У меня как у недорежиссера-недосценариста есть слабость к небанальным видеороликам.
На музканалах и выцепливаем от случая к случаю шедевры а надо уже детей растить.
Возможно, это одно из проявлений "клиповидного сознания", которым якобы страдает наше поколение и все кто моложе (Катришка как раз очень подходяще поименовала нас "динозаврами" по сравнению с последними). Но я щас про шедевры. В смысле того, что цепляет, и вообще вызывает эмоции и мыслить заставляет, по сравнению с остальной видео-тележвачкой. В принципе, здесь меня поймет
maybe_alive, айсиньк, вот уж кто много видео повидал.
Так вот. Что зацепило. В последнее время - Stromae и Avicii и еще James Blunt. Да, банально, но да.
----
Stromae гений. Никогда бы не думала, что буду такое писать о нем, но таки-да. Уж не знаю, как там у них происходит процесс создания концепции клипа, но я наблюдаю этого паренька уже год и да, он звезда. С условием, конечно, что как-то он влияет на разработку своих видеородиков. В отличие от Авичи, который хоть и 10-й в мире ди-джей, но ему еще работать над материалом, потому что концепция не складывается.
Последнее видео Stromae - Tous les mêmes (Все одинаковые) как раз-таки на высоте. На ютьюбе ролик собрал много коментов от разгневанных гомофобов, но это поверхностный подход, ведь меседж клипа совсем не про b-people. По концепции клипа, Stromae раздваивается: представляя поочередно мужской и женский образ.
Ведущей линии в клипе нет, таким образом зритель сам решает, с какой стороны на это дело посмотреть. Но про трансвеститов не катит (потом объясню).
Естественно, мне ближе было повествование от лица женщины. Образ выдержан в традиционном "розовом свете", в противовес мужскому образу, представленному в зеленых тонах. Ну естественно, не в голубом же...
Дальше - едкая ирония. На вики это обозвали "гендерными стереотипами", потому что и мужчину и женщину отличают характерные позы, жесты и манеры двигаться (Крейдлин, привет!) но это только один момент.
А дальше нам показывают "пошлость по Чехову": в каждой из пар (это не одна пара, никакой андрогинности) - одно и то же: стагнация, невнимание, пресыщение, дегра-...стоп, этого там уже нет.
Stromae не клеймит, не осуждает и не призывает искать идеал, но какая-то "отравленность" все время присутствует в воздухе. Зеленый цвет абсента вкупе с розовым неоном. Все немного пьяны и хотят...чего, да и хотят ли? Думайте сами, зрители, а Stromae и компания покажут нам котэ танец.
Тем, кто думает, что здесь поется про трансвеситов, можно возразить видеорядом, даже не отсылая к переводу. Вот так вот все начинается и в первом и во втором куплете:
А не, например, так
И заканчивается в первом куплете вот так:
Лирический герой детектед. А финал глобально обобщает все ранее сказанное. Вот как-то так. Апология.
А теперь ИМХО. Я бы сказала, что это клип-пощечина. Слишком долго я любила пластические спектакли по Чехову, чтобы не усмотреть здесь шедевр, пусть и поп-арта. Пластикой подкупает не в последнюю очередь. И почему-то на ум кроме Чехова приходит еще и "Пианистка" Эльфриды Елинек - стиль изложения и у нее, и в песне (именно аудиально) иронично-беспощадно-горький. Я написала про "отравленность", но она не в стиле "мертвой царевны" Ланы дель Рей. Это energie, это динамика, это бабочки в животе летящие на свет. Это история, и вся клипография Stromaе - череда таких стильных необычных историй с потрясающей пластикой. Все парадоксально, гротескно, но результат превосходен.
В отличие от Avicii. Этот DJ в своих видео расшатывает маятник, играя на чувствах, но цель не оправдывает средства. А Джеймс Блант клипом You're Beautiful (2009) меня неприятно удивил. Но об этих в следующий раз....