Ворота концентрационного лагеря Терезиенштадт (г. Терезин, Чехия)
Тревожные вести пришли из Чехии, причем даже не столько тревожные, сколько вопиюще-возмутительные. Веселые и находчивые чешские шоумены решили замутить "что-нибудь эдакое", а конкретно - реалити-шоу про нацистскую оккупацию. Да, вы не ослышались, данная новость уже облетела все наши отечественные СМИ, посему приведу лишь
наиболее емкие цитаты:
Накануне вечером в Чехии вышел в эфир первый выпуск реалити-шоу «Отпуск в протекторате». В нём зрители смогут увидеть жизнь обычной семьи из семи человек в условиях нацистской оккупации. Участникам передачи предстоит пережить нехватку продуктов, тяжёлые физические работы, научиться ухаживать за домашним скотом и птицей, а также выработать методы общения с посещающими их людьми, в том числе гестаповцами и жандармами.
Первое, конечно же, что заставляет впасть в ступор - это сам формат телепередачи: это уже не безобидное шоу-реконструкция быта викторианской эпохи, что доводилось краем глаза видать на различных тв-каналах вроде History или Discovery, это именно реалити-шоу, которое подразумевает и испытания, и приз для победителя (1 млн. крон, кстати). Данный формат, да еще и втиснутый в один из самых трагических периодов в истории человечества делает этот реалити-проект какой-то совершено циничной вещью.
Зора Цейнкова, автор реалити-шоу "Отпуск в протекторате"
Название - "Отпуск в протекторате" подобрано тоже "бесподобно" - т.е. превращает ужасы оккупации и жизнь в страхе для населения оккупированных территорий в некую развлекательную прогулку. Учитывая, любовь к таким прецедентам и раскрутку успешных реалити-шоу на весь земной шар с созданием последующих клонов, следом могут быть уже "Каникулы в Варшавском Гетто" или же "Уикенд в Аушвице". Это ли не ужасно?
«Когда я придумала и стала писать «Отпуск в протекторате», я долго искала нужную форму для того, чтобы наилучшим образом показать нашим современникам жизнь в тогдашних условиях. Постепенно добавляла к членам семьи всё новые фигуры - старосты, жандармов, гестаповцев, любопытной соседки, продавца и т. д.», - рассказала журналистам накануне премьеры автор проекта Зора Цейнкова.
Тут стоит вернуться к формату. Учитывая, что выбран именно формат реалити-шоу, не совсем понятны цели авторов сего проекта кроме общественного резонанса и прибыли? Если же упомянутое выше шоу о быту в викторианскую эпоху имеет возможность как-то научно-популярно передать небольшую частичку духа того времени, то здесь речь идет уже не об атмосфере страха и террора, а о чем-то ином. Ведь если опять взять все тех же викторианцев - там все испытание для участников ограничивалось использованием предметов того времени, а также борьбой с погодными условиями (например, при уборке урожая), а тут - все внешние факторы, такие как гестаповцы и иже с ними обусловлены сценарием (пусть и с возможностью импровизации в заданных рамках).
Да и целевая аудитория радикально разная: если же в одном типе передач (условные "викторианцы") все же ярковыраженный и подчеркнутый исторический подтекст, то здесь уже рассчет идет на максимально широкую аудиторию, лишь бы было зрелищно и экшону побольше.
Но этим цинизм создателей не ограничивается:
«Когда Дочекаловы появились в студии, я поняла, что именно они станут нашими героями. Дружные, общительные, весёлые, энергичные - словом, то, что нам было нужно. Причём главенствующую роль в этой семье играет 78-летняя бабушка, сама в детстве пережившая период фашистской оккупации. При этом Дочекаловы заранее не знали, в каком историческом периоде им придётся прожить несколько месяцев», - поделилась со СМИ Цейнкова.
Согласно проекту, участники шоу оказываются одни на высокогорном хуторе, где на второе утро их застигает объявление по радио от имени новых немецких властей о создании протектората.
Если семья Дочекаловых успешно выдержит все испытания и доберётся до финала реалити-шоу, её ждет приз: 1 млн крон золотыми монетами (около $40 тыс.). Шоу будет демонстрироваться три раза в неделю в течение трёх недель в прайм-тайм.
Использовать в качестве одного из героев проекта человека, который действительно пережил оккупацию, да еще и предлагая им испытания, которые придется проходить на потеху зевакам ради ДЕНЕЖНОГО ПРИЗА это просто какое-то циничное людоедство в прайм-тайм. Также интересно, как будут играть свои роли приглашенные актеры на роли нацистов и гестаповцев: не будет ли эффекта вроде знаменитого стенфордского тюремного эксперимента?
И как будут выбывать не прошедшие испытания участники? Например, в "последнем герое" выбывших отправляли на катере на большую землю, а здесь будут увозить в Терезиенштадт?
Концлагерь Терезиенштадт
Вид сверху
В мою беззаботную молодость, довелось мне побывать в Чехии и весело там погулять. Но одна поездка на экскурсию мне очень запомнилась. Возвращались мы с экскурсии мимо чешского городка Терезин и водитель решил провезти нас через него, в том числе и через находящийся там концлагер Терезиенштадт, в котором довелось побывать и известному психологу Виктору Франклу, который вряд ли бы назвал это "отпуском". Несмотря на хорошую погоду, дававшую прекрасное освещение и делавшую любой пейзаж беззаботно ласковым, Терезиенштадт произвел гнетущее впечатление. Один вид бараков заставлял подкатывать к горлу ком, а ощущение того, что этот огромный комплекс был задействован как винтик в огромной машине уничтожения миллионов людей вселял ужас. И все это - недалеко от Праги, столицы Чехии, совсем рядышком. После этого мысль о том, что будут снимать развлекательное шоу о жизни в Протекторате Богемия и Моравия вызывает еще больше злости.
Еще одно фото ворот концлагеря Терезиенштадт
Понятно, что можно сколь угодно ссылаться на историчность данного проекта и желания передать атмосферу того времени, и то, как будут в этом проекте показаны нацисты это не самое важное (хотя важное безусловно) - это лишь придаст степени мерзости данной затеи определенный множитель. Главная же мерзость в том, что из трагической страницы истории, из атморсферы ужаса и страха, при помощи которых нацисты держали в подчинении целые народы, превращется в некий развлекательный аттракцион, стирая грань между допустимым и недопустимым. Выходит, что та атмосфера ужаса, которая, казалось бы, осталась в прошлом и была лишь предметом особой памяти, памяти о тех событиях, которые ни за что не стоит повторять, уже врывается в нашу реальность, сначала - как развлекательная передачка на потеху сходящему с ума обществу спектакля. Но это сначала. Потом, поселив безмятежность в умах публики, она придет снова. Только уже всерьез и без шуток, не оставив путей для отступления.