Полный текст статьи:
www.novayagazeta.ru Отрывки:
...когда редакция попросила меня съездить и посмотреть, скоро ли Новочебоксарск станет столицей солнечной индустрии, подумал, что нет ничего легче. Уж, наверное, охотно все покажут и расскажут, тем более что я там появлюсь не только как корреспондент, а еще и как налогоплательщик. Ведь в общем объеме инвестиций в эту стройку (20,1 млрд рублей ) значительную долю составляют бюджетные деньги РОСНАНО. Да и остальное, как сообщалось, частная корпорация Вексельберга должна была внести, временно позаимствовав деньги у РОСНАНО, то есть опять же из бюджета страны.
...
Однако на строящемся заводе возможному приезду корреспондента обрадовались меньше, чем я предполагал. Сотрудница, отвечающая за связь с прессой, Надежда Ригова, пояснила мне по телефону, что у них свой порядок посещения: редакция должна написать письмо в дирекцию ООО «Хевел», которая находится в Москве, и попросить разрешения…
Ну ладно, написали. Очень скоро мне в казанский корпункт газеты позвонил из «Хевела» руководитель управления по внешним связям компании Антон Усачев и сказал, что секретов нет, что он готов приехать в Новочебоксарск и лично показать мне завод. То есть я выеду в Новочебоксарск из Казани, а он - из Москвы.
Определили дату встречи - 10 апреля. Я приехал, а Антон Михайлович - нет. Он позвонил мне, когда я уже был в Чувашии, и напомнил, что наша договоренность не была окончательной, что надо было еще раз уточнить дату. Наверное, надо было. Но я ни в чем его и не упрекнул: понимаю, возникли у человека другие дела. А коль так и коль я уже у ворот завода, то можно, наверное, распорядиться, чтобы корреспондента провели на территорию, напоили с дороги чаем и показали то, что фирма «Хевел» намеревалась не утаить. Есть же тут толковые люди: и директор, и уже упомянутая Надежда Ригова, отвечающая за связь с общественностью.
В общем, я попросил Антона Михайловича дать заводчанам распоряжение пропустить корреспондента за шлагбаум. В конце концов, подумал я, репутация у меня, наверное, не хуже, чем у главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса, а ему в январе нынешнего года разрешили посетить это строящееся предприятие в Новочебоксарске. Даже без письма из редакции.
- Нет! - сказал Антон Михайлович. - Без меня туда нельзя! У нас режимное предприятие…
Кто бы мог подумать! Что же такое засекреченное мог на ходу разглядеть корреспондент на предприятии по производству солнечных батарей, где этих батарей пока еще даже и нет?
...
Досадно, но раз уж приехал, решил переговорить на тему миллиардных инвестиций в солнечный бизнес с кем-нибудь в правительстве Чувашии. Республике повезло, пусть похвалятся. Пресс-служба главы республики предложила соответствующий отдел в министерстве экономики. Как только увидел табличку на стене у двери кабинета, так сразу понял, что лучших собеседников не найти. Табличка такая: «Отдел промышленной политики и инновационного развития экономики». Заметьте, не просто «промышленности», а «промышленной политики». Не просто «развития экономики», а «инновационного развития». Знал, что Чувашия - передовая республика, но не настолько же!
И вот сижу напротив начальника отдела Натальи Дмитриевой и ее заместителя Сергея Иванова. Завожу разговор о выгодах Чувашии в связи со строительством такого масштабного предприятия, как завод солнечных батарей. И действительно ведь, одна выгода. Своих денег республика на это не тратит, а престиж и рабочие места обеспечены, да и местные подрядчики оживились. Предложил поговорить об этом подробнее, но не тут-то было.
- Вы напишите нам вопросы на бумаге и оставьте, - как могла, поддержала беседу Наталья Викторовна. - А мы посоветуемся и завтра ответим.
На какой бумаге? Что у нас за проблемы с устной речью в чиновничьих кабинетах?
- Поймите, мы не готовы к разговору, - поясняет Дмитриева.
Они не готовы! В республику инвестируются 20 миллиардов, проект стартовал три года назад, а они в отделе инновационного развития все еще не готовы!