Как специалисты «Ростелекома» устраняют аварии на «оптических» магистралях

Aug 25, 2014 12:10

В прошлую пятницу утром пропала связь на одной из магистральных волоконно-оптических линий связи, входящих в систему «Европа-Азия» компании «Ростелеком». С помощью специальных приборов технические специалисты, находящиеся в Цивильске и Апастово (Татарстан) быстро нашли место повреждения кабеля - деревня Афанасьева, которая находится недалеко от границы Чувашии и Татарстана. На место сразу же выехало несколько бригад с обеих республик. Как оказалось, обвалился берег речки и произошел обрыв оптического кабеля, проложенного в этом месте. Аварию удалось устранить к трем часам вечера. Поврежденные оптические кабели соединили с помощью временной муфты... На самом деле это были учения, на которые пригласили журналистов и блогеров с Чувашии, Татарстана и Нижегородской области.

«Ростелеком» имеет одну из самых протяженных ВОЛС в России. По-крайней мере, в Чувашии у компании самая длинная «оптическая» сеть, которая каждый год увеличивается на несколько сот километров за счет подключения новых населенных пунктов к магистральным каналам.

Вот так выглядит временный лагерь. На одной стороне татарские ремонтники, на другой - чувашские. После определения координат разрыва и места прохода кабеля, им предстоит выкопать два котлована. Кабель будет обрезан в двух местах и соединен с помощью временной муфты. При прокладке кабеля, кстати, всегда оставляют кабель про запас в качестве резерва.



Все кабели прокладываются на стандартной глубине в 1,2 метра и обозначаются столбами через равные промежутки и в тех местах, где кабель делает поворот.



Как мы уже писали, с помощью приборов, находящихся в ближайших узловых пунктах связи, определяется место аварии, куда выезжают ремонтные бригады. Устранить повреждение необходимо в течение восьми часов. Абоненты на время столкнутся с отсутствие интернет-сигнала, но его должны быстро восстановить за счет резервных кабелей. В Чувашии, в частности, «Ростелеком» применяет тройное резервирование каналов связи. Так что подобные аварии не должны серьезно сказываться на абонентах.



Прибыв на место, бригада должна точно определить прохождение кабеля, чтобы знать, где копать. Делается это с помощью приборов, напоминающих миноискатели. Это кабельискатели. В руках у сотрудника кабельискатель КИ-5.



Как приборы находят сигнал, передаваемый по оптическим каналам? Да никак. Они «ловят» сигнал, который в таких случаях специально генерируется и передается по металлической оплетке кабеля, служащего в качестве армирующей защиты. При этом кабельискатель может найти физический разрыв кабеля (привет экскаваторщикам!), но не разрыв оптического волокна. Разрывы оптических волокон ищут с помощью других приборов - рефлектометров (о них чуть позже).



На смену «аналоговым» кабельискателям приходят современные «цифровые».



«Сталкер ПТ-4» умеет точно определять мощность сигнала, глубину залегания кабеля, расстояние смещения и обладает некоторыми дополнительными возможностями.



Это «татарский» передвижной пункт.



Без лопат никак. По правилам котлованы для доступа к кабелям нужно копать вручную в любую погоду.



Переходим на другую сторону речки к «чувашским» специалистам.



Из Чувашии сегодня приехала машина «попроще».



Один из чемоданов с инструментами.



Катушка с кабелем.



Вот так выглядит простой кабель с двумя модулями. В каждом модуле по 4 волокна. Но это кабель для примера. В реальности здесь проходит кабель с 36 волокнами (6 модулей по 6 волокон в каждом).



Оптический магистральный кабель как многослойный бутерброд. Несмотря на то, что кабели изготавливают в России, оптические волокна приходится заказывать из-за рубежа (Япония, Бразилия и т. д.).



Итак, предположим, что котлованы вырыты, теперь нужно соединить два кабеля.



Сначала свариваем оптические волокна по отдельности. Стоимость такого аппарата - 300-500 тыс. рублей. Берем волокно, снимаем разноцветную акриловую защиту, протираем спиртом и вставляем конец в скалыватель (прибор не уместился на снимке). Скол должен быть ровно в 90 градусов. После вставляем этот конец в сварочный аппарат, где автоматически проверяется качество скола. Если скол плохой, повторяем процедуру.
Потом подобную операцию проводим с другим соединяемым волокном.



Вставляем оба волокна, закрываем крышку и через несколько секунд получаем отличный результат.



Теперь укладываем волокна вместе.



Собираем все провода.



И закрываем. Все, кабель восстановлен. Правда, в виде временного решения. Спустя некоторое время нужно будет кабель снова спрятать под землю.



После нам показали используемые в работе приборы: фибрлок, рефлектометр.



В первом чемодане находится все необходимое для соединения оптических волокон без сварки. Два конца вставляются в специальную трубку, внутри которой находится специальный оптикопроводящий состав.



А это специальный оптический микроскоп.



Он нужен для проверки чистоты оптических разъемов.



Переходим к рефлектометру.



Он позволяет проводить разнообразные измерения на оптических волокнах.



На этом графике, например, видно на каком расстоянии от прибора находится место сварки и где кабель заканчивается. С помощью таких приборов очень легко определяется место разрыва. Все данные прибор сохраняет в памяти, что позволяет работать с этой информацией в дальнейшем.



А это оптический телефон «Рубин 022». Дальность связи - до 100 км и выше. Нужен для координации работ двух бригад.



А это иностранная модель.



Связь отличная. Главное, бесплатно (шутка). И не зависит от наличия сигнала сотовой связи.



На том берегу нас прекрасно слышат.



На этом блог-туре отсутствовало руководство. Возможно, поэтому технические специалисты «Ростелекома» чувствовали себя раскованно и поделились с нами огромной массой интересной информации.

ростелеком, интернет, блог-тур

Previous post Next post
Up