ЕТК: не мытьем, так катаньем

Jun 14, 2013 16:03

Написал-таки статью про ЕТК

В аббревиатуре ЕТК всего три буквы. Но «электронная транспортная карта» включает в себя электронные проездные (ЭП), электронные кошельки (ЭК), а также УЭК и социальные карты с транспортным приложением. Грех во всем этом не запутаться, учитывая, что информационная кампания по внедрению в республике транспортных карт идет как обычно. Чиновники и сочувствующие им журналисты акцентируют внимание на преимуществах, не вникая в мелочи. А там: 100 рублей сверху при первичной покупке проездного или кошелька, сложности при пополнении ЭП и ЭК и ряд других трудностей, о которых мы тоже сегодня расскажем. Скажу честно, находясь под впечатлением от прочтения соответствующей темы на форумах, статью хотелось написать «ругательную». Но желание быть объективным взяло вверх. Кому лень читать дальше: транспортные карты - это хорошо, но внедряется все это в жизнь плохо.

Предыстория вопроса
Все началось в 2004 году в Москве с проекта по автоматизации учета проезда в наземном транспорте на базе социальной карты для льготников. Проект получил название «Удобный транспорт» и всем очень понравился. Оказалось, его можно внедрить для организации проезда обычных пассажиров, поэтому было создано ООО с аналогичным названием (www.umarsh.ru). Схожие проекты стали внедрять и в ряде других регионов. На сегодня в списке 10 регионов и городов.
В Чувашии было создано ООО «ЕТК», которое с апреля 2009 года совместно с Минздравсоцразвития Чувашии начало внедрять социальные транспортные карты. С 1 декабря 2011 года в продаже появились электронные кошельки для всех желающих. Они давали скидку в 5% на проезд в общественном транспорте (троллейбусы, автобусы). Спустя несколько месяцев скидку отменили. Вернули ее только в феврале 2013 года, когда проезд с помощью ЭК в городах стал дешевле на 1 рубль (и до 30 коп. на 1 км в поездках по республике). С 1 марта этого же года отменили бумажные проездные, введя вместо них электронные проездные. Сделано это было в стиле «внезапно, без объявления войны...». По-крайней мере, большинство эту новость восприняли именно так.

В чем сходства и отличия ЭП, ЭК и УЭК
ЭП - это электронный проездной. Он аналогичен бумажному по своему функционалу: безлимитный проезд целый месяц в определенном городе за фиксированную плату. 650 рублей - троллейбусы, 1000 рублей - троллейбусы + автобусы. Как и бумажным проездным, электронным нельзя расплачиваться за других людей. Поэтому получить (распечатать) билет с помощью валидатора (переносного терминала) в одном и том же транспорте можно только с разницей в 10 минут.
С бумажным проездным вам достаточно было иметь его в кармане и предъявлять кондуктору или контроллерам. При использовании электронного нужно обязательно печатать билет (чек), иначе вас можно смело объявить «зайцем». Передавать ЭП кондуктору через других людей при переполненном салоне не рекомендуется: рискуете остаться без проездного. Лучше дождитесь подхода кондуктора.

ЭК - это электронный кошелек. Вы кладете на транспортную карту деньги, а потом расплачиваетесь, не используя реальные деньги. Проезд с помощью ЭК дешевле (троллейбусы - 13 рублей, автобусы - 15 рублей, на республиканских маршрутах скидка до 30 копеек на 1 км пути). Внимание: при проезде по городу в пригородных маршрутах (101, 101с, 156 и т.п.) скидка не действует.
ЭК действует на территории всей республики в транспорте, оснащенном терминалами. С помощью нее вы можете расплачиваться за любое количество людей. Для этого при повторном использовании карты на терминале нужно нажать красную кнопку «Cancel» и снова приложить карту к терминалу. Кондукторы обязаны уметь это делать. Срок действия ЭК - три года с момента последнего пополнения.
Электронные кошельки не действуют на маршрутках, хотя эту возможность обещали внедрить еще год назад. Эксперимент на 62-м маршруте в Чебоксарах завершился, сейчас ЕТК тестируется на 12-м маршруте в Новочебоксарске. Если на маршрутках все-таки появятся терминалы, проезды с помощью ЭК или УЭК также обойдется на 1 рубль дешевле (15 рублей по городу, 18 рублей между Чебоксарами и Новочебоксарском). Правда непонятно, как предъявлять водителю ЕТК для печати билета, если маршрутка переполнена, а кондуктора нет.

Визуально ЭП и ЭК отличаются только картинкой на лицевой части карты. На ЭП изображен троллейбус, на ЭК - автобус и троллейбус. Дизайн карт, кстати, очень слабый. Представители «ЕТК» обещают, что в течение года появятся новые карты, которые не будут вызывать путаницу и эстетического отторжения.

На универсальной электронной карте (УЭК) с 1 апреля этого года заработало транспортное приложение. Оно аналогично ЭК, но имеет одно существенное отличие - можно оплачивать проезд только за одного человека. Ограничение поставлено разработчиком программного обеспечения и в ближайшее время его убирать не собираются. Так что ваш багаж, скорее всего, проедет бесплатно, а вот за других (включая детей) придется заплатить. Забавный момент: представители «ЕТК» три недели на форуме утверждали, что с помощью УЭК можно оплачивать два билета. Оказалось, ошибка вышла.
Ложка меда - УЭК полностью бесплатна. Всем, кто получает УЭК сейчас, транспортное приложение прописывается автоматически. Остальным нужно обратиться в МИАЦ (Чебоксары, ул. Калинина, 112, тел. 320-100).

Как это все работает: от «А» до «Я»
При первой покупке ЭП или ЭК вам придется заплатить дополнительно 100 рублей. В чеке указано, что это плата за «бланк проездного». Фактически это плата за обслуживание (деньги идут ООО «ЕТК»). Эта сумма у некоторых вызвала негодование, так как в постановлении Кабмина Чувашии указано, что проездной стоит 650 рублей. Фактически в первый раз придется выложить 750 рублей. В будущем плата за пользование ЭП или ЭК может возрасти.
Второй шаг - активация ЭП, ЭК или УЭК. Производится в пунктах продажи и пополнения, а также на Почте России (не во всех отделениях). Теперь ЕТК можно спокойно пользоваться.
ЭК и УЭК пополняются в любое время в пунктах ручного пополнения, терминалах и на Почте России. ЭП пополняется только с 25 по 5 число в пунктах ручного пополнения и на почте и с 25 по 15 - в терминалах. Покупать новый проездной не нужно - в таком случае вы снова заплатите 100 рублей. Узнать, сколько денег осталось в вашем кошельке можно с помощью терминалов самобслуживания либо при покупке билета (сумма будет указана на распечатке). Терминалы окрашены в оранжевый цвет и имеют надпись «ЕТК».

Конкретные пункты приобретения и пополнения ЕТК указать пока не могу: их можно будет найти на официальном сайте www.etk21.ru. После того, как он заработает. Сайт закрылся на реконструкцию в конце мая и его обещают запустить на днях. Столь долгий срок даунтайма сайта - это безобразие. Будем надеяться, новый сайт будет гораздо лучше прежнего.
Электронный проездной или кошелек, в отличие от бумажного, можно восстановить в случае утери, порчи или кражи. Делается это в офисе «ЕТК» рядом (Чебоксары, Московский пр., 41, к. 1, оф. 1, ост. «Ул. Кривова»). При этом необходимо предъявить чек, полученный при покупке карты. И приготовьте 100 рублей. Если у вас украли ЭП или ЭК, звоните по телефону 36-33-30 («ЕТК») и блокируйте карту. Сумма, оставшаяся на счету, будет восстановлена.

Школьников и студентов тоже планируют перевести на транспортные карты. Для школьников ЭП уже готовы, но пока не разработан механизм компенсации проезда. Для студентов рассматривается вариант ЭК на УЭК.
Если терминал неисправен, вы можете проехать бесплатно при наличии действующего проездного, кошелька или УЭК.

Четыре истории про пополнение ЕТК
Попытались пополнить счет в терминале на остановке «Автовокзал». Купюры в 500 руб. и 50 руб. терминал засосал, купюры по 100 руб. - нет. Было предложено этому произведению больной мысли, собранному на коленке в гараже, 7 (семь!) купюр по 100 рублей - не прошла ни одна. Выдал чек на 550 рублей. Чтобы пополнить проездной на 100 рублей пришлось ехать в так называемый центральный офис ЕТК (единственное место, где в подобной ситуации можно закинуть деньгу на карту)! Потеряли время и нервы.

В начале апреля положил на транспортную карту 1000 руб с терминала. 650 рублей списалось за месяц проезда и на карте оставалось 350 рублей. В справочной женщина сказала, что остаток перенесется на следующий месяц, но вот сегодня пришел класть деньги и на балансе показало 0. Чека, к сожалению, не осталось.

Покупал сегодня проездной на следующий месяц. Дошел до Чувашавтотранса на Гагарина 20а - там карту не пополнили, послали в троллейбусное управление. Дошел до колхозного рынка - терминал там стоит, но не работает. Пошел в троллейбусное управление. Там зато был выбор: либо пополнить через терминал и оставить 350 рублей, так как терминал сдачи не даст, либо долго стоять в очереди.

Пополнял карту через терминал. Внес 700 руб и 50 рублей решил закинуть на телефон. Деньги пришли через неделю и комиссию взяли 6 рублей. Это более 10 процентов. Обдираловка.

Сложности пополнения
В первое время ЭК можно было пополнить только по адресу ул. Гагарина, 20. Представляете - всего одна точка на весь город. Сейчас таких мест больше, но все равно недостаточно. При этом терминалы самообслуживания могут не работать или не выдавать чек, без которого никакие претензии не рассматриваются.
Пополнять ЭК можно практически на любую сумму, но электронные проездные - только на 650 рублей. Пополнять частями нельзя. В пунктах ручного пополнения вам дадут сдачу, но оранжевые терминалы сдачи не дают. Сдачу можно перевести на счет мобильного телефона, но приготовьтесь к комиссии. Комиссию берет не «ЕТК», а компания «Оплата.ру», у которой и арендуются терминалы. Тем не менее, в случае неисправности терминала, либо других проблем, звонить нужно в «ЕТК» (тел. 36-33-30). На Почте России могут быть очереди, в пунктах ручного пополнения - тоже. С бумажными проездными таких проблем не было - они покупались у кондуктора.
Самая больная тема - пополнение ЕТК через банковские карты или интернет. Такой возможности нет и появится она не скоро.

Кому это нужно?
Электронный проезд нужен «ЕТК» поскольку, постольку это коммерческая организация. Транспортные компании могут четко знать сколько людей перемещается по тем или иным маршрутам, снижаются расходы на инкассацию. Чиновникам с одной стороны легче компенсировать проезд льготникам, с другой - рапортовать о внедрении новых информационных технологий. Гражданам (если закрыть глаза на трудности пополнения) не нужно таскать в кармане мелочь и можно сэкономить (с помощью ЭК). Правда, водители и кондукторы отчасти лишаются «левого» заработка (принял деньги, билет не выдал). С другой стороны, ЭК и транспортное приложение на УЭК пока не пользуется такой популярностью, какой хотели бы организаторы перевода граждан на электронные карты.

Посчитаем, насколько ЕТК выгодны
Покупать проездной имеет смысл, только если вы в месяц совершаете больше 46 поездок на троллейбусе (по две поездки в рабочие дни). Если пользуетесь троллейбусами и автобусами очень редко, большого смысла приобретать электронный кошелек нет. ЭК окупится только через 100 поездок (не считая внутриреспубликанские маршруты), зато УЭК начнет экономить ваш кошелек сразу. Но сразу огорчу - в месяц вы сэкономите не больше 30-40 рублей. Много это или мало, решать вам.

Вывод
Повторюсь - внедрение многоразовых электронных проездных и кошельков - дело правильное. Это в принципе удобно. Другой вопрос - это неподготовленная инфраструктура и плохая информационная и разъяснительная кампания среди населения и ответственных сотрудников: кондукторов, водителей, работников Почты России.
Основные минусы: мало пунктов пополнения, нельзя пополнить счет через интернет или банковскую карту, отсутствие возможности сэкономить в маршрутках. Все эти проблемы легко решаются с помощью финансов. Их у «ЕТК», транспортных компаний и правительства Чувашии, судя по всему, немного. Оттого проект развивается медленно. Но пути назад нет - к бумажным проездным мы уже не вернемся.

© Текст - Максим ИВАНОВ. Интернет-проект «На-связи.ру»

етк, уэк, транспорт, чувашия, чебоксары, новочебоксарск

Previous post Next post
Up