По мотивам соцопроса.

Sep 05, 2015 12:44



На днях ознакомился с результатами соцопроса АКСИО-6, посвященному проблемам образования. Результаты сами по себе впечатляющие: они наглядно показывают неприятие народа реформ образования, проводящихся уже последние лет эдак двадцать. Но мне бы хотелось подробнее остановиться на двух моментах, о которых я сам ранее не задумывался, как-то их описать используя, в том числе, собственный опыт. Итак:

1. Люди, имеющие высшее образование, более радикально высказываются против реформ.



Сам по себе момент вполне объясняем тем, что чем дольше люди соприкасаются с системой образования, тем более явно они видят недостатки этой системы. Даже если обратиться к личному опыту, то сам я вспоминаю, как в старших классах школы уже с нетерпением ждал поступления в университет, считая школьное образование эдакой прелюдией к уже серьезной учебе в ВУЗе. Однако в ВУЗе с интенсивной учебой как-то не сложилось: если же на дисциплинах, общих для технических ВУЗов (математика, физика и т.д.) преподавательский состав с полным знанием дела и с вполне строгими требованиями неплохо учил студентов, то чем выше был курс и уход в саму специальность, тем, увы, качество получаемого образования неумолимо снижалось. В итоге, по окончанию института остался некий осадочек разочарованности, а недополученные в институте знания пришлось наверствывать уже трудовым опытом, сужая собственную специализацию(хотя хорошо подготовленный инженер должен также ориентироваться и в смежных областях). В итоге, какого-то качественного скачка не произошло, но зато это, так называемое, высшее образование.

А если же человек заинтересован в повышении собственной квалификации, профессиональных навыков, то он, опять же, снова идет учиться. И так далее, со всеми остановками, в итоге же он соприкасается с системой образования еще. Также, на мой взгляд, уже закончив и школу, и ВУЗ, при применении своего багажа знаний на практике, можно выяснить, чему тебя должны были научить в школе/ВУЗе, но все же не научили. Это тоже дает возможность оценить как и саму систему образования, так и конкретные учебные заведения.

2. Среди людей разных профессий, наибольшее неприятие реформ у людей, непосредственно имеющих отношение к системе образования(учителя, методисты и т.д):



Немудрено, что помимо самой образовательной программы, реформы затрагивают и различные организационные нормы в самих учебных заведениях. Нередко доводилось слышать от людей, работающих в системе образования о различных нововведениях, усложняющих жизнь преподавателям - например, тех же электронных дневников в школах. С одной стороны, делается это для удобства родителей учащихся, с другой - возрастает нагрузка на самого учителя.

Да и в результате реформ само отношение к учителю/преподавателю изменилось: если раньше учитель считался авторитетом и имел какие-то рычаги влияния на учащихся, то сейчас же этих рычагов почти не осталось. Образование таким образом почти превратилось в услугу, когда недовольные качеством оказанной услуги родители учащегося начинают выяснять отношения с учителем, мол, не поставили замечательному дитяте пятерочку, чем вы вообще занимаетесь?

Да и теперь подобный подход можно встретить и в ВУЗах. Мне самому доводилось преподавать и я замечал, как периодически сверху спускались наказы кому и чего нужно поставить, каков должен быть процент отправленных на пересдачу(и не дай бог он будет выше), и прочие ухищрения. И это при том, что ВУЗ, по сути, дело сугубо добровольное, в отличие от обязательного среднего образования. Не хочешь, можно так сказать, - не учись. Однако, и в связи с повальной популярностью высшего образования (которое де факто уже является чуть ли не обязательным, например, при приеме на работу), и в связи с ухудшением самой системы образования, даже в высшей школе нередки случаи, когда даже самого бестолкового студента, появляющегося в институте раз в семестр, тянут до диплома.

Тут еще можно и отметить низкую мотивацию о преподавательского состава: если же профессора старой школы практически всегда преподают с полной отдачей, то преподаватели рангом пониже и возрастом помоложе как-то даже и не особо заинтересованы в самом преподавании. У нас на кафедре был достаточно показательный пример, когда нам выдавались как учебные пособия методички, материал в которых устарел лет на 10. Что такое отставание в сфере IT на 10 лет? Это уже финиш, но никого в 2009 году не смущало, когда нам рассказывали о каком-то замечательном передовом программном обеспечении, которое совместимо с новейшей операционной системой Windows 98. Молодые же преподаватели особо не задерживаются: кто по финансовым причинам, а кто из-за недружественной атмосферы или двусмысленнойсти системы образования. Ну действительно, смысл преподавать, если твои труд по несению знаний страждущим студентам никому не нужен, ни руководству ВУЗа, ни самим студентам.

В итоге же получается, что благодаря реформам образование превращается из дороги к знаниям и к раскрытию профессиональных качеств индивида, уже в некую форму культурного досуга, которые все же является обязательным то ли как дань традициям, то ли просто потому что "так принято". И понятное дело, что реформы эти встречают глубокую неприязнь в обществе не только у тех, кто учится и считает, что хорошее образование это залог успеха в жизни, но и тех, кто в этой системе находится постоянно и все же как-то пытается донести знания до учащихся. И тут возникает сам по себе закономерный вопрос, кому вообще нужны эти реформы и для чего? Я думаю, ответ будет ясен, если ознакомиться с результами опроса подробнее(ознакомиться можно с ними здесь и здесь).

мысли вслух, соцопрос, АКСИО

Previous post Next post
Up