Где можно фотографировать и где нельзя, или как я прокуратуру ходил

Feb 16, 2012 10:00

Оригинал взят у alxr_gol в Где можно фотографировать и где нельзя, или как я прокуратуру ходил
Вчерашний день сподвиг меня написать этот пост. Вызвали тут меня на днях в прокуратуру, конкретно по нашему походу в Самбери на Батуевсую ветку и в Самбери на Шкотова


Вопрос был один - разбор полётов, что и как происходило, кто виноват и что делать)



В кабинете оказался один телефон на четыре стола, про интернет конечно же говорить смысла нет, но я прихватил с собой планшет и прямо глядя на свои посты давал разъяснение по той или иной ситуации. Более того, я принёс несколько распечаток, ответ с прокуратуры по другому городу и т.д Помощник прокурора сперва не понимала, что можно снимать в магазине, я объяснял про сам запрет абсурда и про то, что снимать можно всё что угодно, например вот эти сосиски, на которых не указан срок годности


Аргумент про сосиски сработал, женщина возмутилась, что на них и вправду ничего не видать!

- А зачем вы тогда снимали охранников?
- Ну так они стали загораживать нам объективы рукой и вообще мало ли что, так хоть доказательства будут!

В общем все аргументы сводятся к тому, что у них там частная собственность. Сначала немного теории:

В общем случае ответ на этот вопрос выглядит так: снимать можно почти все, что может попасть в объектив вашего фотоаппарата (далее под «фотоаппаратом» будет пониматься и видеокамера, если прямо не указано иное).

Право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации“:

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации

В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом.

Это - базовые нормативные акты о сборе информации.

Теперь по поводу коммерчесской тайны:

Согласно закону «О коммерческой тайне» (ст. 3), к ней может быть причислена информация, «которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны».

То есть, для того, чтобы какая-то информация стала «тайной», к ней нужно прежде всего ограничить доступ. Предметы, находящиеся в общественном месте, ею быть не могут по определению.

Кроме этого, для ввода «режима коммерческой тайны» необходимо выполнить некоторые формальности, прежде всего - принять меры по охране конфиденциальности информации, описанные в ст. 10 закона:

1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна“ с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

2. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.

Таким образом, уже при отсутствии на носителе информации надписи «коммерческая тайна» можно говорить о несоблюдении соответствующего режима. Короче говоря, запрет на съемку со ссылкой на закон о КТ не выдерживает элементарной критики.

То есть, нас всех покупателей надо переписать, выдать разрешение на доступ к коммеческой тайне, а ещё им надо ВСЕ свои продукты переписать и официально оформить их как коммерческую тайну.

Ещё одно заблуждение - частная собственность

Обычно на «право собственника“ ссылаются тогда, когда необходимо обосновать запрет съемки на территории магазинов, кафе, и тому подобных организаций. При этом в качестве обоснования часто приводится статья 209 Гражданского кодекса, повествующая о содержании права собственности:

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Ссылающийся совершает фундаментальную ошибку, причисляя сбор информации об имуществе к «пользованию» или «распоряжению» этим имуществом. Продолжая подобный ход мыслей, можно объявить «пользованием» вообще любой сбор информации, включая пристальное рассматривание.

То есть когда мы фотографируем полку магазина, то "мы пользуемся" этим имуществом, что конечно же бред.

Раньше «информация» была включена, отдельно от «вещей», в список «объектов гражданских прав» из статьи 128 ГК. Однако, со вступлением в действие четвертой части Гражданского кодекса она была оттуда исключена. Таким образом, сейчас гражданское законодательство вообще не регулирует распространение информации, за исключением тех ее видов, которые отнесены к «интеллектуальной собственности».

В Гражданском кодексе есть только одна статья, охраняющая изображение само по себе - это ст. 152.1, «Охрана изображения гражданина». Но охрану «изображения собственности гражданина» закон не предусматривает.

К тому же, как мы помним, ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральными законами. Понятие «доступа» включает в себя не только «получение информации», но и «возможность ее использования». Таким образом, любое ограничение такой возможности тоже должно устанавливаться в законе. Запрещая обрабатывать информацию о своей вещи, собственник нарушает, в том числе, и статью 209 ГК, поскольку его действия нарушают «права и охраняемые законом интересы других лиц».

Если же речь идет об организациях, оказывающих услуги, то на них распространяется закон «О защите прав потребителей“. Его восьмой статьей закреплена обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товарах. То, как покупатель будет предоставленную информацию обрататывать, и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается.

Как раз про сосиски тут я и рассказал.

Кроме этого, статьей 16 данного закона закрепляется недействительность подобных условий договора:

1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Правовые акты в этой области, в соответствии со ст. 1 ЗоЗПП, принимает Правительство. Поэтому любые ограничения прав потребителей должны содержаться в актах, принятых им. Магазин или иное заведение не может их вводить самостоятельно. А поскольку «потребителем» считается гржданин, не только приобретающий что-то, но и «имеющий намерение» это сделать, то ЗоЗПП действует уже с того момента, когда он только вошел в магазин с этим намерением.

Наиболее популярным документом в этой области являются «Правила продажи отдельных видов товаров», в которых подобных запретов не содержится. Не исключено, что они есть в других нормативных актах Правительства, регулирующих какие-то другие услуги, но автору данного сборника ничего о них не известно.

Пункт, позволяющий хоть как-то обосновать запрет на съемку, содержится только в "Правилах оказания услуг общественного питания":

5. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

Однако, ограничение на сбор информации противоречит Конституции и закону «Об информации…»

Любые запреты на фото - и видеосъемку могут вводиться только тогда, когда она перерастает в «нарушение общественного порядка» и начинает мешать другим посетителям.

И то в этом случае надо сначала доказать, что мы нарушали общественный порядок. Для этого администрация вызывает обычно полицию, но так как мы ничего естественно не нарушали, полиция нас не задерживает.

Резюмируя вышесказанное добавлю, что мы везде и всегда требовали правовое основание запрета фотосъёмки, а именно бумагу на которой официально этот запрет указан, кем и когда подписан. Но на практике, такой бумаги ни разу не видели.

В общём ждём адекватного и благоприятного для нас ответа из прокуратуры)




Я Вконтакте
Я в Facebook

 Google+

съёмка, фото

Previous post Next post
Up