Разоблачение мифа о славянских народах

Mar 24, 2019 21:03


Русские  - меряне

Белорусы и Украинцы это другие народы...

Ме́ря, меря́не - древнее летописное племя, проживавшее в Верхнем Поволжье на территории современных Ярославской, Ивановской, Владимирской, северной и восточной частях Московской и западной части Костромской областей России. Одни исследователи считают мерю финно-угорским племенем, другие используют этноним «меря» для общего названия славянского и финского населения (мерянская культура), проживавшего на этой территории во второй половине I тысячелетия нашей эры.

Меря :
Ярославская область, Ивановская область, Владимирская область, 
Костромская область, 
Московская область.

Язык мерянский
Религия язычество, православие.
Входит вфинно-угорские народы

Родственные народы
▪мещера, 
▪мокша, 
▪мурома, 
▪вепсы

История :

В середине I тысячелетия н. э. в междуречье Оки и Волги сформировались племена марийцев, мери, мещеры, мокшан, муромы и эрзян. Племена городецкой культурыиспытывают сильное влияние пьяноборских племён, которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках. К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия.

Меряне занимали промежуточное географическое положение между местами обитания прибалтийско-финских (весь, вепсы), волжско-финских (мурома, мещера, мари) и урало-финских (пермь) народностей, проживая на территории современных Тверской, Владимирской, Московской, Костромской, Ярославской, Вологодской и Ивановской областей России до славяно-кривичской колонизации их земель в X-XI веках.

Меря впервые была упомянута в VI векеготским летописцем Иорданом под названием меренс (merens) как данник короля готов Германариха. Исследователи в меренс видят финно-угорское племя меря. Позднее сведения о мере можно найти и в русскиххрониках. Согласно летописи «Повесть временных лет», меря располагалась в районе озёр Неро («Ростовское озеро») и Плещеево(«Клещина»)

Согласно «Повести временных лет», в 859 годумерян обложили данью варяги. В 882 годумеря принимала участие в военных походах Олега на Смоленск, Любеч, Киев.
 Последнее упоминание мери как отдельного народа имеется под 907 годом, когда меряне в составе войска Олега пошли на Царьград. Тем не менее есть отдельные упоминания и позднее: «mirri» в «Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum» Адама Бременского (1075), вероятно, пользовавшегося более ранними источниками.

В житиях епископов Федора, Леонтия, Авраамия, Исайи и в «Повести о водворении христианства в Ростове» упоминается Чудской конец в Ростове Великом, где стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись местные язычники вплоть до начала XII в. Они неоднократно изгоняли присылаемых епископов и по некоторым сведениям даже убивали их.
В одном из списков жития епископа Леонтия упоминается, что Леонтий «русский же и мерьский язык добре умяше». В других списках упоминается чудской язык, что может говорить, что под чудским языком здесь подразумевался именно мерянский.

Начало слияния с восточными славянами относится к X-XI векам. Эта территория стала основой Владимиро-Суздальского княжества. Меря входила в состав населения, восстававшего в 1071 и 1088 годах против насаждения христианства и феодальных порядков. В Истории о Казанском царствеупомянут черемисский (марийский) народ, который жил в Ростовской земле. Автор называет их остяками. Как сообщает летописец, они убежали от русского крещения и поселились в Болгарской земле и Орде.

В 1237 году в Лавреньтьевской и Тверской летописях в связи нашествием на Русь монголо-татар впервые упоминается город Галич-Мерский, который в 1247 году станет одним из центров Галицко-Дмитровского княжества.

В «письме брата Юлиана о монгольской войне» впервые упоминается Меровия (Merowiam), которая наряду с несколькими языческими царствами была завоёвана татарами. По мнению С. А. Аннинского Меровия находилась к северу от реки Волги, между реками Унжа и Ветлуга. Л. Н. Гумилёв считает, что эти страны были захвачены в 1235 году[18]. Н. В. Морохин предполагает, что в Меровии есть два этнотопонима, указывающих на проживавшую в этих местах мерю - Маура, Мериново.

Последний раз меря упоминается в «Житии Авраамия Галицкого», написанного в середине XVI века Протасием, игуменом Чухломского монастыря, о событиях 2-й половины XIV века[20]. Когда в XIV веке Авраамий Галичскийрешил поселиться на Галичском озере, там жили «человеци по дубравам некрещении, наричеми меря».

По данным археологических раскопок и ориентировочно по данным обширной дославянской топонимики этих мест, меря были финно-угорским народом с языком, близким, вероятно, марийским языкам, вепсскому, мордовским (эрзянскому и мокшанскому).

По всей видимости, название народа меря произошло от угро-финского слова «мёри», что означало «человек». Очень похоже называют себя и ныне существующие близкие мерянам народы - «мари» - марийцы, «морт-коми» - коми (зыряне), «морт-уд» - удмурты (вотяки), «морт-ва» - мордва.

Как замечает Седов, меря, которая участвовала в призвании варягов и походах Олега, было уже не поволжско-финским племенем, а населением из Ростовской земли, сформировавшимся в условиях славянско-мерянского симбиоза

Меря упоминается в стихотворении Александра Блока «Русь моя, жизнь моя»: «Чудь начудила, да Меря намерила / Гатей, дорог, да столбов верстовых…».
Previous post Next post
Up