Жирные троли и прочая нечисть частенько подшучивают над Глуховским. Чего уж и говорить: 4 книги, две из которых одной темы. "Метро 2033" вытянула новая тема, непахання в отечественой фантастике. "Метро 2034" оказалось куда хуже. Однако, говоря о Глуховском, почему-то все упускают третью его книгу - "Сумерки". По моему мнению, она достойна прочтения.
Вселенная
Даже если вы не любите джунгли, всяких ползучих гадов, свирепых испанских конкистадоров и бледных католических священников - не спешите отказываться от "Сумерек". Хотя книга на 2/3 посвящена мистической истории испанского конкистадора, она настолько удачно разбавлена повествованием главного героя - переводчика (который, собственно и занимается её переводом), что вы не заскучаете. Джунгли будут сменяться уютной московского квартирой, диковинные тракты посреди сельвы будут регулярно уступать местно Арбату, а жуткие майянские ритуалы и сказания обретут вполне себе современный колорит. Единой остаётся лишь тема апокалипсиса, которая была ещё модной к моменту выхода книги - 2007 году (кстати фильм "Апокалипсис", который очевидно и повлиял на автора, вышел в 2006-м).
Глуховский увидел занимательное сходство между храмами древних цивилизаций Юкатана и... мавзолеем.
Книга изобилует отличными описаниями ритуалов индейцев майя, их архитектуры. Пантеон богов не оставит равнодушными любителей истории.
Идеи
Вообще есть два Глуховских. Один умеет неплохо писать, а второй считает себя философом и моралистом. Разница в этих двух авторах в том, что один даёт хороший продукт, а второй старается влепить в него ложку дёгтя. Пока "Сумерки" были псевдоисторическим хоррором (при том солидным!), книга читалась на одном дыхании. Атмосфера первых глав покорила настолько, что даже со мной начала твориться мелкая мистика. Детские страхи, как-то увидеть монстра в глазок, ожили. И когда главный герой, столкнувшись с неизвестными демонами цивилизации Майя, включал свет по всей квартире - это было так живо! Но стоило автору начать давать разгадку происходящему, как вступил в бой моралист. И всё скотилось до путанного солипсизма. Среди идей я бы выделил:
- Знание будущего - приговор;
- Только вера в конечность мира делает его конечным;
- Утрата очевидца событий является утратой самих событий;
- Империя Майя погибла не столько от болезней и конкисты, сколько от ожидания апокалипсиса, излишней фаталистики и ошибки в календаре.
- Наш мир - это сон бога. Никто не обещал, что сон должен быть справедливым и хорошим. Сны ведь и кошмарные бывают...
Человек-ягуар у Глуховского стал не только майянским ужасом, но и жуткой реальностью для жителя Москвы.
Вот и получилось, что не мы живём, а нас "живут" в чужом сне. И все разногласия и несурядицы этого мира - ничего больше, чем лихорадочный бред смертельно больного человека-бога. И апокалипсис у нас действительно один для всех. Только не потому, что погибнет каждое сознание по отдельности. а потому, что выключится то единое сознание, которое нас всех в себе содержит.
Диего Де Ланда - есписком Юкатана. Реальная личность, уничтожившая множество образцов письмености цивилизации Майя.
Интересное
- Некто Юрий Кнорозов, который фигурирует в книге в качестве человека-бога, - реальная личность (хоть и с изменённой биографией). Это этнограф, посвятивший часть своей жизни изучению культуры и письменности Майя (которую он и расшифровал). Многие другие персонажи также являются реальными людьми. Факты массового уничтожения письменности Майя действительно имели место в истории. Так что роман претендует на определённую историчность даже не смотря всю мистику.
- В книге говорится, что Кнорозов в молодые годы воевал на "перехватчике Ла-5", упоминается даже немалый (!!!) экипаж... этого одноместного истребителя.
- Главного героя книги зовут Дмитрий Алексеевич, как и самого Глуховского. Кстати, как и свой герой, Глуховский работал переводчиком, в том числе по испанскому языку.
- В описаниях жертвоприношений имеются определённые стереотипы, которые не спешат уходить даже со специальной научной литературы. Например, вскрыть ритуальным кремневым ножом кости грудной клетки с целью извлечения сердца практически невозможно. Надрез делался под грудиной без распила костей.
Тот самый Кнорозов. В жизни обладал действительно зловещей внешностью и вполне походил на болеющего бога.
Сухой осадок
Не смотря на все эти придирки и критику, "Сумерки" представляют собой вполне себе качественную отечественную псевдоисторическую мистику, которою стоит прочесть, а может - даже и на полку поставить. Книга написана очень мягко и читабельно. Я даже уловил себя на мысли, что Глуховский обр.2007 очень похож в стиле на раннего Лукьяненка и... стоит даже на шаг впереди. По крайней мере в "Сумерках".