Направляясь на Донбасс, мы неоднократно пересекали и даже двигались по пути татар, которые, которые разжирели ясыром и возвращаются домой в солнечный Крым. Как и тогда, во времена Дикого поля, на дорогах стоят кое-где военные. Так что погружение в определённой степени есть. Гора Кременец в этом плане показательна - это один из многих форпостов, которые должны были если не сдержать татар, то хотя бы замедлить их. Ну и самая красивая точка Харьковской области по совместительству.
Не увидев определённой части Изюма из-за разногласий, мы всё же добрались до горы Кременец, которая была одной из важнейших частей поездки. Источники о названии говорят разные вещи и все они выглядят как-то недостаточно убедительно. Мол, "Кремянец" было образовано от тюркского "Kermen" (крепость), татарского "Изюм-Корган" (длинная гора) и даже русского "Кремль". Как из этого получилось слово, созвучное с "Кремень" - огромный такой вопрос. Точно-точно можно сказать, что на пике горы был наблюдательный пост крепости, которая располагалась чуть дальше.
План крепости 1775 года (из книги "Градостроительство Московского государства"). Внизу виден прямоугольник форпоста крепости. Русло Донца поменялось очень незначительно.
Современный вид с гугл карт. Одним словом, крепость была. Можно даже сделать предположение, что "Кермен" переросло в "Кремень" по причине её стойкости. Но никакого разумного подтверждения этому нет. "Ляп, абы не мовчкы". Например, в центре Изюма я видел бабку, торгующую кремнями... Вот только где она их взяла?
Click to view
Помните фразу из фильма "Иван Васильевич меняет профессию": "Выбить крымского хана с изюмского шляха". Так вот, это об этой вот дороге. Возможно не конкретно про эту асфальтную ленточку, но реальный изюмский шлях пролегал в этом месте. Километром ближе или дальше, но тут. Для его защиты и строилась крепость на горе. Местность впервые упоминается в "Слове о полку Игоревем".
Гора представляет собой комплексный памятник природы. Вопреки ожиданиям, кремня тут нет, а есть мел. Высота 218 м над уровнем моря - это самая высокая точка Харьковской области. Возможно, и самая красивая.
Никакого кремня, если чё :)
Каменные бабы разных времён свезены сюда со всей Харьковской области, так что это в некотором роде музей под открытым небом.
Важнейшая часть Кременца - мемориальный комплекс бойцам РККА. Бои за Харьков в 1942 году по своему ожесточению нередко были близки к сталинградским. Изюмское направление с его высотами представляло собой Изюмско-Барвенковский выступ. А выступ - это всегда острие атаки и самая упёртая оборона. Северо-западнее было проведено одно из крупнейших окружений советских войск той войны.
Этот мемориал возводился в 1985-88 гг. Высота более 26 метров. Выглядит впечатляюще. Внизу дожен быть ещё вечный огонь, но собственно огня я не увидел.
Во время подготовки фундамента тут были найдены братские могилы советских воинов. Это камень освободителям.
Можно подумать, что это старый мемориал погибшим в Харьковской операции, но нет. Этот обелиск 1926 года изюмчанам (по другим данным - солдатам-большевикам) погибшим в гражданскую войну. Сейчас практически заброшен, хоть и находится в десятке метров от основного.
Рядом располагается трансляционная мачта высотой 197 метров. Она гарантированно испортит вам кадр :)
Если верить карте, то пик горы Кремянец вот где-то чуть правее середины. Там, где с тучи дождь. А трубы слева - Изюмский приборостроительный завод.
Частью военного мемориала является открытая площадка с техникой времён ВОВ внизу этой лестницы. По бокам установлены разорванные трубы, стилизированные под снаряды. Вообще, мемориал достаточно ухожен, хоть и чуть за городом.
Почти традиционный набор техники заключительного этапа войны - Су-100, ИСУ-152М, Т-34-85, "Катюша", причём на базе советского грузовика.
Ещё ни разу не видел на постаменте эту РСЗО на шасси "Студебекер" или "JMS". Видать, ленд-лизовские грузовики, бывшие основной базой для этих машин, после войны ещё активно эксплуатировались. А на памятники шли разного рода "ЗИСы", откатавшие своё и пылящиеся на складах.
Тоже "ЗИС", но уже пушка. ЗИС-3 (с дульным тормозом) и ЗИС-2. Последние были признаны технологически сложными и сняты с производства как раз под кризис противотанковых средств начала войны. Последнее их применение с удивлением наблюдал во время т.н "Арабской весны". Эти старички ещё воюют!
Гаубицы М-30. Трагедия артиллерии СССР всей войны заключалась в отсутствии быстроходного тягача, способного тащить эти орудия по говнам. А тракторы СТЗ, "Сталинец", "Коминтерн" не оправдали надежд. Такая ситуация была свойственна не только нам, но своя рубашка ближе к телу.
ИС-2М - рабочая лошадка первых послевоенных лет, которая процентов на 80 совпадает с ИС-2, повоевавшим. Примечательно, что за время производства, стоимость танков ИС упала почти в половину.
Но опять дождь... И едем дальше. Наконец тормозим возле стеллы "Донецкая область". У многих украинцев уже начало вырабатываться под действием зомбоящика впечатление, что с пересечением границы этой области обязательно попадёшь под обстрел и тп. Нет, ребята. Тут тихо. Такие же добрые люди, такие же кафе, такой же дождь и такие же стеллы.
Приезжаем в Святогорск. Дождь... Поселились в отель - дождь. Бежали к кафе, чтобы хоть как-то поесть - дождь... Одним словом, в первый день на Донбассе я только то и делал, что сох в кафе, пил, ел, курил кальян и трындел обо всём с двумя подругами. Между дождями сделали ночью робкую вылазку к Лавре, но уже было поздно, освещения у храмов нет... Так закончился первый день и начался с йогурта второй.
Пока все спали решил побродить по "нетуристическому" Святогорску один. На "изнанке" - это самое обычное село. Даже до райцентра не дотягивающее в некоторых местах. Одноэтажная застройка, собаки, дремлющие в теньке, райские яблони во двориках. Шевченко золочёный... В Миргороде, помнится, был Шевченко покрытый серебрянкой.
Очень ухоженный военный мемориал с поздней 34-кой послевоенных выпусков. На этом моё самостоятельное изучение Святогорска закончилось - позвонила подруга и мы начали собираться в Лавру.
В следующем посте - Святогорская Лавра, памятник Артёму и многое другое. На нём и закончу рассказ о Донбасском вояже.