Пережив первый шок от жутко начавшегося 2015 года, я начал совершать робкие попытки выхода в мир. На этот раз всё было совсем спонтанно - просто не смог усидеть на месте. Вызвонил Р.А., которого не видел тысячу лет, и через 30 минут мы уже оставляли позади серые кварталы. Направление на север было выбрано ещё и от того, что в лесу рядом с. Жуки есть пролески. Был ребёнком - рвал их маме. С тех пор, наверное, и люблю этот весенний цветок.
Но путь наш был не близок. Природа сейчас довольно скупа на краски. Всё пастельных тонов. В ушах шумит холодный ещё весенний ветер. Он доносит до нас далёкий лай собак, запахи огородных костров. Спустя немного времени наталкиваемся на карьер. Сколько ходил в трехугольнике Жуки-Тахтаулово-Ивонченцы - никогда карьера этого не видел. Особо поразили столбы на высоких земляных насыпях.
Думаю, что глинистый грунт отсюда использовали при строительстве рядом расположенной заброшенной военной базы. Раньше, в СССР там хранился ядерный потенциал, который смогли бы унести на США или Европу красавцы-стратегически бомбардировщики. А что сейчас? Руины, да и только. Не случись гражданская война - то и аэродром разделил бы участь этих военных складов.
Поля, поля, поля... А тем временем курится сигарета, допивается первый лёгкий алкоголь. Начинается спокойный размеренный разговор: политики - уроды, девушки не знают чего хотят, денег всегда мало, и хорошо, что мы таки собрались. Где-то в поле стоит одинокий патриотический трактор.
Поскитавшись по Тахтаулово, выходим в Жуки. О
комплексе Самуила Величка и церкви в Жуках я уже писал. На месте креста установлена скульптура Божьей Матери. В местном магазинчике покупаем какие-то сухари и двигаем дальше. Погода портится, начинает капать мелкий противный дождь.
В лесу делаем привал. Листва, взятая для растопки, горит слабым огнём - много дымит и даёт мало тепла. "Зато клещи не покусают" - шутим. Лес вокруг нас реликтовый - остатки бывшего лиственного массива, который был тут ещё сотни лет. Много относительно редких растений. Однако пришли мы сюда и ради пролесков в том числе.
Синих цветов, не смотря на период цветения, почти нет. Учёные говорят, что если сорвать пролесок несколько раз подряд, то луковица деградирует. На следующий год цвета уже не будет. Хотите верьте, а хотите нет, а этих милых цветов стало на 90% меньше в лесу. Ведь жуковский лес помню чуть ли не с 6 лет. Оно и не странно, все окрестные сёла наведывались сюда год за годом, чтобы продать первоцветы за смешные 50 копеек. Цветов уже и нет практически.
Подобная ситуация постигла подснежники крымские. Да и
Сон-трава исчезла из наших лесов по причине человеческой алчности. Потому сам их не рву и вам не советую. Ибо такими темпами эти весенние цветы не увидят не только наши дети, но и даже мы с вами.
Под моросящий дождь выбираемся в Тахтаулово. Тут относительно новый знак жертвам голодомора. Надписей нет, конечно, но колоски и лежащий рядом вышитый рушник намекают.
Церковь в селе Тахтаулово. Построена в начале 2000-х. Конечно же, на волне патриотизма и национализма, накрывших многие сёла, в Тахтаулово местные окрасили остановку в национальные цвета. Однозначно, не хуже, чем было до этого.
Ближе к Ивонченцам находим место, "зарезервированное" за ещё одной церковью. Табличка гласит: "... Это приватизированный участок, предназначенный для строительства церкви - храма. Мусор не бросать!". По пути выходим на хутор Велички. Карта о нём молчит.
Итого в тот день отколесили мы 26 километров. Первый раз в жизни подвела обувь - заработал водянки на обе пятки. Но оно того стоило :)
А на следующий день в обед удалось сфотографировать ещё один уже практически вымерший цветок - подснежники. Их высадили рядом со Спасской церковью.