Как я ездил в столицу Чукотки. Часть 3

Nov 12, 2017 14:49


День четвёртый (12 октября 2017 года)

На следующий день я проснулся по прошествии 12 часов крепкого, здорового сна. Вот это уже на меня похоже. К тому же, сказались и накопившаяся за прошедшие дни усталость, и чехарда-разница с часовыми поясами, и, видимо, японский контрабандный виски под дикого гуся и мантак (надо отдать должное японцам: виски был хорош, и после него я почти не болел с похмелья). За окном был сильнейший ветер с дождём, что, впрочем, не смогло заставить меня отказаться от похода на лиман - очень хотелось увидеть открытую воду в непогоду, шторм.



Анадырский лиман в ветреную погоду

Пока дошёл до берега - спереди промок насквозь, поскольку ветер дул в лицо. Кое-как поснимал на телефон (фотоаппарат был бессилен: брызгами и дождём залепляло объектив) - и поскорей в гости к Ирине с Лёшей, которые уже меня заждались. Пока дошёл до стоянки такси (кстати, такси по городу - весьма доступная услуга: всего 100 рублей) - насквозь промок и сзади. Теперь я походил на какого-то мужичка-штормовичка: можно было меня выжимать.

Ребята очень радушно меня приняли, обсушили, напоили иван-чаем. И опять - беседы, беседы, беседы.



Так, за разговорами время подошло к очередному вечернему фестивальному показу. В этот день по программе был документальный фильм «Рассерженный инуит» (Алетея Арнакук-Барил, Канада) о проблемах традиционной охоты на тюленей у канадских эскимосов. Фильм нам всем очень понравился. А уже после показа, в фойе кинотеатра около гардероба мы случайно познакомились с Владимиром Васильевичем Сертуном - председателем чукотской ячейки Русского географического общества, путешественником, и, как выяснилось, некогда знакомым лично с А.В. Мифтахутдиновым. Удивительной судьбы неутомимый и весьма общительный человек: работал когда-то на Тамватнее, делает фильм о белых медведях, готовит экспедицию на озеро Эльгыгытгын… Как оказалось, знакомство это было не случайно: я помог Владимиру Васильевичу связаться с магаданским издательством «Охотник», которое готовит трехтомник полного собрания сочинений Мифтахутдинова. И Владимир Васильевич передал для них кое-какие свои воспоминания, вырезки из газет. Поэтому, даст Бог - увидим всё это в третьем томе, посвящённом воспоминаниям друзей, знакомых, коллег об Альберте Валеевиче Мифтахутдинове. Так что, случайности не случайны.

Вернувшись на квартиру, я решил попробовать китайское пиво Harbin Imported Premium Lager, под местную рыбу, которой меня угостил Володя Б.. Рыба оказалась отменной, а вот пиво не впечатлило: бутылка объёмом 0,65, пиво крепче нашего классического (5,5%) и к тому же сластит - а я такие вещи в пиве не люблю. Но зато буду знать: больше такое не покупаю.

День этот закончился традиционной для меня ночной прогулкой на туманный лиман - традиционно, в гордом одиночестве. Было это незабываемо: посидеть в ночной тишине на берегу, покурить под шелест волн, подумать…

День пятый (13 октября 2017 года)

13 октября было хоть и пасмурно, но зато спокойно, почти безветренно. И естественно, меня потянуло на лиман - посмотреть, как он выглядит в такую погоду. Дошёл до памятника Николаю Чудотворцу, вышел на смотровую площадку, глянул на водную гладь - а там белухи! Ныряют, пускают фонтанчики, видимо рыбачат. Я был заворожен этим зрелищем, и хотя на улице было весьма промозгло - стоял, как вкопанный, и наблюдал за тем, как эти замечательные животные ведут свой промысел в окружении стай бакланов.

Тем не менее, погодные условия не позволяли слишком долго находиться на берегу, и я пошёл в гости к Лёше с Ирой. Опять за стол, опять беседы. Всё-таки, душевные они ребята. И какие-то не современные, в хорошем смысле слова.

На обратном пути из гостей заглянул в салон МегаФона. Что-то надоело тратить баснословные суммы на связь и интернет (а он на Чукотке только спутниковый или мобильный), поэтому решился-таки купить местную сим-карту (как выяснилось в дальнейшем - такой мудрый поступок мне нужно было совершить сразу после приезда в город: кучу денег сэкономил бы).

Заскочил на квартиру, взял кое-какие мелочи, и пошёл в гости к Валентине Григорьевне Леоновой, автору сборника «Наукан и науканцы» с воспоминаниями науканских эскимосов.

Валентина Григорьевна устроила поистине царский приём: на стол выставлялись юкола (пресная вяленая красная рыба), шикша (местная ягода), свежемороженый мантак (кожа и сало кита), мороженая упа (разновидность асцидий), вяленое мясо кита, прэрэм (отварное мясо оленя, залитое оленьим растопленным жиром и затем замороженное). Нигде и никогда вы не попробуете одновременно такой ассортимент северных яств! Только на Севере, где гостеприимство и радушие возведены в ранг обязательных человеческих ценностей!



Чукотско-эскимосские блюда: юкола (пресная вяленая красная рыба), шикша (местная ягода), свежемороженый мантак (кожа и сало кита), мороженая упа (разновидность асцидий), вяленое мясо кита

Пока я всему удивлялся, рассматривал, пробовал, расспрашивал Валентину Григорьевну - подошёл Владимир Васильевич Сертун со своей супругой, Надеждой Михайловной. И вновь завязалась оживлённая беседа обо всём подряд: от любви к Чукотке, и до политической ситуации в Мире. Удивительные люди! До сих пор с теплотой в душе и благодарностью в сердце вспоминаю тот вечер!



Прэрэм

День шестой (14 октября 2017 года)

На следующий день Володя Б. повёз меня на гору (или, как говорят местные, на сопку) Михаила, что находится в окрестностях Анадыря. Сопка эта интересна, кроме всего прочего, тем что когда-то на ней располагалась база тропосферной связи «Юкон-1». Сейчас от этой базы осталась только груда металлолома.

По дороге к сопке выяснилось, что у машины какие-то проблемы с сигнализацией и что закрывать её, после выхода из салона, не желательно: двери могут заблокироваться. Таким образом, нам пришлось бросать машину открытой. Ещё один местный парадокс (это же Чукотка): у нас бы даже в таких глухих местах нашлись какие-нибудь отмороженные угонщики.

На вершине было морозно и туманно, что помешало насладиться видами окрестностей. Немного пособирал-поел шикшу, которой оказалось вокруг в изобилии. Немного пофотографировал развалины базы, немного по ним полазили. Посмотрел на их бугельный подъёмник (зимой на сопке организовывают горнолыжную трассу) - с нашими, конечно, не сравнить: и высота меньше, и крутизна не такая.



Шикша на сопке Михаила

В общем, погуляли, подзамёрзли - и к машине, греться. Далее - едем в Володин гараж (а местные гаражи - это целый мир: народ берёт морские контейнеры и благоустраивает их - вода, газ, свет), потом оставляем машину и договариваемся о посещении косторезной мастерской О.К. Манасбаевой. К слову, сколько я ни пытался через Володю попасть в мастерскую к кому-нибудь из местных - у меня ничего не получилось: не привлекательный я, с точки зрения покупок, клиент. Да и местные многие - весьма странные.

Ольга Карабаевна оказалась весьма радушным и общительным человеком, с радостью подарила несколько небольших сувенирчиков на память в придачу к купленному мной пеликенчику. И так же радушно пригласила нас посетить её косторезную мастерскую, что мы с удовольствием и сделали, подъехав к ней к 14:00 вместе с Володей и Колей, который на экскурсию взял свою дочку.

Мастерская оказалось небольшой квартирой с несколькими комнатами, которые были заставлены стеллажами с различным косторезным оборудованием, а на полках лежали кусочки моржового клыка, оленьих рогов, рога снежного барана, межпозвоночные диски кита, моржовые члены…. В отдельной комнатке Ольга Карабаевна показала нам морёные клыки моржа со следами обработки. Люди приносят ей материал, она его покупает, но не все отдают себе отчёт в том, насколько ценен подобный материал сам по себе. Ольга Карабаевна пока что собирает коллекцию подобных артефактов, и в дальнейшем планирует передать её в краеведческий музей.



В косторезной мастерской О.К. Манасбаевой

Далее, хозяйка мастерской любезно согласилась продемонстрировать нам, как происходит процесс шлифования. При этом она увлечённо комментировала все свои действия. Сразу видно: человек искренне любит и ценит то, чем занимается. Это здорово, и достойно уважения: мастер не бездушно зарабатывает деньги и пытается всё превратить в прибыль, но, напротив - относится к своему делу с душой. В общем, спасибо огромное Ольге Карабаевне за такую потрясающе интересную и познавательную экскурсию!

После такого увлекательного и познавательного мероприятия мы с Володей были приглашены в гости к Николаю. У Коли оказалась весьма просторная и современная квартира: вошёл - и забыл, что я на краю географии, на Чукотке. Всё как в Москве, или у нас, в Кузбассе. Вот только вид из окна - с лиманом и анадырским портом - возвращал к реальности. Быстренько пожарили картошки с бараниной, и принялись за активное уничтожение контрабандного виски. Вечер был долгий, безумный, насыщенный общением, и к ночи я изрядно… ну, скажем, устал))

День седьмой (15 октября 2017 года)

15 октября - день закрытия фестиваля. С утра я чувствовал себя не очень, чтобы совсем хорошо: сказалась вчерашняя посиделка. Но бодрости хватало: за окном была Чукотка! Сбегал в магазин, купил японский кофе домой и пошёл к Коле - на варёную оленину (такой у нас был уговор с вчерашнего вечера). Володя был уже у Коли. Все были немного вялые после вчерашнего, но как-то так, под оленину, очень быстро смогли прийти в себя (отварная оленина, надо сказать, волшебная штука с похмелья: силы здорово восстанавливает).



Вид из окна Колиной кухни

От Коли мы переместились в офис Володи. Там, за разговорами, время пробежало незаметно, пасмурный день стал убывать, за окном сгущались сумерки, и мы решили двигаться в сторону кинотеатра «Полярный», где и проходило закрытие фестиваля.

Народу в этот раз набралось значительно больше - всё-таки, выходной день. Да и «сарафанное радио» сделало своё дело лучше слабой рекламы. После торжественных, помпезных речей объявили победителя, коим стала картина якутских кинематографистов (к слову, из шести представленных конкурсной программой полнометражных фильмов два было якутских кинематографистов; причём, игровые и документальные фильмы боролись за один приз и конкурс объединял всех под одну гребёнку - арктическое кино). У «Надежды» третье место. В принципе, я и на это даже не рассчитывал. Ну, да ладно. Получил диплом, благодарности нам со Светланой, пофотографировались, посмотрели короткометражку-победителя «Стрела» (почему в коротком метре фестиваля АРКТИЧЕСКОГО кино победила социалка, не имеющая никакого отношения к Арктике - для меня до сих пор загадка). Короче, всё как всегда.

Уже при выходе из зала позвонила Светлана, попросила перекинуть девушке из администрации Энурмино фильм ««Надежда» - гонка по краю земли». Поднялся на второй этаж кинотеатра, попросил компьютер (а заодно - себе на память сувенирную кружку с символикой фестиваля), и надолго завис: что-то какие-то неполадки с флэшкой имели место быть. Потом пришлось извиняться перед девушкой за долгое ожидание: мне и самому неудобно было за такую ситуацию, но моей вины в ней не было.

Ну, а после мы с Лёшей, Ирой, Владимиром Васильевичем и Надеждой Михайловной встретились в гостях у общей знакомой - Юли, и под вяленое моржовое мясо, а после - чай с запеченными яблоками, вели долгие оживлённые беседы.

Время было позднее, нужно было расходиться по домам, но мы с Владимиром Васильевичем заглянули в офис чукотской ячейки РГО - и опять были разговоры обо всём на свете. Всё-таки, замечательные они люди.

Долго не хотелось расходиться с Владимиром Васильевичем, но завтра понедельник, у всех дела-работа. Так что, ничего не поделаешь - пришлось идти на квартиру. Где мне стало как-то одиноко, неуютно и грустно: завтра нужно улетать в Москву. Я успел проникнуться ещё большей любовью к этой земле. Успел - хоть и поверхностно - пообщаться с людьми, и понять, что здесь ещё есть в замороженном виде Советский Союз. И не просто Советский Союз - многое светлое от Союза, что мы порастеряли в своих городах, смогло сохраниться в этом краю вечной мерзлоты. Всё-таки, самое ценное - это люди. И если в крупных городах, Москве или Новосибирске, я цепляюсь только за друзей и единомышленников - здесь, в Анадыре, человек, даже не будучи единомышленником, более открыт душой и расположен к помощи и поддержке, нежели в наших краях. Всё это наталкивает только на одну мысль: когда, а главное - почему мы вот это всё растеряли?

Загрустил-задумался я в тот вечер основательно, и до пяти утра допивал остатки водки «Вахта», которую приобрёл в первый день на Чукотке. В пять часов утра лёг спать - а в девять проснулся. Никакой. Разбитый, не выспавшийся. И грустный, очень грустный от осознания того, что через несколько часов я покину эту землю - и кто знает, надолго ли? Даст Бог - не навсегда.



Аэропорт "Угольный" (Анадырь)

Косторезное искусство, kutkh travel, Чукотка, Арктика, Ново-Мариинск, Анадырь

Previous post
Up