксировали радиоолкаторы наземных служб Ростова, Стврополя? Значит, самолет! Украинский!
7. А теперь вернемся, туда, где мы сказали НО. (п.6). Старшие ребята очень рьяно оказывали помощь своим «братьям-террористам», и видно задача все таки была цель поразить, что дали пуск ракеты 9М96Е2, весом около 2-х тонн и боезарядом в 330 кг. Но БУК и был ближе, и угол атаки проще, да и ракета пошустрее, всего то около 700 кг. !
8. Боинг и экипаж, скажу вам честно не успел что либо сообразить. На фоне постоянной подсветки, локатор наведения буковской ракеты наверное если и услышали, то только приборы. Поражение было прямо в кабину пилотов. Это и определило, что Боинг даже на экране локатора диспетчеров клюнул носом и стал резко терять высоту. БУК свою работу сделал, но ее еще не было видно 1-1,5 секунды.
9. И вот тут подошла ракета 9М96Е2 ЗРС С - 400. Мощная и смертельная. Подошла с правого борта Боинга и шрапнелью поразила цель. То, что одна ракета не может поразить цель два раза с разных ракурсов - не буду объяснять. Долго. Зоной поражения был нос корабля и правый борт до крыла. Мои утверждения подтвердит летно-техническая экспертиза. Но позже.
10. Но это был не финал. Ясно, что был шок у всех, особенно кто стрелял. Но следы заметали все участники террористического акта.
БУК - 1М был срочно эвакуирован вместе с тупым экипажем туда, откуда прибыл, ракету ЗРС С - 400 заменили новой.
А непонятные и странные действия объяснить могу тем, что и понятно, искали и уничтожали остатки ракеты 9М96Е2, а так же тела, которые поразил заряд этой ракеты, т.к. наполнение по сравнению с БУКовской очень разнится. Именно поэтому так тянули, не допуская к месту крушения спецов ОБСЕ.