Интревью в журнале "Праздник" №8-2010

Jan 13, 2011 20:30

И еще немного новостей 2010 года. В журнале "Праздник" №8 (профессиональное издание для специалистов "праздничного" бизнеса) вышло интервью со мной под названием "На фотосессию как на праздник".
Интервью брала Алена Михайлова - журналист, оеатральный режиссер и просто интересный человечек.


Альбом: публикации


Традиционно человек с камерой на мероприятии воспринимается второстепенным действующим лицом, если не «инородным телом». Другое дело, что от этого «тела» зависит, каким будет представляться праздник тем, кто в нём не участвовал, да и тем, кто участвовал вскоре тоже. Помню, одну вечеринку глазами двух фотографов - две разные вечеринки: феерия и скука. А если это не мероприятие, а личная фотосессия ?

Что подводит людей «под объектив» и что за «интерактив» происходит между фотографом и моделью в любом месте, временно обозначаемом как «съёмочная площадка», я решила побеседовать с фотографом Еленой Зотовой.

Излюбленный жанр Елены - портретная и свадебная фотография. Об особенностях этого вида съёмки в основном и будет идти речь.

А.М.: - Елена, с чего началось Ваше увлечение фотографией ?
Е.З.: - У меня нет профессионального фотообразования, но жизнь с самого детства была нераздельно связана с фотографией: мой дедушка был фотографом, достаточно неплохим. На любительском уровне, но снимая каждый день, он не уставал находить в этом мире неожиданные и чудесные моменты. Сейчас я смотрю на его работы и мне они нравятся. Он умел интересно видеть. Лучшие воспоминания детства - время, проведенное с ним в проявочной. А поступала я на факультет иностранных языков, несмотря на то, что закончила художественную школу. Родителям не хотелось, чтобы дочь «рисовала афиши в кинотеатрах», да и меня эта перспектива напугала. Никто не знал, что через год всё в стране изменится. И всё же фотография меня настигла, сначала не в коммерческой форме - я снимала на плёнку и очень тяжело переходила на цифру. Для меня аналоговая фотография мало связана с коммерцией. Это - скорее занятие для души. Как только я купила себе, наконец, цифровую камеру - у меня уже накопилось настолько большое желание снимать и готовность зарабатывать фотографией, что всё пошло очень быстро. Началось с женской портретной фотографии, с детской съёмки, потом - свадебная фотография. Амбиций было очень много.

А.М.: - Сколько времени длится фотосессия и сколько образов можно успеть воплотить за это время ?
Е.З.: - Любая фотосессия меньше 3-х часов бессмысленна - первые полчаса можно просто нажимать на кнопку, даже карточку (плёнку) не вставлять. Клиенту нужно время на адаптацию - и фотографу нужно почувствовать лицо, характер, посмотреть как лицо "держит" свет, научить человека правильно дышать, ощущать свое тело. Если это не первая фотосессия и у нас с моделью есть успешный опыт взаимодействия, - она проходит достаточно легко. "Разминка" проходит на классических постановочных портретах. «За раз» можно успеть создать не более 3-х образов, ни о какой спешке речи идти не может.

А.М.: - Вы заранее обговариваете с клиентами сценарий или действуете спонтанно ?
Е.З.: - Необходима предварительная встреча - все люди очень разные. При первом взгляде на человека я уже примерно понимаю, во что это может вылиться. Бывают, конечно, сюрпризы. И это здорово. Объясняю, что получатся Три Части: классические портреты (раньше их называли - "для внуков", "в рамочку", теперь - на «Одноклассники» и «ВКонтакт»), вторая часть - для "модели", третья - лично для меня. Это не обязательно снимается в определённом порядке, главное, что эти три части у меня в голове, а снимается ситуативно. Как правило, у клиента нет определённой идеи. Поэтому как режиссер-постановщик выступаю я. Продумываются образы, сценарий, аксессуары, одежда. Аксессуары очень помогают. Зачастую они становяться отправной точкой образа. Даже актёру, тяжело играть без «предметной опоры», что уж говорить про обычного человека. Портретная сессия - это серьезная работа: людям вообще тяжело открываться, показывать свой внутренний мир. Сейчас люди довольно закрыты и эмоционально и психологически - а фотография не «задышит», пока там не появится Настоящий Человек.

А.М.: - Бывали такие истории, что после фотосессии, на которой человек раскрывался в каком-то новом для себя образе, происходили изменения в жизни этого человека ?
Е.З.: - Ну, для кардинальных перемен в жизни недостаточно, наверное, найти себе новый образ, в него ещё и «вжиться» надо. Нужно изменить свои привычки и стереотипы. Однако, была такая история. Ко мне пришла девушка по поводу портретной сессии. Вслух мы не проговаривали, но было понятно, что эта фотосессия должна помочь устроить личную жизнь героини. Получилось, кстати, всё удачно. Потом в процессе общения после получения фотографий выяснилось, на что же больше «реагируют» мужчины. Там было 3 образа - один «ретро-глэм» в стиле Гарбо, второй - женщина-соблазнительница и третий - позитивно-романтический: открытое лицо, много света - как выяснилось, «сработал» именно третий образ, наиболее простой, «без заморочек». Продолжения истории я уже не знаю.

А.М.: - Наверное, к некоторым клиентам сложно найти подход?
Е.З.: - Если сложно найти подход к клиенту, значит, что это не твой клиент. И в таком случае проще от него отказаться. В некоторых случаях мне кажется, что в работу фотографа иногда неплохо было бы включить и работу хорошего психолога, который мог бы общаться с женщиной, вести её через эти создаваемые образы к Настоящей Себе, чтобы в момент открытых эмоций она могла ещё и прорабатывать какие-то кризисные для себя моменты. Любая психологическая проблема решается через катарсис. Фотография даёт нам возможность видеть себя со стороны (я не о «глянцевой фотографии» сейчас говорю, понятно). Так ка видят ее другие люди. Подходя к зеркалу, человек инстинктивно заново «рисует себя», вернее, своё о себе представление. Мы же - это не всегда наше представление о себе, мы гораздо шире. Возможно мне встретиться в жизни такой психолог и такой "клиент", которому это будет нужно и я смогла бы осуществить этот эксперимент. Даже в таких экстремальных условиях как свадебная фотосессия, нам удается выйти иногда на ту грань откровенности и самоосознавания, когда можно от чего-то освободиться и что-то в себе понять.

А.М.: - При таких объёмах «энергоотдачи», наверное, надо как-то питаться, в график съёмок перерывы включены ? Е.З.: - Во время съёмки мы не питаемся и не делаем перерывов, разве что «попить водички» - потому что есть риск, что человек за это время «в себя придёт». Многие боятся слов «измененное состояние сознания», но, если честно, любая хорошая фотосессия вводит человека в некое беззащитное открытое состояние. С другой стороны - у человека есть некие стандарты, какие результаты он хочет или должен получить. И получив какие-то размытые образы, которых он не понимает, он может предъявить претензии фотографу. Культура художественного восприятия наличествует, мягко говоря, не у всех. Я для себя «селекционирую» клиента - и некоторым могу даже не показывать фото, которые мне лично нравятся. А кому-то, наоборот, показываю. Потому что фотографии, сделанные через призму мировосприятия фотографа, его «субъективный взгляд» - они требуют большого доверия к этому фотографу. Если ты способен на такую смелость - увидеть своё отражение через призму личности фотографа - это уже ну очень круто.

А.М.: - Есть ли у тебя постоянные клиенты?
Е.З.: - Есть уже какие-то «родственные сети», когда приходят через «сарафанное радио». Есть пары, которые делали у меня «предсвадебную сессию», подарок любимому мужчине к свадьбе, потом была съемка свадьбы и далее - семейная хроника. Хвалебные отзывы цитировать не могу, так как стараюсь их пропускать мимо ушей, чтобы гордыню не взращивать, как у любого творческого человека, есть предрасположенность.

А.М.: - Ну, может быть, один отзыв вспомнишь ?
Е.З.: - Одна из девушек сформулировала так : «Я себя представляла всегда совсем другой, но эта девушка на фото мне пожалуй нравится больше". То есть я показала ее «с другой стороны». Но вообще любая фотография ценна спустя какое-то время, когда ты теряешь сиюминутное отношение к себе. Уже через месяц все будет восприниматься по-другому, а через 5 лет - совсем иначе. По идее, хорошую фотосессию можно сравнить с хорошим вином, букет которого проявляется спустя время, когда люди уже забывают всё, что было на самом деле. Мы не обладаем реальностью прошлого, но мы можем поднять со дна ассоциации, даже вкусы и запахи с помощью фотографии.

А.М.: - Что можно посоветовать людям, мечтающим о собственной фотосессии ?
Е.З.: - Как любой художник всегда рисует себя, так и каждый фотограф обращает внимание только на то, что ему интересно. Поэтому к выбору «своего» фотографа нужно подходить очень тщательно - ведь по-сути, вы выбираете призму, через которую пройдет ваше отражение. При принятии решения не всегда стоит смотреть даже качество работ, рекомендации друзей или цену, надо смотреть - близко ли тебе его мироощущение. Так что даже если я отказываю клиенту, я делаю это в его интересах.

А.М.: - А бывало, что клиенты вмешивались в Вашу работу как фотографа, аппарат-то сейчас есть у всех ?
Е.З.: - Иногда это бывает с мужчинами - порой они сразу пытаются профессионально оценивать мою технику, ведут беседы о фокусе и диафрагме, довольно предвзято относятся к фотосъёмке. Но если они пришли на фотосессию с любимой женщиной - в конце концов расслабляются и делают все ради своей любимой. В работе с парой очень важно рассказать с самого начала о языке жестов и тел. Я объясняю - по фото мы «считываем» отношения через руки, через взгляды. Если рука висит плетью - считывается «равнодушие». Бывает, пары поначалу от смущения балуются, кривляются - такой «мусор» я даже не обрабатываю. Ведёшь к нужному состоянию словами, рисуешь образы или просишь дотронуться друг до друга - в зависимости от того, что на человека действует больше - слова, «картинки» или ощущения. А когда «контакт найден» - уже отходишь тихонько в сторону - и снимаешь. С мужчиной женщине проще работать, он ей помогает раскрыться. Если женщина без мужчины, то здесь работает другой подход. Мы пытаемся погрузиться в глубину ощущений - «работают» медитативные установки - закрой глаза, дыши глубоко, иди по ощущениям себя. Открывает глаза уже другая женщина, и пока она «там» - её можно снимать. Часто я добавляю театральности к образу женщины - современные визуальные стереотипы требуют постановочности. Кстати, если говорить о театральной съёмке - спектакль, увиденный «через объектив», может показаться сильнее, чем в реальности - фотограф туда от себя добавляет драматургии. Однажды я снимала бэкстейдж концерта авангардного джаза, не самого концерта даже, а саунд-чека, и, несмотря на то, что снимки были не концертные - они попали потом на рекламу в Нью-Йорке и зажили потом отдельной хорошей жизнью …

А.М.: - Что тебя вдохновляет как художника ?
Е.З.: - Что касается вдохновения - фото известных и не очень мастеров стараюсь смотреть очень-очень много, чтобы потом забыть - потому что бессознательно копировать начинаешь. А иногда что-то смотреть даже противопоказано. Искусство вообще вдохновляет - стихи, картины, образы, книги. Сейчас вот у меня в голове роятся идею поп-арта после прочтения книги Энди Уорхолла. Путешествия. Я стараюсь часто ездить в разные места мира и нашей страны просто для того чтобы быть в тонусе. Беременные меня трогают своей неожиданной красотой. И ещё, когда я снимаю «своих» людей, которые мне внутренне подходят, что-то начинает происходить во время съёмки, атмосфера «электризуется», это чувствует и фотограф и модель. В качестве «подготовки к родам» с одной девушкой у нас был образ раскрытия, раскрепощения своего тела - во время съёмки мы чувствовали, будто воздух «сгущается». Беременные вообще находятся в ином состоянии сознания - это и проще и сложнее - потому что они очень глубоко могут «уйти». Взаимодействию такого рода на фото-мастер-классах, конечно же, не учат - это либо дано почувствовать, либо нет.

А.М.: - Напоследок о творческих планах …
Е.З.: - Творческих планов очень много - продолжать благотворительные проекты с фондом «Даун Сайд Ап», есть новый арт-проект в голове, а общая цель такая - при минимальном количестве коммерческих съемок иметь максимальное кол-во времени для творческих проектов. Без творческих проектов фотографу нельзя - начинаешь коммерчески мыслить - это я не продам, а это продам. Нужно постоянно держать себя в творческом тонусе. «Обязательно занимайтесь благотворительностью. Тренируйте свое сердце. Хотя бы раз в год снимайте одну свадьбу бесплатно и вы увидите, как всё изменится» - сказал Джо Бьюссинк, известный западный свадебный фотограф, во время его прошлогоднего визита в Москву. Меня эта фраза очень зацепила.

журнал, ПР, я, публикации

Previous post Next post
Up