Сходила вчера на долгожданный показ концертного фильма Роджера Уотерса The Wall. Этот фильм - не только съемка концертов тура Уотерса 2010-2013, но и роуд-муви, рассказывающее о поездке Роджера по Франции и Италии на места гибели деда во Франции и отца в Италии.
Показ проходил в единственном кинотеатре в Кракове - Мультикино. Находится оно далеко от дома, и я, хоть вышла с запасом, приехала только к самому началу, уже шла предпоказная реклама. Среди всего прочего прорекламировали и новый сольник Дэвида Гилмора Rattle That Lock. Зал едва успела рассмотреть, но он огромный. На сайте пишут, что на 480 человек. Заполнен был в центре весь, оставались свободными сектора наверху с краю. Также параллельно шел сеанс в соседнем зале. Так что народу собралось немало. В основном, студенческого возраста. Многие в футболках The Wall. При этом во время показа было необычайно тихо, никакой зрительской реакции. Понимаю, конечно, что это не концерт, но порой подмывало похлопать, но этого никто не делал. Поляки очень сдержанные, это факт. Субтитры в фильме были английские, польского перевода не было. Но никого, похоже, это не смущало. Во время Simple Facts (бонусное интервью с Мэйсоном и Уотерсом) все дружно смеялись над шутками.
Экран был большой и вогнутый, звук мощный, объемный, многослойный. Но не концертный, а киношный. Наверное, так и было задумано.
Постановка "Стены" грандиозная, ощущение это осталось еще и от
концерта 2011 года в Лодзи, который я посетила. А к 2013-му Стена доросла до стадионных масштабов и стала внушительнее и еще зрелищнее.
Click to view
Можно только преклониться перед Уотерсом за то, что он дал возможность зрителям 21 века услышать и увидеть концертные версии The Wall, осуществил постановку с использованием всех возможных современных технологий и заснял это на видео.
Однако есть и некоторые моменты, которые можно назвать придирками. Они касаются этих "документальных" вставок. Посещение могил отца и деда - это очень личное переживание, которое Роджер решил вынести на всеобщее обозрение. И момент, когда он привел своих детей к камню, на котором высечено имя их прадеда, а потом они едут в машине, обсуждая сны Джека, снят мастерски. Но есть и эпизоды, когда мой внутренний циник включался и кричал во все горло: "Что, Роджер, ты это серьезно?!". Слезы, чтение письма о смерти отца (листок не помят и не выцвел), игра на трубе на кладбище, разговор с барменом - все это выглядит неестественно и отдает позерством. Такое ощущение, что Уотерсу не хватает человека, который бы указал ему на его перегибы, и он действительно перегибает палку. Есть множество художественных, кинематографичных способов показать скорбь. И в фильме есть прекрасные моменты, эти диалоги Уотерса с Эндрю Роулинсоном, рассказ венгерского режиссера Питера Медака, монолог Лиама Нисона в самом начале, рассказ Уотерса о ветеране. Но нет, послание нужно донести до зрителя наиболее явным способом. Слезы на камеру - не то, что я ожидала увидеть.
Понравилось, как режиссер показал зрителей. В какие-то моменты было очень радостно за них, стоящих в первых рядах и с восторгом распевающих Comfortably Numb и плачущих от счастья. А в момент падения стены как-то даже захотелось сжаться поглубже в кресло.
Про исполнение говорить, наверное, бессмысленно. Уотерс всегда стремится к высшему качеству всего, что он делает, а в концертное видео вошли только самые лучшие версии. Возможно, поэтому в релиз не вошла версия CN c Дэвидом Гилмором в Лондоне. Технически это не был лучший момент тура. Впрочем, в концепцию личного фильма Роджера Дэвид тоже не вписывается. "Music by Roger Waters" - громкое заявление, которое не понравилось многим. Теперь я, кажется, поняла, почему Дэвид решил исполнять Run Like Hell на своих сольных концертах, давая понять, что The Wall - не только лишь детище Уотерса. Да и подход к исполнению этой вещи у них крайне отличается. Не знаю, чья версия мне нравится больше. Хорошо, что есть обе.
Simple Facts в конце показа был очень удачной идеей, снял напряжение, оставшееся после просмотра. Мэйсон держался несколько напряженно, как мне показалось, был деликатен и, как водится, много шутил. К счастью, не обсуждали политику. Жаль, что это длилось так недолго. В зале включили свет еще до окончания Simple Facts, но ближе к концу.