Сразу говорю, что это не рецензия, а то мне тут уже сулят, что мне в критику нельзя) Просто я под огромным впечатлением. А суть этого поста в вопросе.
Джоанна (Кира Найтли) небрежно заправляет майку в свободные брюки, сверху набрасывает черный кардиган, на лице ни грамма косметики, а волосы собраны в хвост на затылке. Не обращает внимание на комичного Майкла (Сэм Уорингтон), который ходит по квартире в "семейниках" и в рубашке в поисках чего-то важного (как оказывается позже, - искал он брюки). На ходу Джоанна выключает свет в квартире, Майкл подхватывает бутылку вина, набрасывая на плечи пальто. Выглядят они вполне типичной и, вроде бы, счастливой семейной парой, заботятся друг о друге, подшучивают. У них масса общих друзей и знакомых. И не было между ними еще ни одной серьезной ссоры со свадьбы (а женаты они уже 3 года, хотя, в юности уже встречались).
И все бы ничего, но подвыпивший (а может, наоборот, слишком трезвый) взгляд Джоанны замечает, что новая сотрудница ее мужа Лаура (Ева Мендес) - мало того, что очень фигуристая и загорелая, так еще и смотрит как-то платонически на Майкла, впрочем, это не безответно. Жена, не долго думая, устраивает мужу сцену ревности, допрашивая, было ли у них уже что-нибудь, а если нет, - то хотел бы он этого. Естественно, негодующий Майкл начинает оправдываться (ведь действительно ничего не было), клянется жене в любви, посреди ночи готовит ей свое фирменное блюдо, и они, кажется, отвлекаются от произошедшего. Но вся суть в том, что через несколько часов ему нужно вылетать на сутки в Филадельфию на деловые переговоры, а без Лауры ему там обойтись нельзя.
А тут, как по заказу, объявляется с утра-пораньше, когда Джо выходит из дома в растянутых на коленках штанах, ее экс-бойфренд Алекс (Гийом Кане). У них когда-то случился бурный, но незаконченный роман, пока она была в ссоре с Майклом. Тут-то эта незаконченность и вылезла боком.
Вы не подумайте, я так небрежно все описываю не потому, что фильм мне не понравился. Я от картины в восторге (уже была два раза на нем), просто оттягиваю описание собственных переживаний от увиденного, ибо этот фильм просто необыкновенный.
Дальше все развивается отнюдь не банально: даже не думайте предугадывать шаги героев, потому, что все их действия продуманы режиссером (Мэсси Таджедин) настолько, чтобы ввести вас в заблуждение и подогреть интригу.
Лаура откровенно, но как-то ненавязчиво постепенно соблазняет Майкла, который твердит ей, что любит жену и что будет чувствовать себя последним идиотом, если изменит ей. А Лаура, между прочим, отличный психолог и видит его насквозь. У нее самой судьба сложилась очень нелегко. И на протяжении картины она раскрывается не только как искусная соблазнительница, но и как чувствующая, нуждающаяся в тепле и любви, женщина, которая очень одинока. Ну, а Майкл, как бы не сопротивлялся, как бы не смущался плавать с ней в бассейне, становится побежденным искушением и отдается ему с головой.
У Джоанны с Алексом все иначе: она надевает свое лучшее платье, укладывает волосы перед встречей с ним; они сначала вспоминают прошлое, потом начинают рассуждать на тему, почему у них так ничего и не вышло, а после признаются друг другу в любви. Причем Джо говорит, что любит и его и мужа, но ей нравится, что можно быть верной и преданной, хотя почти каждый день, вот уже на протяжении нескольких лет она всегда думает об Алексе, хочет позвонить ему, написать, но понимает, что пути их давно разошлись. А он, в свою очередь, готов быть с ней здесь и сейчас. И так они трепетно обнимаются, так сдержанно друг друга целуют, остро ощущая рамки, которые нельзя переступать, что переживаешь вместе с ними и сочувствуешь.
Очень подкупает сама идея съемки: невозможно не обратить внимания на детали, на мелочи, которые и создают атмосферу напряженности. Герои мимикой, жестами, словами настолько передают все то внутреннее и, казалось бы, недосягаемое, что хочется как-нибудь помочь им избежать той душевной трагедии, которая ожидает каждого из них.
В конце концов, Майкл просыпается утром и мучается. Находит записку, оставленную ему женой в кармане костюма о том, что она ему доверяет и просит прощения за то, что могла в нем усомниться. Он бросает важную деловую встречу, не объясняясь с Лаурой, и уезжает домой.
А Джоанна, проведя ночь с Алексом, но так и не переступив ту тонкую грань, чтобы еще больше не взволновать настоящие чувства, горько прощается со своим старым знакомым.
Майкл застает жену дома, видит, что она подавлена. Джоанна удивлена, что он так скоро вернулся, а он говорит ей, что любит ее и хочет как можно больше времени провести с ней. Крепко обнимает жену и замечает в углу комнаты, обитые синим атласом, туфли (при нем она уже давно не наряжалась), но ему, кажется, все равно, главное, что любимая рядом. Она смотрит ему в глаза, собирается что-то сказать и... На этом фильм заканчивается. И это, мне кажется, не менее, чем потрясающе. Что она может ему сказать и как дальше сложится их судьба - зависит от фантазии зрителя, который прочувствовал всю картину и прожил ее с героями.
Так что же такое измена: когда ты идешь на поводу у страсти, у мимолетного желания, не помня себя самого, поддаешься искушению, но потом жалеешь об этом? Или когда проводишь много времени с одним человеком, но, обманывая его и, в первую очередь, самого себя, любишь совершенно другого?