Автотрип - это всегда волшебная возможность увидеть за день в два... пять... десять раз больше, чем ты бы мог обходить пешком или объездить, пользуясь душным автобусом. Потому предложение
evgesha_z1 использовать колёса было встречено с воодушевлением. Был выбран северный маршрут Котельва-Ахтырка-Тростянец-Сумы. Но на Сумы светового дня не хватило.
Восточные ворота Тростянца - Вознесенская церковь. Её 40-метровая колокольня так высока, что сфотографировать церковь целиком вблизи на обычный объектив нельзя. Этот кадр сделан чуть ли не с полукилометра. Она поражает не только размерами, но богатством кирпичной отделки, которое я не встречал у церквей Полтавщины. Заложена в 1905 году, однако достроена лишь в 1913 (за счёт Юлия Кёнига - сына сахарозаводчика Леопольда Кёнига). Во дворе храма есть памятный крест жертвам голодомора 1930-х годов.
БТР-60ПБ стоит напротив - это уже памятник воинам-интернационалистам. Машины, разработанные в 1960-х, ныне сняты с консервации и успели повоевать по обе стороны украинского конфликта. Некоторые знакомые афганцы отмечали, что БТР-60ПБ лучше переносит подрывы на минах, нежели более новые БТР-70. Хотя система посадки и высадки десанта на 60-ках - это настоящий акробатический этюд.
В Тростянце бросается в глаза чистота, отсутствие амброзии и слабо развитая сфера общепита. Несколько свадеб плотно забилили своими заказами единственный на город ресторан и одно приемлемое кафе. Пиццерия, живо напомнившая нам о школьных пиццах начала 2000-х, была проигнорирована. Потому мы купили сосисок и сырков в АТБ и сделали пикник на обочине в центральном парке с видом на памятник Чайковскому.
Тростянцу всегда везло с местной властью. Будучи всего лишь частью земель ахтырского полка, он переходил в руки от одного царского любимчика до другого, наполняясь деньгами и промышленными объектами. Иван Перекрестов - ахтырский полковник - при Алексее Михайловиче получил Тростянец. Полковник был из "предприимчивых", как бы сказали сейчас. При царе Фёдоре Алексеевиче вскрылось неоднократное его воровство, однако в край к тому времени уже потекли деньги. Тимофей Надаржинский - следующий владелец - был духовником Петра I, что говорит за себя.
Потом Тростянцом управлял сын Петра Голицина Василий, хорошо послуживший Потёмкину (и опять же - царский любимчик). Он успел выстроить тут не только дороги, но и свою резиденцию. И венец - Леопольд Кёниг - вошедший в историю как сахарозаводчик, но в реальности имевший дело с заводами самого разного профиля. При нём Тростянец стал красивее и богаче Ахтырки, а некоторое предприятия Кёнига живы до сих пор, хоть и немало перестроены.
Главная достопримечательность Тростянца, по которой его знают туристы - "Круглый двор". Вопреки расхожему мнению, это никакая не крепость, хоть и имеется определённое сходство. Круглый двор - манеж, цирк, театр и склады одновременно. Начали его строить в 1749 году сыновья Тимофея Надаржинского.
Ворота были отрыты для экскурсии и бесконечных свадеб, потому нам повезло закатиться внутрь. В прочее время, сюда вход то платный, то ли по только с экскурсией (?). Тут часто проводятся исторические и рок-фестивали.
Каждый новый владелец использовал Круглый двор под конюшни и цирк, пока не пришла советская власть, поначалу к архитектурным изыскам совершенно холодная. В итоге памятник архитектуры в типично советской манере забросили. Да так он и простоял до 2007 года. Тогда успели за пару лет сделать какие-то ремонты, но тут опять кризис - одним словом, ремонт внутри не закончен по сей день.
Таран хоть и бутафорский, но сделан на совесть и вполне даёт понимание об этом устройстве.
Усадьба Надаржинского (нынешний вид - следствие перестройки Кёнигом) в Тростянце была если и не самой богатой, то однозначно была в десятке самых богатых усадеб в Малороссии при Петре I. Собственно он и выделил для строительства аж 4000 крепостных, что по тем временам (1720 г.) было солидное богатство само по себе. После 100 лет владения поместьем Надаржинских имение попало в руки Корсаковых, потом - Голициных.
В конце концов имение покупает Леопольд Кёниг - к тому времени уже крупный промышленник. Также в его веденьи были винокурни, различные швейные мастерские - человек был разноплановый. "Традиционность" усадьбы Надаржинских-Голициных ему не понравилась и здание было перестроено. Флигели остались без изменений а вот центральный дворец в нынешнем виде - это прихоть первого отечественного олигарха.
Кёнигу тростянецкая резиденция не понравилась - маловата и старовата на вид. Потому вскоре он перебрался в
Шаровку. Ныне в здании есть музей краеведческий, музей шоколада, картинная галлерея. Впрочем, для нас оказалось закрытым всё, кроме музея шоколада (свадьбы, помните?). В него и направились.
Ну что вам сказать об этом музее... 15 гривен за вход и 8 за съёмку ИМХО отдавать жалко. Я не скажу, что музей плох, но он очень сильно на любителя и на фаната шоколада. Нет тут ничего "Вау" и "Ах", чего нельзя было бы увидеть на каком-либо фестивале шоколада.
Ну да, тут много старых этикеток конфет и плиток, но ведь непосвящённому туристу они ровным счётом ничего не скажут. Да и какая старина, если большинство витрин - это если не новоделы, то сладости времён СССР.
Станок, который выполняет роль "маленького звірятка, що загортає шоколад у фольгу". Единственный станок в экспозиции.
Где-то на таких парусниках первые какао-бобы пришли в Европу, да так и стали любимым лакомством, превращённые в шоколадки и конфетки.
В Тростянце трудится шоколадная фабрика "Украина" (ныне - Mondelēz International со штаб-кварторирой в США), выпускающая корону, милку и прочие шоколадки. Соответственно лобби этих ТМ в музее стоит ожидать. Вот, например, зал "Милки".
Раз уж заикнулся про фабрику "Украина" - то сейчас она такая. Украина принадлежит США и на вывеске отнюдь не "Украина". Прям символично...
Остыв под кондиционерами музея, немного повеселев, успокоившись и отдохнув, идём мимо Благовещенской церкви. Если Вознесенскую (что на первом фото) называют "Красной", то эту - "Белой". Заложена в 1744 году Осипом Тимофеевичем Надержинским.
А это тростянецкий комбинат хлебопродуктов, перестроенный с кёниговского сахарного завода 1888 года. От оригинала - труба и парочка корпусов. Всё остальное - новоделы.
В таких домах жили рабочие завода. Местные, что по-старше, охотно делятся историей своего жилья с прохожими. На многих зданиях видны пулевые отверстия со времён войны (а может - и революции).
Леопольд и подхватившие его дело сыновья успели в Сумской и Харьковской области очень многое. Как Демидовы и Строгановы на Урале, так и Кёниги на Слобожанщине стали инициативным центром промышленного освоения. Где есть завод - там должен быть транспорт для доставки сырья и отправки готового товара. С такой целью при Кёнигах в Тростянце появилась железная дорога.
Сколько ездил по украинским городкам и сёлам - через одно есть памятник-танк или самоходка. Но Т-34-85 возле станции Смородино наиболее хорошо сохранившийся экземляр с редко встречающимися деталями. Для моделиста - рай.
Паровоз Эм 708-89 (на табличке он З 708-89) установлен возле депо ст. "Смородино" в 1985 году к 50-летию Стахановского движения. Сейчас, безусловно, паровоз стал достопримечательностью сам по себе. Такие паровозы оказались наиболее удачными по конструкции и выпускались с 1913 по 1940-е года.
Сахарная империя Кёнига включала не только поля, заводы и пышные дворцы, но и восхититльные даже по современным меркам дендрологические парки. Тростянецкий дендропарк был разбит в урочище Нескучное. На центральном входе - дом смотрителя с башней (ныне тростянецкая лесоисследовательская станция).
То тут, то там натыкаемся на остатки теплиц и различных технических строений времён сахарной империи. Умели строить.
В дендропарке у нас два интереса - 400-летний дуб и "грот нимф". Найдя второй я очень пожалею, что оставлял его "на потом" и доходился до вечернего времени. В лесу (густом, но исключительно красивом) быстро начинает темнеть. В итоге камера, лишенная подсветки, так и не порадовала красивыми фото грота. Приезжайте сюда пораньше.
Спустя пару минут поисков (благо, есть таблички-указатели) находим грот. Первое, что хочу сказать - он намного больше, чем кажется на фото. Второе - он намного красивее, чем кажется на фото. Состояние у него не очень, потому откладывать поездку не советую.
Сооружение задумывалось, как место отдыха посетителей усадьбы Кёнига и кроме каменной кладки имело кирпичный купол в несколько ярусов и подземные рукава пещер длиной до 20 метров. Грот построен в 1809 в честь 100-летия полтавской битвы.
После Великой отечественной рукава пещер засыпали песком. В 1980-х попытались раскопать, да задумка не удалась - только бригада ушла на обед, как рухнул купол свода. Таким вот грот стоит по сей день.
Сочетание камня, кирпича, мха и окружающей природы завораживает. Рядом на ручье была ещё небольшая часовенка, однако время не пощадило её. Теперь там лишь топкая низинка.
А нам предстоял обратный путь - кому в Диканьку, кому в Полтаву, но однозначно всем - к скучным серым рабочим будням. Бесконечным рабочим будням...